Внеклассное мероприятие по химии "Слово о гении"
классный час по химии (8 класс) по теме

Безрукова Людмила Сергеевна

Разработку данного мероприятия можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых жизни и деятельности Д.И. Менделеева, в 8-9 классах. К разработке прилагается электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:




































Внеклассное мероприятие



«Слово о гении»







Провела:



Безрукова Л.С.



Учитель химии ООШ № 2





























г. Ковров



2009 г.




Цели:

  1. популяризация знаний о жизни и деятельности Д.И. Менделеева;
  2. патриотическое воспитание учащихся через осмысление научного подвига великого русского учёного;
  3. формирование мотивации изучения химии;
  4. развитие познавательной активности учащихся, творческих способностей.

Оформление кабинета

  1. Плакат с названием вечера,
  2. портрет Д.И. Менделеева,
  3. стенгазеты, посвящённые юбилею учёного: «Слово о гении», «Менделеев и живопись», «В мире химических элементов» и др.,
  4. выставка книг о Д.И. Менделееве,
  5. компьютерная презентация о жизни и деятельности Д.И. Менделеева,
  6. музыкальное сопровождение: «Ноктюрн» Шопена, «Лиможский рынок» Шопена, «Звёздный дождь» и др.

     1-й ведущий. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу наших знаний о природе, овладению её тайнами, использованию их на благо человека. Среди них имя Д.И. Менделеева по праву занимает одно из первых мест.

     2-й ведущий. 8 февраля исполняется 175 лет со дня рождения Д.И. Менделеева. Этому знаменательному событию в истории науки мы посвящаем химический вечер «Слово о гении».

     1-й ведущий.  Д.И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в сибирском городке Тобольске в семье директора гимназии. Он был последним семнадцатым ребёнком (слайд «Тобольск»).

     Ему не исполнилось и года, когда его отец ослеп и вынужден был оставить службу (слайд «Портрет отца»). Основная тяжесть забот о семье и воспитании детей легла на плечи Марии Дмитриевны – матери учёного (слайд «Портрет матери»). Митя «младшенький» был её любимцем. Он был  впечатлительным ребёнком, обладал хорошей памятью, способностями к счёту.

    В гимназии Д.И. Менделеев учился сначала посредственно. В старших классах он заинтересовался физикой и математикой, успехи юного гимназиста росли, и в выпускном аттестате были только две удовлетворительные оценки: по закону божьему и по русской словесности. Учителя гимназии отмечали у Д.И. глубокий ум и большие способности. Поэтому мать задалась целью дать ему хорошее образование.

     2-ведущий. В 1950 г. Д.И. Менделеев поступил в Петербургский педагогический институт на физико-математический факультет, здесь у него появляется к химии, много времени он проводил в химических лабораториях. (слайд «Д.И. Менделеев в 1855 г.).

     В 1855 г. Д.И. Менделеев окончил институт, получил звание «Старший учитель» и золотую медаль. Некоторое время он работает учителем в гимназии, затем в Петербургском университете. Вскоре молодого талантливого учёного отправляют за границу, где он работает в лабораториях известных учёных. По возвращении Д.И. Менделеев получает место профессора в Петербургском университете (слайд «Петербургский университет»).

     В среде студенчества Д.И. Менделеев пользовался огромным уважением и популярностью. Одновременно с преподавательской деятельностью Д.И. Менделеев занимается научными исследованиями.

     В 1869 г. в результате длительной и кропотливой работы им был открыт периодический закон – основной закон химии. (Звучит пьеса «Невесомость»).

   

 Сценка «Спор элементов»

(В сценке участвуют 11 учащихся).

1-ый ученик

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

и тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо Природы

является гений

и в хаосе этом

находит порядок…

Весь мир большой:

жара и стужа,

планет круженье, свет зари –

всё то, что видим мы снаружи,

законом связано внутри.

Найдётся ль правило простое,

что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит

Природы ищет Алфавит.

2-й ученик

Случилось в Петербурге это.

Профессор университета

писал учебник для студентов…

Задумался невольно он.

«Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?»

Искали многие решенье,

Но, проходя лишь полпути,

бросали. Мучило сомненье:

«А можно ли закон найти?»

Мир состоит из элементов.

(В то время знали шестьдесят.)

А сколько их всего? На это

нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он:

«Тут должен, должен быть закон!»

Упрямо он искал решенье.

Был Труд, Надежда и Терпенье,

и Вера в то, что он найдёт!

Он так работал целый год.

3-й ученик

Но вот дела отложены,

Расчёты прерываются.

С утра в поездку дальнюю

Учёный собирается.

Все чемоданы собраны.

На козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду,

А барин всё копается!»

А барин одевается

И к двери направляется.

Он к двери на-прав-ля-ет-ся…

И вдруг!!!

Шляпа брошена в углу!

Он бросается к столу.

И сточит карандашом.

Наконец-то! Он нашёл!

Он на чём попало пишет

Ничего вокруг не слышит

Наконец-то понял он, в чём разгадка, в чём закон!...

Из кабинета не выходит…

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но все ж Таблица не выходит…

Тогда усталостью сражён, лёг на диван и видит сон…

(Под тихую музыку, кружась и мелькая, появляются учащиеся со знаками химических элементов).

4-й ученик

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали, то шипели,

То сверкали,

То в покое пребывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, Бериллий, Водород…

Перепутались все свойства,

недалёко до беды.

1-й ведущий

Вдруг команда:

«Стройся, войско! –

Стали строиться в ряды,

(учащиеся выстраиваются в ряд)

Во втором ряду волненье:

Все боятся окисленья.

Литий

Поглядите!

2-й ведущий

Злится литий!

Литий

Фтор – ужасный окислитель!

Я не стану в этот ряд!

Пусть другие здесь горят!

1-й ведущий

И бериллий мрачно мыслит:

Бериллий

Кислород нас всех окислит!

И, простите за повтор:

Как несносен этот фтор!

2-й ведущий

Бор кивает головой,

Но не рвётся сразу в бой!

1-й ведущий

И азот не лезет в спор,

Но зато взорвался фтор:

Фтор

Ах! Так мы для вас не пара!

Кислород!

Поддай им жару!

Окисляй!

За мной!

Вперёд!

Углерод

Стойте!

2-й ведущий

Крикнул углерод

Углерод

Я и уголь, и алмаз.

И за них я, и за вас!

Я сражаться не горю,

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине!..

1-й ведущий

Третий ряд! Трубите сбор!

Натрий, Магний, Алюминий,

Кремний, Фосфор, Сера, Хлор!

По порядку, по закону

элементы встали в ряд.

5-й ученик

И выходит, что в колонну

Все похожие стоят!

Кремний встал за Углеродом,

Сера схожа с Кислородом.

Алюминий встал под Бор –

Замечательный подбор!

Ряд пристраивают к ряду.

А рядов то десять к ряду

(Показывает по таблице).

Металлы под металлами,

едкие под едкими,

ковкие под ковкими

идут своими клетками.

По порядку всё стоит,

Вот Природы Алфавит (Уходят).

(Звучит пьеса «Горные лыжи».)

     2-й ведущий. Упорно занимаясь наукой, Д.И. Менделеев никогда не противопоставлял теорию и практику. Он изучает нефтяное дело в Баку, едет в Донецкий бассейн, где изучает каменноугольную промышленность, предлагает срочно строить новые железные дороги, выезжает в экспедицию на Урал для изучения железорудной промышленности, занимается агрохимией.

     1-й ведущий.  Всё касалось учёного! Мечтал он и об открытии Северного полюса. А в 1887 г. в 52-летнем возрасте совершил самостоятельный полёт на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, за что получил медаль Французской Академии аэронавтики (слайд «Воздушный шар»). Будучи знатоком и ценителем произведений искусства Д.И. Менделеев сближается с художниками-передвижниками и в 1893 г. избирается членом Академии художеств.

     2-й ведущий. В начале 1890 г. в университете начались студенческие волнения. Д.И., самого популярного и уважаемого педагога, студенты просили передать правительству петицию с политическими требованиями. Взять на себя такое поручение было далеко не лёгкой задачей. И здесь проявилось величие Д.И. Менделеева как человека и гражданина. Петиция не была принята, и учёный навсегда покинул столь любимый им университет (слайд «Уход из университета»).

     1-й ведущий.  Последние годы Д.И. Менделеев работает в Главной палате мер и весов (слайд «Палата мер и весов»). Растёт его известность за рубежом. Выдающиеся заслуги учёного отмечены почти всеми крупными университетами, научными обществами, они избрали его своим членом. И только Российская Академия не избрала его действительным членом (из-за засилья в ней немецкой школы) (слайд «Магистр»).

     2-й ведущий (Звучит «Ноктюрн до-минор» Шопена).  2 февраля 1907 г. Д.И. Менделеев скончался от воспаления лёгких. Весть о смерти учёного всколыхнула всю русскую общественность. Нескончаемые вереницы людей тянулись к Волкову кладбищу. Над траурной процессией возвышался громадный транспарант, на котором огромными буквами была изображена Периодическая система. Она трепетала в порывах северного ветра и походила на громадную птицу, несущую имя великого учёного в бессмертие.

     1-й ведущий. Велико наследие учёного. Свыше 1500 работ написано им. Они составили 56 томов. Имя великого учёного сохранено в названиях улиц, учреждений, учебных заведений. Чтобы ближе познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося учёного можно прочитать книги, некоторые из них представлены на стенде (обращается к стенду).

     2-й ведущий. Переходим ко второй части нашего вечера – страничке занимательной химии. (Демонстрация занимательных опытов: «Зажигание костра водой», «Звёздный дождь», «Фейерверк в жидкости», «Дым без огня»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие - Гений земли Хвалынской

Внеклассное мероприятие, посвящённое художнику К.С. Петрову - Водкину....

Внеклассное мероприятие "Гений земли Русской"

Внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Форма проведения -устный журнал....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ "ГЕНИЙ ЛОМОНОСОВА"

Методическая разработка внеклассного мероприятия о М.В.Ломоносове посвещена его трёхсотлетнему юбилею и предназначена для коррекционных школ. В частности, проводилось мероприятие в школе 1 вида. данна...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Внеклассное мероприятие "Я-гений"

Внеклассное мероприятие "Я-гений" среди 5-7 классов...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Внеклассное мероприятие "Прикосновение к творчеству гения"

Цель этого внеклассного мероприятия: познакомить обучающихся с научным и музыкальным творчеством А.П. Бородина, развивать их эстетический вкус и риторические способности, воспитывать чувство прекрас...