Рабочая программа по химии
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему

Ани Ашотовна Акопян

Календарно-тематическое планирование рабочей программы по химии 8 класс по программе Габриеляна О,С. всего 105 часов из рассчёта 3 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Задание на дом по учебнику

дата

                                                                                    Введение.

1.Предмет химии. Вещества.

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы  существования элемента.

Д.О:Коллекция изделий из стекла и алюминия.

§1, упр. 3,4,5.

 2. Предмет химии. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни

Химические явления,отличия их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование

Д.О.: Взаимодействие соляной кислоты с мрамором; помутнение «известковой воды»

 § 2,упр.1-5

3. Краткие сведение по истории развития химии. Основоположники отечественной химии

История возникновения и развития химии. Роль отечественных учёных в становлении химической науки. Основные законы химии.

§  3

4.Периодическая система химических элементов                       Д. И.   Менделеева

Общее знакомство со структурой периодической таблицы:периоды и группы .Периодическая таблица как справочное пособие для получение сведений  о химических элементах.

Периодическая система             Д. И.   Менделеева.

 §  4,до слов «Каждому хим. элементу отведено в табл. Д.И.Менд...», таб.1, упр.1,4.

5. Знаки химических элементов.

Обозначение химических элементов, их название. Происхождение названий.

§  4,до конца

6.Химические формулы. Относительная атомная и и молекулярная массы.

Химические формулы,индекс,коэффициент:записи и чтение формул. Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса,Относительная молекулярная масса.

 §  5,упр1,3.

                                            Тема1. Атомы химических элементов

1. Основные сведения о строении атомов. Строение  атомных ядер: протоны,нейтроны.

Доказательства сложности атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, относительная атомная масса.                                                                                    

  §  6, упр.1.3.

2. Изменение числа протонов в ядре- образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре- образование изотопов.

Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы, как разновидность атомов одного химического элемента.

  § 7, упр. 1-4

3. Электроны. Строение электронных уровней атомов элементов малых периодов.

Характеристика электронов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.

§   8, упр 1-5

4-5Периодическая таблица химических элементов                    Д. И. Менделеева и строение атомов.

Физический смысл порядкового номера элемента,номер группы,номер периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.

 §  9,до слов «Каков же результат приема-отдачи электронов...»  упр.1.

6-7. Изменения числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента- образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь.

Понятия иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений.

 §  9,до конца,упр.2,3.

8-9. взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой- образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Схема образования 2-х атомных молекул (H2, CI2, S2, N2) Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи.

   § 10, упр.1-4.

10-11 Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой- образование молекул соединений. Электроотрицательность(ЭО). Ковалентная полярная химическая связь.

Схема образование молекул соединений (HCI, H2O,  NH3.) электронные и структурные формулы. Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи.

   § 11,упр 1-4

12Взаимодействие атомов металлов между собой -образование металлических кристаллов.

 Понятие о металлической связи.

  § 12,упр.1-3.

13 . Обобщение и систематизация знаний об элементах металлов и неметаллов, о видах химической связи.

 Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе.

14 Контрольная работа №1.

15. Анализ контрольной работы

Тема 2. Простые вещества

1. Простые вещества- металлы. Общие физические свойства металлов

Характеристика положение металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлическая связь(повт.); физические свойства металлов- простых веществ.

Коллекция металлов: Fe, AI ,Mg Na ,K ,Hg(в запаянных ампулах)

  § 13,упр. 1,3,4.

2. Простые вещества -неметаллы. Физические свойства  неметаллов — простых веществ.

Положение неметаллов в периодической системе. Строение их атомов. Ковалентная связь(повт.;физические свойства неметаллов. Химические формулы. Расчет относительной молекулярной массы.

Коллекция неметаллов- H2  O2(в газометре),S  P ,угля активированного, брома(в ампулах)

  § 14,до слов «Однако кислород...»,табл. 3,упр.3,4.

3. Аллотропия

Понятие аллотропии на примере модификаций кислорода. Аллотропия фосфора,олова. Относительность понятия «металлические и неметаллические свойства».

 Получение и свойства белого и красного фосфора,белого и серого олова.

§    14 до конца,упр.4

4. Количество вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль,ммоль, кмоль. Число Авогадро.

Некоторые металлы и неметаллы количеством в 1 моль,1 ммоль,1 кмоль.

 §   15,до слов «Масса 1 моля наз. Молярной...»,упр.1,2.

5.Молярная масса вещества.

Расчет молярных масс по химической формуле. Миллимолярная и киломолярная массы. Выполнение упражнений с использованием понятий: Na ,n ,m.

    § 15 до конца,упр.3,4.

6. Молярный объём газообразных веществ.

 Понятие о молярном объеме газов,миллимолярном и киломолярном объеме их.

Модель молярного объема газов

 §   16,упр.1-3

7. Урок-упражнение

Решение задач и упражнений с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,»число Авогадро».

8.Обобщение и систематизация знаний по теме.

Решение задач и упражнений,подготовка к контрольной работе.

9.Контрольная работа№2

Тема 3.Соединения химических элементов.

1-2 Степень окисления

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях.

  §  17,до слов «Значение с.о. Необходимо и для того....»,упр.1

3. Бинарные соединения металлов и неметаллов:оксиды,хлориды,сульфиды и пр.

Составление формул бинарных соединений ,общий способ их названий

 Образцы хлоридов,сульфидов,оксидов,металлов.

§   17,до конца,упр.2

4. Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды,летучие водородные соединения.

Составление формул ,их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений. Представители их.

Образцы оксидов: (P2O5 , CO2,   H2O )HCI , NH3,(газы и растворы)

  § 18,упр.1-6

5-6. Основания

Состав и названия ,классификация. Расчёт по формулам оснований. Представители (NaOH, KOH, Ca(OH)2)

Образцы щелочей(тв. и в растворе) и нерастворимых оснований. Д. О. Изменение окраски индикатора.

 §   19,упр.1-6

7. Кислоты

Состав и названия кислот. Их классификация. Расчёты по формулам кислот. Представители их.

Образцы кислот:HCI HNO3 H2SO4  H3PO4)  некоторых других минеральных и органических кислот.

Д.О. :»Изменение окраски индикатора»

§    20,упр.1-5

8. Соли — как производные кислот и оснований

Состав и названия солей. Расчёты по формулам солей. Представители : NaCI CaCO3 Ca3(HO4)2)

Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.

 §   21,упр.1-3

9.Урок -упражнения.

Классификация сложных веществ,определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составления формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчёты по формулам соединений.

Модели кристаллических решёток CO2 и йода. Возгонка бензойной кислоты или нафталина.

8. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решётки. Ионные,атомные и металлические кристаллические решётки.

Понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решётке. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разным типом кристаллических решёток,их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи.

Модели кристаллических решеток Поваренной соли,алмаза,графита,металлов,CO2.

   § 22,упр 1,4,5.

9. Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и смеси,их отличие. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.

Взрыв смеси водорода с воздухом. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей,в том числе и с помощью  делительной воронки. Дистилляция воды.

  §  23,упр.1,2.,4.

10. Массовая и объемная доля компонентов смеси ,в том числе и доля примесей.

Понятия о доли компонента смеси. Вычисление ее смеси и расчет массы и объема веществ в смеси по его доле.

 §   24,упр.1-4.

11. Расчёты связанные с понятием доля w

Решение задач и упражнений на расчет доли(мас. Или объемной) и нахождение массы (объема)   компонента смеси.

§ 24,упр 4-7

12. Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

13. Контрольная работа №3

Тема 4. Изменения происходящие с веществами.

1.Физические явления

Способы очистки веществ, основанный на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти.

Д.О.:а) физические явления-плавление парафина. Возгонка

I2 ( йода) или бензойной кислоты. Диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания. Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтрованной бумаги; б) способы разделения смесей.

§25, упр. 2-4

2-3. Химические реакции

Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химической реакции. Реакция горения. Экзо- и эндотермические реакции.

Д.О.:  Химические явления: горение магния, взаимодействие HCL c мрамором, получене Cu(OH)2  и последующее растворение его в кислоте, взаимодействие CuCl2 с Fe, помутнение известковой воды

§26, упр.1-5

4. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значения закона сохранения массы веществ. Роль М. Л. Ломоносова и Д.Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении ,как об условной записи химической реакции  с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Д,О.:Подтверждающий закон сохранения массы веществ в результате химических реакций.

 §  27 до слов «С помощью уравнений химич. Реакций можно определить и тип р...»,упр.1

5. Реакции разложения

Сущность реакции разложения и составления уравнений реакций,проделанных учителем.

Д. О.: электролиз воды,разложение нитратов калия или натрия, перманганата калия,азотной кислоты,гидроксида железа(111)

  §  27 ,реакциии разложения.

6. Реакции соединения

Сущность реакции соединения и составления уравнений реакций, проделанных учителем.

Осуществление переход показанные в параграфе.

 §  27,реакции соединения.

7. Реакции замещение.

Сущность реакции замещения и составления уравнений реакций, проделанных учителем.

Взаимодействие щелочных металлов с водой, взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот,взаимодействие металлов с растворами солей.

§    27,реакции замещение

8. Реакции обмена

Сущность реакции обмена и составления уравнений реакций, проделанных учителем. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот,щелочей и солей до конца.

Взаимодействие растворов щелочей ,окрашенных фенолфталеином,с растворами кислот; взаимодействие серной кислоты и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра,гидроксида нтрия с сульфатом железа три.

 §  27 ,реакции обмена,упр 3-4

9. урок выполнения упражнений по типам химических реакций.

10-11 Расчеты по химическим уравнениям

Решение задач на нахождение количества,массы или объема продукта реакции по количеству,массе или объему исходного вещества. Те же расчёты , но с использование понятия «доля».

 §    28,упр. 1-5.

12 Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение задач и упражнений .Подготовка к контрольной работе.

13. Контрольная работа №4

14.Анализ контрольной работы.

Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум

1. Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.

2. Наблюдение за изменениями происходящими с горящей свечой,и их описание.

3. Анализ почвы и воды

4. Признаки химических реакций

5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.                                  

Тема 6. Скорость химических реакций

    Химическое равновесие

1. Скорость химических реакций.

 Понятие о скорости химических реакций .Единицы измерения скорости химических реакций . Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ.

Л.О.:№1 взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой.

  §  29,упр. 1-5

2. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

Зависимость V от :

1. природы реагирующих веществ;

2. температуры;

3. концентрации реагирующих веществ (закон действующих масс).

Л.О. №2: взаимодействие цинка,магния,железа с соляной кислотой.  

№3 взаимодействие раствора серной кислоты с раствором тиосульфата натрия различной концентрации

№4 взаимодействие цинка с серной кислотой разных температур,

  §  30,упр 1-6

3. Катализ и катализаторы.

Понятие о катализе,катализаторах и ингибиторах. Понятие о ферментах,как биологических  катализаторах белковой природы

Л.О.№5  Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца 4,горение сахара  в присутствии свежего сигаретного пепла.

  §    31,упр. 1-5

4. Обратимые и необратимые реакции.

Понятие о обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций.

Л.О.№6 Примеры необратимых реакций ,протекающих в растворах с образованием газа,осадка или воды,а также реакций горения. Примеры обратимых реакций.

   §  32,упр. 1-4

5 Химическое равновесие и способы его смещение.

Понятие об химическом равновесии,как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Д.О. Смещение равновесия химической реакции,протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа три.

  §  33,упр. 1-5

6-7 Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений.

Тема 7. Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов.

1. Растворение как физический процесс

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворение.

Л.О.№7 растворение безводного сульфата меди два в воде.

Д.О.:Мгновенная кристаллизация перенасыщ.  р-ра .

   §  34,до слов «Растворимость зависит от температуры»    34 до конца,упр 1-6

2. Растворимость. Типы растворов.

Кривые растворимости. Насыщенные,ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Различная растворимость веществ. Зависимость ее от температуры.

Л.О.№8 Растворимость веществ при разных температурах . Тепловые явления при растворении.

3.-4 Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи

Д.О. Испытание веществ и их растворов на электропроводность   Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавление.          

 § 35,упр.1-6

5. Основные положения теории электролитической диссоциации.

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду  (катионы и анионы),по водной оболочке(гидратированные и негидратированные).

Д.О.: движение окрашенных ионов в электрическом поле.

  § 36,упр. 1-5

6. Ионные уравнения реакции.

Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций(молекулярных,полных и сокращенных)при помощи таблицы растворимости.

Л.О. №9 Примеры реакций идущие до конца

§ 37,упр. 1-5

7.-8 Кислоты в свете ТЭД ,их классификация и свойства.

Определение кислот ,как электролитов,их диссоциации. Классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие кислот с металлами ,условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжений  металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов,основаниями. Реакции нейтрализации . Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ воде для характеристики химических свойств кислот.

Л.О.: №10 Химические свойства кислот (на примере HCI H2SO4)

§ 38упр 1-6

9 -10 Основания в свете ТЭД , их классификация и свойства.

Определений оснований  , как электролитов, их диссоциация. Классификация  оснований по различным признакам. Взаимодействие оснований  с кислотами. Взаимодействие щелочей с солями и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

Л.О.№11 Реакции характерные для щелочей  и нерастворимых оснований.

§ 39  , упр. 1-5

11-12. Оксиды

Состав оксидов, их классификация : несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Состав кислотных и основных оксидов.

Л.О.№ 12 По изучению свойств основных оксидов для CaO   и кислотных для CO2.

§ 40, упр. 1-5

13-14  Соли  в свете ТЭД, их свойства.

Определение солей как электролитов , их диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций  и взаимодействие солей с солями (работа с таблицей растворимости) Взаимодействие  солей  с кислотами и щелочами .

Л.О. №13 Химические свойства солей.

§ 41,упр.1-5

15. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

Иллюстрация переходов P-P2O5-H3PO4-Caa3(PO4)2

§42 упр. 1-5

16 Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение расчетных задач по уравнениям ,характеризующим свойства основных классов соединений и выполнение упражнений этого плана  и на генетическую связь.

17Контрольная работа №5

18 Классификация химических реакций

Различные признаки классификации химических реакций

Примеры реакций соединения, разложения,замещения , обмена, гомо- и  гетерогенных ,экзо- и эндотермических ,каталических и некаталитических реакций.

19 Окислительно- восстановительные реакции

 Определения степеней окисления  элементов,образующих вещества различных классов. Реакции окислительно-восстаносительные и реакции ионного обмена , их отличия. Понятия об окислителе и восстановителе ,окисление  и восстановлении.

Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Сера  с хлоридом меди. Горения магния .

ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 8  КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Предусмотренные в курсе основной школы темы-модули «Химия и сельское хозяйство» (рекомендуется для сельских школ) и «Химия и экология» (рекомендуется для городских школ) могут быть рассмотрены на завершающем этапе изучения химии за счет дополнительного времени, выделяемого из резерва школьного компонента, так как предполагают реализацию в какой-то мере именно регионального и школьного компонентов.

Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2005; Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2005.

8 КЛАСС

(3 ч в неделю; всего105ч)

Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (15 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов 16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами 14 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5 ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массоТема 6. Скорость химических реакций

     ТЕМА 6 (7 часов)

 Скорость химических реакций.        Химическое равновесие

1.Понятие о скорости химических реакций .Единицы измерения скорости химических реакций . Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ.        

2. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.        

3. Катализ и катализаторы.        Понятие о катализе,катализаторах и ингибиторах. Понятие о ферментах,как биологических  катализаторах белковой природы        

4. Обратимые и необратимые реакции.        Понятие о обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций.        

5 Химическое равновесие и способы его смещение.        Понятие об химическом равновесии,как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.        

6-7 Обобщение и систематизация знаний по теме.        

ТЕМА 7

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (27 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

ТЕМА 8

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (4 ч)

6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.

1 При 2 ч в неделю проводятся только практические работы 8 и 9.

ТЕМА 9

Портретная галерея великих химиков (2ч)

Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие.

Итого 105 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...