Опыт работы по использованию модели развития познавательной активности в обучении химии
статья по химии (8, 9 класс) на тему

Бородина Наталья Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

 «Использование модели развития познавательной активности

учащихся на уроках химии»

                                                         «Учение лишенное всякого интереса и взятое                        

                                                                 только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет»

К.Д.Ушинский

                                                   

Я не могу не согласиться с высказыванием Л.Н. Толстого, что никакая деятельность не может быть прочна, если не имеет основы в личном интересе. В процессе изучения работ российских исследователей Щукиной Г.И. и Шамовой Т.И.,  пришла к выводу  о том, что познавательная активность – это свойство личности. Обучающейся с высоким уровнем познавательной активности мотивирован, целенаправлен,  а  значит в дальнейшем  будет социально  успешен.

Методическим условием формирования опыта стал поиск  технологии и методов работы, которые максимально способствовали развитию познавательной активности школьников как ведущему фактору успешности обучения.  Здесь мне помогли работы профессора кафедры естествознания Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктора педагогических наук, кандидата химических наук Ахметова Марата Анваровича.

  Сегодня в век информатизации у значительной части учащихся снижен познавательный интерес, а Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, направленный на обеспечение высокого качества образования, подчеркивает важность развития учащихся через организацию личностно значимой деятельности. Обеспечить успешность каждого ученика при обучении сложного предмета химии, когда количество часов сократилось можно только через развитие познавательной компетенции, пробудив у школьников стойкий позитивный интерес к предмету.  В этом я вижу актуальность моей темы.

  В своей работе я опираюсь на основные  положения Теории развития познавательного интереса Щукиной Г.И., Теории активизации учебной деятельности учащихся Шамовой Т.И., а также на модель развития познавательной активности Ахметова М.А.

Из вышесказанного следует цель моей работы:

обеспечение успешности каждого ученика через  развитие познавательной активности  с использованием модели, разработанной  кандидатом химических наук М.А. Ахметовым.

Идея моего опыта заключается в том, что при использовании методов обучения в соответствие с моделью  развития познавательной активности  М.А. Ахметова  будет способствовать формированию позитивного отношения ученика    к  познавательной деятельности и  приведет к успешному  обучению химии.

Важным условием развития познавательных потребностей учащихся является принятие обучающегося таким, как он есть. И применяя педагогические техники, присоединяться к внутреннему состоянию ребенка, подкрепляя позитивное отношение к предмету добиться познавательной активности, развитие которой  происходит ступенчато.

Инструментом активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся может быть содержание, методы, формы и средства обучения.

Для правильного выбора методов обучения, я следовала трем уровням развития  познавательной активности личности.

Развитие 1 уровня осуществляла, используя Систему методов и форм обучения, направленную на развитие репродуктивно-подражательной активности.

Для достижения  2 уровня применялись  методы  обучения, влияющие на развитие поисково-исполнительской активности.

3 уровень достигался с помощью методов, направленных на развитие творческой активности.

Итак, раскрывая суть представляемого опыта, хочу показать, как я решила поставленные задачи.

1-й уровень познавательной активности реализуется на основе принципа наглядности с использованием эмоциональной составляющей процесса обучения.

При проектировании урока на начальном этапе изучения химии использую методы и средства, направленные на включение познавательной активности. Занимательность как способ развития любопытства, интереса и привлечения к познавательной деятельности является очень результативным. Занимательным может быть как содержание, так и форма урока или его фрагмента.

На протяжении первого года обучения учащихся сопровождает химический герой смайлик - ХИМОН. У него есть своя валюта, которой он охотно делится с ребятами. Химоны можно заработать на уроке, а также за выполнение заданий из Копилки ХИМОНА.

Копилка познавательных вопросов раскрывает  предметное содержание химии в контексте с историей, литературой. Практический и межпредметный контекст вопросов  расширяют  кругозор учащихся и повышает значимость получаемого знания. Ребята  активны в поисках ответов на занимательные вопросы.

После изучения темы «Количественные характеристики вещества» в 8 классе традиционно провожу обобщающий урок в занимательной форме «Химическая кухня», где учащимся предлагается Меню из количественных характеристик веществ. Все задания занимательного характера.  

 Химический эксперимент как способ формирования познавательного интереса, осознанного получения знаний, творчества является очень значимым.

Опыт работы показал, что включение эксперимента в  ход обобщающих урок дает положительный результат.

К таким урокам в 8 классе можно отнести: Урок «Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям», «Реакции ионного обмена». На этих уроках работает мотив интересно. Эмоциональное переживанием своего оценивания в начале урока и в конце побуждает детей к действию. Групповая форма работы, используемая на уроке, очень продуктивна и позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся и достичь высокого уровня усвоения содержания. Она обеспечивает индивидуальный вклад учащихся и открывает большие возможности для сотрудничества,  для развития познавательной коллективной деятельности.

Применяемый Принцип наглядности позволяет  сочетать мотивов «интересно» и «полезно».

Почти все уроки сопровождаются компьютерными презентациями. Для их подготовки использую комплект VIDEOUROKI.

В курсе химии 9 класса ребята с желанием работают  по опорным конспектам.

Развитие поисково-исполнительской активности (2-ой уровень) осуществляю на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.

Проблемный метод использую на основе создания: проблемных ситуаций, проблемного хим. эксперимента, эвристических бесед. Все эти приемы можно проследить в уроке «Кислоты».

Организация разноуровневой познавательной деятельности при индивидуальном контроле облегчает возможность достижения успеха учащимися.

Ребята с аппетитом выполняют задания поискового характера. Пример такого задания в 9 классе по теме «Соединения серы», в ходе которого ребята собирают недостающее досье.

Работая с информацией в виде текста и рисунка постепенно развивают химические понятия.

Успешное решение познавательных проблем позволяет учащимся достигнуть третьего творческого уровня познавательной активности. Такие ребята охотно берутся и справляются с проектной и исследовательской деятельностью, участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях.        

 Результативность моей профессиональной педагогической деятельности можно проследить через личностный результат моих учеников.

 Отмечается положительная динамика участия в проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях.

О положительном опыте работы говорят  результаты освоения образовательной программы по химии и результаты ГИА.

Своим педагогическим опытом  делюсь с коллегами, выступая на школьном, районном методических объединениях, педсовете школы, через публикации в интернете и участие в профессиональных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

«Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

Опыт работы по теме "Применение современных педагогических технологий при обучении химии"

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребова...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....