рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа
по химии 8 класс, разработанная на основе программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) и государственного образовательного стандарта.
Пояснительная записка
Рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Контрольных работ- 5 часов.
Практических работ-4 часа.
Форма итоговой аттестации – контрольная работа.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, ИТК технологии, проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по химии 8 класс, разработанная на основе программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) и государственного образовательного стандарта.
Пояснительная записка
Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Контрольных работ- 5 часов.
Практических работ-4 часа.
Форма итоговой аттестации – контрольная работа.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, ИТК технологии, проблемного обучения.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и авторской программы О.С.Габриеляна. Содержание программы реализуется с помощью учебника Габриеляна О.С. «Химия-8», издательство «Дрофа», 2009 год.
Особенность данной программы состоит в том, что теоретический материал курса рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно изучать фактический материал-химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на конкретном фактическом материале.
Целями обучения химии являются:
- формирование основ химического знания: важнейших факторов, понятий, законов и теорий;
- развитие личности обучающихся, формирование доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
- формирование умений безопасного обращения с веществами в повседневной жизни, формирование экологически целесообразного поведения в быту и на производстве;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
- формирование у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, формирование у них отношения к химии, как возможной области будущей практической деятельности.
Решению задач, воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, логического мышления при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы: реализация межпредметных связей с курсом физики (строение атома), с курсом биологии (обмен веществ), использование укрупненных дидактических единиц, применение алгоритмов при формировании умений, использование дифференцированного подхода, как при изучении материала, так и при выявлении уровня обучения.
Сводная таблица по видам контроля. Химия 8 класс.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 Четверть | Год | итого |
Административный контроль ЗУНов | ||||||
Количество плановых контрольных работ | ||||||
практических работ | ||||||
лабораторных работ | ||||||
Других видов работ | ||||||
Экскурсий |
Список учебно - методического комплекса:
Габриелян О.С. Химия.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010 год.
Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Ростовской области: Учитель,2009.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс: методическое пособие. О.С.Габриелян. - М: Дрофа,2009 год.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. О.С.Габриелян. – М. Дрофа, 2010год.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна. О.С.Габриелян. – М. Дрофа,2010год
Правила техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР, введенные в действие приказом Минпроса СССР от 10.07.1987 № 127. Приложение 5 .
Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин. – М.: Дрофа, 2009год.
Электронный ресурс. Пособие. Виртуальная лаборатория.
Календарно-тематическое планирование по химии, 8 класс,
(2часа в неделю), УМК О. С. Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный | Требования к уровню подготовки выпускников | ||||
1. | Предмет химии. Вещества | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь -определять: - простые и сложные вещества. | ||||
2. | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. | Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). | ||||
3. | Практические работы: №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2 Наблюдение за горящей свечой. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | |||||
4. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. | Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | |||||
5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | |||||
6 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. | Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. | Д. Модели атомов химических элементов. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов | ||||
7-8 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. | Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | ||||
9 | Ионы. Ионная химическая связь. | Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. | Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. | Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. | ||||
10 | Ковалентная связь. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | ||||
11 | Металлическая химическая связь. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | |||||
12 | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. | Решения упражнений Подготовка к контрольной работе | ||||||
13 | Контрольная работа №1 по теме 1 и 2. | |||||||
14 | Простые вещества -металлы. | Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. | Д. Коллекция металлов. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту | ||||
15 | Простые вещества -неметаллы. | Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | Д. Коллекция неметаллов. | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | ||||
16-17 | Количество вещества | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. | ||||
18-19 | Молярный объем газов. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | |||||
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | Решение задач и упражнений Проверочная работа. | ||||||
21 | Степень окисления | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | ||||
22 | Важнейшие классы бинарных соединений. | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. | ||||
23 | Основания. | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. | ||||
24 | Кислоты. | Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
| Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | ||||
25-26 | Соли. | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. | Д. Образцы солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | ||||
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | |||||
28 | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | Д. Модели кристаллических решеток. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | ||||
29 | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Д. Образцы смесей. Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | ||||
30 | Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. | Оформление работы. | Уметь - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. | |||||
31-32 | Массовая доля компонентов и смеси. | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | |||||
33 | Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | |||||
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||||||
35 | Контрольная работа №2.по темам 2 и 3. | |||||||
36-37 | Явления физические и химические. Химические реакции. | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки 5. Помутнение известковой воды 6. Получение углекислого газа. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). | ||||
38 | Химические уравнения. | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | |||||
39-40 | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | |||||
41-42 | Типы химических реакций. | Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. | Д. Химические реакции различных типов. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | ||||
43 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | |||||
44 | Практическая работа №5. Признаки химических реакций. | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | ||||||
45 | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||||||
46 | Контрольная работа №3. по теме 4. | |||||||
47 | Растворение как физико-химический процесс. Типы растворов. | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа). | |||||
48-49 | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | ||||
50 | Ионные уравнения реакций | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | Д. Примеры реакции, идущие до конца. | Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | ||||
51 | Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.
| ||||||
52-53 | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | ||||
54-55 | Основания, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Л.9. реакции характерные для растворов щелочей Л.10. получение и свойства нерастворимого основания. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | ||||
56-57 | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | ||||
58-59 | Соли, их свойства. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | |||||
60 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | |||||
61 | Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | ||||||
62 | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | ||||||
63 | Контрольная работа №4 По теме 5. | |||||||
64 | Анализ контрольной работы. | |||||||
65-66 | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | |||||
67 | Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | ||||||
68 | Портретная галерея великих химиков. | Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. |
Тематическое планирование
1.Введение-6 часов.
2.Атомы химических элементов- 10 часов.
3.Простые вещества – 7 часов.
4.Соединения химических элементов- 14 часов.
5.Изменения, происходящие с веществами-11 часов.
6.Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов-16 часов.
7.Обобщение и систематизация знаний -2 часа.
При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:
Дидактический материал – ДМ;
Домашнее задание - ДЗ;
Урок контроля знаний – К;
Урок ознакомления с новым материалом – УОНМ;
Урок применения знаний и умений – УПЗУ;
Комбинированный урок – КУ
Урок – семинар – УС;
Урок – лекция- -Л
Демонстрация-Д;
Лабораторные опыты- Л;
ПСХЭ - Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
ПЗ - Периодический закон; ПС - Периодическая система
Проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценивании учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина, полнота и осознанность. Учитывается также число и характер, допущенных ошибок.
Оценка устного ответа:
«5»- ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в логической последовательности.
«4»- ответ полный и правильный, но допущены 1-2 ошибки, исправленные по требованию учителя;
«3»- при ответе допущена существенная ошибка или ответ неполный;
«2»- при ответе обнаружено непонимание учебного материала;
«1»- ответ отсутствует.
Оценка письменных работ:
«5»- ответ полный и правильный, допущена 1 несущественная ошибка;
«4»- ответ неполный, или допущены 2 несущественные ошибки;
«3»- работа выполнена не менее чем на половину, допущена 1 существенная и при этом 2-3 несущественных ошибки;
«2»- работа выполнена меньше чем на половину, или допущены несколько существенных ошибки;
«1»- ответ отсутствует.
Оценка умений решать задачи.
«5»- в логическом рассуждении и в решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
«4»- в логическом рассуждении и в решении нет существенные ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущены 1-2 несущественных ошибки;
«3»- в логическом рассуждении нет ошибок, но в вычислении есть ошибки, задача оформлена неправильно;
«2»- в решении и в логическом рассуждении есть существенные ошибки;
«1»- решение задачи отсутствует.
№ | Тема урока | Тип урока | Количество часов по разделу. | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. Измерители | Оборудование | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||||||||
Элементы дополнительного образовательного содержания. | Работа с ОВЗ. | |||||||||||||||||||||||||||||
1(1) | Введение. 6 часов. | |||||||||||||||||||||||||||||
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях | УОНМ | 6 | Знать: химический элемент, вещество, атомы, молекулы» Различать: вещество и тело, простое вещество и химический элемент. | Знать: химический элемент, вещество, атомы, молекулы. | Фронтальный. Раб. Тетрадь: упр. 3,8,9.стр.5-6. | Д.Изделия из стекла, алюминия, модели молекул. | Введение. Пар.1, р.т. упр.1,2,4-7.стр.4-7. | |||||||||||||||||||||||
2(2) | Превращение веществ, Роль химии в жизни человека | КУ | Знать: понятие химическая реакция. Уметь отличать химические реакции от физических явлений. | Отличать химические реакции от физических явлений. | Текущий. Упр.1,2,3 | Д.Горение магния. Л.Прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой. | Пар.2.3;упр.1-4.р.т. упр.1-4стр.7-9 | |||||||||||||||||||||||
3(3) | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. | КУ | Знать: знаки первых 20 химических элементов. Уметь: определять положение химического элемента в периодической системе. Называть химические элементы. | Знаки первых 20 химических элементов. Называть химические элементы. | Фронтальный. Таблица 1 стр.32. | ПСХЭ | Пар.4.р.т. упр.1-5,стр.9-13. | |||||||||||||||||||||||
4(4) | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. | КУ | Знать: определение химической формулы вещества; формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Уметь: определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | Понимать и записывать химические формулы веществ, определять состав веществ по химической формуле. | Работа с ДМ. Упр.1,2,6. | ПСХЭ | Пар.5,упр.1,2.р.т. упр.1-10,стр.13-16. | |||||||||||||||||||||||
5(5) | Массовая доля элемента в соединении. | УОНМ | Уметь: вычислять массовую долю химического элемента в соединении | Вычислять массовую долю химического элемента в соединении. | Работа по карточкам. Упр.6,7. | Карточки – задания. | Пар.5.практ раб.1-2.стр.174-181. | |||||||||||||||||||||||
6(6) | Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в кабинете химии. | ПР. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудова-нием. | Практическая работа№1 ТБ. | Приборы и материалы для практической работы №1. | Раб. Тетрадь упр.1-8,стр.17-19. | |||||||||||||||||||||||
Атомы химических элементов.10 часов. | ||||||||||||||||||||||||||||||
7(1) | Основные сведения о строении атома. | УИНМ | 10 | Уметь объяснять физический смысл атомного номера; Знать: строение атома. | Знать: строение атома. | Текущий. Упр.3,5.стр.43. | Модели атомов. | Пар.6 .упр.3,5. | ||||||||||||||||||||||
8(2) | Изотопы как разновидность атомов химического элемента. | КУ | Знать определение понятия химический элемент, строение атома, значение атомного номера. | Строение атома, значение атомного номера. | Фронтальный. Для закрепления раб.т. упр.1-4 стр.20. | ПСХЭ | Пар.7.упр.3.раб. Т. упр.1-6 стр.21. | |||||||||||||||||||||||
9(3) | Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. | КУ | Уметь: объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода; составлять схемы строения атомов 1-20 элементов. | Составлять схемы строения атомов 1-20 элементов. | Устный. Упр.1,2. | ПСХЭ | Пар.8.упр.2. Раб.т. упр.1-6.стр.23. | |||||||||||||||||||||||
10(4) | Периодическая система химических элементов. | УПЗУ | Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | Изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | Текущий. Упр.3-5.стр.53. таблица, стр.55 | ПСХЭ | Пар.8,9.упр.3-5. раб.т. упр.1-7,стр.26 | |||||||||||||||||||||||
11(5) | Ионная связь | КУ | Знать: понятие «ионы, химическая связь», определять тип химической связи в соединениях. | Определять тип химической связи в соединениях. | Текущий. Упр.2. таблица в раб. Т. стр.31. | Таблицы. | Пар.9. Раб.т. упр.1-3.стр.29. | |||||||||||||||||||||||
12(6) | Ковалентная неполярная химическая связь. | КУ | Уметь определять тип химической связи в соединениях, составлять формулы веществ. | Определять тип химической связи в соединениях. | Текущий. Упр.1-5. таблица в раб. Тет. Стр.33. | Таблицы. | Пар.10.Упр.1-5,раб. Т. упр.1-5,стр.33 | |||||||||||||||||||||||
13(7) | Ковалентная полярная химическая связь. | КУ | Уметь определять тип химической связи в соединениях, составлять формулы. | Уметь определять тип химической связи в соединениях, составлять формулы. | Текущий. Упр.1-5. таблица в раб. Тет. Стр.35 | Таблицы. | Пар.11.упр.1-4.раб. Т. упр.1-7,стр.34. | |||||||||||||||||||||||
14(8) | Металлическая химическая связь. | КУ | Уметь определять тип химической связи в соединениях, составлять формулы. | Уметь определять тип химической связи в соединениях, составлять формулы. | Текущий. Упр.1-5. таблица в раб. Тет. Стр.37 | Таблицы. | Пар.12.упр.1-4.раб. Т. упр.1-7,стр.36. | |||||||||||||||||||||||
15(9) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». | УПЗУ | Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; определять тип химической связи в соединениях. | Определять тип химической связи в соединениях. | Тематический. | Таблицы. | Рабочая тетрадь: стр.38-40. | |||||||||||||||||||||||
16 (10) | Контрольная работа№1 по теме» Атомы химических элементов» | КР | Выяснить степень усвоения изученного материала. | Контрольная работа №1. | ДМ, карточки-задания. | |||||||||||||||||||||||||
17(1) | Простые вещества. 7 часов. | |||||||||||||||||||||||||||||
Анализ контрольной работы. Простые вещества-металлы. | КУ | 7 | Уметь: характеризовать химические элементы на основе положения в Периодической системе и особенности строения их атомов; объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. | Характеризовать химические элементы на основе положения в Периодичес-кой системе. | Текущий. Упр.1-3. в раб.т. стр.41. | Д.Коллекция металлов. | Пар.13.раб. Т. упр.4-6,стр.42. | |||||||||||||||||||||||
18(2) | Простые вещества-неметаллы. | КУ | Уметь: характеризовать химические элементы на основе положения в Периодической системе и особенности строения их атомов; объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. | Характеризовать химические элементы на основе положения в Периодичес-кой системе. | Текущий. Упр.3. в раб.т. стр.41. | Д.Коллекция неметаллов. | Пар.14.раб. Т. упр.1-8,стр.43. | |||||||||||||||||||||||
19(3). | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | УОП | Знать понятия «моль, молярная масса». Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. | Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. | Упр.2(а, б) рабат. упр.6-8 стр.47. | Д.Химические соединения количеством вещества 1 моль. | Пар.15. рб.т. упр.1-5,стр.45. | |||||||||||||||||||||||
20(4) | Молярный объем газообразных веществ. | УОП | Знать понятие «молярный объем». Уметь вычислять объем по количеству вещества или массе. | Уметь вычислять объем по количеству вещества или массе. | Текущий. Упр.1,2 | Д.Модель молярного объема газов. | Пар.16. раб.т. упр.1-8,стр.51. | |||||||||||||||||||||||
21(5) | Решение задач по формуле. | УПП | Знать изученные понятия. Уметь производить вычисления. | Уметь производить вычисления. | Письменный. Раб.т. упр.9-12. стр.50 | Таблицы с формулами. | Пар.15,16. раб.т. упр.9-12. стр.52. | |||||||||||||||||||||||
22(6) | Обобщение и систематизация знаний по теме « Простые вещества» | УПЗУ | Знать понятия «моль, молярная масса». Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества | Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. | Тематический | ДМ | Повторить пар.13-16. | |||||||||||||||||||||||
23(7) | Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества». | КР | Знать понятия «моль, молярная масса». Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества | Контрольная работа №2 | ДМ, карточки-задания. | |||||||||||||||||||||||||
Соединения химических элементов. 14 часов. | ||||||||||||||||||||||||||||||
24(1) | Анализ контрольной работы. Степень окисления. Бинарные соединения. | УИНМ | 14 | Уметь определять степень окисления элемента в соединениях; называть бинарные соединения. | Уметь определять степень окисления элемента в соединениях; называть бинарные соединения. | Текущий. Упр.1,2,4. | ПСХЭ | Пар.17. раб.т. упр.1-5,стр.54. | ||||||||||||||||||||||
25(2) | Оксиды. Летучие водородные соединения. | КУ | Уметь называть оксиды; определять состав вещества по их формулам, степень окисления. | Уметь называть оксиды; определять состав вещества по их формулам, степень окисления. | Текущий. Упр.1,5 раб.т. упр.8-11. стр.56. | Д. Образцы оксидов. Л. Взаимодействие оксида магния с кислородом. | Пар.18. раб.т. упр.1-5, стр.58. | |||||||||||||||||||||||
26(3) | Основания. | КУ | Уметь: называть основания, определять состав вещества по их формулам, степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей. | Уметь: называть основания, определять состав вещества по их формулам. | Текущий. Таблица 4. раб.т. упр.7-11 стр.64. | Д.Образцы оснований. Л. Получение осадков нерастворимых оснований. | Пар.19. упр.2-6. раб.т. упр.1-5.стр.61. | |||||||||||||||||||||||
27(4) | Кислоты. | КУ | Знать формулы кислот. Уметь: называть кислоты, определять степень окисления элемента в соединении, распознавать опытным путем кислоты. | Называть кислоты, определять степень окисления элемента в соединении, распознавать опытным путем кислоты. | Работа с ДМ. Таблица 5 стр.109.раб. Т. упр.8,стр.68. | Д.Образцы кислот, нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. | Пар.20.упр.1,5. раб.т. упр.1-5, стр.66. | |||||||||||||||||||||||
28- 29 (5,6) | Соли | КУ | Уметь называть соли, составлять формулы солей. | Уметь называть соли, составлять формулы солей. | Работа с ДМ. Упр.1-3.Таблица 5 стр.109. | Д. Образцы солей. Таблица растворимости. | Пар.21,упр.1-3. раб.т. упр.1-5.стр.70. | |||||||||||||||||||||||
30(7) | Основные классы неорганических соединений. | УПЗУ | Знать формулы кислот, солей. Уметь: называть соединения изученных классов, определять принадлежность веществ к определенному классу, составлять формулы веществ. | Определять принадлежность веществ к определенному классу, составлять формулы веществ. | Обобщающий. | Таблицы. | Пар.18-21. раб.т. упр.1-2 стр.73. | |||||||||||||||||||||||
31(8) | Амфотерные и кристаллические вещества. | УИНМ | Знать классификацию веществ. Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту. | Знать классификацию веществ. | Текущий. Упр.1,2,5. | Таблицы кристаллических решеток, модели. | Пр.22. раб.т. упр.1-5.стр.75. | |||||||||||||||||||||||
32(9) | Чистые вещества и смеси. | КУ | Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту. | Использовать знания для критической оценки информации о веществах. | Текущий. Упр.1,2,5. | Д, Примеры чистых веществ и смесей. Л. «Разделение смесей». | Пар.23. раб.т. упр.1-4,стр.75. | |||||||||||||||||||||||
33 (10) | Разделение смесей. Очистка веществ. | КУ | Знать способы разделения смесей и очистки веществ. | Знать способы разделения смесей и очистки веществ. | Текущий. | Пар.25 упр.1-6. | ||||||||||||||||||||||||
34 (11) | Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли». | П.Р. | Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием. | Уметь обращаться с химической посудой и оборудов-анием. | Практическая работа № 2, ТБ. | Приборы и материалы для практической работы №2 | Пар.23,раб. Т. упр.1-4,стр.78. | |||||||||||||||||||||||
35 (12) | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | УПП | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять массу, объем, количество вещества, содержащего примеси. | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | Текущий. Упр.2. раб.т. упр.1-14. стр.79-84. | Таблицы. | Пар.24. Практическая работа №5,стр.185. | |||||||||||||||||||||||
36 (13) | Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». | П.Р. | Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием. | Уметь обращаться с химической посудой и оборудова-нием. | Практическая работа №3 ТБ. | Приборы и материалы для практической работы №3 | Пар.18-24. раб.т. стр.84-87. | |||||||||||||||||||||||
37 (14) | Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов». | К | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять массу, объем, количество вещества, содержащего примеси. | Контрольная работа №3 | ДМ, карточки-задания. | |||||||||||||||||||||||||
Изменения, происходящие с веществами. 11 часов. | ||||||||||||||||||||||||||||||
38(1) | Химические реакции. | КУ | 11 | Знать понятия «химическая реакция, классификация химических реакций». | Химическая реакция, классифика-ция химических реакций. | Текущий. Упр.1-3. | Д. Примеры химических реакций. | Пар.26. раб.т. упр.1-5,стр.89-90. | ||||||||||||||||||||||
39(2) | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | КУ | Знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять химические уравнения. | Знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять химические уравнения. | Текущий. Работа с ДМ. Раб.т. упр.6-7,стр.92. | ДМ. | Пар.27, раб.т. упр.1-5,стр.91. | |||||||||||||||||||||||
40(3) | Составление уравнений химических реакций. | УОП | Уметь составлять уравнения химических реакций. | Уметь составлять уравнения химических реакций. | Письменный. | Карточки | Пар.27. упр.1-3. | |||||||||||||||||||||||
41(4) | Расчеты по химическим уравнениям. | УОП | Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества или массе реагентов. | Уметь вычислять количество вещества. | Текущий. Раб.т. упр.1-10,стр.98. | Задачники | Пар.28. раб.т. упр.1-5,стр.93. | |||||||||||||||||||||||
42(5) | Реакции разложения. | КУ | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Текущий. | Д. Разложение перманганата калия. | Пар.29, раб.т. упр.1-6, стр.100. | |||||||||||||||||||||||
43(6) | Реакции соединения. | КУ | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Текущий. раб.т. упр.6-8,стр.104. | Д. Горение магния. | Пар.30, упр.1-3. раб.т. упр.1-5, стр.102. | |||||||||||||||||||||||
44(7) | Реакции замещения. | КУ | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, характеризовать химические свойства металлов, их взаимодействие с кислотами, солями. | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Работа с ДМ, раб.т. упр.5,стр.106. | Л. Взаимодейст- вие железа с сульфатом меди(2). | Пар.31, раб.т. упр.1-4, стр.105. | |||||||||||||||||||||||
45(8) | Реакции обмена. | КУ | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена. | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Текущий. Раб.т. упр.6,стр.108. | Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. | Пар.32, упр.2-5, раб.т. упр.1-5, стр.107. | |||||||||||||||||||||||
46(9) | Типы химических реакций на примере свойств воды. | КУ | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. Характеризовать химические свойства воды. | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции. | Текущий. Упр.1. | Пар.33,упр.1 раб.т. упр.1-7,стр.109. | ||||||||||||||||||||||||
47(1) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций». | УПЗУ | Уметь определять степень окисления элемента в соединениях; называть бинарные соединения. Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества или массе реагентов. | Составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, вычислять количество вещества. | Тематический. | Таблицы. | Повторить пар.27-33,раб. Т. стр.111-114. | |||||||||||||||||||||||
48(1) | Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами». | КР | Выяснить степень усвоения изученного материала. | Контрольная работа №4 | ДМ. Карточки-задания. | |||||||||||||||||||||||||
Растворение. Растворы. Свойства растворов. 16 часов. | ||||||||||||||||||||||||||||||
49(1) | Анализ контрольной работы. Растворение как физико-химический процесс. | УОНМ | 16 | Знать классификацию веществ по растворимости. | Знать классификацию веществ по растворимости. | Текущий. | ПСХЭ, таблица растворимости. | Пар.34, раб.т. упр.1-10,стр.115-119. | ||||||||||||||||||||||
50(2) | Электролиты и неэлектролиты. | КУ | Знать понятия «электролиты и неэлектролиты», электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты электролити-ческая диссоциация. | Текущий. | ПСХЭ, таблица растворимости. | Пар.35, упр.1,4. раб.т. упр.2-4 стр.120. | |||||||||||||||||||||||
51(3) | Основные положения теории ЭД | КУ | Знать понятия «электролитическая диссоциация, ион». Уметь составлять уравнения химических реакций. | Уметь составлять уравнения химических реакций. | Фронтальный. Упр.2,5. | Портреты химиков | Пар.36,упр.5,раб. Т. упр.7-15,стр.121. | |||||||||||||||||||||||
52(4) | Ионные уравнения | КУ | Уметь составлять уравнения реакции, определять возможность протекания реакции ионного обмена. Объяснять сущность. | Уметь составлять уравнения химических реакций. | Работа с ДМ. Раб.т. упр.1-2. стр.126. | ПСХЭ, таблица растворимости | Пар.37,раб. Т. упр3-5,стр.127. | |||||||||||||||||||||||
53 54(5,6) | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. | КУ | Знать кислоты. Уметь называть вещества, характеризовать химические свойства кислот, составлять уравнения химических реакций, распознавать опытным путем кислоты. | Знать кислоты. Уметь называть вещества, характеризовать химические свойства кислот. | Текущий. Упр.1,2.раб. Т. упр.8-14,стр.134. | Л. Взаимодействие оксида магния с кислотами. | Пар.38,раб. Т. упр.1-7,стр.134. | |||||||||||||||||||||||
57(7,8) | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства. | КУ | Знать основания. Уметь называть вещества, характеризовать химические свойства оснований, составлять уравнения химических реакций, распознавать опытным путем щелочи. | Знать основания. Уметь называть вещества, характеризовать химические свойства оснований. | Письменный. Упр.3,5. раб.т. упр.8-11.стр. 145. | ПСХЭ, таблица растворимости | Пар.39,упр.3,5, раб.т. упр.1-7, стр.141. | |||||||||||||||||||||||
57(9) | Соли в свете ТЭД, их классификация, свойства | КУ | Знать соли. Уметь называть вещества, характеризовать химические свойства, определять возможность реакций ионного обмена. | Знать соли. Уметь называть вещества, характеризовать химические свойства. | Устный. Раб.т. упр.6-10.стр.150. | ПСХЭ, таблица растворимости | Пар.41, упр.2,4. раб.т упр.1-5.стр.147. | |||||||||||||||||||||||
58(10) | Оксиды, их классификация и свойства. | КУ | Уметь называть оксиды, составлять формулы, уравнения реакций. | Уметь называть оксиды, составлять формулы, уравнения реакций. | Текущий. Упр.1-3. | Д. Образцы оксидов. | Пар.40. раб.т. упр.1-7,стр.129. | |||||||||||||||||||||||
59(11) | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | УПЗУ | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических реакций. | Составлять уравнения химических реакций. | Работа с карточками. Раб.т. упр.1-9.стр.154. | Таблицы. | Пар.42. Практич. раб.№8,9, стр.241. | |||||||||||||||||||||||
60(12) | Практическая работа №4 «Генетическая связь между классами неорганических соединений». | П.Р. | Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием. Распознавать опытным путем кислоты, щелочи. | Распознавать опытным путем кислоты, щелочи. | Практическая работа №4 ТБ. | Приборы и материалы для практической работы №4 | ||||||||||||||||||||||||
61(13) | Окислительно-восстановительные реакции. | УОНМ | Знать «окислитель, восстановитель, окисление, восстановление», Уметь определять степень окисления элемента в соединениях | Знать «окислитель, восстанови-тель, окисление, восстановле-ние». | Текущий. Упр.1,3. | Таблицы. | Пар.43,упр.1-4. | |||||||||||||||||||||||
62(14) | Упражнение в составлении Окислительно-восстановительных реакций. | УОП | Знать «окислитель, восстановитель, окисление, восстановление», Уметь определять степень окисления элемента в соединениях. | Уметь определять степень окисления элемента в соединениях. | Работа с ДМ. | ДМ. | Пар.43,раб. Т. упр.1-7.стр.157. | |||||||||||||||||||||||
63 64(15,16) | Свойства простых веществ металлов и неметаллов, солей, кислот в свете ОВР. | КУ | Знать «окислитель, восстановитель, окисление, восстановление». Уметь определять степень окисления элемента в соединениях | Знать «окислитель, восстанови-тель, окисление, восстановле-ние». | Текущий. Упр.4-8. | ДМ. | Пар.43,раб. Т. упр.1-4.стр.164. | |||||||||||||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний.2часа | ||||||||||||||||||||||||||||||
65(1) | Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса, решение расчетных задач. | УПЗУ | 2 | Уметь определять степень окисления элемента в соединениях. Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества или массе реагентов. | Уметь определять степень окисления элемента ,называть соединения изученных классов, вычислять количество вещества. | Тематический. | ДМ. | Раб.т. стр.166-169. | ||||||||||||||||||||||
66(2) | Итоговая контрольная работа №5 За курс 8 класса. | КР | Выяснить степень усвоения изученного материала за курс 8 класса. | Итоговая контрольная работа | ДМ. | . | ||||||||||||||||||||||||
67-70 | Анализ контрольной работы. Повторение. | КУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...