Главные вкладки

    Урок по теме: "Соли и их классификация"
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    закрепление знаний по темам: "Оксиды", "Кислоты", "основания" в игровй форме

    изучение нового материала по теме: "Соли"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka__soli.docx26.38 КБ
    Office presentation icon soli.ppt988 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока  химии

    8 класс

    Тема урока  «Соли и их классификация».

    Учитель Кузнецова А.С.

    Цель урока:  сформировать понятие о солях и их классификации и закрепить умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности.

    Задачи урока 

    1. Образовательные.

    1. Познакомить с понятием солей.

    2. Рассмотреть состав и название солей.

    3. Продолжить обучение школьников определению валентности элементов в сложных соединениях.

    4. Научить составлять формулы солей.

    II. Воспитательные.

           Формирование всесторонне развитой личности; показать значимость солей; выработать умение работы с химическими реактивами, навыки индивидуальной работы

    III. Развивающие.

           Умение анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение  навыков самостоятельной работы. 

    Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим  материал по темам: «Оксиды. Основания, Кислоты». Закрепим умения различать эти классы соединений и характеризовать вещества. А затем перейдем к изучению новой темы.

    Итак, первый вопрос: Какие классы соединений вы знаете? Дайте определение каждому из них. (предполагаемый ответ – Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

    Названия классов соединений повешены на доске:

    Оксиды                          Основания                        Кислоты

           Распределите перечисленные вещества по группам (учащиеся вытягивают карточку с названием вещества, определяют класс соединения и дают характеристику): Al2O3,  FeO, CaO, Cr2O3,  SO3,   WO3, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2,  HCl, HNO3, H2CO3,  HF, H2SO4,  H2S.

    Молодцы, все активно работающие учащиеся получат отметки.

    А теперь перейдем к нашей сегодняшней теме урока, записываем в тетрадях тему: «Соли и их классификация»

    Название соли вам должно быть знакомо, где вы встречались с солями и какие соли вам известны? (предполагаемый ответ: при приготовлении пищи – пищевая соль, в воде – морская)

    Да, действительно соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.

    В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.

    Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

    Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида            натрия 0,8 %.

    Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

    Вот какие удивительные и полезные вещества соли! Посмотрите на образцы солей и подумайте чем все соли похожи и в чем их различие? (предполагаемый ответ – все соли твердые вещества, имеющие различную окраску)

    Правильно соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав.

    Но нас больше интересует состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют!

    Все перечисленные ниже вещества соли. Что общего в этих соединениях и чем  они отличаются:

    Na2SO4                        K3PO4

    BaCl2                             K2S

    Cu(NO3)2                    CaSiO3

    Все они состоят из металла и кислотного остатка.

    Давайте запишем определение солей.

    Cоли – это сложные вещества, состоящие  из    атомов    металла   и кислотного остатка

    Общая формула солей - MexAy,
    где   Ме- метал

     А – кислотный остаток

     x, y – число атомов

    А теперь давайте попробуем выбрать из перечня вещества только формулы солей:

    Na2S                    LiCl                K3PO4

    Mg(OН)2             Fe(OH)2          NH3

     K2SO4                  Ca(NO3)2         Na2O

    Правильно, Na2S, LiCl, K3PO4, K2SO4, Ca(NO3)2 – это все формулы солей.

     Как мы можем различить растворы кислоты и основания, оба прозрачные жидкости? Только с помощью специального индикатора – лакмусовой бумажки: в кислой среде – красный цвет, а в щелочной – синий.

    А какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? В зависимости от того какой металл и какой кислотный остаток входит в состав соли: синяя, красная или может вообще не изменять окраску. (опыт)

    Кроме того, все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl2,                     а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем (опыт). А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

    А теперь будем учиться составлять названия солей, с помощью следующей схемы:

    Название

    кислотного

    остатка

     

    Название металла

    (в Р.п.)

    Указание

    валентности

    (если она

    переменная)

    Пользуясь таблицей на странице 123, составим названия следующих солей:

    KNO3  - нитрат калия

    BaSO4 – сульфат бария

    AlCl3 – хлорид алюминия

    Теперь сделаем обратное задание по названию соли составим ее формулу:

    нитрат магния

    Для этого необходимо:

    1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать валентность            

    2. Найти наименьшее общее кратное

    3. Разделить полученное число на валентность каждого  элемента


    2


                                                              II      I

       Mg(NO3)2

    А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив следующие задания:

    1. Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам:

    Zn…Cl…

     Ba…NO3...

    Ca…PO4

     Al…S…

    Na…SO4

    1. Составьте формулы следующих солей:

    Нитрат меди (II)

    Хлорид ртути (II)

    Силикат магния

    Нитрат натрия

    Карбонат кальция

    Итак, подведем  итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений Соли, дали определение, научились отличать  их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.

    Запишите домашнее задание: §33, упр. 1-4, задачник № 5-106 (в,г)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Химия 8 кл. Урок по теме -Соли в свете ТЭД

    В урок включён материал регионального компонента. Есть возможности применить его к своему региону....

    разработка урока на тему "Соли"

    Методическая разработка урока химии на тему "Соли"...

    Методическая разработка урока по теме "Соли"

    Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обо­з...

    Конспект урока по теме "Соли аммония"

    Конспект урока по теме "Соли аммония"...

    Конспект урока по теме "Соли аммония"

    Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...

    разработка урока по теме "Соли"

    план - конспект урока...