Внеклассное мероприятие "Прикосновение к творчеству гения"
материал по химии на тему

Дедух Татьяна Михайловна
Цель этого внеклассного мероприятия: познакомить обучающихся с научным и музыкальным творчеством А.П. Бородина, развивать их эстетический вкус и риторические способности, воспитывать чувство прекрасного, патриотизм и национальную гордость. На экран через мультимедиапроектор выведены тема мероприятия: «А.П. Бородин - химик и композитор», портрет композитора и высказывания выдающихся людей об этом человеке: «Первоклассный химик, которому многим обязана химия» (Д.И. Менделеев), «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе» ( В.В. Стасов), портреты современников и сподвижников А.П. Бородина: М.И. Глинки, В.В. Стасова, Н.А. Римского- Корсакова, М.П. Мусоргского, Д.И. Менделеева, Н.Н. Зинина. Учитель химии. Сегодняшнее мероприятие - одновременно по химии и музыке. На нём вы узнаете о гениальном человеке и соприкоснётесь с его научным и музыкальным творчеством. Это русский композитор и талантливый химик, учёный и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель Александр Порфирьевич Бородин. Обучающиеся рассказывают об основных этапах жизни А.П. Бородина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_1.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по химии

Прикосновение  к творчеству гения.

         

                   Да  здравствуют музы,

                  Да здравствует разум!

                      Ты, солнце святое, гори.

                                                 А.С. Пушкин.

Учитель химии МОАУ  СОШ с. Озёрное Т.М. Дедух

Цель этого внеклассного мероприятия: познакомить обучающихся с научным и музыкальным   творчеством А.П. Бородина, развивать их эстетический  вкус и риторические  способности, воспитывать чувство прекрасного, патриотизм и национальную гордость.

На  экран  через  мультимедиапроектор  выведены тема  мероприятия: «А.П. Бородин - химик и композитор», портрет композитора  и  высказывания выдающихся людей об этом человеке: «Первоклассный химик, которому многим обязана химия» (Д.И. Менделеев),

«Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе» ( В.В. Стасов), портреты современников и сподвижников  А.П. Бородина: М.И. Глинки,  В.В. Стасова, Н.А. Римского- Корсакова, М.П. Мусоргского, Д.И. Менделеева, Н.Н. Зинина.

Учитель химии. Сегодняшнее мероприятие - одновременно по  химии и музыке. На нём вы узнаете о гениальном человеке и соприкоснётесь с его научным и музыкальным творчеством. Это русский композитор и талантливый химик, учёный и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель Александр Порфирьевич Бородин.

Обучающиеся рассказывают  об основных этапах жизни А.П. Бородина.

 Семья и детство А.П. Бородина.

    31 октября ( 12 ноября) 1883 года  в Царском Селе  под  Петербургом родился мальчик. Ему дали имя Александр. Его отцу было 60 лет, он происходил из княжеского рода. Согласно обычаям того времени мальчика, который был  незаконнорожденным ребёнком, записали сыном слуги князя, таким образом, со дня рождения Александр стал крепостным своего отца.

Детские увлечения Александра были весьма разнообразны: он самостоятельно учился играть на фортепиано и с усердием  проводил несложные  химические опыты, например  любил изготовлять фейерверки, Его комната была наполнена разными склянками с разными веществами. Летом 1850 года он отлично сдал экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской  гимназии. Осенью этого же года Бородин поступил вольнослушателем на медицинское отделение Медико- хирургической академии.

Учёба в Медико-хирургической академии.

Деньги за обучение внесла мать Бородина - Авдотья Константиновна . Чтобы создать сыну благоприятные условия для учёбы, она сняла квартиру близ академии.

           Учился Саша легко, основательно, был в числе  успевающих учеников. С наибольшим интересом  изучал такие предметы, как химия, анатомия, биология, ботаника. Но как ни увлечён был юный  Бородин  занятиями в  академии, он  не  оставлял  музыки. В  то  время он  познакомился  с  камерно-инструментальной  музыкой, музыкой  М.И.Глинки. В 1856 г. Бородин  закончил академию на «отлично», но вместо золотой медали он получил только красный диплом, так как на одном из младших курсов имел плохую отметку за вольный пересказ текста из Священного Писания.

           В дальнейшем А. П. Бородин приступил к написанию диссертации и в  1858 г. Защитил её.

          В то время Бородин писал много романсов. Его романс(баллада) «Море» отличается реалистическим современным звучанием. Молодой пловец возвращается домой в лодке и гибнет у самых берегов отчизны. Но пессимизма в балладе нет: она проникнута верой в человека, дерзающего вступать в единоборство с могучими силами природы. Слова написал В. В. Стасов . Он назвал этот романс «высшим из романсов Бородина, самым великим по силе и глубине создания».

      Так, с 1867 по 1870 год  Бородиным  было создано много замечательных романсов, некоторые, например «Спящая княжна», «Песня тёмного леса», «Морская царевна», «Море», на собственные слова композитора. «Спящая княжна» названа самим автором «сказкой» и посвящена Римскому-Корсакову. Эта вокальная сказка-сочинение смелое и вдохновенное, в новой, оригинальной манере письма. Достаточно услышать «повисшие» секунды, которые повторяются, подчёркивая ритмическое раскачивание колыбельной и создавая картину зачарованного волшебного сна. Гармоническая красочность, подобная найденной в этом романсе, впоследствии возникнет у французских композиторов Дебюсси и Равеля. (Звучит фрагмент из «Спящей княжны».)

    “Песню тёмного леса»  Бородин назвал старой песней. И это не случайно. Романс близок песне- сказанию, эпическому сказу о богатырской сильной волюшке. Суровым характером, мужественным звучанием голоса и фортепиано, а также изменчивостью размера «Песня  тёмного леса» сродни русским былинам. Композитор отказывается здесь от привычного для европейской музыки равномерного деления на такты, заменяя его свободным чередованием пяти, трёх, четырёх, шести долей в такте, присущим былинам и народным  русским песням. Эта нерегламентированность придаёт музыке ощущение стихийной мощи.

           Замечательны не только эпические  романсы  Бородина, но и его лирика, особенно на стихи Гёйне и Пушкина. Пушкинская элегия «Для берегов отчизны дальной» принадлежит к числу шедевров русской вокальной лирики. Хотя романс посвящён жене композитора - Е.С. Бородиной, он был написан в 1881 году под впечатлением смерти М.П. Мусоргского. В скорбной и возвышенной музыке воплощены страстное признание в любви, щемящая боль утраты, горечь прощания.

Научная командировка в Гейльдельберг.

      В 1859 г. Бородин отправился в научную командировку в Гельдельберг, там он впервые познакомился с Д. И. Менделеевым. Именно в Гельдельберге он работал над поиском рациональных способов получения целого ряда органических кислот. Бородин действовал парами брома на серебряные соли валерьяновой и масляных кислот.

       Работать с бромом нелегко, его красноватые пары вызывают кашель, опыты приходилось вести под тягой. Однако Бородину удалось получить новые интересные соединения. Сообщение об этом вскоре появилось в бюллетене Парижского химического общества. Чтобы вводить в молекулы новые группы атомов, Бородин использовал реактив с необыкновенными свойствами- цинкэтил. Несведущему человеку цинкэтил показался бы волшебным эликсиром алхимиков. Ведь если его вылить на стол , он воспламеняется и горит ярким пламенем, оставляя налёт оксида цинка. Получив цинкэтил, Бородин нагревал его в запаянной трубке с этиловым эфиром бензойной кислоты. В результате реакции образовался углеводород бутан.

        Не прошло и несколько лет, как эта реакция заняла свое место в учебниках органической химии. Хотя Бородин не достиг намеченной цели (ему не удалось получить новые, ещё неизвестные кислоты), но на пути к ней он сделал интересные открытия.

Фортепианные произведения Бородина.

        А. П. Бородин был не только известным химиком, но и музыкантом. Бородин боготворил фортепиано, но написал немного фортепианных произведений. Среди них «Маленькая сюита», которая состоит из семи небольших пьес. Музыка раскрывает светлую мечту о счастье. Произведение проникнуто поэтическим очарованием, его отличают изящество форм, большая выразительность и богатство гармонических средств, а также красочное многотембровое звучание фортепиано.

       Если романсы А. П. Бородин создавал довольно быстро, то работа над крупными сочинениями растягивалась на долгие годы, а иногда и десятилетия. Бородин работал над произведениями очень тщательно, кропотливо, как истинный учёный. Он сочинял много вариантов, отбирал лучшие. Но главная причина  долгой работы  была, по-видимому, в том, что он разрывался между музыкой, химией и общественной деятельностью и в довершение всего не имел хорошо налаженного быта. В «Летописи» Н. А. Римского-Корсакова есть страницы, посвящённые описанию жизни Бородина, они живо и ярко передают характер композитора, а также ту атмосферу, в которой жил этот гениальный человек: «Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или от чая, и милейший Бородин вставал не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать… Не считая воспитанниц, которые у них в доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней  и даже  сходили с ума, и Бородин  возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. … Частенько оказывалось, что в играть на фортепиано нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит».Конечно же, всё это не только не помогало его творчество, но и прямо ему препятствовало. Однако надо сказать, что и в самом характере композитора заключалась одна из причин долгой работы над произведениями. Например, после  Первой симфонии, исполненной  в 1869 году, композитор, вдохновлённый успехами, задумал Вторую и играл оттуда целые эпизоды, но при этом его влекло к опере, о чём он говорил своим друзьям. Стасов вскоре придумал для него сюжет ,взятый им из  «Слова о полку Игореве «, и написал подробный сценарий. Бородин откликнулся  письмом, из которого видно, что сюжет ему оказался  удивительно по душе, он начал даже по нему какую-то предварительную работу. Но через год совершенно к сюжету охладел и снова стал с жаром заниматься симфонией, закончив в 1871 году первую часть. Но тут случился новый неожиданный поворот судьбы. Директор императорских театров С. А. Гедеонов решил поставить оперу-балет «Млада» и предложил написать музыку Минкусу ,а также «кучкистам»- Бородину, Кюи, Мусоргскому, Римскому-Корсакову. Исторический сюжет, сцены языческого богослужения, страстная, безумная любовь героев привлекли внимание Бородина, он оставил работу над прежними сочинениями и создавал ряд замечательных сцен для «Млады». Затем продолжилось сочинение симфонии, вновь вернулся интерес к опере. Всё, что было предназначено для «Млады», постановка которой тогда не состоялась, вошло в оперу «Князь Игорь».

   Участие Бородина в съезде химиков.

    1 ученик   

       То время было смутным для химии. Учёные, словно строители легендарной Вавилонской башни, говорили на разных языках и не могли договорится друг с другом. Например, сторонники Берцелиуса  писали формулу воды как HO, серную кислоту обозначали формулой, состоящей из двух частей:HO+SO.

       Сторонники французского химика Жерара записывали эти формулы так, как их пишут сейчас:H2O, H2SO4.

       Доходило до того, что  каломель путали  с сулемой, метан с этиленом, воду с перекисью водорода. К тому же существовала невероятная путаница в основных понятиях химии.

 Конец смутному времени  должен  был положить конгресс, которого учёные ждали с нетерпением. Конгресс открылся 3 сентября 1860 года в г. Карлсруэ. В его работе участвовали и русские учёные: Д.И. Менделеев, Н.Н. Бекетов, А.П. Бородин. Обладай Бородин  хотя бы небольшой долей тщеславия, он мог бы возгордиться: мало того, что он, совсем ещё молодой химик, приглашён на международный конгресс - его избрали в комитет, на который была возложена ответственная задача выработки решений. Д.И. Менделеев писал :  «На конгрессе приятно было видеть, что новые начала, которым все молодые русские химики давно следуют, взяли верх над рутинными понятиями, господствующими в массе химиков».

     Бородин много раз слышал просьбы знаменитых химиков и музыкантов отказаться от одного из своих занятий. «Господин Бородин, - часто говорил студенту профессор Зинин,-  поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю все свои надежды». «Займитесь музыкой» ,- призывал уже известного профессора-химика композитор Римский- Корсаков. Но А.П. Бородин не мог жить и без музыки, и без химии. Работая в химической лаборатории г. Пизы, в 1862 г. П

при фторировании  хлористого бензоила он получил первое ароматическое фторорганическое соединение- фтористый бензоил. В настоящее время это вещество используют в качестве добавки к пластмассам для предотвращения процесса их старения.

В 1864 г. Бородин начал многолетние исследования, посвящённые альдегидам, и в то же время приступил к созданию Первой симфонии. И  в музыке, и в  химии  Бородин  был новатором, прокладывающим путь в ещё не исследованные и не освоенные области. Он знал вдохновение, знал яркие вспышки интуиции и за роялем, и за лабораторным столом. Но и в минуты вдохновения он умел сдерживать порывы фантазии и проверять её неумолимо строгой логикой, от каждого музыкального образа он требовал такой же чёткости и чистоты, какой добивался, создавая новое химическое соединение.

2 ученик

Работа над первой частью  Первой симфонии поначалу продвигалась очень быстро. Поддержка Балакирева и Мусоргского придавала композитору силы. Одновременно он сочинял и другие части симфонии. Вся комната Александра Порфирьевича была завалена бумагами. Произведение было написано карандашом, и, чтобы карандаш не стирался, Бородин покрывап рукопись желатином или яичным белком. Так химик помогал композитору.

      Но Бородин не мог заниматься одной музыкой, поэтому работа над Первой симфонией затянулась. Только в 1867 г. Симфония была исполнена. Она состоит из 4-х частей. Первая  часть эпически величавая. Вторая часть- скерцо. Поток звуков становится стремительным, а в середине звучит мелодия, напоминающая русскую песню. Третья часть- анданте- даёт представление о Востоке с его прихотливостью. Заканчивается симфония жизнерадостным финалом. Это произведение полно света , жизни и радости.

       Вторая симфония была закончена полностью в 1876 г. И исполнена в следующем году в концерте Русского музыкального общества. Симфония успеха не имела, что ещё раз подтвердило правильность выражения «нет пророка в своём отечестве». Новую русскую школу и Бородина, как ярчайшего представителя, сначала оценила по достоинству не русская публика, а европейская- в Германии, Бельгии, Франции бурно аплодировали тем сочинениям, которые, как Вторая симфония Бородина, на родине вызывали в лучшем случае «умеренное сочувствие». А между тем А.П. Бородину принадлежит роль одного из основоположников русской классической симфонии и квартета. Эту честь он разделил с П.И. Чайковским.

       Вторую симфонию В.В. Стасов назвал «Богатырской» и указал на её родство с оперой «Князь Игорь». «Сам Бородин рассказывал мне не раз,- вспоминал он,- что в Адажио он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части- собрание русских богатырей, в финале- сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». С тех пор название «Богатырская» утвердилось за симфонией очень прочно. Действительно, образы, созданные композитором в симфонии, настолько монументальны, величественны и широки, что оказываются сродни героическому русскому эпосу и музыке самого Бородина в его «Князе Игоре».Программа же симфонии, переданная Стасовым, несколько сужает содержание этого величественного симфонического произведения. Поэтому правильнее считать «Богатырскую» «чистой» симфонией. Близость музыкального материала к опере «Князь Игорь»  может служить лишь ориентиром в симфоническом действии, но не делает его программно конкретным. По- видимому, так считал и сам композитор, не опубликовавший программы, рассказанной Стасову. Героическое, богатырское начало, заложенное в симфонии, ощущается всеми, кто её слушает. Помимо определения «Богатырская» она получила ряд других наименований. В мае 1873 г. Стасов писал родным: «Нынче ночью мы опять слушали «Львиную симфонию» силача Бородина». Мусоргский называл симфонию «Тузовой» и «Героической». Во всех этих определениях проступало общее: они подчёркивают масштабность, величественность, монументальность, стихийную мощь музыки. (Звучит фрагмент из Второй симфонии).

3 ученик.

Замечательное произведение древней русской литературы 12 века «Слово о полку Игореве»  увлекло Бородина и вдохновило его на создание оперы. В «Слове» рассказывается о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев. Автор «Слова» призывает русских князей к объединению, в этой патриотической направленности и заключается прогрессивная роль этого памятника древнерусской литературы.

           Сюжет предложил В.В. Стасов, он же сделал первые наброски содержания. И в последующие годы Стасов много помогал Бородину в работе над оперой: отыскивал в библиотеках материалы по истории Киевской Руси, старинные русские песни и мелодии восточных народов.

            Работа была начата в 1869 г. , затем в силу разных причин приостановлена на долгое время. В частности, это было связано с тем, что композитор начал работать над Второй симфонией, Бородин  как учёный тяготел к обобщённому мышлению отвлечёнными категориями, ему свойственна была потребность охватить явление целиком, а затем рассмотреть проявление общего в частном. В музыке, как ему казалось, удобнее всего обобщить впечатления в форме симфонического цикла. Вторая симфония- произведение национальное самобытное. Мощь, величие, неукротимость стихийных сил и светлая лирика, глубокое эпическое начало заключены в этом произведении. Стасов  называл её «львиной, богатырской».

             Друзья упрекали композитора в медлительности. Они подарили ему маленькую игрушечную черепаху, чтобы она напоминала о незаконченном произведении. Наконец в 1874 г. Бородин вернулся к опере. Однако постоянная нехватка времени не позволила композитору её закончить. После смерти А. П. Бородина её закончили Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Премьера оперы состоялась в 1890 г. В Петербурге, ей сопутствовал успех. До сих пор эта опера входит в репертуар музыкальных театров всего мира.

               « Князь Игорь»- лирико-эпическая опера в 4 действиях с прологом. Музыка оперы во многом основана на интонациях народных песен- русских и восточных. Яркими красками, многократно и правдиво нарисованы Русь и Восток. В этом Бородин был последователем Глинки, который для изображения стана врагов также находил художественно убедительную характеристику ( опера «Иван Сусанин»).

               Бородин создал яркие человеческие образы. Особенно дорог был композитору образ Ярославны (жены князя Игоря). В нём ярко выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Ярославна обращается и к солнцу, и к ветру, и к Днепру Славутичу, то упрекая их, то призывая на помощь к своему милому. В «Плаче Ярославны» (4 действие) звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не смолкнет до тех пор, пока на Земле не затихнет навсегда грохот битв.

               Образ Ярославны противопоставлен образу Кончаковны ( жены хана Кончака, предводителя половцев). Они обе умеют сильно любить. Но русская женщина готова на самоотречение, когда этого требуют честь и долг.

               Образ князя Игоря- воплощение идеи патриотического долга, героизма, чести:

С честью пасть иль врагов победить

И с честью вернуться.

     

                 Лучшая часть оперы- ария князя Игоря из 2-го действия. В ней Игорь предстаёт как мужественный, доблестный воин, страдающий человек с любящим сердцем. Воспоминания о роковой битве у реки Каялы и гибели русской рати пробуждают у пленника страстное стремление к свободе, мечту о новом походе на врага. Полна неудержимого порыва и мужественной силы основная героическая тема арии: «О, дайте, дайте мне свободу». Ярким контрастом звучит светлая лирическая средняя часть- обращение Игоря к любимой Ярославне («Ты одна, голубка лада»). Затем снова возвращается тема душевных терзаний пленного князя. Ария заканчивается скорбной музыкой.( Звучит ария князя Игоря из 2-го действия.)

4 ученик.

 Очень  ярок контраст между русским князем и половецким ханом. Хан Кончак предлагает Игорю дружбу, всё, что ему самому кажется желанным, предлагает даже разделить власть, господство. Но Игорь честен и упрям, даже когда имеет дело с врагом. Он сам добывает свободу, чтобы спасти Русь и сломить её врагов.

                 Половецкий стан описан ярко, колоритно. Половецкие песни и пляски из 2-го действия представляют собой балетную вокально- оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных восточных образов: задушевных, лирических, воинственных, мужественных. Задумчиво- мечтательную песню- пляску «Улетай на крыльях ветра» сменяется дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует пляска, прославляющая доброту и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков, гибкой и лёгкой. Затем пляски чередуются, фрагмент завершается общей кульминационной пляской.(Звучит фрагмент из половецких плясок 2-е действие.)

                 Композитор создавал оперу в течение 18 лет. В ней мощь эпической поэзии, грандиозность народных сцен и картин, изумительная живопись характеров и личностей. Опера- проявление яркой грани музыкального таланта разносторонней личности Бородина- музыканта, учёного, просветителя.

Смерть Бородина.

Александр  Порфирьевич Бородин умер  15 (27) февраля 1887 г.Утром этого дня он ещё импровизировал на тему Третьей симфонии, а около полуночи на праздничном вечере он, как вспоминал Стасов, вдруг упал, «не испустив ни стона, ни крика, словно страшное вражеское ядро ударило в него и смело его из среды живых».

       Он прожил короткую (всего 54 года), но очень яркую жизнь. Бородин был современником Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова,

В.Г. Перова, В.М. Васнецова, В.А. Серова. Его окружала целая плеяда великих людей. Среди которых были и такие музыканты, как М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, Ф. Лист, Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейн, А.С. Даргомыжский, и учёные Д.И. Менделеев, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...

Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина литературный вечер "Я вас любил"

Материал представляет собой трогательный рассказ о любви поэта к своей жене Н.Н. Гончаровой и производит незабываемое впечатление на школьников....

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя

Материал для изучения жизни и творчества Н.В. Гоголя...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.А.ЕСЕНИНА

Презентация является наглядным материалом к уроку по внеклассному чтению в школе VIII вида по творчеству С.А.Есенина "Образ родной природы в песенном слове С.А.Есенина"...

Презентация по литературе "В.А. Жуковский. Жизнь и творчество гения"

Презентация посвящена жизни и творчеству В.А. Жуковского...