Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.
статья по психологии по теме

Габдуллина Светлана Александровна

В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.

Основная цель деятельности психологической службы лицея №8 г. Перми по сопровождению опытно-экспериментальной работы по предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея – психологическое сопровождение  ребенка в процессе школьного обучения.

Сопровождение мы рассматриваем не только как помощь учащимся в выборе будущей профессии, а прежде всего как содействие учащимся:

 - в осознании и развитии собственных ресурсов, позитивного самовосприятия для последующей адекватной творческой адаптации и самореализации в социальной среде;

- в умении сделать осознанный выбор будущей профессии и самоопределиться.

        Весь период обучения в лицее мы условно разделяем на 3 основных этапа:

1. Подготовительный, или этап накопления (1-4 классы).

2. Побудительный, или период моделирования (5-9 классы)

3. Производительный (10-11 классы)

Эта работа носит параллельный характер: ребенок-учитель-родитель. Необходимо отметить, что каждый этап отличается характером целей и задач, которые ставит перед собой и решает  психологическая служба.

Подготовительный этап.

Для того, чтобы на второй и третьей ступени обучения учащиеся вышли на самоопределение, овладели ключевыми компетентностями, уже на первой ступени обучения необходимо вести целенаправленную работу по социальной ориентации. Поэтому основная цель нашей работы на подготовительном этапе – социальная ориентация ребенка – это усвоение и личностное принятие ребенком норм и правил, предъявляемых ему обществом:

- принятие себя

- принятие других

- рефлексивность

- умение находить внутренние ресурсы.

Основные задачи первого этапа:

1. Обеспечение успешной адаптации учащихся к школе.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

3. Формирование социального доверия к окружающим.

4. Помощь в решении задач развития, обучения, социализации всем субъектам образовательного процесса на первой ступени.

        Основным содержанием подготовительного периода является обогащающее обучение с целью всестороннего раскрытия возможностей и способностей ребенка, которое невозможно без решения основных проблем онтогенистического развития: овладение учебной деятельностью, развитие познавательных процессов, социализация, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование социального доверия и т.д.

Побудительный этап.

Цель второго побудительного этапа, исходя из индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся, мы определили как развитие личностного самоопределения.

Основные задачи, которые решает служба на этом этапе:

1. Психологическое сопровождение учащихся в основной школе.

2. Поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.

3. Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

4. Проектирование методического комплекса для обучения педагогов по проблемам предпрофильной подготовки учащихся.

        Для более эффективного решения поставленных задач деятельность психологической службы строится в двух основных направлениях:

1. Формирование базовой психологической грамотности (диагностика, психологическое просвещение, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, консультирование)

2. Направление личностного роста (формирование социальных умений и навыков, психологической культуры лицеистов)

        Для формирования любой компетентности нужна самостоятельная работа. Эту работу мы простраиваем благодаря спецкурсам по психологии: «Учимся общаться», «Познай себя», «Конфликты в нашей жизни», целью которых является развитие интереса к себе, стремление разобраться в своем внутреннем мире, развитие рефлексивных умений, самоконтроля.

        Программы спецкурсов отличаются рядом особенностей:

1. Эти программа разработаны и подобраны с учетом специфики лицея.

2. Каждая последующая программа служит логическим продолжением предыдущей.

3. В основе психолого-педагогического материала программ лежит принцип всеобщего и единичного: любое общее психолого-педагогическое  понятие может помочь высветить какую-то сторону своего  «Я», а любой шаг самопознания может стать причиной психологического обобщения.

4. Последовательность предъявления содержания спецкурсов отражает логику процесса формирования у учащихся основных компетентностей.

Основная работа психологической службы с учащимися среднего звена заключается как в развитии личностного самоопределения, профессиональных интересов и склонностей, так и в психологически грамотном отборе учащихся в профильные 8 классы.

        Основная цель деятельности службы на производительном этапе – развитие профессионального самоопределения учащихся.

Основные задачи этого этапа:

1. Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении

2. Поддержка в решении экзистенциональных проблем ( самопознание, поиск смысла жизни, идентичность)

3. Помощь в решении задач профильного и профессионального самоопределения всем субъектам образовательного процесса.

        

Наша система работы по развитию профессионального самоопределения старшеклассников, формированию у них основных  элементов интеллектуальной, личностной и социальной взрослости, включает несколько этапов:

Первый этап:

Получение диагностических данных, необходимых для мониторинга профессионального и личностного самоопределения учащихся.

Второй этап:

Обучение учащихся навыкам анализа собственных действий по планированию и самопроектированию, умению целеполагать, осуществлять самоконтроль, самоанализ и саморефлексию.

        Этому способствуют спецкурсы по психологии «Конфликты в нашей жизни» (9класс), «Основы психологических знаний» (10-11 класс) и

элективный курс «Выбирая профессию, выбираем образ жизни», благодаря которым решаются задачи формирования психологической культуры, как составляющей общей гуманистической культуры учащихся, развития профессиональной ориентации.

        Важным механизмом по профильной подготовке учащихся, является участие старшеклассников в педагогической деятельности. На базе 10 и 11 классов сформирован педагогический отряд для работы с учащимися младшего и среднего звена, который работает в трех направлениях:

1. Волонтерское движение

2. Вожатская работа

3. Педагогическое шефство.

        Таким образом, исходя из психологических проблем и задач, которые решает служба по предпрофильной подготовке учащихся лицея, обобщая все вышеизложенное, можно выделить следующие направления работы психологической службы лицея с учащимися:

- Тренинговая работа по формированию социально-психологических умений и навыков

- Психокоррекционная и консультативная работа по формированию позитивной «Я-концепции», уверенности в своих силах, адекватной самооценки и эмоциональной стабильности учащихся.

- Просветительская работа по ознакомлению учащихся с профессиями и профессионально значимыми в этих профессиях качествами.

- Развитие профессиональных интересов и склонностей через включение учащихся в активные виды деятельности.

 С учителями и педагогическим коллективом:

- Создание системы профессиональной и личностной поддержки педагогов через развитие психолого-педагогической культуры, совершенствование педагогического мастерства учителя, формирование позиции принятия, развития ученика;

- Оказание педагогическому коллективу лицея методической помощи в построении психологически адекватных программ по предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

- Психокоррекционная работа с учителями по развитию позитивной  «Я-концепции».

С родителями:

- Консультативная работа, способствующая организации полноценной социальной среды для ребенка, углублению его социального и жизненного опыта, представлений о мире профессий;

- Помощь родителям в познании индивидуально-психологических характеристик собственного ребенка и построении стратегии и тактики его воспитания

- Психокоррекционная работа по формированию конструктивных стилей взаимодействия родителей с детьми

- Конструктивная работа по решению конкретных проблем взаимодействия родителей и детей по личностному и профессиональному сомоопределению ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильная и профильная подготовка учащихся

В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности...

Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...