Разработка урока для 8го класса по химии
тест по химии (8 класс) по теме

Грищенко Ирина Михайловна

Урок по химии для 8го класса на тему: "Соли в свете ТЭД". Урок обьяснения нового материала с использаванием самостоятельной работы учащихся при проведние лабораторной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по химии в 8 классе.

Учебник «Химия 8 класс», автор Габриелян О.С.

Тема урока: «Соли в свете теории электролитической диссоциации».

Цель: дать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свете ионных представлений на основе экспериментальных опытов, продолжить формировать навыки самостоятельной работы.

Задачи:

Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами, развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

Научить составлять ионные уравнения

Воспитывать умение работать в группе, отрабатывать умение проводить эксперименты.

Материалы: мультимедийная презентация, экран, медиапроектор.

Демонстрационные материалы: растворы HCl, Na2CO3, CuSO4, NaOH, NaCl, AqNO3, медные монетки, пробирки, пробиркодержатель, фенолфталеин.

№  учебного элемента

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ - 0

Каждый ученик читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу.  Выполнение, которой он будет отслеживать для себя в течение всего урока.

Направляет деятельность учащихся на чтение цели урока.

1-2 мин

УЭ – 1

Входной контроль






Прочитывают цель УЭ-1.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания на доске по пройденному материалу.

Проверяют правильность выполнения заданий своих одноклассников, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Выполняют письменные задания в тетради.

Направляет работу учащихся. Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам и по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся.

Отмечает ответы учащихся в своем журнале.

Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении заданий на доске.

Привлекает учащихся к взаимоконтролю.

Оценивает работу учащихся у доски и при ответе на вопросы с места.

Выставляет оценку к себе в свой журнал.

 

 

 

10 мин





УЭ -2

Изучение новой темы

Читают цель УЭ-2.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

 

Вспоминают понятие «соли», отвечая на вопросы учителя.

Внимательно читают из учебника и слушают информацию о классификации солей (смотрите приложение).

Заполняют схему вместе с учителем.

 Выполняют упражнения на закрепление нового материала (задания на слайдах).

Направляет работу учащихся.

Акцентирует внимание на работе с тетрадью.

Дает небольшую информацию о видах солей.

Оказывает консультативную помощь при заполнении схемы. Дает разъяснения в случае необходимости.

Помогает при выполнении упражнений по новому материалу, исправляет ошибки.

Выставляет оценки в свой журнал.

10-12 мин.

УЭ -3










Прочитывают цель УЭ-3.

Внимательно слушают рассказ учителя о химических свойствах солей (смотрите приложение).

Составляют схему типичных реакций в своих тетрадях.

Выполняют лабораторную работу в группах из 4 учеников, используя, заранее приготовленные химические реактивы и оборудования.

Проводят 4 опыта и записывают уравнения реакции на бланк ответов.

Вместе с учителем проверяют правильность заполнения лабораторной работы.

Оценивают свою работу по шкале критерия и выставляют оценку в бланк.

Направляет работу учащихся.

Кратко рассказывает о химических свойствах солей с использованием таблицы со схемами и примерами уравнений.

Старается отслеживать работу учащихся. Дает разъяснения в случае необходимости.

Оказывает консультативную помощь, напоминает правила техники безопасности и правило выполнения, следит за ходом выполнения.


Проверяет правильность выполнения лабораторной работы. 

Выставляет оценки в свой журнал.






15 мин.





УЭ -4

Подведение итогов урока

Еще раз прочитать цель урока.

Обсуждают результаты по лабораторной работе.

Озвучивают свои оценки.

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание.

Бланки ответов вклеивают в тетрадь.

Строят графики, отражающие их эмоциональное состояние на уроке, работу в группе, содержание урока.

Направляет деятельность учащихся.

Анализирует ответы учащихся.

Выставляет итоговые оценки в классный журнал и комментирует, говорит о своих наблюдениях и объективности оценок.

Даёт пояснение по домашнему заданию.

Расписывается в дневниках учащихся за оценки, собирает листы с построенными графиками.

5-6 мин.

№ учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

      УЭ - 0

   Цель урока: дать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свете ионных представлений на основе экспериментальных опытов, продолжить формировать навыки самостоятельной работы.

   Эпиграф урока: «Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения».

(М.М. Бахтин).

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Входной контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-2

Изучение новой темы

Цель: через повторение учебного материала о солях подготовиться к работе по новому материалу.

Учитель: на прошлых уроках мы с вами рассмотрели химические свойства кислот, оснований в свете ТЭД, познакомились с классификацией оксидов. Сегодня мы знакомимся с классом «Соли». Но прежде чем проводить урок—исследование, давайте проверим ваши знания о классах неорганических веществ.

Ответьте устно на вопросы:

Что такое кислоты?

Перечислите химические свойства кислот. Сделайте вывод, чем обусловлены общие свойства кислот.

Что такое основания? На какие группы делятся основания?

Перечислите химические свойства оснований. Сделайте вывод, чем обусловлены общие свойства кислот.

Что такое оксиды? На какие группы делятся оксиды?

На слайде дан перечень оксидов. Разделите оксиды на основные и кислотные, дайте им название(приложение 1).

К какому классу относятся вещества, представленные на слайде, дайте им названия.

Выполните письменные задания на доске, пока идёт фронтальный опрос.

Допишите уравнения предложенных реакций: а) CuO+H2SO4=? б) H3PO4+AqNO3=?


Цель: расширить и систематизировать знания (углубить знания) по теме «Соли».

Ответьте на вопросы:

1.Что такое соли?

2. Как составляются названия солей?

3. Какие бывают соли по растворимости?

4. Что такое соли в свете ТЭД и как они диссоциируют (например NaCl)?

 

Внимательно прослушайте, а затем прочитайте

текст-лекцию о классификации солей (приложение 2).

Составьте схему, отвечая на вопросы:

1. Какие бывают соли, сформулированным шведским химиком И. Берцелиусом определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, или соединений, полученных заменой атомов водорода в кислоте металлом?

2. Дайте определение средним, кислым и основным солям, записав в схему?

3. Выполните упражнения на закрепление нового материала.

Упражнение №1.

А) Назовите: Ca(HCO3)2, Al(HSO4)3, CaHPO4, Ca(H2PO4)2.

Б) Составьте формулы: гидросульфита натрия, гидросульфида кальция, дигидрофосфата алюминия.

Упражнение №2.

А) Назовите: (CuOH)2CO3, AlOHSO4, (Al(OH)2)2SO4.

Б) Составьте формулы: гидроксосульфата кальция, дигидроксофосфата железа (III).


Психологическая разгрузка (приложение 3).

Работайте вместе классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте индивидуально, выполняя задания на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 







Не забудьте записать дату и тему урока.

 

 

Работайте вместе с классом.

 

 

 

 

 

 










Работайте самостоятельно в тетради, сверяя правильность выполнения с заданиями, выполненными на доске.











Смотрите на слайд и выполняйте задания учителя.

 

УЭ – 3

Химические свойства солей

Цель: изучить химические свойства солей, совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторной работы.

Внимательно прослушайте вступительный рассказ учителя, повторите правила ТБ при работе с химическими веществами, отвечая на вопросы учителя:

Как обращаться с кислотами (щелочами)?

Как приготовить раствор серной кислоты?

Одно из правил представлено в виде ребуса, попробуйте разгадать этот ребус (приложение 4).

Запишите в тетрадь схему «Типичные реакции солей» из учебника на странице 167-168 (приложение 5).

Выполните лабораторную работу: «Химические свойства солей»:

1) Ознакомьтесь с ходом работы.

2) Проделайте все 4 схемы типичных реакций, характерных для солей.

3) Вывод запишите в виде  химических уравнений и укажите условия их протекания на бланке (приложение 6 «Бланк ответов»).

4) Проверьте правильность выполнения, сверяя с доской.

 

Внимательно слушайте учителя, отвечайте на его вопросы.

 

 

 

 


Работайте индивидуально в рабочей тетради.

 

Работайте самостоятельно каждой группой (по 4 ученика).

 

Вклейте в тетрадь лист.

Проверяет правильность выполнения, оценки ставит к себе в журнал.

УЭ – 4

Выходной контроль.

Цель: подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока.

Достигли вы цели урока?

В какой степени?

Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?

«Резюме» (приложение 7).

Постройте 3 графика:

Моё эмоциональное состояние на уроке.

Как я работал в группе.

Содержание урока (см. приложение).

Выберите домашнее задание. 41, упр. 1,2,4 письменно. Дополнительные задания:

А) Запишите 3-5 реакций, в которые может вступить карбонат калия.

Б) Придумайте не менее 5 способов получения хлорида меди (II).



Отвечайте на вопросы учителя, устраняйте пробелы в знаниях.





Постойте графики на выданных бланках.


Запишите домашнее задание в тетрадь.


Приложение 1.

ТЕСТ

Определите ряд формул состоящих только из:

а) кислотных оксидов

б) основных оксидов:

а) Na2O, N2O, ZnO;

b) CO2, P2O5, Cl2O7;

c) MgO, BaO, CuO;

d) Li2O, CaO, CO.

Приложение 2.

   Из всех химических соединений соли являются наиболее многочисленным классом веществ. Это твердые вещества. Они отличаются друг от друга по цвету и растворимости в воде. В начале XIX в. шведский химик И.Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, или соединений, полученных заменой атомов водорода в кислоте металлом. По этому признаку различают соли средние, кислые и основные. Составим схему «Классификация солей».

А) Средние соли (Ме + кислотный остаток)

       NaCl хлорид натрия

       Ba(NO3)2 нитрат бария

       Al2(SO4)3 сульфат алюминия

Б) Кислые соли (Ме + водород + кислотный остаток)

     NaHCO3 гидрокарбонат натрия

     NaH2PO4 дигидрофосфат натрия

  В) Основные соли (Ме + ОН + кислотный остаток)

     CuOHCl гидроксохлорид меди (II)

     Al(OH)2NO3 дигидроксонитрат алюминия

Приложение 3.

Психологическая разгрузка.

«Математический фокус» с периодической таблицей

Задумайте два химических элемента так, чтобы они образовывали химическое соединение. Запомните их номера.

Порядковый номер первого элемента удвойте.

К полученному числу прибавьте 5.

Сумму умножьте на 50.

К произведению прибавьте порядковый номер второго элемента.

Учитель из полученной суммы вычитает 250. Получается четырёхзначное число. Первые две цифры—это порядковый номер 1-го химического элемента, вторые две цифры—это порядковый номер2-го химического элемента.

Приложение 4.

«Не пробуй вещества на вкус»

Приложение 5.

Лабораторная работа по теме:

«Химические свойства солей».

Взаимодействие с кислотами

Взаимодействие со щелочами

Взаимодействие с другими солями

Взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности левее металла, находящегося в растворе соли.

Приложение 6.

Бланк ответа

Класс 8 «    »   Ф.И. обучающегося____________________________________

«     »_________2011г.

№ опыта

Взаимодействующие вещества

Уравнение реакции

Признаки реакции

Вывод

1.

Na2CO3+HCl




2

CuSO4+NaOH




3

NaCl+AqNO3




4.

Cu+AqNO3



Приложение 7.

Предлагаю вам построить 3 графика:

Моё эмоциональное состояние на уроке.

Как я работал в группе.

Содержание урока.

I. Моё эмоциональное

состояние на уроке

 

II. Как я работал в группе

 

III. Содержание урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соли в свете ТЭД

Слайд 2

NO HNO NaOH HNO 2 3 К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия

Слайд 3

CO 2 2 H CO Mg(OH) 2 3 H SO 2 3 H SO 2 4 К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия

Слайд 4

Определите ряд формул состоящих только из: а) кислотных оксидов б) основных оксидов: а) Na 2 O , N 2 O , ZnO ; b ) CO 2 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 ; c) MgO , BaO , CuO ; d ) Li2O , CaO , CO . ТЕСТ

Слайд 5

Цель урока Дать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свете ТЭД на основе экспериментальных опытов, продолжить формировать навыки самостоятельной работы.

Слайд 6

СОЛИ Na OH H Cl NaCl + - + _

Слайд 7

H H O O S O O Образование солей Zn H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2

Слайд 8

Классификация солей А) Средние ( Ме + кислотный остаток) NaCl хлорид натрия Ba ( NO 3 ) 2 нитрат бария Al 2 ( SO 4 ) 3 сульфат алюминия

Слайд 9

Классификация солей Б) Кислые ( Ме + водород + кислотный остаток) NaHCO 3 гидро карбонат натрия NaH 2 PO 4 дигидро фосфат натрия

Слайд 10

Упражнение № 1 А) Назовите: Ca ( HCO 3 ) 2 , Al ( HSO 4 ) 3 , CaHPO 4 , Ca ( H 2 PO 4 ) 2 Б) Составьте формулы: гидросульфита натрия, гидросульфида кальция, дигидрофосфата алюминия.

Слайд 11

Классификация солей В) Основные ( Ме + ОН + кислотный остаток) CuOHCl гидроксо хлорид меди ( II ) Al ( OH ) 2 NO 3 дигидроксо нитрат алюминия

Слайд 12

Упражнение № 2 А ) Назовите : ( CuOH ) 2 CO 3 , AlOHSO 4 , (Al(OH) 2 ) 2 SO 4 Б) Составьте формулы: гидроксосульфата кальция, дигидроксо нитрата железа ( III)

Слайд 13

«Математический фокус» с периодической таблицей Задумайте два химических элемента так, чтобы они образовывали химическое соединение. Запомните их номера. Порядковый номер первого элемента удвойте. К полученному числу прибавьте 5. Сумму умножьте на 50. К произведению прибавьте порядковый номер второго элемента.

Слайд 14

НЕ ПРОБУЙ ВЕЩЕСТВА НА ВКУС

Слайд 15

Лабораторная работа Химические свойства солей Взаимодействие с кислотами Взаимодействие со щелочами Взаимодействие с другими солями Взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности левее металла, находящегося в растворе соли.

Слайд 16

Бланк ответа Класс 8 « » Ф.И.обучающегося ____________________________ « »_________2011г. № опыта Взаимодействующие вещества Уравнение реакции Признаки реакции Вывод 1. Na 2 CO 3 +HCl 2 CuSO 4 +NaOH 3 NaCl+AqNO 3 4. Cu+AqNO 3

Слайд 17

1. Моё эмоциональное состояние на уроке 2. Как я работал в группе 3. Содержание урока РЕЗЮМЕ Постройте 3 графика

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока в 9 классе по теме "Химия металлов"

"Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества"Д.И.Менделеев, урок обобщения и систематизации знаний по теме "Металлы", подготовка к контрольной работе...

разработка урока "Решение расчетных задач по химии" в 11 классе

Уроки в 11 классе (базовый уровень) могут проходить интересно для всех с помощью передвижного компьютерного класса. Работая по индивидуальным заданиям в группе каждый ученик осваивает свой объём задач...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Разработка урока для 8 класса по теме: "Предмет химия"

Разработка первого урока  по химии в 8 классе....

Методическая разработка урока контроля предметных знаний по химии в 8 классе по теме "Соединения химических элементов"

Разработка содержит мультимедийную презентацию и технологическую карту урока. Рассчитана на УМК Габриеляна. Урок позволяет диагностировать уровень усвоения по теме, учитель (по желанию) проводит или н...

Разработка урока в соответствии ФГОС по химии "Соли". 8-й класс

Разработка урока в соответствии ФГОС по химии "Соли". 8-й класс...

Методическая разработка урока "Смотр знаний по органической химии" для 10 класса

Урок проводится на День открытых дверей в 10 классе, на который приглашены родители учеников, члены родительского комитета школы, члены управляющего совета, представители общественности....