опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке по химии
статья по химии на тему

в данной статье представлен опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 29»

«СИСТЕМА  РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ»

Учителя химии Журавлевой Е.А

                                   

        

Нижневартовск 2012г.


Содержание.

        

1. Введение. Актуальность проблемы…………………………………………………… 3

Глава 1. Организация предпрофильной подготовки учащихся………………………4-8

1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовки учащихся………………………………..4

1.2. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся………………………..5-8

Глава 2. Профильное обучение учащихся………………………………………………9-14

2.1. Профильный курс химии……………………………………………………………     9-10

2.2. Элективные курсы в профильном обучении  учащихся……………………………..10-14

Глава 3. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике профильного обучения химии и предпрофильной подготовки.

3.1.Интегральная образовательная технология. 

3.2. Технология проблемного обучения.

3.3. Технология укрупнения дидактических единиц.

3.4. Информационно- коммуникационные технологии.

3.5. Проектная технология

3.6. Технология формирования мотивации на уроке.

Заключение…………………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………………29

Приложение…………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ.

Обоснование актуальности темы работы.

 Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации Российского образования на период до 20104года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В стратегических документах отмечается новая роль профильной, профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.

Определение целей и задач содержание предпрофильной подготовки, профильного обучения выявили значительное количество сложнейших вопросов, решение которых возможно только путем поиска решения в практической деятельности педагогов. Именно поэтому проблема организации, отбора содержания и определения структуры образования предпрофильного и профильного обучения учащихся по химии является актуальной.

            Проблема профильного обучения на сегодня стоит очень остро. Это связано с социальными и экономическими преобразованиями, происходящими в обществе, сменой ценностных ориентаций. В обществе усиливается осознание значимости, каждой личности. В связи с этим именно профильное обучение призвано удовлетворить познавательные потребности учащихся, раскрыть и развить их задатки и способности, адаптировать учебный процесс к психологическим особенностям школьников, способствовать их творческому саморазвитию. Организация профильного обучения предъявляет высокие требования к педагогическим работникам. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

-    как вызвать интерес к учебе?

-    как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

-    как повысить мотивацию?

-    как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

-    как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

-    как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Цели и предполагаемые результаты работы.

Для решения проблемы реализации предпрофильного и профильного обучения  учащихся по химии мной были поставлены следующие цели работы:

1. Изучить теоретический материал по организации профильного обучения в школе (концепция профильного обучения, научно-методические рекомендации, предметные журналы); изучить новые подходы к химическому образованию в школах и классах химико- биологического профиля;

2. Разработать и апробировать структуру и содержание профильного курса химии для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля и элективного курса для учащихся данного профиля, обеспечивающего внутрипрофильную специализацию обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся химико -биологического класса. В том числе определить целевой компонент профильного курса химии, адекватные целям формы и методы работы по профильным и элективным курсам химии в старшей профильной школе.

3.Разработать и апробировать программы элективных курсов предпрофильной        подготовки по химии  и профильного обучения.

4. Сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для  дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Предполагаемые результаты работы.

  • доступность профильного обучения;
  • успешность проведения итоговой аттестации выпускников основной и средней школы;
  • повышения качества химического образования;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • создание портфеля индивидуальных достижений учащихся – «портфолио»;
  • осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности ученика.

Глава 1. Предпрофильная подготовка учащихся по химии.

1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовке учащихся

Цели предпрофильной подготовке учащихся:

  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  • Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;

Задачи по предпрофильной подготовке учащихся:

  • Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
  • Развитие школьного спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:

  • Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
  • Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
  • Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.

1.2. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся.

Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся.

Элективные курсы в 9 классах выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течении года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой.

Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проекта или исследовательской работы.

Реализация курсов по выбору в предпрофильной подготовке предполагает использование следующих потенциальных возможностей: повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности, самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными и практическими работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационная поддержка образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных тестов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки.

За счет часов школьного компонента учебного плана в 9-м классе нашей школы по предметам естественнонаучного цикла учащимся предлагается набор элективных курсов, который носит вариативный характер, т.е. их количество «избыточно» (поэтому ученик имеет реальную возможность выбора). По окончанию полугодия учащимся 9-го класса предоставляется возможность менять наполнение индивидуального учебного плана данными курсами по выбору (2 раза в год).

Ученикам предлагаются курсы 3 основных видов:

  • Предметно- ориентированные
  • Межпредметные
  • Ориентационные

Предметно-ориентированные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предмету;
  • Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  • Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам профилирования.

Таким образом данные курсы являются прогностическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.

К курсам подобного вида относится скорректированные и адаптированные мной элективные курсы «Трудная задача? начнем по порядку»,«Решение экспериментальных и расчетных задач по химии».

Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, который способствует самореализации ученика

Оптимальным для  прохождения данного курса является первое полугодие, как период подготовки и проведения школьного и городского тура олимпиады по химии. Кроме того, учителям химии,  часто бывает сложно отработать типы олимпиадных задач, организовать эффективную систему подготовки учащихся к участию в олимпиадах, нередко совершенно исключается подготовка школьников к участию в экспериментальном туре  этапа предметной олимпиады. Решение экспериментальных и расчетных  задач обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации.

Цель курса:

овладение учащимися основными приемами решения расчетных и экспериментальных задач, а также подготовка для успешного обучения в профильных химических классах.

 задачами курса являются:

  • опережающее изучение теоретической части химии на базовом и продвинутом уровне;
  • знакомство со способами решения (алгоритмами) основных типов расчетных и экспериментальных  задач;
  • формирование умений работы с научно-популярной литературой как источником информации.         ,
  • умений сравнивать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно и творчески применять полученные знания в новых ситуациях;
  • формирование умений работы с лабораторным оборудованием для выполнения экспериментальных задач;
  • формирование умения применять знания из смежных дисциплин (физика, математика) для решения задач по химии;
  • расширение кругозора учащихся, развитие творческого и логического мышления;
  • воспитание волевых качеств личности, целеустремленности, умении преодолевать трудности в достижении поставленной цели

Межпредметные (ориентационные) курсы.

Задачи курсов данного типа:

  • Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;
  • Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
  • Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

К курсам подобного вида относится скорректированный и адаптированный мной элективный курс « Путешествие в мир фармакологии».

Программа «Путешествие в мир фармакологии» является предпрофильным курсом по выбору для учащихся 9-х классов, ориентирующим   выпускников основной школы на выбор  естественно-научного профиля химико-биологической направленности в школе III ступени. Объем программы 34часа.

Разработанный курс поможет закрепить интерес к предмету химии после годового его изучения в  8 классе, будет способствовать личностно-ориентированному обучению, объединит элементарные знания по фармакологии с личным опытом    ученика, убедит учащихся, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями  веществ с целью создания новых лекарственных  препаратов.

        В условиях снижения уровня здоровья населения количество лекарственных средств и потребность в них растет. Чтобы ориентироваться в их потоке,  целесообразно быть грамотными в употреблении  лекарств, уметь пользоваться инструкциями к ним, соблюдать  условия хранения.

        Выпускники основной школы характеризуются  активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, осознанием себя в настоящем и  выбираемом будущем, в том числе профессиональном. Данный  курс содержит широкую профориентационную направленность на специальности медицинской отрасли, полезен планирующим поступать в медицинские профессиональные образовательные учреждения.

        Цель курса – создание условий для самоопределения выпускников основной  школы в выборе  ествественно-научного профиля химико-биологической направленности на III ступени средней (полной) школы, развитие их исследовательских навыков.

        Задачи курса:

        Обучающая – дать представление о фармакологии как отрасли медицины, о роли лекарственных средств в системе оздоровления человека.

        Воспитывающая – развитие  ценностного-смысловой основы личности обучающихся через профориентационную работу, формирование навыка здорового образа жизни.

        Развивающая- развитие интересов и склонностей учащихся к предметам естественно-научной направленности, развитие навыка исследовательской деятельности, коммуникативных компетенций.

        Курс содержит теоретический материал, тренинг по решению задач, демонстрационные лабораторные опыты, практические работы исследовательского характера, учебную экскурсию, деловую игру, модульные занятия по технологическим картам. Все эти формы обучения  сочетаются с организацией исследовательской деятельности учащихся.         В целях подготовки к проектной работе учащиеся знакомятся с алгоритмом  проектирования, темами возможных проектов, разработкой их в секциях  школьного научного общества.

        Практическая работа и занятия по решению расчетных задач представлены разноуровневыми заданиями и содержанием практической направленности. На основе обобщения о типах химических задач вводится понятия о приготовлении фармацевтических растворов и мазей, используемых в быту. Это способствует выработке навыка практического применения знаний химии и фармакологии.

        Тематику курса  позволяют раскрыть различные типы уроков: урок-исследование, семинар, урок-игра с элементами практикума, модульной уроки и т.д. Два обобщающих занятия в форме ролевой игры – дискуссии по обсуждению проблем наркомании, токсикомании, результатов опросов  учащихся школы, а также урок-экскурсия завершают курс и носят социальную направленность.

        Программа состоит из 5 разделов, в каждом из  которых определены темы с выделением их практической части. Дается подробный учебно-тематический план. Планируемые результаты оформлены в двух  аспектах: модель  выпускника курса и как требования к знаниям, умениям, в том числе общеучебным. Расписан аппарат контроля ожидаемых результатов и методическое обеспечение программы. В приложении к программе  включены материалы, имеющие методическое значение как для учителя, так и для ученика.

 Планируемые результаты:

 Учащиеся должны знать:

  • Биологическую роль химических элементов
  • Общие физические и химические свойства важнейших соединений элементов ( хлора, йода, серы, азота, фосфора, углерода, металлов и применение их в медицине; качественные реакции на катионы и анионы.

 Учащиеся должны уметь:

  • Готовить растворы веществ
  • Распознавать важнейшие катионы и анионы
  • Решать расчетные задачи

 Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Занятия по данному курсу проводились в форме лекций, бесед, экскурсий, практических занятий.

Программа курса включает круг вопросов, показывающих проблемы и задачи медицины в человеческом обществе, знакомит со структурой здравоохранения, формами традиционной и нетрадиционной медицины.

В процессе освоения программы курса учащиеся знакомятся с разнообразными учебными заведениями, в которых можно получить медицинское образование. Успешному решению задач курса способствует организация встреч с медицинскими работниками, студентами и выпускниками школы из профильных медицинских вузов.

Особенностью курса является то, что он требует активной творческой работы учащихся: обсуждение проблем, работа над проектами, написание докладов и рефератов.

Формы контроля

  1. Сообщения, выступления.
  2. Рефераты.
  3. Практические работы.
  4. Проектные работы.

В практике моей работы по предпрофильной подготовке учащихся также разработаны и  апробированы элективные курсы «Вода удивительная и удивляющая», «Металлы в окружающей среде  и здоровье человека, «Химические элементы в организме человека»

Апробация данных элективных курсов показала, что учащиеся с интересом знакомятся со спецификой профессии врач и медицинская сестра, фармацевт, провизор , с интересом посещают учебные экскурсии в химические лаборатории , аптеки, производства, поликлиники и учебные заведения ,активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Учащиеся высоко оценили значимость данных курсов, выбранные учителем формы и методы организации учебной деятельности. Это видно из таблицы приведенной ниже.

Итоги анкетирования учащихся, проводимые психологом школы, март 2007 г.

 №

 Параметры оценки

Клеглеева

Халфина

Рачко

Журавлева

Смирнова

Коршок

Шабалина

итого

1. 

Тематика и содержание курса

4

4,53

4,84

4,86

4,45

4,34

4,63

4,50

2.              

Форма проведения

3,75

4,38

4,74

4,79

4,50

4,37

4,00

4,38

3

Польза для учебы

4

4,68

4,37

4,50

3,90

4,34

3,75

4,19

4

Польза для жизни

4

4,18

4,68

4,63

4,38

3,92

4,63

4,34

5

Темп работы

4,5

4,23

4,42

4,40

4,28

4,05

3,63

4,27

6

Новизна

4,5

4,15

4,58

4,60

4,25

4,16

4,00

4,31

7

Психологический комфорт

4,75

4,00

4,53

4,55

4,43

3,84

3,75

4,25

8

Отсутствие отметки

4

4,08

3,00

3,17

4,08

4,26

3,13

3,63

9

Результативность

4,75

4,38

4,74

4,8

4,23

4,32

4,13

4,44

 

итого

4,25

4,29

4,43

4,5

4,28

4,18

3,96

4,26

Глава 2. Профильное обучение учащихся.

2.1. Профильный курс химии.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В качестве целей и задач обучения химии в профильных классах мной определены следующие:

  •  изучение основ химии – важнейших понятий, законов, теорий и методов химической науки во взаимосвязи с профильными дисциплинами;
  •  формирование у учащихся целостной системы химических знаний как компонента единой естественно-научной картины мира;
  •  развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и комплексно применять знания по химии для объяснения наблюдаемых явлений и закономерностей;
  • формирование познавательного интереса к химии как к одной из естественных наук, развитие творческих способностей учащихся и осознанных мотивов к изучению химии.
  • спешность проведения итоговой аттестации выпускников основной и средней школы;

В старшей профильной школе при проектировании содержания курса химии мною учитывалась преемственность с курсом химии основной школы, что обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: химико-биологического, физико-математического, гуманитарного.

В классах гуманитарного и физико-математического профиля, а также общеобразовательных химия не является профилирующим предметом и изучается на базовом уровне (1 час в неделю) по образовательной программе О.С.Габриеляна . При отборе учебного материала руководствуюсь требованиями Федерального компонента государственного стандарта.

Основной целью данного курса является обобщение знаний учеников по курсу общей химии. Которые в дальнейшем должны выдержать Единый государственный экзамен и  планируют поступать в вузы химического, биологического и, медицинского профиля. В профильных классах содержание программы частично подвергается коррекции с учетом специфики профиля.

В классах химико-биологического профиля химия изучается 3 часа в неделю. Используется рабочая образовательная программа авторы: О.С. Габриеляна и И.Т.Остроумова.(2006год).Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта профильный уровень. Данный профильный курс знакомит учеников с современными достижениями химической науки.

Курс общей химии на профильном уровне  направлен на интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии, на самом высоком уровне общеобразовательной школы. Ведущая идея курса-целостность неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий. Такое построение курса химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ и всеобщей связи явлений.  Значительное место в содержании  курса отводится химическому эксперименту. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, выбираются те, для поведения которых есть соответствующие условия в классе. Практические работы сгруппированы в блоки- химические практикумы. Которые служат средством не только закрепления умений и навыков, но и контроля за качеством их сформированности.

Во время изучения курса применяются такие формы обучения: семинары, лекции,  проекты, уроки исследования.

Данной программе соответствует учебник под редакцией О.С.Габриеляна и И.Т.Остроумова.(2006год)

Для профильного образования в школе создана материально – техническая база, обеспечивающая учебный процесс. Кабинет химии оснащен новейшей компьютерной и мультимедийной техникой, теле и видео аппаратурой, что позволяет использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии. Учителем созданы методические комплексы для изучения теории предмета и тематического контроля знаний.

2.2. Элективные курсы в профильном обучении  учащихся.

Элективные курсы в профильной школе введены за счет школьного компонента учебного плана. Учащиеся в рамках выбранного профиля могут наполнять конкретным содержанием свой индивидуальный учебный план за счет данных курсов.

При формировании содержания элективных курсов по химии мной соблюдались следующие принципы:

  • Соответствие методологическим принципам современного естественнонаучного познания (системность, историзм, интегратизм и др.), на основе которых у школьников должно сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира;
  • Научность;
  • Расширение профильного курса и систематических курсов химии основной школы ( при выборе более конкретной области познавательной деятельности).
  • Углубление действующего курса (при построении курсов, ориентированных на особо одаренных учащихся);
  • Практическая направленность (это важно для поддержания интереса школьников к профильному предмету, выработке у них первоначальных навыков, которые могут им пригодиться при обучении в ВУЗе и в будущей профессии).
  • Интегративный характер (изучать природу нужно с единой точки зрения, определяемой естественнонаучной картиной мира, основной стержень которой – физическая картина мира);
  • Адресный характер (это позволяет существенно повысить социально-экономическую и личностную эффективность профильного обучения по химии);
  • Развивающий характер (элективные курсы должны развивать познавательную самостоятельность, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие выпускнику школы возможность трудиться и продолжать профессиональное образование);
  • Учет возрастных особенностей учащихся;
  • Учет региональных особенностей при отборе содержания курсов;
  • Профессиональная направленность (реализация этого принципа облегчает процесс выбора учениками и их родителями будущей профессии и начинает подготовку к ней).

На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные лекции, семинары, собеседования, зачеты, лабораторные и практические работы. Все это готовит к вступительным экзаменам в ВУЗы и к обучению в них. Элективные курсы в старшей профильной школе и профильные курсы служат базой для понимания вузовских программ и научной литературы.

Таким образом, через изучение элективных курсов ученики 10-11 профильных классов приобщаются к научной деятельности творческого характера, помогают им преодолевать фрагментарность школьного естественнонаучного образования. Элективные курсы вместе с базовыми общеобразовательными и профильными предметами составляют индивидуальную образовательную программу для каждого учащегося, которая создает возможность для реализации его способностей и потребностей, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства.

С учетом данных принципов, требований мной скорректирована и апробируется образовательная программа элективного курса для учащихся 10 -11 классов химико– биологического профиля « Органическая химия и медицина»

       Элективный курс «Органическая химия и медицина» носит обучающий, развивающий и социальный характер и ставит своей целью расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся, связанных с овладением профессий медицинского профиля. Предлагаемый элективный курс позволяет учащимся получить первоначальные представления о профессиях связанных с медициной, а так же получить необходимую подготовку для поступления в медицинские вузы. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 17 часов. На теоретическую часть отводится 60%, а на практическую 40% времени.

Поскольку медицина неразрывно связна с химией, необходимо расширить знания учащихся по данному предмету, обеспечить развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся в соответствии с интересом и склонностями. Программа обеспечивает гигиеническое воспитание школьников, обрaщается к проблемам курения и употребления наркотических веществ, кроме того, учитывается местная экологическая обстановка и природно-экономические условия региона.

Курс имеет профориентационную и практическую направленность, в него включены: практические работы, экскурсии, встречи с работниками медицинских учреждений. Знакомит учащихся с медицинскими  учебными заведения региона, правилами  приема, в средние и высшие учебные заведения.

Данная программа способствует выработке специальных и общеучебных умений и навыков.

Цель курса: помочь ученику осуществить выбор направления дальнейшего обучения, расширить и углубить знания по предмету.

 Задачи:

1.Содействовать ориентации учеников в мире современных профессий, знакомству на практике со спецификой медицинских  профессий .

2.Формировать умение работать с лабораторным оборудованием, алгоритмами решения расчетных и экспериментальных задач, дополнительной литературой;

3.Совершенствовать умения делать выводы, заключения, выделять главное, анализировать, наблюдать, прогнозировать результаты, организовать свой труд.

Учащиеся должны знать:

- химия - основа овладения медицинской профессией;

- влияние лекарственных, наркотических веществ и экологических факторов на здоровье человека

- современные достижения медицины;

- технику химического эксперимента.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять действия при оказании первой медицинской помощи;

- решать экспериментальные задачи с учетом техники безопасности;

- составлять грамотно отчет о практической работе;

- готовить реферат, сообщение;

- пользоваться дополнительной литературой;

- фиксировать результаты наблюдений, делать обобщения, выводы.

 Формы Контроля:

1.Сообщения, выступления с презентацией.

2.Практические работы.

3.Конференция.

4.Проектные и исследовательские работы.

Пройдя данный курс школьник будет ориентироваться на выбор профессии.                      Методы работы: лекции, беседы, лабораторные работы, экскурсии, учебно-исследовательский проект.

Предполагаемые результаты.

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о свойствах и  роли органических веществ. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:

  • Экологические опасные факторы и здоровье человека.
  • Загрязнение атмосферного воздуха и его воздействие на здоровье.
  • Полимеры в медицине.
  • Чем шьют хирурги?
  • Химия на службе медицины.
  • За стеклом аптеки.
  • Получение эфирных масел и их влияние на здоровье человека.
  • Аромотерапия.
  • Химия на службе у анкологов.

Другой предметный элективный курс для учащихся 10-11классов химико- биологического профиля «Сложные вопросы общей химии в тестах задачах и упражнениях» составлен мною  на основе авторской программы  О.С.Габриеляна и адаптирован к условиям данной школы.

  Элективный курс «Сложные вопросы общей химии в тестах задачах и упражнениях» предназначен для учащихся 10-11 классов профилирующих данный предмет и носит предметно-ориентированный характер. Курс рассчитан на 34часа. Данный курс представляется  актуальным т.к. обеспечивает глубокое и полное усвоение учебного материала, а также расширяет возможности совершенствования умения решать расчетные задачи. По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения знаний химии отводится на использование получаемых знаний при решении задач различных типов и тестовых заданий.  Умение решать тесты. расчетные и экспериментальные задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета, это удобный способ проверки знаний в процессе обучения предмета и важное средство их закрепления. Именно решение тестов, расчетных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому усвоению предмета. Содержание курса поможет ученикам подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт решения сложных заданий и успешно сдать Единый государственный экзамен.

Цели данного элективного курса:

  • проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
  • устранить пробелы в знаниях;
  • познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.
  • Расширение знаний учащихся о способах решения тестов и  расчетных задач и по химии

       Задачи курса:

  • азвивать учебно- коммуникационные умения;
  • Создавать условия для достижения прочности знаний и умений.

Формами отчётности по изучению данного элективного

курса могут быть:

  • конкурс (количественный) числа решённых задач; и тестов разного уровня сложности
  • составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме (с решениями);
  • составление творческих расчётных задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т. д.)
  • зачёт по решению задач и тестовых заданий в форме ЕГЭ.

                     Предполагаемые результаты

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания по основным теоретическим разделам курса химии. Важнейшим итогом проведенных занятий станет сдача учащимися итогового зачета, который выявит западающие темы и позволит учащимся скорректировать дальнейшую учебную деятельность по овладению данным материалом. Изучение материала курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в вузы химического и медицинского профиля.

Глава 3. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике профильного обучения химии.

           Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.

Основным вектором моей педагогической деятельности является использование ведущих современных образовательных технологий, основанных на  личностно-ориентированных принципах обучения. На протяжении ряда лет мною успешно и результативно применяются   следующие технологии.

3.1. Интегральная образовательная технология.

Принципы: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности. Изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочных основ деятельности.

Эта технология используется при изучении химии в старших классах. В 10- 11 профильных естественнонаучных классах ведущую роль играют элементы лекционно- семинарской системы обучения: лекции, практикумы, семинары, зачеты. Это является необходимым условием достижения целей профильного обучения.

Теоретический материал излагается “блоком”. Используется двукратное объяснение: сначала в форме лекции с демонстрацией опытов и применением средств наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном. Новый материал, изучаемый на лекции, неоднократно повторяется учащимися и рассматривается в разных связях на семинарских занятиях. Основные направления работы на семинаре определяются девизом. Например: “Опыт – основа познания”, “От данных анализа к структуре, а от неё к свойствам”, “Все познается в сравнении”, “Практика – есть критерии истины” и т.д.

Лекции проводятся вводные, текущие, заключительные. Преподавание материала “блоком” дает экономию учебного времени, позволяет больше его затрачивать на формирование умений, обсуждение изученного, обучение учащихся высказывать своё мнение, оценивать содержание материала. В зависимости от подготовленности класса лекции проводятся дедуктивно или индуктивно. На индуктивной лекции развиваются мыслительные способности учащихся, их умения строить гипотезы, делать обобщения. На лекции учащиеся привлекаются к самостоятельному разъяснению вопросов, имеется возможность вести проблемное изложение, активизировать мыслительную деятельность, их способность к построению рассуждений в процессе решения поставленных перед ними задач. На лекции учащиеся ведут поиск скрытых от них существующих связей, закономерностей, получают удовлетворение и проявляют большой интерес к предмету, когда найденный ими вариант решения признается истинным, правильным. Для осмысления содержания лекции включаются вопросы. Например – Как вы думаете? – В чем ошибочность такого высказывания? – Как подтвердить правильность высказанного положения? – Каковы области применения данных знаний?

Каждую лекцию стараемся делать проблемной. Вначале ставится проблема, а учащиеся подводятся к решению этой проблемы. Например: лекция по теме: “Ароматические углеводороды”.

- Исходя из структурной циклической формулы бензола, которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые будут характерны для данного вещества (демонстрация опытов взаимодействия бензола с бромной водой и перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. Перед учащимися создана проблемная ситуация. Показано противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами.

- В чем причина данного противоречия?

Т.О. учебная лекция – очень важная, активная форма работы по развитию мышления учащихся. Учащимся рекомендуется составлять конспекты, схемы, опорные системы по теме, блоку. По всем темам курса органической химии составлены конспекты. Теоретический материал, изученный на лекции, закрепляется на уроках семинарах. На семинарах учащимся предлагается основное задание. Оно идет по трем программам I, II, III. Основное задание выполняют все учащиеся. Но каждый выбирает свою программу. Вторая часть семинара посвящена работе по вариантам 1,2,3,4 избранной программы. Над программами работают индивидуально, парами, группами (по желанию учащихся). По каждой теме органической химии запланированы семинарские занятия, практикумы, консультации. Проводятся несколько видов семинаров: обучающий; самостоятельное приобретение знаний по заданной разработке; семинар – практикум по решению расчетных задач; обучающие-практические семинары. Преобладающей функцией семинара является обучающая. Но на них обязательно осуществляется контроль. Затем проводится итоговый контроль.

3.2. Технология проблемного обучения.

            Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Все лекции по органической химии являются проблемными. Кроме того, изучение неорганической и общей химии сопровождается созданием на уроках проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов. Например: общая химия, тема “Теория электролитической диссоциации”. Практически изучение всей темы построено на выдвижении гипотез, создании проблемных ситуаций, постановке проблемных вопросов и поисков ответов на эти вопросы, путей разрешения проблемных ситуаций. Например, на уроке по теме “Электролиты и неэлектролиты” после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема:

- исходя из строения соединений солей и оснований, определить, что у них общего и сделать вывод об электропроводности их растворов.

На этом же уроке проблемный вопрос:

-будет ли электропроводной система, образованная путем смешивания с водой сульфата бария, гидроксида железа (III)?

При работе над формированием у учащихся понятие “не электролиты” им предлагается проблемный вопрос:

- можно ли дать следующее обобщенное определение электролитам: все  растворяющиеся в воде вещества являются электролитами?

Новое противоречие, создается еще одна проблемная ситуация:

- можно ли на основании строения молекул сахара С12 Н22 О11 и спирта С2 Н5 ОН, установить, почему их растворы не проводят ток.

При изучении понятия “электролитическая диссоциация” проблемная ситуация создается следующим образом:

- … одни ученые утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что они образуются под действием электрического тока.

- кто же из ученых был прав и как это можно доказать?

- как объяснить, исходя их особенностей процесса растворения, сущности химической реакции, происходящей между растворами веществ, имеются ли ионы в растворе до опускания в него электронов, или они появляются под действием электрического тока?

На уроках по другим темам аналогичным образом создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы, и идет поиск путей разрешения проблем.

3.3. Технология укрупнения дидактических единиц.

Используется при изучении разделов “Металлы” и “Неметаллы”. Три программные темы “Подгруппа углерода”, “Подгруппа азота” и “Подгруппа кислорода” объединяются на основе идей параллельного структурирования и укрупнения дидактических единиц обучения. Это возможно потому, что, изучая подгруппы химических элементов, прорабатываются одни и те же структурно – родственные понятия, обладающие информационной общностью.

Это: химический элемент, простое вещество, летучее водородное соединение, оксиды, гидроксиды, соли. Когда изучается каждый элемент отдельно, учащиеся нацеливаются на изучении конкретных, частных свойств химических элементов, простых веществ и соединений. Не обращается внимание на возможность их параллельного рассмотрения. При таком подходе не систематически применяются изученные ранее теоретические положения, для прогнозирования свойств веществ. Учащиеся лишены возможности приобрести обобщенное умение, т.е. отрабатывать алгоритм характеристики элемента, его соединения. Для устранения этого учебный материал по разделу рассматривается параллельно.

Составлен следующий план изучения темы:

  1. Химия неметаллов (установочная лекция).
  2. Характеристика элементов неметаллов. Изучение их свойств в соответствии с периодической системой (семинар).
  3. Характеристика простых веществ неметаллов. Их химические свойства. Аллотропные видоизменения. Изменение физических и химических свойств простых веществ неметаллов в соответствии с положением химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева.
  4. Водородные соединения неметаллов. Изменение их свойств в периодической системе.
  5. Оксиды неметаллов. Изменение их свойств.
  6. Гидроксиды неметаллов.
  7. Соли. Состав и свойства солей – сульфатов, нитратов, фосфатов, карбонатов, силикатов, солей аммония.
  8. Минеральные удобрения.
  9. Подготовка к решению экспериментальных задач по теме (семинар – практикум).
  10. Практикум по решению расчетных задач.
  11. Зачет по теме “Неметаллы”.

Такой подход при изучении темы дает возможность устанавливать зависимость между составом, строением и свойствами веществ. Учащиеся могут прогнозировать их на основе знания теории. Появляется возможность многократного повторения с учащимися основного материала. Создаются условия для организации активной самостоятельной работы учащихся с опорой на ранее изученный материал; есть возможность для взаимообучения учащихся в группах, парах, для организации индивидуального и дифференцированного обучения. Это позволяет освободить время для проведения семинаров-практикумов.

При изучении материала составляются опорные конспекты. Они необходимы для обобщающих выводов.

3.4. Информационно- коммуникационные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков.

В 2007 году пройдя обучение на курсах по теме «Использование информационных технологий в деятельности учителя предметника»  в настоящее время  широко использую данные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроках химии.

Урок всегда был и остается  главной организационной формой обучения, а с использованием ИКТ появились преимущества:

  • повышение наглядности;
  • увеличение темпа;
  • индивидуализация обучения;
  • объективная оценка знаний учащихся;
  • увеличение информативности.  

      ИКТ – это средства, обеспечивающие базовую и профильную  подготовку.

С момента введения предпрофильного и профильного образования в нашей школе, я преподаю химию в химико-биологических  классах. Как показывает 4-х летний опыт преподавания химии в классах данного профиля, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы с использованием ИКТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

* урок-презентация;

* виртуальный эксперимент;

* урок-исследование;

* электронная лабораторная работа;

* тематический проект;

* электронная викторина;

* дистанционное обучение;

* электронный урок;

* электронное тестирование;

* организация индивидуального обучения

Использование мультимедийных презентаций целесообразно при изучении любой темы и  на любом этапе урока. Например, в 11 классе при изучении главы «Переходные элементы» использование мультимедийных презентаций позволяет собрать в единое целое большой объем информации из учебника и дополнительной литературы по данной теме, необходимый при сдачи ЕГЭ. Помимо химико-биологических  профиля, я преподаю в классах гуманитарного профиля, а новый БУП предусматривает одночасовую программу, поэтому перед учителем химии стоит сложная задача – сохранить целостность и системность учебного предмета, и здесь существенную помощь оказывает использование мультимедийных презентаций. Так, например,  при изучении тем в органической химии разработаны уроки с использованием ИКТ и созданы презентации, что позволяет при подготовке к урокам  сэкономить и эффективно распорядиться временем.  Компьютер позволяет усилить мотивацию к учению у учащихся, устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе, обусловленный проблемами в знаниях.

        Использование ИКТ на уроках химии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по химии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик, а самое главное они в процессе обучения становятся партнерами.

В настоящее время существует большой выбор электронных пособий, энциклопедий и справочников, которые можно использовать в качестве дополнительной литературы или как иллюстративный материал на уроке, для проведения элективных курсов. В своей деятельности я использую СД –диски: электронные уроки и тесты по всем разделам курса  химии, тестовые комплексы для поступающих в ВУЗы.( см. приложение) Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета.

Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий .Огромное количество информации о новых открытиях в области химии содержится на различных Интернет – сайтах и может быть использовано на уроках, как учителем, так и детьми.

В своей работе большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, особенно в классах химико – биологического профиля, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную информацию, подготовить электронные таблицы, диаграммы и документы в текстовом редакторе, а так же презентации своих творческих работ.

Использование компьютера, как наглядного электронного пособия, позволяет дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

Планирование уроков с использованием ИКТ ресурсов.

  1. определение целей урока;
  2. обоснование использования ИКТ на уроке;
  3. методические назначения электронного ресурса;
  4. анализ и отбор имеющихся электронных ресурсов;
  5. разработка методики использования данного ресурса на данном уроке и планирование деятельности с этим ресурсом;
  6. составление плана-конспекта урока (указать вид деятельности учителя и учеников, длительность этапа, на котором используется средства ИКТ)

              Дистанционное обучение:

         С 2008 г. являюсь участником реализации  инновационного  проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья». В 2008 году прошла курсовую подготовку «Основы работы в информационной среде дистанционного обучения», это для меня новая ступенька в освоении ИКТ. В режиме дистанционного обучения работаю второй год, Как учитель-тьютор успешно апробировала курс «Химия в жизни» для  учащихся 8-х классов с ограниченными возможностями здоровья. Это уроки, организованные для  учеников находящихся на домашнем обучении по модульной системе. Обмен информацией между мною и учеником происходит с помощью программного продукта разработанного московскими учителями  «Живой школы».Мне интересно работать в режиме дистанционного обучения. Свой опыт работы в «Живой школе» я переношу и на индивидуальную работу со своими учащимися.  в актированные дни.

              Таким образом, использование компьютерных технологий дает увеличение плотности урока без ущерба качеству усвоения, позволяет учителю повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету. Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении химии, к исследовательской работе, к участию в проектной деятельности в целях повышения качества образования.

3.4. Адаптивная система обучения.

        В настоящее время к выпускникам школ предъявляются большие требования. Им необходимо адаптироваться в сложном современном мире и не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, уметь обобщать, делать выводы, быть творчески мыслящимися людьми, чтобы утвердиться в жизни. 

В курсе неорганической химии, при изучении химических элементов и их соединений учащимся приходится опираться на знания базовых законов химии. Поэтому здесь возможно использование АСО (адаптивной системы обучения). Это новая модель организации обучения. Структура занятия по такой системе позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся. Учение становится активной самостоятельной деятельностью. На занятиях учитель часть времени работает со всеми учащимися, обучает их. При этом изучается принципиально новый материал. Остальное время на занятии используется для самостоятельной работы учащихся. Учитель не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.

Модель АСО.

Учитель обучает всех учащихся.

Учитель работает индивидуально.

Учащиеся работают самостоятельно.

                                             Учитель управляет работой учащихся.

На каждом уроке учитель чему–то обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди). Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя.

Для обособленной самостоятельной работы, включающей выполнение практических заданий, решение задач, созданы многоуровневые программы, которые выполняются в классе и частично дома. В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком этой системы является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы за счет проблемности и обобщенности изложения, высокой эмоциональности речи.

Типовая схема учебных занятий по АСО:

  • проверка итогов предыдущей работы;
  • презентация нового материала;
  • практика под руководством учителя;
  • независимая самостоятельная работа учащихся;
  • самоконтроль и самооценка результатов работы;
  • подведение итогов занятия;
  • определение домашнего задания;
  • специальное повторение;
  • контроль знаний учащихся.

3.5. Проектная деятельность учащихся.

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в общеобразовательных и профильных классах я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

* Значительное повышение качества знаний учащихся;

* Повышение уровня активности школьников на уроке;

* Интеграция между предметами различных образовательных областей;

* Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

* постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

* Профессиональное самоопределение учащихся.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

* постановка цели;

* обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

* самообразование и актуализация знаний;

* продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

* исследование, решение конкретных задач;

* обобщение результатов, выводы;

* анализ успехов и ошибок.

Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

* он помогает ученикам в поиске нужной информации;

* сам является источником информации;

* координирует весь процесс;

* отслеживает результаты работы (Приложение № 1.4).

 Главные цели обучения учащихся проектной деятельности:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
  • создание мотивов к обучению и самообразованию;
  • формирование чувства индивидуальной ответственности и самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • развитие методологических умений и навыков.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проекты можно классифицировать, выделив следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметные проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые). 

6. Продолжительность проекта (краткосрочные – от 2-х до 6-ти часов; среднесрочные –

от 12-ти до 16-ти часов; долгосрочные – четверть, год).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентироваться, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Какие же существуют параметры внешней оценки проекта:

         -   значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой

              тематике;

  -    корректность используемых методов исследования и методов обработки

         получаемых    результатов;

    -    активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными  

           возможностями;

           -   коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

           -    характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

     -    необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение

            знаний из других областей;

     -   доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои

           заключения, выводы;

           -    эстетика оформления результатов проведенного проекта;

     -    умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность

             ответов каждого члена группы.

Умения, формируемые методом проектов:

1. Критическое мышление (аналитическое, самостоятельное, системное, ассоциативное);

2. Творческое мышление (пространственное воображение, прогностические способности);

3. Учебно-информационные умения (отбор нужной информации, анализ, систематизация, представление информации в различных формах);

4. Учебно-коммуникативные умения (работа в коллективе, сотрудничество, умение слушать и слышать).

Какие же результаты в обучении были получены, благодаря применению метода проектов:

  • стимулирование учащихся к более глубокому изучению химии;
  • повышение интереса к предмету; к выбранному профилю
  • повышение качества знаний по предмету;

     Мною используется проектная деятельность учащихся при изучении элективного курса. Проектную деятельность можно рассматривать как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом.      

Учащимся были предложены информационные и исследовательские проекты.

Информационный проект направлен на работу с информацией, о каком – либо объекте, явлении или процессе: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение.

Исследовательский проект подразумевает деятельность учащихся, направленную на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом.

    На первом этапе организации проектной деятельности необходимо сформулировать несколько проблем, чтобы у учащихся была возможность выбрать тему и форму выполнения. В теме проекта обязательно должны быть заключены значимая проблема и предполагаемые значимые результаты. Нет проблемы – нет деятельности.

     Перед началом работы над проектом предлагаю ученикам ответить на следующие вопросы:

  • Почему участие в проекте важно для меня?
  • Зачем мы делаем  этот проект?
  • Что потребуется сделать, чтобы осуществить этот проект?
  • Как именно мы можем это сделать?
  • С чего следует начать?
  • Что получится в итоге?

Вот некоторые темы предложенные учащимся на элективных курсах «Химия и медицина».

  • Чем шьют хирурги?
  • Химические элементы  в организме человека.
  • Комплексные соединения в медицине.
  • Эфирные масла и здоровье человека.

Форма выполнения проекта может быть индивидуальная, парная или групповая, определяется она тематикой и индивидуальными особенностями учащихся. Например, тема «мой режим питания» выполняется индивидуально и выбрал эту тему сильный ученик, ученикам, не имеющим навыки исследовательской работы лучше выбирать парные или групповые формы, где у каждого будет своя определенная роль в проекте.   Для выполнения исследования каждая группа получает от учителя памятку по работе над проектом и инструктивную карточку, список литературы, оборудования, схемы, таблицы, видеофрагменты.

Предполагаемая исследовательская деятельность учащихся отражается в инструктивной карточке и включает в себя:

  • Работу с дополнительной литературой, материалами Интернета;
  • Выполнение лабораторных и практических работ по заданиям учителя;
  • Изучение схем, таблиц и видеоматериалов;
  • Экскурсии с заданиями исследовательского характера.

В ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно получают знания, работая с многочисленными источниками информации  и лабораторным оборудованием, учатся отбирать материал, необходимый для подготовки сообщений и оформления стендов. При работе над проектом учащиеся не только собирают необходимую информацию, но и анализируют и обобщают собранный материал, выдвигают гипотезы, делают выводы, обсуждают методы исследования и способы оформления конечных результатов, что способствует развитию исследовательских умений и навыков.

    В ходе проектирования учитель выступает в роли независимого консультанта, организует экскурсии в учреждения ( например в центр по проблемам семьи) или встречи со специалистами ( врач – фтизиатр, рассказал о роли и значении реакции Манту, врач – отоларинголог и др).

    Заключительный этап проектной деятельности – презентация проекта или его защита.

Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел и, что получилось в результате. В ходе презентации необходимо  четко и ярко представить полученные результаты, а также рассказать о том , какие идеи возникали в ходе работы над проектом, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они были решены.

Виды презентаций.

  • Устное сообщение (возможно сопровождение устного доклада показом альбома, коллажа, стенда)
  • Защита проекта в виде « круглого стола», где между учащимися распределяются роли.
  • Показ видеофильма
  • Слайд – шоу
  • Конференция

По окончании работы над проектом необходимо оценить деятельность учащихся. Оценка каждого учащегося складывается из оценки всей группы и оценки самого учащегося. При оценивании групповых работ можно использовать оценочные листы.

Оценочный лист

Индивидуальная оценка ученику за работу, выставленная группой

Индивидуальная оценка ученику за доклад, выставленная учителем

Индивидуальная оценка ученика за практическую работу

Оценка всей группы за проект.

Итоговая оценка ученика

Таким образом, видно, что проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у школьника стремление и умения самостоятельно добывать и использовать знания и отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки и умения, что особенно важно для учащихся выбравших профессию медика.

3.6.Технология формирования мотивации на уроке.

На протяжение всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Технология индивидуально-группового обучения на основе исследовательской деятельности на уроках химии.

Ролевые формы обучения широко используются на практике, но, как правило, в форме обучающих (деловых, ситуационных и т.п.) игр. Вместе с тем человеку вообще свойственно ситуационное ролевое поведение. Например, американский психолог Эрик Берн утверждает, что человек  редко бывает собой, чаще он ведёт роль, написанную обществом. И делается это лишь ради того, чтобы выжить в том самом обществе. Возможно, здесь есть некоторое преувеличение. Однако ролевое поведение способствует более продуктивному усвоению информации, необходимой для исполнения данной роли.

Урок – это не просто обучающий, познавательный  и воспитательный процесс, но это еще и своего рода спектакль, где чётко обозначены роли учителя и  ученика. Каждая роль требует определённого  поведения. Стереотипом является то, что  учитель объясняет, а дети усваивают. А что, если сломать стереотип и распределить роли так, что все, кто присутствует на уроке, становятся полноправными участниками игры, которая требует взаимоуважения и активности. Однако роли учеников распределить  не равномерно, а сообразно индивидуальным способностям, так, чтобы каждый был в состоянии успешно справиться со своей ролью. При большом наполнении классов такой подход на практике целесообразен только в рамках группового обучения, где внутри группы роли различны, а ролевой состав разных групп идентичен. Конечно, подобная групповая форма работы применима не для всех типов уроков, а целесообразна и эффективна, главным образом, при проведении уроков-исследований. Химия, являясь наукой в значительной степени экспериментальной, представляет большие возможности для организации процесса обучения именно в виде уроков-исследований.(см .Приложение урок – исследование)  

При проведении уроков-исследований по химии с использованием описываемой групповой формы работы целесообразно распределение ролей в группах, представленное и технология индивидуально-группового обучения на основе исследовательской деятельности на уроках химии представлена в приложении.

    Выводы:

Используемые  современные образовательные технологии способствуют повышению эффективности обучения  в профильной подготовке учащихся по химии. Об этом говорят следующие показатели. Оценка знаний учащихся по итогам годовой аттестации имеют позитивную динамику за последние три года по всем классам. Качество знаний по предмету составляет от 50% до 60% и имеет так же позитивную динамику по классам за последние три года. Выпускники основной школы выбирают экзамен по химии для итоговой аттестации. Результаты экзаменов в 9-11 классах за последние три года: успеваемость 100%, качество знаний 50-77%.

Заключение.

Результаты данного педагогического наблюдения показывают, что за последние годы накоплен  опыт педагогической практики по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Использованы новые методики и подходы в системе профильного обучения. Из готовых педагогических рецептов, концепций, теорий, технологий и методик отобраны  наиболее подходящие к условиям данной школы и коллектива учащихся.

 Создана своя система работы, ориентированная на индивидуальные качества учащихся и адаптированная к условиям школы. Именно к этому я и стремилась. Использование иновационных технологий на уроках химии и во внеурочной работе в течении нескольких лет дает высокие и стабильные результаты обучения, развивает творческие способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в профильных классах, а также результаты Единого государственного экзамена. По результатам ЕГЭ в 2010-2011 учебном году  имеем средний балл: 77.

90% выпускников 2010-2011 учебного года химико-биологического профиля поступили в высшие и средние медицинские учреждения на бюджетной основе.

В результате проведенной мною работы   достигнуты следующие результаты:

  1. Изучена и проанализирована литература, посвященная современному состоянию исследуемой проблемы, в том числе изучены нормативные основания деятельности, подготовлено научное обоснование работы.
  2. Подготовлены и апробированы рабочие программы по химии: курсов по выбору для предпрофильной подготовке «Химия и медицина» и «» и элективных курсов для учащихся профильного химико-биологического класса
  3. Создана материально-техническая база для работы в профильном классе   (оснащение кабинета химии компьютерной, аудио, видео и мультимедиа  аппаратурой)
  4. Определены целевой компонент, а также формы и методы работы в профильной школе и на элективных курсах по выбору в предпрофильной подготовке.
  5. Достигнуты высокие результаты качества знаний выпускников профильного химико-биологического класса при100% успеваемости, качество знаний – 77%.

6.Положительным моментом является и то, что выпускники химико- биологического профиля   продолжают образование в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией и медициной.

Приоритетными направлениями своей работы по совершенствованию предпрофильной подготовки и профильному обучению учащихся в ближайшее время считаю следующее:

  1. Разрабатывать и апробировать новые элективные курсы .
  2. Разработка новых учебно-дидактических комплексов для профильного курса химии (10-11 класс) и новых  элективных курсов.
  3. Продолжить мониторинг формирования ключевых компетенций по химии.
  4. Повышение качества образования.

Список литературы

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии, М.: Центр «Педагогический поиск», 2010г.
  2. Левкин А.Н. «Химия в профильной школе», Санкт-Петербург «Просвещение», 2011г.
  3. Ермаков Д.С. Рыбкина Т.И. элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения, Профильная школа: Информационно-методический журнал. 2004г №3
  4. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. С-П.: «Каро» 2012г.
  5. Новикова Т.Г. Построение различных моделей портфолио учащихся. Методист: научно-методический журнал.-2010г №3
  6. Петунин О.Р. Элективные курсы для профильного биологического образования. Народное образование №9, 2014г
  7. Петунин О.Р. Содержание профильного биологического образования. Народное образование, №7, 2004г.
  8. Предпрофильная подготовка в основной школе: Методические рекомендации/ Авт.-сост. Л.Г. Бобкова /ИПК и ПРО Курганской области.2011г.
  9. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/ под ред. Проф. Киселева А.Ф., М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2011г.
  10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: издат. «АРКТИ» 2010г.
  11. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие/ Науч. Ред. Чистякова С.П. М.: АПК и ПРО, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные вопросы и проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки по информатике

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы.В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на ста...

Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.

В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея....

Предпрофильная и профильная подготовка учащихся

В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности...

Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Элективные курсы: предпрофильная и профильная подготовка по иностранному языку

Выступление на муниципальном методическом совещании...