разработка урока на тему "Соли"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Методическая разработка урока химии на тему "Соли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_soli.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Соли

Цели. Образовательные: актуализировать знания о составе и номенклатуре кислот, познакомить учащихся с классификацией и номенклатурой солей, сформировать умение составлять формулы солей.

Развивающие: создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами, используемыми в быту.

Воспитательные: способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, обучить грамотной химической речи.

Оборудование и реактивы. Колбы с образцами кристаллических солей: хлорид натрия, карбонат кальция, нитрат калия, перманганат калия, карбонат натрия, сульфат меди (на колбах указаны только формулы солей без их названия).

Для каждого ученика: таблицы с домашним заданием.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель концентрирует внимание учащихся.

  1. Проверка домашнего задания (7 мин.).

Учитель проводит химический диктант на тему «Названия и формулы кислот».

Учитель называет кислоту, а учащиеся записывают ее формулу. Диктант проводится в двух вариантах; пример такого химического диктанта приведен в табл. 1.

Проверить работы учащихся можно по-разному: в результате взаимной проверке самими учащимися или проверки учителем. Оценивается работа следующим образом: ни одной ошибки – оценка «5», одна или две ошибки «4», три или четыре ошибки – отметка «3», пять или более ошибок – отметка «2».

  1. Подготовка учащихся к активному освоению материала (10 мин.)

Данный этап урока можно провести в форме работы в группах, что активирует интерес учащихся к изучаемой теме. При этом класс необходимо разделить на группы по 4-5 человек.

Учитель показывает заранее приготовленные образцы солей, не называя их, и предлагает определить эти вещества по описаниям. За каждое установленное вещество группа получает баллы (табл.2).

По мере определения веществ учитель на доске записывает тривиальное название вещества, формулу и систематическое название, в результате на доске получается следующая запись (табл. 3).

По итогам такого импровизированного конкурса выясняется группа-победитель. Затем учитель предлагает найти общее в составе веществ, формулы которых записаны на доске. Учащиеся предлагают различные варианты ответа (в том числе и правильный). Учитель поясняет, что данные вещества относятся к классу солей, и формулирует тему урока, поясняя, что цель урока – научиться составлять формулы и названия солей.

  1. Изучение нового учебного материала (10 мин.).

Учитель формулирует определение солей, учащиеся записывают его в тетрадь:

Соли – сложные вещества, образованные катионами металла и анионами кислотного остатка.

Далее учитель объясняет, как составлять формулы солей, зная заряды катиона и аниона: для составления формулы соли необходимо учесть, что абсолютные суммарные значения зарядов катионов и анионов должны быть равны. Так например, в соли Al2(SO4)3 заряд катиона равен +3, а аниона -2, соответственно индексы будут 2 и 3. Дальше учитель показывает примеры составления формул нескольких солей, некоторые примеры учащиеся выполняют самостоятельно.

Затем учитель знакомит учащихся с номенклатурой солей; при этом учащиеся заполняют четвертый и пятый столбцы таблицы 4 (эта таблица есть у каждого учащегося, на предыдущем уроке были заполнены первые столбца).

  1. Закрепление знаний учебного материала (10 мин.)

Учитель предлагает заполнить последний (шестой) столбец табл. 4, составить формулы и название солей. Первые два-три примера учитель записывает на доске, повторяя все этапы составления формул и названий, затем к доске приглашаются учащиеся; последние несколько формул учащиеся составляют самостоятельно, и учитель проверяет выполненное задание.

  1. Домашнее задание (5 мин.)

Домашнее задание: заполнить табл. 5 , составляя формулы и названия солей, образованных представленными катионами и анионами.

Катионы

Анионы

K+

Mg2+

Al3+

Br

KBr

бромид калия

Целесообразно показать, как выполняется это задание на одном –двух примерах или раздать таблицы, в которых уже выполнены несколько примеров.

  1. Завершение урока (1-2 мин.)

Учитель благодарит учащихся за урок, оценивает работу класса в целом  и отдельных учащихся.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...