опыт работы защита по химии
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Свинина Лариса Юрьевна

Выступление на районном конкурсе учителей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytraboty_svinina.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри.

 «Урок -  это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.»

                                                                                         В Сухомлинский

Эти слова Сухомлинского остаются актуальными и в наши дни.

Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

Как же привить детям интерес к предмету? В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям.

Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением ребенка нужно ввести в разные миры: знание и незнание, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности.  

Химию начинают изучать с 7-8 классов, когда у школьников уже имеется опыт учебной деятельности, начинается формирование интеллектуально ориентированных интересов. Помочь им в этом - задача всех учителей. А преподавателя – химика – выявить подростков, склонных к глубокому изучению строения вещества, экспериментальной, исследовательской работе.

На мой взгляд, технология развития критического мышления позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, так как использует потребность ребенка открывать новое .  Для того, чтобы ученики могли решать целостную задачу, их необходимо научить самостоятельно выполнять каждый из ее этапов, а помогает в этом использование эвристического метода.

Учителя при этом должна беспокоить не только прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год  и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее подготовить учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях.

        

Самостоятельная деятельность учащихся не может начаться внезапно и вдруг: их необходимо подготовить, настроить, научить.

Наибольшие возможности для формирования и развития самостоятельной деятельности при изучении химии дает технология развития критического мышления.

Именно поэтому организация учебного процесса, связанная  с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями.

Уже на протяжении 3 лет я использую в своей работе технологию критического мышления, построенную на основе деятельностного подхода.

Благодаря применению этой технологии на своих уроках я добилась хороших результатов: повысился уровень качества знаний с  45% до 67%, стало больше призеров в районных олимпиадах по химии, а, самое главное, у детей появился интерес и любознательность к химии.

Как же я использую эту технологию на своих уроках??

Ожидаемым результатом моего выступления должно стать осознание педагогической аудиторией эффективности технологии развития критического мышления на уроках химии.

Этапы работы.

1 стадия – вызов.

Задачами этой стадии являются:

● самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

● самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

● на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».

Для осуществления вызова можно использовать следующие приемы: рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры, блеф-игру «Верите ли вы, что…».

2 стадия – осмысление новой информации. Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.

Основными задачами на этом этапе являются:

● организация активной работы с информацией;

● самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.

В качестве методических примеров на 2 стадии предлагается составление маркированных таблиц, таблиц вопросов, взаимоопроса и взаимообучения, опорных схем, графиков, рисунков, кубик «Грани», диаграмма Венна-Эйлера и т.д.

3 стадия – рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. У ученика вырабатывается свое отношение к изученному вопросу или явлению.

Убеждена, что применение технологии развития критического мышления стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И всё это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся. И пусть девизом в педагогической деятельности будут слова Р. Гамзатова: «Уважай чужое мнение, но, достойный мудреца, сам высказывай суждение лишь от первого лица».

В заключении хочу сказать: «Учитель напоминает человека, идущего против течения: стоит остановиться, и течение снесет его далеко назад. Остановка в совершенствовании педагогического мастерства приводит к его утрате».


                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Методика решения задач по химии"

Уметь решать задачи есть искусство,приобретающееся практикой.                      Д. Пой...

Опыт работы учителя химии и биологии ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск В.П.Федоровой

В статье описан опыт работы учителя с использованием современных образовательных технологий и анализом результативности за последние 3 учебных года...

опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке по химии

в данной статье представлен опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы....

Опыт работы по теме "Применение современных педагогических технологий при обучении химии"

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребова...

Профильное обучение на уроках химии:опыт работы и проблемы.

С 2011 -2012  учебного года в нашей школе был организован химико-биологический профиль в 10-11классах. Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательны...

Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...