Основные классы неорганических соединений.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Воронина Юлия Викторовна

Урок повторения и обощения темы: "Основные классы неорганических соединений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_klassy_neorganicheskih_soedineniy.odt27.39 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОЩЕНИЯ  ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

Тема урока: Важнейшие классы неорганических веществ.

Класс: 9 класс

Цели урока:

Обучающая — повторение, углубление и обобщение знаний об основных классах неорганических соединений.

Развивающая – развитие  «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая — формирование  интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Тип урока: повторение, углубление и обобщение знаний.

Девиз урока: «Чтобы познать, нужно научиться наблюдать».

Оборудование урока:  набор химических реактивов, колбы, пробирки, ноутбук,   проектор, интерактивная доска.

Приложения к уроку: приложение 1 — презентация «Важнейшие классы неорганических веществ».

Структура урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1).

Химия – такая есть наука,

Учить ее по книжкам – скука:

Формулы, законы, элементы,

Уравнения... И прочие моменты.

Из нее, однако, можем мы узнать,

Что и как, и надо ли взрывать,

Что нельзя нам с вами есть и пить,

Чтоб потом себя не хоронить,

Из чего все вещи, что вокруг…

Они возникают просто вдруг!

Чтобы это знать и более,

Учат химию в нашей школе.

На доске записана тема (Слайд 2.): «Важнейшие классы неорганических соединений»

Учитель. И как вы уже поняли, из написанной на доске темы,   сегодня  будем  повторять и обобщать знания  о важнейших классах неорганических соединений..

Чтобы лучше понять, что мы с вами будем повторять, я буду загадывать вам загадки, а вы мне должны будете показывать карточку с ответом.

Загадки:

1. Слайд 3.

«Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?

(Ответ: Оксиды.)

2. Слайд 4.

«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
с фиолетового на красный».

(Ответ: Кислоты.)

3. Слайд 5.

«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

(Ответ: Щелочи.)

4. Слайд 6.

«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»

(Ответ: Соли.)

После этого на доске появляется обобщенная схема «Важнейшие классы неорганических веществ». (Слайд 7).

II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ (задание выполняется по группам на интерактивной доске). Распределите вещества по классам. (Слайд 8).

СaCl2; BaO;  Fe(OH)2; H2SO4; HNO3; CaO; CO2; Ca(OH)2; ZnSO4; H2SiO3; NaOH; KNO3.

  Оксиды                           Кислоты                            Основания                  Соли

    BaO                                 H2SO4                                   Fe(OH)2                                 СaCl2

    CaO                                 HNO3                                                  Ca(OH)2                                 ZnSO4

     CO2                                                  H2SiO3                                                 NaOH                                       KNO3                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                             

После этого задания дети в группах собирают из нарезанных слов точное определение соответствующего класса. После этого ребята вместе группой произносят свое определение и проверяют правильность определения, которое появляется  на доске:

                                    1 группа — оксиды (Слайд 9);

                                     2 группа — кислоты (Слайд 10);

                                     3 группа — основания (Слайд 11);

                                     4 группа  - соли (Слайд 12).

III. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (КСО).

Задание: запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочки превращений. (Слайд 13).  

  1. группа

Ca →  СаО →  Са (ОН)2

 ↓  

Ca S    

            2 группа

Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2

       

                3 группа

Рb → PbO → PbCl2 → Pb(OH)2

          4 группа
Р → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2

Затем  ребята сверяют свои ответы с правильными, т.е. производится самопроверка знаний.

Ученики должны записать следующие уравнения реакции.

1 группа:

1). 2Ca + O2 → 2CaO;

2). CaO + H2O → Ca(OH)2;

3). Ca(OH)2 + 2HCl → CaCl2 + 2H2O;

2 группа:

1).  2Cu + O2 → 2CuO;

2). CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O;

3). CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NsCl;

3 группа:

1). 2Pb + O2 → 2PbO;

2). PbO + 2HCl → PbCl2 + H2O;

3). PbCl2 + 2NaOH → Pb(OH)2 + 2NaCl;

4 группа:

1).  4P + O2 → 2P2O5;

2). P2O5 + 2HCl → 2H3PO4;

3). 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 + 3H2O; или

      2H3PO4 + 3Ca → Ca3(PO4)2 + 3H2;

IV.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

Показ видеофрагмента опыта «Действие индикаторов на щелочную среду». (Слайд 14).  Затем на доске появляется таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах». (Слайд 15). Опираясь на эту таблицу, учащиеся выполняют опыты по группам.

1 группа «Оксиды».  Карточка  № 1.

    Задание. Даны три пробирки(склянки) под номерами с бесцветными жидкостями. В одной из них содержится щелочь(растворимое основание), в другой – раствор кислоты, а в третьей – вода. Разделите выданную вам универсальную индикаторную бумагу на три равные части, опустите в каждую пробирку(склянку) и по изменению цвета индикатора определите, какие вещества находятся в каждой пробирке.

Результаты наблюдений оформите в таблицу.

№ пробирки

Цвет индикатора

Название вещества

1

2

3

Вывод: 1) Какие индикаторы вам еще известны?______________________________ ___________________________________________.

               2) Какие из них лучше использовать для определения кислот ____________

2 группа «Кислоты».  Карточка  № 2.

Опыт.  Определение качественного состава соляной кислоты (HCl)

    Задание. В две чистые пробирки налейте по 5 – 7 капель раствора соляной кислоты. В одну пробирку добавьте одну каплю лакмуса. Обратите внимание на цвет раствора.

    В другую пробирку добавьте 1 - 2 капли раствора нитрата серебра (AgNO3). Обратите внимание на внешний вид осадка.

 

Результаты наблюдений оформите в таблицу.

Формула кислоты

Ионы в растворе

H+

Cl-

Реактив

Наблюдения

    Вывод: 1) объясните, какие частицы в растворе соляной кислоты вызвали изменение окраски индикатора _________________.

  1. объясните, какие частицы в растворе соляной кислоты вызвали выпадение осадка _________________ .

 

3 группа «Основания».  Карточка №3.

Опыт. Прилейте в пробирку, где лежит гранула едкого натра, несколько капель воды. Что наблюдаете? Происходит ли разогревание пробирки при растворении гидроксида натрия? В полученный раствор щелочи добавьте еще немного воды и разлейте (аккуратно) раствор в 3 пробирки. В первую добавьте фенолфтолеин,

 во вторую —2 капли лакмуса, а в третью- метилоранж. Отметьте цвет индикаторов в растворе, сравните полученные результаты с данными таблицы.

Результаты наблюдений оформите в таблицу.

Индикаторы

Цвет индикатора

Сравнение данных с таблицей

Фенолфтолеин

Лакмус

Метилоранж

Вывод: 1) Из проделанного опыта, сформулируйте определение индикаторы -   ___________________________________.

  1. Какие из индикаторов лучше использовать для определения оснований _________________ .

4 группа «Соли». Карточка  № 4.

   Задание. Даны три пробирки(склянки) под номерами с бесцветными жидкостями. В одной из них содержится серная  кислота, в двух  других – растворы солей серной кислоты. Разделите выданную вам универсальную индикаторную бумагу на три равные части, опустите в каждую пробирку(склянку) и по изменению цвета индикатора определите, в какой пробирке находится серная кислота. Даны еще три пробирки с этими же веществами, необходимо при помощи гранулы цинка доказать, что именно в пробирке под этим номером находится серная кислота.

Результаты наблюдений оформите в таблицу.

№ пробирки

Цвет индикатора

Наблюдения при добавлении цинка

1

2

3

Вывод: 1) Какой газ выделяется при взаимодействии серной кислоты и цинка?______________________________ ___________________________________________.

               2) Объясните, какие частицы в растворе серной кислоты вызвали изменение окраски индикатора _________________.

После проведения опытов,  представитель от каждой группы отчитывается о результатах опытов.

 

V. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.  

Каждая группа выполняет на ноутбуках тест.

 Тест.

1. Формулы только оксидов приведены в ряду    

1) H2SO4, CaO, CuCl2                             3) Na2CO3, Na2O, N2O5  

2) P2O5, BaO, SO3                                   4) NaOH, Na2O, Cu(OH)2

 2.   Амфотерными являются те оксиды, которые

1) взаимодействуют только с кислотами  

2) взаимодействуют только со щелочами  

3) взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами

4) не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами

3.  Химическая реакция, уравнение которой

K2O + 2HNO3 = 2KNO3 + H2O относится к реакции

1) разложения    2) соединения   3) обмена    4) замещения

4.  Формулы только кислот приведены в ряду

1) H2SO3, H2SO4, H2S                                    3)  HCl, NaCl, HNO3

2) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2                   4) Na2O, NaNO3, HNO3

5.  Оксид, который при взаимодействии с водой, образует кислоту – это

1) Na2O                 2) SiO2              3) P2O5                4) Fe2O3  

6.  Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям    

1) обмена                                                          2) замещения  

3)  разложения                                                   4) соединения

7.  Формулы только оснований приведены в ряду  

1) Na2CO3, NaOH, NaCl                                            2) KNO3, HNO3, KOH  

3) HCl, BaCl2, Ba(OH)2                                             4) KOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2

8.   Металл, который реагирует с водой, образует щёлочь, - это  

1) железо        2) медь       3) калий        4) алюминий

9.  Формулы только солей приведены в ряду

1) K2CO3, H2CO3, KOH                             2) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2                            

3) AlCl3, Al(NO3)3, Al2S3                  4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS

10.  Al2(SO4)3-  это

  1. карбонат алюминия        2) сульфат алюминия       3) сульфит алюминия           4) сульфид алюминия

VI. ИТОГИ УРОКА. (Саморефлексия).  

Каждый ребенок выставляет себе оценки за каждое задание на листочках рефлексии, и ставит себе среднюю оценку за урок.

VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§§ 3, задание 6,8 стр. 14.

                          Молодцы! Спасибо за внимание! (Слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)...

разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...