Генетическая связь между классами неорганических веществ
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Гаврилова Светлана Викторовна

Урок-игра используется в 8 классе по программе О. С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genetich_svyaz.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока-игры в  8 классе по теме:

«Генетическая связь между классами неорганических веществ».

Слайд № 1.

Цель урока:

усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;

обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними; совершенствование умения составлять уравнения химических реакций.

Задачи урока:

образовательные:

формирование у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ; усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение знания об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними.

развивающие:

     развивать смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и    

     высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;

     практические умения учащихся; познавательный интерес,

     познавательную  активность.

воспитательные:

     воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать

     в коллективе, дисциплинированность, чёткость, организованность в    работе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, мультимедийная установка, слайды, лабораторное оборудование.

Ход урока:

Организационный этап –  2 минуты.

Цель этапа: создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение учащихся в деловой ритм урока; формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

Этап подготовки учащихся, сообщение темы  урока – 3 минуты.

Цель этапа: значение материала изучаемой темы, сообщение цели  задач урока.

        Класс представляет собой команду, которой за один урок необходимо расшифровать название форта. Для того  чтобы это сделать учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить 6 ключей. Собрав  все ключи  вместе и,  используя подсказки, можно получить название форта.

Ключ сделан из картона, с одной стороны магнит, с другой стороны слово. Не все слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок. Урок-игра – это подведение итогов путешествия в мир неорганических соединений. Они живут в удивительном форте, название которого предстоит узнать.

Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей им системы знаний –  23 минуты.

Цель этапа: выполнение учащимися индивидуально, группами или всем классом разных устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения и формирующие знания на основе фактов, явлений, понятий.

        Сначала нужно распределить «визитные» карточки жителей первой комнаты по семействам.

Слайд № 2.

Какие классы неорганических веществ вам известны?

Слайд № 3. Задание.

Распределите вещества – карточки по классам.

CO2 ;       H2O;     H3PO4 ;      CaCl2;     Zn(OH)2;    N2O5;   CuCl2;

H2S;      HCl;     K2O;       Ba(OH)2;     CaSO4.

Когда ученики справятся с первым заданием, они получают первый ключ, на котором написано слово РЕНЕТ.

Игра «Найди родственников».

Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению. К доске приглашаются три ученика.

Слайд № 4.

Необходимо распределить вещества по классам, дать им названия.

CaSO4;     H2SO4;    MgO;     CaO;     Ca(OH)2;     SO2;     MgSO3;     H2SO3;     CaCO3;     H2O;       H3PO4;     CaCl2;     Zn(OH)2;     Ba(OH)2.

После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом. Слайд № 5.

Когда ученики у доски правильно выполнят задание, они получают второй  ключ, на котором написано МИФИЧЕСКАЯ. 

Конкурс «Придумай».

Пока ученики работают у доски, класс выполняет задание: составить схему генетического ряда в общем виде. Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, первый, правильно выполнивший задание, записывает схему  на доске и тоже получает третий ключ: КНЯЗЬ.

Пока ученики получали первые ключи, пришла телеграмма:

Слайд № 6. «Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное. Определите пропавшее вещество» (3 ученика выполняют задание у доски, остальные – в тетрадях).

P    –>   P2O5      –>   A

Ca     –>   CaO      –>   B

A   +   B    –>   C

После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом. Слайд № 7.

Ученики получают ещё один ключ, на котором написано ПОСЕРЕДИНЕ.

Конкурс «Кто быстрее угадает».

Класс работает по группам (задание на экране). Слайд № 8.

1группа.

В результате, какого взаимодействия получается сульфат железа (II). Запишите все возможные реакции.

CuSO4 + NaOH  –>  

2 HCl + CaO  –>  

FeO + H2SO4  –>  

HCl + KOH  –>  

2 группа.

В результате, какого взаимодействия получается вода. Запишите все возможные реакции.

Ca + HJ  –>  

NaOH + HBr  –>  

CaO + H2O  –>  

SO3 + H2O  –>  

Ученики получают  ключ: КЛАСС.

Конкурс «Химический хоккей».

Работа по карточкам (кислоты, соли). Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки – ответ).

Ученики получают последний ключ, на котором написано слово – ВЕЩЕСТВО.

Ученики, у которых в руках ключи, выходят по порядку к магнитной доске и прикрепляют поочерёдно свой ключ лицом вверх, затем садятся на свои места. На доске получилось:

РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ  КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ВЕЩЕСТВО

Этап приведения единичных знаний в систему – 10 минут.

Цель этапа: формирование выводов по изученному материалу.

Чтобы расшифровать  название форта, нужно ответить на вопросы учителя. Каждый правильный – одна подсказка. Работает весь класс. Кто знает ответ, поднимает руку, отвечает с места. Если ответ правильный, учащийся получает подсказку в виде свёрнутого в трубочку листа бумаги. Если подсказка помогла – учащийся записывает полученное слово на доске цветным маркером.

ВОПРОСЫ:

- как определить степень окисления кислотного остатка в кислоте?

- как классифицируются кислоты?

- что такое индикаторы?

- что нужно сделать, что известковая вода помутнела?

- какие правила по технике безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами?

ПОДСКАЗКИ:  Слайд № 9.

1. Замените первую букву слова «ренет» четвёртой буквой алфавита.

2. Уберите синоним слова «легенда» (во втором слове)

3. Замените первые две буквы слова «князь» на 18-ю и 3-ю буквы алфавита.

4. Подберите синоним слова «посередине».

5. Поставьте слово в творительный падеж множественного числа.

6. Убрать окончание слово «вещество».

Получили название форта: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ВЕЩЕСТВ.  Слайд № 10.

Подведение итогов урока. Рефлексия. – 5 минут.

Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив; анализ учебной деятельности.

Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу. Подводятся итоги урока, оценивается работа каждого ученика. Чтобы сэкономить время урока, за правильные ответы даю жетоны, изготовленные из цветного картона (красный – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – удовлетворительно). В конце урока каждый ученик показывает свои жетоны и получает соответствующую оценку.

Этап постановки домашнего задания – 2 минуты.

Цель этапа: сообщение, объём и содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

§ 42,  упр. 1-4, практические работы № 8-9, с. 241.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Генетическая связь между классами неорганических веществ"

Тест содержит различные генетические цепочки превращений неорганических веществ...

Урок химии по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Цель урока: усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений и генетической связи между ними; совершенствование...

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...

Генетическая связь между классами неорганических веществ

В работе представлена методическая разработка урока химии в 8 классе. Представлена презентация по теме, технологическая карта урока, раздаточный материал для учащихся....

"Генетическая связь между классами неорганических веществ"

Технологичекая карта урока на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ" .Разработана для УМК И.И. Новошинский, Н.А.НовошинскаяТип урока: урок "открытия" новых знанийЦель урока: у...

Обобщающий урок по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"

Урок-игра "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений"Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществЗадачи:1.Обобщит...