Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа (химия, 9 класс) по теме

По учебнику Рудзитиса Г.Е. Фельдмана Ф.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl_rab_programma_himiya.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

химия

 9 класс

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы 68

Количество часов в неделю 2

Составитель:

Спирина Нина Ефимовна,

учитель химии и биологии

2012 — 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа, составленная на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень), а также Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, ориентирована на учащихся  9 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы:

Закон «Об образовании»

Федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования по химии, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Учебник:

Рудзитис Г.Е Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс./Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011

 

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного  общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 -  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

 - овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

  - развитие познавательных интересов и интеллектуальных  способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

 - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

 - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.

-формирование предусмотренных Стандартом общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи изучения химии.

Формирование у учащихся знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.

Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.

Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.

Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

  Общая характеристика учебного предмета

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия  как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

        Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

        Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ.  Указанные  теоретические  основы  курса  позволяют  учащимся  объяснять  свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.    

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Межпредметные связи в преподавании неорганической химии позволяют более рационально использовать нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс неорганической химии 9 класса опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, частично истории и географии.

  На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы, Программы курса химии для 8-9 общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, были внесены  изменения:3часа в начале учебного курса 9 класса отведены на повторение основных вопросов 8 класса, в тему «Кислород и кремний» добавлен урок «Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы», т. к. данные понятия необходимы при изучении производств химических веществ, также включена контрольная работа; в теме «Азот и фосфор» запланирован урок «Решение расчётных задач на определение массовой доли растворённого вещества в растворе», т. к. при изучении этой темы в учебнике предлагаются задачи данного типа. В тему «Углерод и кремний» отведено 2 урока вместо одного на изучение кремния и его соединений, т. к. одного урока недостаточно для наиболее полного усвоения этой темы. На изучение материала по органической химии отведено 12 часов, т. к. данный материал более глубоко и подробно изучается в курсе 10 класса.

Программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных – 5 часов, практических работ – 7 часов, лабораторных опытов – 8.

Методы и формы работы

Данная программа может быть реализована при использовании традиционной технологии  обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, как например здоровьесберегающих, технологии личностно-ориентированного обучения, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, тестовый контроль знаний, ИКТ, игровые творческие  задания, исследовательский метод и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся. Для осуществления программы проводятся комбинированные уроки, уроки-лекции, практические работы, уроки с элементами исследования, уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-контрольные работы и др.

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

• химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и

восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

• называть химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;

• составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  

Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

• вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

          -  безопасного обращения с веществами и материалами;  

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.  

 

Содержание учебного предмета

(9 класс)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

практические работы

контрольные работы

лабораторные опыты

1

Повторение основных вопросов 8 класса

3

2

Электролитическая диссоциация

10

1

1

1

3

Кислород и сера

10

1

1

1

4

Азот и фосфор

11

2

1

5

Углерод и кремний

8

1

1

2

6

Общие свойства металлов

14

2

1

2

8

Первоначальные представления об органических веществах

2

9

Углеводороды

3

1

10

Кислородсодержащие органические соединения

3

11

Белки. Полимеры.

4

1

Итого  

68

7

5

8

                                               

   

Содержание тем учебного курса по химии для учащихся 9 класса (68 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Содержание тем учебного курса

Основное содержание

68

Повторение основных вопросов 8 класса

3

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Виды химической связи. Типы кристаллических решёток, свойства веществ, связанные со строением.


1

Электролитическая диссоциация

10

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

      Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
      
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
      
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».


2

Кислород и сера

10

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ

4

Азот и фосфор

11

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. 
Практические работы. Получение аммиака и изучение его свойств. Определение минеральных удобрений

Расчётные задачи: Определение массовой доли растворённого вещества в растворе.

5

Углерод и кремний

8

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

6

Общие свойства металлов

14

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

 Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
 
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

 Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы.

 Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». 
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

7

Первоначальные представления об органических веществах

2

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

8

Углеводороды

3

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

9

Кислородсодержащие органические соединения.

3

 Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

 Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение

Демонстрации. Качественый опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

10

Белки. Полимеры.

4

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Всего часов

68

Сетка контрольных работ

№ п/п

Вид урока контроля и тема контроля

Количество часов

1

Электролитическая диссоциация

1

2

Кислород и сера

1

3

«Азот и фосфор. Углерод и кремний»

1

4

Металлы

1

5

Органическая химия

1

ИТОГО

5

Сетка практических  работ

№ п/п

Тема практической работы

Количество часов

1

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

2

Решение экспериментальных задач по теме                    «Кислород и сера»»

1

3

Получение аммиака и изучение его свойств.

1

4

Определение минеральных удобрений

1

5

Получение оксида углерода и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

6

Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». 

1

7

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

1

ИТОГО

7

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Демонстрации, опыты

Домашнее задание

Дата проведения

плановая

фактическая

Неорганическая химия

Повторение основных вопросов 8го класса (3 часа)

1

Техника безопасности в кабинете химии. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1

конспект

4.09

2

Виды химической связи. Типы кристаллических решёток, свойства веществ, связанные со строением.

1

конспект

6.09

3

Основные классы неорганических веществ, их свойства.

1

конспект

11.09

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

4

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

1

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

§ 1, стр. 3-7

13.09

5

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.  

1

§ 1,2, стр. 8-11

18.09

6

Слабые и сильные электролиты. Степень электролитической диссоциации.

1

§ 3, упр. 9,10, задача 2

20.09

7-8

Реакции ионного обмена и условия их протекания

2

Лабораторный опыт № 1.  Реакции обмена между растворами электролитов

§ 4, упр. 1-5

25.09

9-10

Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.

2

§ 5, упр. 6-8

27.09

11

Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1

Решение задач 1-3, стр. 22

02.10

12

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

Подготовка к контрольной работе

04.10

13

Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»

1

09.10

Тема 2. Кислород и сера (10 часов)

14

Положение кислорода и серы в периодической системе, строение их атомов, аллотропия.

1

§ 7,8

11.10

15

Сера. Аллотропия серы, свойства и применение.

1

Демонстрация: Аллотропия серы.

§ 9,10 упр. 4-6

16.10

16

Сероводород, сероводородная кислота. Сульфиды.

1

Демонстрация: Знакомство с образцами природных сульфидов

§ 11

18.10

17.

Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли.

1

§ 12, упр. 3-5, задача 2

23.10

18

Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли.

1

Демонстрация:

Серная кислота, образцы сульфатов

Лабораторный опыт № 2. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

§ 13, упр. 1-2

25.10

19.

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

§ 13, упр. 3-4, задача 2

30.10

20

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера»»

1

§ 14, стр. 39-40

01.11

21

Понятие о скорости химических  реакций. Катализаторы.

1

§14, упр. 3,4

13.11

22

Решение расчетных задач: Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Решение расчетных задач

конспект

15.11

23

 Контрольная работа №2 по теме «Кислород и сера»

1

§ 15

20.11

Тема 3. Азот и фосфор (11 часов)

24

Положение азота и фосфора в ПСХЭ,строение их атомов.Азот. Свойства, применение.

1

§15,16, упр. 2-5

22.11

25

Аммиак, его свойства, применение, получение.

1

Демонстрация:

Получение аммиака и его растворение в воде

§ 17, подготовка к практической работе

27.11

26

Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств.

1


29.11

27

Соли аммония

1

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

§18, упр. 7,9,10

04.12

28

Оксиды азота

1

§19, конспект

06.12

29

Азотная кислота и её свойства.

1

§19

11.12

30

Соли азотной кислоты.

1

Демонстрация:

Ознакомление с образцами природных нитратов.

§20

13.12

31

Фосфор. Аллотропия и свойства.

1

§21, упр. 1-4

18.12

32

Оксид фосфора. Фосфорная кислота и её соли.

1

Демонстрация:

Ознакомление с образцами природных фосфатов.

§22,23, упр. 5,6 задачи 1,2

20.12

33

Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений

1

§23

25.12

34

Решение задач на определение массовой  доли вещества в растворе

1

повт. §15-23, задачи 1,2

27.12

Тема 4. Углерод и кремний (8 часов)

35

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода.

1

Демонстрация. Кристаллические решетки алмаза и графита..

§24,25

15.01

36

Оксиды углерода.

Состав, свойства, строение и применение.

1

§26,27

17.01

37

Угольная кислота и её соли.

1

Демонстрация: Знакомство с образцами природных карбонатов.

Лабораторный опыт № 4. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ионы

§28,29

22. 01

38

Практическая работа №5. Получение оксида углерода и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

§29, упр. 18-21

24.01

39

Кремний и его соединения.

1

§30,31

29.01

40

Кремниевая кислота и её соли. Силикатная промышленность.

1

Демонстрация: Знакомство с образцами природных силикатов

Лабораторный опыт № 5.  Качественные реакции на силикат - ионы.

§32,33

31.01

41

Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе вещества, содержащего примеси.

1

Решение расчетных задач

§32,33, задачи 1,2

05.02

42

Контрольная работа  по темам «Азот и фосфор», «Углерод и кремний»

1

07.02

Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов)

43

Положение металлов в периодической системе  химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Строение и свойства.

1

§34-36

12.02

44

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.

1

§37

14.02

45

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Охрана окружающей среды.

1

§45 - конспект

19.02

46

Сплавы. Сплавы железа.

1

§38

21.02

47

Щелочные металлы. Их свойства, применение.

1

§39

26.02

48

Щелочноземельные металлы, их характеристика. Кальций и его соединения.

1

Демонстрация. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов с водой.

§40,41

28.02

49

Жёсткость воды и способы её устранения.

1

§41, стр. 123-125

05.03

50

Алюминий, строение и свойства. Соединения алюминия.

1

Демонстрация. Знакомство с образцами соединений алюминия. Взаимодействие алюминия с водой.

§42, стр. 125-128

07.03

51

Соединения алюминия. Их свойства. Амфотерность.

1

Лабораторный опыт № 6. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

§42, стр. 128-131, подготовка к практической работе

12.03

52

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов». 

1

Стр. 131

14.03

53

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

1

Демонстрации. Знакомство с образцами руд железа. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

§43, упр. 1-3

19.03

54

Соединения железа.

1

Лабораторный опыт № 7. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

§44, упр. 4-11, подготовка к практической работе

21.03

55

Практическая работа  № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

§46, повторение § 34-44

02.04

56

Контрольная работа №5 по теме «Металлы»

1

§47

04.04

Органическая химия

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 часа)

57

Строение органических веществ. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

1

§48-49

09.04

58

Классификация органических соединений. Изомерия.

1

§49-50

11.04

Тема 7. Углеводороды (3 часа)

59

Предельные углеводороды. Метан, этан, их свойства, применение.

1

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

§51

16.04

60

Непредельные углеводороды. Этилен, ацетилен, диены, свойства и применение

1

Демонстрации: Качественные реакции на этилен.

Лабораторный  опыт № 8. Этилен, его получение, свойства.

§52

18.04

61

Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Защита окружающей среды.

1

Демонстрации: Образцы нефти и продуктов их переработки

§53,54

23.04

Тема 8. Кислородсодержащие органические соединения (3 часа)

62

Спирты одноатомные и многоатомные. Применение и физиологическое действие на организм.

1

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

§55

25.04

63

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

1

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

§56

30.04

64

Углеводы.

1

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал

§57

07.05

Тема 9. Белки. Полимеры (4 часа)

65

Аминокислоты. Белки.

1

Демонстрации. Качественные реакции на белок.

§58

14.05

66

Полимеры.

1

Демонстрации. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида

§59

16.05

67

Контрольная работа по теме «Органическая химия»

1

§60

21.05


68

Химия и здоровье. Лекарства. Химия в жизни человека.

1

Летнее задание

23.05

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:
      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методические пособия для учителя:

1.   Стандарт основного общего образования по химии.

Примерная программа основного общего образования по химии.

Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 8  кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.

Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.

Рудзитис Г.Е Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс./Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2011

Химия. 8-11 классы. Рабочие программы к учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Базовый уровень. Авторы – составители О.В. Карасева, Л.А. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2010.  

Гара Н. Н.Химия. Уроки в 9 классе: пособие для учителя/Н. Н. Гара.- М.:Просвещение, 2009.-95с.

Обучение химии в 9 классе:Пособие для учителя/М. В. Зуева, Р. Г. Иванова, А. А.Каверина и др.; Под редакцией М. В. Зуевой.- М. Просвещение. 1990.-176с.

Горковенко М. Ю.Химия. 9класс: поурочные разработки к учебникам/М. Ю. Горковенко-М.:ВАКО, 2004.-368с.

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.

Радецкий А.М., Горшкова В.П,, Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя, - М.: Просвещение, 2004.

О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. М.: «Дрофа», 2010.

Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии: 8-11 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Хомченко И. Г. Решение задач по химии. 8-11/И. Г.Хомченко.М.:ООО»Издательство Новая волна»,2007.

 Занимательные задачи по химии/Под редакцией Н.Е.Дерябиной.-М.:ИПО «У Никитских ворот»,-48 с.  

Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.

Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010

2. Дополнительная литература для учащихся

1. Габрусева, Н. И. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

2. Химия.9класс. Электронное приложение к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г.Фельдмана. – М.: Просвещение –Образование – Медиа, 2011.

3. Материально- техническое обеспечение предмета.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

1

Печатные пособия

Комплект портретов ученых-химиков

2

Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).



3

Серия инструктивных таблиц по химии

4

Серия таблиц по неорганической химии



1

III. Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные программы:

Химия общая и неорганическая 10-11класс.Лаборатория систем мультимедиа, МАР



2

Химия элементов

Технические средства обучения

1

Компьютер

2

Мультимедийный проектор

3

Экран проекционный

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

Общего назначения

1

Весы электронные

2

Нагревательные приборы :

 - электроплитки лабораторные с открытой спиралью

 -  спиртовки

 - электронагреватели для пробирок НП-1

 - нагреватель для колб учебный НКУ







3

Доска для сушки посуды

4

Комплект электроснабжения кабинета химии



1

Демонстрационные

Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии



2

Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства

.

3

Столик подъемный

4

Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21

5

Штатив металлический ШЛБ

6

Экран фоновый черно-белый (двусторонний)

7

Набор флаконов (250 – 300 мл для хранения растворов реактивов)



1

Специализированные приборы и аппараты

Аппарат (прибор) для получения газов (Киппа)



2

Озонатор

3

Прибор для демонстрации светового эффекта реакций

4

Прибор для определения состава воздуха

5

Воронка делительная для работы с вредными веществами

6

Воронка делительная общего назначения


1

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

Весы механические лабораторные


2

Весы электронные учебные лабораторные ВУЛ-50 ЭМ

3

Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл)

4

Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов

5

Набор пробирок (ПХ-14, ПХ-16)

6

Прибор для получения газов

7

Комплекты для монтажа химического оборудования МБ

8

Цилиндры мерные стеклянные

9

Кристаллизатор

1

Модели

 Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, поваренной соли


VIII.Натуральные объекты,   коллекции

1

Топливо

Реактивы  (по норме)

Набор № 1 ОС «Кислоты»

Кислота серная  

Кислота соляная




Набор № 2 ОС «Кислоты»    Кислота азотная  

Кислота ортофосфорная  

Набор № 3 ОС «Гидроксиды»

Калия гидроксид  

Кальция гидроксид  

Натрия гидроксид


Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

Алюминия оксид

Бария оксид  

Железа (III) оксид  

Кальция оксид

Магния оксид

Меди (II) оксид (гранулы)

Калия оксид  

Цинка оксид


Набор № 5 ОС «Металлы»

Алюминий (гранулы)

Алюминий (стружка)    

Железо восстановленное  (порошок)

Магний  (опилки)  

Медь (гранулы, опилки)    

Цинк (гранулы)

Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Литий

Натрий

Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»

Сера (порошок)



Набор № 9 ОС «Галогениды»

Бария хлорид

Железа (III) хлорид

Калия хлорид

Кальция хлорид

Магния хлорид

Меди (II) хлорид

Натрия хлорид

Цинка хлорид

Калия иодид  

Калия бромид  

Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

Алюминия сульфат

Железа (II) сульфат

Калия сульфат

Кальция сульфат  

Магния сульфат

Меди (II) сульфат безводный

Меди (II) сульфат 5-ти водный

Натрия сульфид

Натрия сульфат

Цинка сульфат  


Набор № 11 ОС «Карбонаты»

Калия карбонат (поташ)

 Меди (II) карбонат основной

Натрия карбонат

Натрия гидрокарбонат  

Кальция карбонат  

Магния карбонат


Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»

Натрия силикат 9-ти водный

Натрия ортофосфат  трехзамещенный

Набор № 14 ОС «Соединения марганца»

Калия перманганат (калий марганцевокислый)


Набор № 16 ОС «Нитраты»

Алюминия нитрат

Калия нитрат  

Кальция нитрат

Меди (II) нитрат

Натрия нитрат

Серебра нитрат


Набор № 17 ОС «Индикаторы»

Лакмоид

Метиловый оранжевый      

Фенолфталеин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....