Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа по химии 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx277.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

«Согласовано»

Руководитель МО

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

.

«Утверждаю»

Директор

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета: Химия. Неорганическая химия 

Ф.И.О. педагога, разработавшего

и реализующего предмет: Горбунова Н.П.

Предмет: Химия

Класс: 8 «А», 8 «Б», 8 «В»

Губкин -2012

1. Пояснительная записка

              Рабочая программа по химии составлена на основе Программы курса химии для   8-9  классов общеобразовательных учреждений.  Автор Н.Н.Гара.  (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

    Изучение химии в основной школе направлено

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели:

освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи:

привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;

создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.            

Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы с использованием резервного времени. Резервное время (3 часа) распределено следующим образом: 2 часа включено в тему «Основные классы неорганических соединений» с целью увеличения времени для изучения фундаментальных понятий химии таких, как кислоты, основания, оксиды, соли, их классификация, способы получения и свойства. Данная тема достаточно объемная, содержит много фактического материала.  Формулировка названий разделов и  тем  соответствует  авторской программе.  1 час – праздничные дни (9 мая)

Исключена практическая работа: «Получение соляной кислоты и изучение её свойств», т.к. предполагает получение газа, опасного для здоровья; лабораторная работа «Получение и свойства водорода» в авторской программе включена в рабочую программу как практическая работа, согласно требованиям перечня обязательных практических работ примерной программы по химии. Таким образом, лабораторные опыты №9 «Получение и свойства водорода» и № 10 «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) целесообразно провести в виде демонстрационных опытов.

Таким образом, программа  рассчитана на  69 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 19.

Для реализации рабочей программы используется учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Москва, Просвещение 2009 г.

Основной формой организации учебного процесса является  урок, формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:  индивидуальный; групповой; фронтальный;  текущий; тематический;  итоговый. Кроме выше перечисленных основных форм контроля, будут осуществляться тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

      По окончании изучения химии в 8 классе  учащиеся должны:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, окислитель-восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект химических реакций;

- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, газовые законы, закон Авогадро, периодический закон;

- основные теории химии: теория химической связи;

- важнейшие вещества и материалы: кислоты, основания, оксиды, соли

        уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, тип химической связи в соединениях;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической);

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

 Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

3. Календарно-тематическое планирование

Учебно – тематический план

№ раз

дела/

темы

Наименование раздела и темы

Всего часов

Количество часов на теорию

Количество часов для практикумов

Количество часов на контрольные работы

1.

Первоначальные химические понятия

18

15

2

1

2.

Кислород

5

4

1

3.

Водород

3

2

1

4.

Растворы. Вода.

6

4

1

1

5.

Основные классы неорганических соединений

9+2

9

1

1

6.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

8

8

7.

Строение веществ. Химическая связь

9

8

1

8.

Закон Авогадро. Молярный объем газов

3

3

9.

Галогены

6

6

Итого

69

59

6

4

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1

Первоначальные химические понятия

18

03.09-03.11

ЛО №1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» ЛО № 2 «Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы» ЛО № 3,4 «Изучение физических и химических явлений» ЛО №5 «Ознакомление с образцами простых веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов» ЛО №6,7 «Разложение основного карбоната меди (II)». «Реакция замещения меди железом»

2

Кислород

5

12.11-27.11

ЛО №8 «Ознакомление с образцами оксидов»

3

Водород

3

28.11-08.12

4

Растворы. Вода.

6

10.12-28.12

5

Основные классы неорганических соединений

9+2

14.01-20.02

ЛО № 9,10,11 «Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам. Взаимодействие кислот с оксидами металлов» ЛО № 12 «Свойства растворимых и нерастворимых оснований» ЛО №13,14,15 «Взаимодействие щелочей с кислотами, нерастворимых оснований с кислотами. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании»

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

8

21.02-18.03

ЛО № 16 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей»

7

Строение веществ. Химическая связь

9

19.03-26.04

ЛО № 17 «Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами химической связи»

8

Закон Авогадро. Молярный объем газов

3

29.04-06.05

9

Галогены

6

13.05-31.05

ЛО № 18, 19 «Распознование соляной кислоты, бромидов, иодидо, йода. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений»

4. Содержание программы учебного предмета

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы 

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Практическая работа. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Основные классы неорганических

соединений (9 ч +2ч резервного времени)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

5. Формы и средства контроля

Важный этап процесса обучения – проверка (контроль) знаний учащихся. Он  призван установить степень достижения целей обучения, проверить, и на каком уровне сформированы знания, умения школьников, в том числе  умения решать проблемы, выполнять практические задания. Контроль также должен выявлять уровень развития учащихся, сформированность заданных личностных качеств.

Цель предварительного контроля – выяснение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится  на первых уроках учебного года или перед изучением новой темы (стартовый контроль), а также в начале урока  (актуализация знаний). Результаты его дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.

Цель текущего контроля – индивидуальная проверка усвоения знаний и оценка результатов. Проводится регулярно. Полученные данные позволяют систематически следить за подготовкой учащихся.

Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или по большому разделу программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения темы,  учебного года. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, которая обеспечивает дальнейшее обучение.

В ходе обучения химии использую следующие методы и формы контроля знаний.

Устный контроль, проводится в форме ответов учащихся на вопросы учителя на уроках, зачетах.

Письменная проверка характеризуется высокой эффективностью, позволяет глубоко и объективно оценить знания учащихся.

Практические методы контроля позволяют проверить, как сформированы практические умения, навыки учащихся, способность применять их при решении конкретных задач. К практическим методам относится проведение опытов, решение задач, составление схем и пр. Эти методы проверки крайне важны, поскольку реализуют принцип связи обучения с практикой, жизнью, ориентируют школьников на применение знаний.

Приёмы текущего контроля.

Графический диктант –форма фронтального опроса. Она проводится по базовым вопросам. Работа проводится в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Когда диктант завершен, даём чёткую команду об окончании работы. Графические диктанты проводятся в начале урока, как для всего класса, так и для отдельной группы учащихся (это зависит от изучаемой темы, уровня подготовленности класса и других причин).

 Экспресс-опрос (быстрый опрос) – форма индивидуального устного опроса. Все вопросы сообщаем учащимся заранее. Отвечать надо быстро, должна работать память. Вопросы составляются на основании программных требований к результатам усвоения учебного материала, они в основном имеют репродуктивный характер.

Разгадывание химических кроссвордов и чайнвордов удобно использовать для индивидуального текущего контроля знаний.

Выборочный контроль можно использовать для проведения фактологических и понятийных диктантов.

Правильное использование всех видов, методов, форм и приемов проверки в продуманной системе является действенным средством повышения качества знаний и предупреждения неуспеваемости.

Контрольная работа №1

 «Первоначальные химические понятия»

Вариант   I

1. В левом столбце под номерами 1—4 записаны известные вам понятия, в правом столбце буквами А—Г обозначены их характеристики. Выпишите номер, которым обозначено понятие, и букву, соответствующую его характеристике.

1) химический элемент

2) простое вещество

3) сложное вещество

4) смесь

А. состоит из атомов одного вида, обладает постоянными физическими свойствами

Б.  состоит из атомов разных видов, имеет постоянные свойства

В. состоит из разных веществ, которые отличаются свойствами

Г.  один  вид атомов,  физические свойства которого обычно не характеризуют

1

2

3

4

2. Очистить железные опилки от порошка серы можно

1) фильтрованием                              3) нагреванием

2) с помощью магнита                      4) растиранием смеси в ступке

3.  Правильно вложен фильтр в воронку для проведения опыта по разделению смеси на рисунке

4. На приведенных ниже рисунках показан состав веществ, в которые могут входить химические элементы кислород, сера, углерод и железо. Один из рисунков не изображает состав сложного вещества — это

5. Только сложные  вещества перечислены в ряду

1) воздух, вода, кислород

2) серная кислота, водород, озон

3) кислород, азот, хлор

4) поваренная соль, вода, сероводород

6. Какая запись обозначает, что молекула азота состоит из двух атомов?

 1) 2N             2) N2       3) N20           4N2О3

7. В соединении с водородом валентность II всегда имеют химические элементы

1) S, N         2) О, S              3) О, С           4) S, Сl

8. Среди приведенных схем химических реакций к реакциям соединения относится

1) Zn + НСl  → Н2↑+ ZnСl2

2) СН4 + О2 →СО2↑ + Н2О

3) Н24 +Na2О → Na2SO4+ Н2О

4) К2О + Н2О→ КОН

9. Массовая доля химического элемента фосфора в оксиде фосфора (V) равна

1)  19,2%              2) 36,4%           3) 43,7%           4)  100%

10. В результате окисления 3,2 г меди кислородом (Cu + O2 → CuO) получен оксид меди (П) массой

1) 5,6 г       2) 5 г       3) 4 г     4)  4,2 г

Вариант   II

1. Выпишите из первого квадрата названия  металлов, из второго — сложных веществ, а из третьего — смесей. Причем расположение этих веществ в каждом из трех квадратов либо↕, либо↔, либо по диагонали.

I                                                                                

Серебро

Сера

Кислород

Железо

Хлор

Кремний

Медь

Водород

Азот

 II

Вода

Сера

Кислород

Воздух

Углекислый газ

Азот

Железо

Медь

Сульфид алюминия

III

Медь

Сера

Оксид магния

Азот

Вода дистиллированная

Углекислый газ

Воздух

Сахар, загрязненный углем

Вода, загрязненная нефтью

2. Фильтрованием можно разделить смесь

1) воды и сахара

2) воды и поваренной соли

3) воды и угольной пыли

4) воды и уксусной эссенции

3. Чтобы правильно погасить пламя спиртовки, нужно

1) подуть на пламя

2) надеть на пламя колпачок

3) накрыть пламя руками

4. На приведенных ниже рисунках показан состав веществ, в которые могут входить химические элементы железо, кислород, сера и медь. Состав простого вещества изображает рисунок

5. Только простые вещества перечислены в ряду

1) воздух, вода, кислород

2) серная кислота, водород, озон

3) кислород, азот, хлор

4) поваренная соль, вода, сероводород

6. Запись 2О2 обозначает

1) четыре атома кислорода

2) два атома кислорода

3) две молекулы кислорода

4) четыре молекулы кислорода

7.   Валентность V азот имеет в каждом из веществ, указанных в ряду

1) N2O5, НNО3, НNО2                                                3) КNO3, N2О5, HNO3

2) NH3, NO2, N2О5                                                          4) NН3, HNO3, NO

8. Среди приведенных схем химических реакций к реакциям разложения относится

1) Сu + Н24 → СuSО4 + Н2О + SО2

2) НgO → Hg + O2

3) Н2 + O2 → Н2O

4) FеО + НСl → FеС12 + Н2О

9. Массовая доля химического элемента натрия в сульфиде натрия (Na2SO4) равна

1) 28%                 2) 46%           3) 59%            4) 78%

10. При полном сжигании алюминиевой фольги в 19,2 г кислорода можно получить оксид алюминия количеством вещества

1) 40г         2) 40,8г         3) 48г        4) 408 г

Контрольная работа №2

«Кислород. Водород. Растворы. Вода»

Вариант 1.

Нарисуйте схему прибора, с помощью которого можно получить и собрать кислород в лаборатории методом вытеснения воды.

Перечислите области применения водорода

Допишите уравнения реакций, укажите, какими из них можно воспользоваться для получения водорода. Назовите тип каждой реакции:

А) CuO + H2 → Cu + …

Б) Al + HCl → AlCl3 + …

B) Zn + … → ZnSO4 + …

4. Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода. Укажите, окисляется или восстанавливается водород.

А) Н2 + О2  →

Б) H2 + CuO →

5. Для засолки огурцов приготовили 5 кг 6%-ного раствора поваренной соли. Вычислите, какие массы соли и воды потребовалось для приготовления этого раствора.

Вариант 2.

Нарисуйте схему прибора, с помощью которого можно получить и собрать водород в лаборатории методом вытеснения воздуха.

Перечислите области применения кислорода

Допишите уравнения реакций. Назовите полученные вещества:

А) … + О2 → CuО

Б) Fe + O2 → …

B) CuS + … → SO2 + …

4. Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода. Укажите, окисляется или восстанавливается водород.

А) … + …  → H2O

Б) WO3 + … → W + …

5. 200 г 15%-ного раствора сахара упарили наполовину. Какой стала после этого массовая доля сахара в растворе?

Контрольная работа №3

«Основные классы неорганических соединений».

Вариант 1

Заполните таблицу. Приведите примеры неорганических соединений. Дайте им названия.

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

основные

кислотные

щелочи

нерастворимые

кислородсодержащие

бескисло

родные

средние

кислые

основные

Решите задачу. Натрий массой 4,6 г полностью прореагировал с водой. Полученный раствор щелочи нейтрализовали фосфорной кислотой. Какая масса соли образовалась при этом?

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

CuO → Cu → CuO → CuSO4  → Cu(OH)2 → CuO

Вариант 2

Зная классификацию неорганических соединений, распределите вещества по основным классам: NaCl, NaOH, CO2, Ba(OH)2, H2SO4, Cu(OH)2, HF, SO3, MgO, Li2O, Mg(OH)Cl, Mg(OH)2, HNO3, Na2CO3, K2HPO4.

Решите задачу. Кальций массой 8 г полностью прореагировал с водой. Полученный гидроксид нейтрализовали азотной кислотой. Какая масса соли образовалась при этом?

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3  → Fe → FeCl2

          

Контрольная работа  № 4

«Периодический закон. Строение веществ. Химическая связь».

Вариант 1.

Расположите элементы в порядке:

- возрастания металлических свойств: Са, Mg, Sr

- возрастания неметаллических свойств: P, Cl, Si

2.    Определите тип связи для веществ: K , KBr, Br2, HBr. Запишите схему образования связи для двух любых соединений.

3.     Осуществите цепочку превращения, для первого перехода запишите ОВР:

S →SO3 →H2SO4 → ZnSO4

4.     Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 160 г 15 %-ного раствора CuSO4 с необходимым количеством NaOH?

Вариант 2.

Расположите элементы в порядке:

- уменьшения металлических свойств: Sn, Si, Ge

- уменьшения неметаллических свойств: O, Te, Se

2.    Определите тип связи для веществ: Mg , MgCl2, Cl2, HCl. Запишите схему образования связи для двух любых соединений.

3.     Осуществите цепочку превращения, для первого перехода запишите ОВР:

Ca →CaO →Ca(OH)2 → Ca(NO3)2

4.     Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 98 г 10 %-ного раствора Н2SO4 с необходимым количеством NaOH?

                           

Инструкционные карты к лабораторным и практическим работам

Практическая работа №1

  «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории».

Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, колбы, стаканы, воронка, фарфоровая посуда, спички.

Примечание:

Правила по технике безопасности изучи,  используя стр.105.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:  Изучение техники безопасности при работе в кабинете химии.       

2. этап работы: Строение и обращение с лабораторным штативом.

Изучи строение лабораторного штатива, используя стр.106.

Собери штатив для работы и разбери.

Зарисуй строение штатива, отметь его назначение в тетради.

3. этап работы: Строение спиртовки, приемы работы с ней.

1. Изучи строение спиртовки, используя стр. 107.

2. Изучите приемы обращения со спиртовкой, используя инструкцию, выданную учителем.

3. Изучи строение пламени спиртовки, выясни,  в какой зоне пламени следует производить нагревание и почему.

4. Нагрейте  в пробирке воду, соблюдая приемы работы со спиртовкой.

5. В тетради зарисуйте спиртовку и укажите ее части, отметь назначение спиртовки и правила нагревания.

4. этап работы: Знакомство и обращение с лабораторным оборудованием и посудой.

Внимательно следи за рассказом учителя, в тетради сделай вывод о том, как следует обращаться с оборудованием и посудой.

Заключение:

Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делай аккуратно.

Практическая работа №2

      «Очистка загрязненной поваренной соли».

Цель работы: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, фильтрования, нагревания, выпаривания.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:  Изучение загрязненной поваренной соли.

1.  Рассмотрите загрязненную соль, какая это смесь. (однородная или неоднородная).

2.  этап работы:  Растворение загрязненной поваренной соли.

1.  Возьмите в стакан треть воды и шпателем добавьте загрязненную соль, перемешайте,  пока соль перестанет растворяться.  

3.  этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.

1. Определите оборудование для этого этапа, соберите прибор для фильтрования.

      2. Приготовьте фильтр для воронки.

       3. Проведите фильтрование загрязненной соли, для этого раствор по стеклянной палочке наливайте

         на  фильтр, что остается на фильтре, а что проходит сквозь его.    

     4. . этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.

1. Осуществите выпаривание, для этого определите оборудование для этого этапа, соберите прибор.

3. В фарфоровую чашку налейте очищенного раствора соли и выпарьте его.

3. Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делай аккуратно.

2. Сделайте правильные рисунки и  выводы по работе.

   Практическая работа №3                                             

      «Получение кислорода и изучение его свойств».

Цель работы: Получить, собрать и доказать наличие кислорода, изучить  некоторые его физические и химические свойства, развивать умения и навыки работы с химическим оборудованием.

Оборудование: Штатив с лапкой, пробирка с газоотводной трубкой, пробирки, стеклянная палочка, вата, спиртовка, пинцет, перманганат калия, древесный уголь, лучинка.

Примечание:   1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, Следуй указаниям учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Получение, собирание и распознавание кислорода.

1. Соберите прибор для получения кислорода; для этого в пробирку поместите ¼ объема перманганата калия, вставьте  ее в лапку штатива,   отверстие пробирки закройте пробкой с газоотводной трубкой.

2. Конец газоотводной трубки поместите в пробирку – приемник, взяв ее отверстием вверх.

3. Определите, какой способ вы использовали для собирания кислорода, почему?

2.  этап работы: Обнаружение кислорода.

1.Пробирку – приемник закройте пробкой, предварительно собрав в неё кислород,  распознайте его, для этого внесите в пробирку  тлеющую лучинку, что происходит? Как распознать наличие кислорода?

3. этап работы: Изучение физических свойств кислорода.

1. Охарактеризуйте свойства кислорода,  цвет, запах, состояние, отношение к воде.

4.  этап работы: Изучение химических свойств кислорода.

1. Внесите в пробирку с кислородом тлеющий уголек, что происходит с угольком? Почему?  

Заключение:

1. Какие типы химических реакций вы наблюдали в 1 и  4   этапах работы.

2. Обратите внимание на оформление таблицы в тетради.

3. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и  выводы по работе.

Практическая работа №4                                             

      «Получение водорода и изучение его свойств».

Цель работы: Получить, собрать и доказать наличие водорода, изучить некоторые его физические и химические свойства, развивать умения и навыки работы с химическим оборудованием.

Оборудование: пробирки в штативе, пробка с газоотводной трубкой, спички, гранулы цинка, соляная кислота.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности.

2. Следуй указаниям учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Получение, собирание и распознавание водорода.

1. В пробирку поместите гранулы цинка, добавьте раствор соляной кислоты, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на конец газоотводной трубки поместите пробирку - приемник, взяв ее отверстием вниз. Что происходит в пробирке со смесью цинка и кислоты?

2. Определите, какой способ вы использовали для собирания водорода, почему?

3. Пробирку – приемник закройте пробкой, предварительно собрав в неё водород, распознайте его, для этого внесите в пробирку горящую спичку, что происходит? Как распознать наличие чистого водорода и водорода с примесями?

2.  этап работы: Изучение физических свойств водорода.

1. Охарактеризуйте свойства водорода, цвет, запах, состояние, отношение к воде.

3.  этап работы: Изучение химических свойств водорода.

1. Поднесите к концу газоотводной трубки горящую спичку, что происходит?

      Заключение:

1. Какие типы химических реакций вы наблюдали в 1 и  3 этапах работы.

2. Обратите внимание на оформление таблицы в тетради.

3. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и  выводы по работе

Практическая работа №5

      «Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей растворенного вещества».

Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, сахар.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, формулы для расчета.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

1.  Получив задание от учителя,  произведи расчет для выполнения практической работы.

2.  этап работы: Взвешивание навески сахара.

1.  На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в стаканчик.

3.  этап работы: Измерение объема воды.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

     4. . этап работы: Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей сахара.

1. Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его растворения.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, расчеты,  рисунки делай аккуратно.

2. Сделайте правильные выводы по работе.

3. Уберите свое рабочее место.

2. Уберите свое рабочее место.

                                                 

Практическая работа № 6                                  

            «Основные классы неорганических соединений».        

Цель работы:  Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.

Оборудование:  Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н2SO4 , Mg, CaO, BaCl2, CuSO4  

NaOH, FeCl3, синий лакмус, спиртовка, держатель.

Примечание: 1. Вспомните  и соблюдайте правила поведения и техники безопасности, реактивы используйте экономно, эксперимент проводите согласно инструкции.

                         Алгоритм проведения работы:

1. этап: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н2SO4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl2 .

1. Налейте в пробирку 1мл серной кислоты и поочередно добавьте предложенные вещества (не забудьте опыт проводите в одной пробирке, промывайте), что происходит, объясните наблюдаемое.

2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции  ионного обмена  между взятыми веществами.

2.  этап: Получите  Cu (OH)2, проделайте реакции, характеризующие его свойства.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (2) и добавьте по каплям раствор гидроксид натрия, что происходит?

2. Полученный осадок голубого цвета разделите на две пробирки, в одну добавьте серную кислоту, другую нагрейте, что происходит, объясните наблюдаемое.

3. Составьте уравнение  реакции  ионного обмена  между взятыми веществами.

3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl3 и CuSO4  .

1. Налейте в пробирку раствор хлорида железа (3) и добавьте по каплям раствор гидроксида натрия, что происходит?

2. Налейте в пробирку раствор сульфат меди(2) и отпустите железную скрепку, что происходит?

3. Составьте уравнение  реакции  ионного обмена  между взятыми веществами.

Заключение:  Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место.

Лабораторный опыт № 1

« Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами»

Цель :Рассмотреть и изучить вещества с разными физическими свойствами , закрепление изученного материала.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок

Реагенты: поваренная соль, сахар, алюминий, цинк, железо, медь, вода, сера.

Техника безопасности: Осторожное обращение с металлами.

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагенты.

Ход работы

Перед выполнением работы ознакомьтесь с правилами техники безопасности. Охарактеризуйте физические свойства выданных веществ. Свои наблюдения запишите в тетради

Лабораторный опыт № 2

« Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы»

Цель: Научиться на пра ктике  разделять смеси.

 Оборудование: пробирки, магнит, химический стакан.

Реагенты: сера, железо, вода,

Техника безопасности: Будьте осторожны и соблюдайте правила при работе со стеклянной посудой.

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагены.

Экономно расходуйте реагенты.

Ход работы

1 На один листочек насыпьте серы, а на другой – железа.

2 Отметьте цвет этих веществ. Половину порошка серы и порошка железа всыпьте в отдельные пробирки с водой и наблюдайте , что происходит.

3 Проверьте действие магнита на порошок серы и на порошок железа.

4 Приготовьте смесь из порошков железа и серы. Затем оставшуюся смесь всыпьте в стакан с водой. Что наблюдаете?

  На основании наблюдений сделайте вывод: на каких свойствах железа и серы основано разделение их смеси?

Лабораторный опыт № 3, 4

« Изучение физических и химических  явлений»

Цель: Закрепить физические и химические явления, изучить отличия физических и химических явлений.

Оборудование: Фарфоровая чашечка, спички,  спиртовка, медная проволока, лучина, пробирки

Реагенты: парафин., пероксид  водорода, оксид марганца ( 4 ),

Техника безопасности: Будьте осторожны и соблюдайте правила работы со спичками.

Ход работы

1 Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина. Чашечку поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя, когда чашечка остынет , рассмотрите парафин.

Задание Что произошло с парафином? К каким явлениям следует отнести изменения парафина при нагревании ? Ответ обоснуйте.

2 Накалите в пламени медную проволоку. Затем выньте ее из пламени счистите ножом на клочок бумаги образовавшийся черный налет. Опыт повторите несколько раз.

Задание Сравните свойства образовавшегося порошка и металлической меди. Какое явление вы наблюдали в этом опыте?

3 Налейте в пробирку 1 мл пероксида водорода, насыпьте немного оксида марганца ( 4 ) . Происходит бурное выделение газа . Опустите в пробирку тлеющую лучину. Тлеющая лучина загорается.

Задание Какой газ выделился, какие признаки подтверждают, что произошли химические реакции?

Лабораторный опыт № 5

« Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.»

Цель: изучить образцы  коллекций

Оборудование: образцы простых и сложных веществ, горных порд и минералов.

Техника безопасности : Будьте осторожны  при рассмотрении образцов коллекций, запрещается оставлять неубранные места.

Ход работы

1 Даны подписанные образцы простых и сложных веществ.

Задания. Расположите отдельно в один ряд простые вещества, а в другой – сложные вещества . Простые вещества разделите на металлы и неметаллы.

2 Даны образцы горных пород и минералов : гранит, кварц, песок, глина, поваренная соль, слюда, полевой шпат, известняк.

Задания. На основе знаний из курса разделите выданные вам образцы минералов и горных пород на две группы. Поясните,  по каким признакам вы отличили горные породы от минералов.

Лабораторный опыт № 6, 7

« Разложение основного карбоната меди ( 2 ). Реакция замещения меди железом»

Цель : Закрепить на практике знание признаков химических явлений, научиться записывать уравнения проделанных реакций.

Оборудование: пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, химический стакан, штатив, спички, спиртовка, железный гвоздь, железные опилки.

Реагенты: Карбонат меди, вода, известковая вода, хлорид меди,

Техника  безопасности: Будьте осторожны при работе со стеклянной химической посудой, соблюдайте правила нагревания.

Ход работы

Поместите немного порошка основного карбоната меди ( 2 ) в пробирку и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте герметичность собранного прибора.

Закрепите пробирку в штативе так, как показано на рисунке 19 ( учебник ) . Конец газоотводной  трубки опустите в стакан с известковой водой. Сначала обогрейте в пламени всю пробирку,  а затем нагрейте ее в том месте , где находится порошок. Цвет порошка из зеленого стал черным, на стенках пробирки появляются капельки воды, известковая вода мутнеет.

Задания.  Сравните свойства образовавшегося черного порошка с веществом, которое получилось при прокаливании медной проволоки, сделайте вывод.

  Какой газ выделился при опыте?

  Почему при нагревании основного карбоната меди ( 2 ) пробирку надо держать в наклонном положении?

Налейте в пробирку ( примерно 1\4 ее объема) раствор хлорида меди ( 2) и опустите в него железный гвоздь: поверхность гвоздя покрывается медью.

Выньте гвоздь из раствора, рассмотрите его и поместите в тот же раствор немного железных опилок. Через некоторое время железные опилки покрываются медью, а цвет раствора меняется с голубого на зеленоватый.

Задания Какие признаки свидетельствуют о том, что произошла химическая реакция? Объясните эту реакцию с точки зрения атомно – молекулярного учения. Составьте соответствующее уравнение.

Лабораторный опыт № 8

« Ознакомление с образцами оксидов»

Цель: Рассмотреть выданные оксиды

Оборудование: Коллекции

Техника безопасности: : Будьте осторожны  при рассмотрении образцов коллекций, запрещается оставлять неубранные места.

Ход работы

Даны образцы оксидов, начертите в своих тетрадях таблицу и заполните ее.

Задания. Какие из рассмотренных вами оксидов молекулярного, а какие немолекулярного строения ? По каким признакам это можно определить? Как можно получить оксиды? Напишите уравнения реакций.

Лабораторный опыт № 12

« Свойства растворимых и нерастворимых оснований»

Цель: изучить свойства растворимых и нерастворимых оснований .

Оборудование: пробирки, воронка, фильтровальная бумага.

Реагенты: гидроксид натрия, кальция, меди ( II ) и железа  ( III ) , вода, фенолфталеин.

Техника безопасности: Будьте осторожны в обращении с растворами  оснований.

Соблюдайте правила при работе со стеклянной посудой.

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагенты

Ход работы

Рассмотрите выданные вам в пробирках   гидроксид натрия, кальция, меди (II) и железа  (III) , отметьте их агрегатное состояние и цвет. Прилейте в пробирки по 3 – 4 мл воды и взболтайте. Мутные жидкости отфильтруйте. К растворам добавьте по несколько капель раствора фенолфталеина.

Задание. На основе проведенных опытов сделайте вывод об агрегатном состоянии, цвете и растворимости оснований.

Лабораторный опыт № 13, 14, 15

« Взаимодействие щелочей с кислотами, нерастворимых оснований. Разложение гидроксида меди ( 2 ) при нагревании.»

Цель: Экспериментальным путем изучить, закрепить, систематизировать знания о свойствах кислот, оснований, оксидов.

Оборудование: пробирки , стеклянна пластина, спички, горелка

Реагенты: гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, сульфат меди, серная кислота

Техника безопасности: Будьте осторожны в обращении с раствораи кислот, солей, оснований.

Нагревайте пробирку со смесью , соблюдая правила нагревания . Опасайтесь растрескивания посуды.

Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагенты.

Ход работы

15 В пробирку налейте  1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель раствора фенолфталеина . К раствору малинового цвета с помощью пипетки прибавляйте по каплям соляную кислоту . После каждой капли пробирку встряхните . Происходит разогревание  и обесцвечивание раствора. Затем немного полученного раствора перенесите на стеклянную пластинку и выпарьте его.

Задание. 1 Почему раствор кислоты следует добавлять осторожно, по каплям ? 2 Какое вещество выделилось при выпаривании растворов? Напишите его химическую формулу. 3 Составьте уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия. К какому типу относится эта реакция?

16 Получите немного гидроксида меди (2) . Для этого в две пробирки налейте по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте столько же раствора сульфата меди (2) или другой растворимой соли  меди (2) . В одну пробирку с полученным осадком добавьте  (до полного растворения) соляную, а в другую – серную кислоту. В обеих пробирках образуется голубой раствор.

  Перенесите несколько капель полученных растворов на стеклянную пластинку и выпарьте.

Задания. 1 Напишите химические формулы веществ, кристаллы которых выделились на стеклянных пластинках 2 Составьте уравнения реакций, которые наблюдались в этом опыте.

17  Осторожно нагрейте пробирку , в которой находится гидроксид меди (2) , до изменения цвета.

Задания. 1 Каковы агрегатное состояние и цвет гидроксида меди (2) ? 2 Почему изменился цвет при нагревании? 3 Составьте уравнение происходящей реакции

Лабораторный опыт №  9, 10 ,11

« Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам. Взаимодействие кислот с оксидами металлов»

Цель: закрепить на практике знания о действие кислот на индикаторы, отношение кислот к металлам, взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Оборудование: Штатив  для пробирок , пробирки,  спички, спиртовка

Реагенты: серная кислота, соляная кислота, азотная кислота, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, цинк, железные опилки, медные стружки, оксид меди.

Техника безопасности: Соблюдайте правила нагревания.

Будьте осторожны в обращении с растворами кислот и солей, оксидами.

Опасайтесь растрескивания посуды.

Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду.

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагенты.

Ход работы

11 В три пробирки налейте  по 1мл разбавленной серной кислоты, в следующие три  влейте по 1 мл разбавленной соляной кислоты, а в остальные три- столько же разбавленной азотной кислоты. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора лакмуса,  во вторую – фенолфталеина , а в третью – метилового оранжевого.

Лакмус от действия кислоты краснеет, фенолфталеин остается бесцветным, а метиловый оранжевый становится розовым.

Задание. Даны растворы двух веществ. Как можно практически доказать, что одно из них является раствором кислоты?

13  В две пробирки насыпьте немного оксида меди (2 ) . В одну из них прилейте  1мл  разбавленной соляной кислоты, а в другую – столько же разбавленной серной кислоты. Пробирки слегка нагрейте .

  Перенесите несколько капель полученных растворов  на стеклянную пластинку и выпарьте.

Задания. 1 Какие признаки подтверждают , что оксиды металлов реагируют с кислотами? Какие вещества вы обнаружили на стеклянных пластинах после выпаривания растворов? Напишите химические формулы этих веществ. 2 Составьте уравнения реакций, которые протекали в этих опытах.

12 В две пробирки поместите по два кусочка цинка, в две другие насыпьте немного железных опилок, а в последние две- медных стружек. В одну пробирку с цинком налейте 1 мл серной , а в другую – столько же соляной кислоты. Точно также прилейте эти кислоты в пробирки с железом и медью.

   Железо реагирует с кислотами медленнее , чем цинк ; медь при обыкновенной температуре не реагирует ни с серой, ни  с соляной кислотами. При нагревании медь реагирует с  концентрированной серной кислотой. В этой реакции выделяется бесцветный газ с резким запахом  ( нюхать осторожно ) , и в пробирке образуется раствор синего цвета

Задания. 1 Найдите железо, цинк  и медь в ряду , составленном Н. Н. Бекетовым, и придумайте , на основании каких свойств составлен этот ряд. 2 Напишите уравнения химических реакций, которые наблюдались в этом опыте. К какому типу эти реакции относятся?

Лабораторный опыт № 16

« Взаимодействие гидроксида цинка  с растворами кислот и щелочей «

Цель: Экспериментальным путем изучить, систематизировать  взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Оборудование: пробирки,

Реагенты: Гидроксид натрия, сульфат цинка, серная или соляная кислоты.

Техника безопасности: Будьте осторожны в обращении с растворами кислот , щелочей и солей.

Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагенты

Экономно расходуйте реагенты.

Ход работы

В две пробирки налейте по 1мл раствора с массовой долей гидроксида натрия 5 % и затем добавьте раствор сульфата цинка до  выпадения осадка. В одну пробирку с осадком добавьте избыток гидроксида натрия и встряхните. В другую пробирку прилейте серную или соляную кислоту.

   Для сравнения получите в двух пробирках гидроксид магния. К осадку в первой пробирке добавьте кислоту, а к осадку во второй- избыток щелочи.

Задания. 1 Напишите уравнения химических реакций, при помощи которых можно получить : а ) гидроксид цинка; б ) гидроксид магния;  2 Напишите уравнения реакций гидроксида цинка с : а) соляной кислотой; б0 гидроксидом натрия. 3 Чем отличается по свойствам гидроксид цинка от гидроксида магния?

Лабораторный опыт № 17

« Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видом  химических связей»

Цель: Проверить , систематизировать знания по составлению моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами  химической связи

Оборудование: металлические стержни

Реагенты: пластилин

Техника безопасности: Запрещается оставлять неубранными рабочие места

Ход работы

Даны пластилин и металлические стержни . По заданию учителя изготовьте модели веществ с : 1) ионной; 2) атомной; 3) молекулярной кристаллической решеткой.

Задания 1 Поясните, как различаются агрегатные состояния и температуры плавления и кипения веществ, представленные вашими моделями. 2 Объясните сущность этих различий.

Лабораторный опыт № 18, 19

« Распознавание Соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодитов и иода.»

Цель: Экспериментальным путем  изучить , закрепить, систематизировать знания о свойствах  соляной кислоты, практически подтвердить  физические и химические свойства хлоридов , бромидов, иодитов, йода.

Оборудование: пробирки, спички, спиртовка

Реагенты: соляная кислота, хлорид натрия, бромид натрия, иодит калия, нитрат серебра, вода, крахмал.

Техника безопасности: Соблюдайте правила работы со спиртовками.

Опасайтесь растрескивания стеклянной посуды при нагревании.

Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду.

Будьте осторожны в обращении с растворами кислот и спиртов

Запрещается оставлять неубранными рассыпанные реагенты.

Помните о правилах ознакомления с запахом.

 Ход работы

1. 1 Для распознавания соляной кислоты, хлоридов, бромидов и иодитов в одну пробирку налейте 1 – 2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую – столько же водного раствора хлорида натрия, в третью – водного раствора бромида натрия, а в четвертую – иодита калия. Во все пробирки добавьте по несколько капель раствора нитрата серебра.

1. 2 Для распознавания иода в пробирку налейте 2- 3 мл воды, добавьте немного крахмала , перемешайте эту взвесь и влейте ее во вторую пробирку с 2- 3 мл воды, нагрейте до кипения. Полученный раствор крахмала налейте в две пробирки и охладите. В одну из них добавьте несколько иодита калия, а в другую – раствор иода в спирте.

Задания. 1 Напишите уравнения соответствующих реакций и подумайте , как можно отличить : а) соляную кислоту от других кислот; б) хлориды от других солей ; в) растворы хлоридов от соляной кислоты; г) бромиды, иодиты от хлоридов. Почему вместо раствора нитрата серебра можно также использовать раствор нитрата свинца? 2 Как можно доказать наличие свободного иода? Как обнаружить в продукте питания, например белом хлебе, крахмал ?

2  Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

В одну пробирку налейте 3 – 4 мл водного раствора бромида калия или бромида натрия, а во вторую и третью – столько же бромной воды.

Задания. 1 О чем свидетельствует изменение цвета  раствора в пробирках?

Напишите уравнения соответствующих химических реакций. 2 На основе  проделанных опытов поясните, в какой последовательности галогены вытесняют друг друга из соединений.

 

6. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая химия учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008

2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.

   

Дополнительная литература:

1. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2011.

2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8  кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

4. Гара Н.Н. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2009

5. Денисова В.Г. Мастер – класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8 – 11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2010

5. Добротин Д.Ю., Снастина М.Г.  Химия. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. Учебное пособие. -  Москва: «Интеллект- Центр», 2011

             MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

2. Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс. ЗАО «Новый диск», 2005

7. Лабораторное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов, лабораторных и практических работ

1. Серия таблиц   по неорганической  химии

Распространенность химических элементов в оболочках Земли

Виды химической связи

Приготовление растворов

Схема процессов окисления - восстановления

Строение и свойства пламени свечи

Растворы и смеси

Химические знаки

Состав воды в организме

Кислород в природе

Моль

Кислотно-основные свойства оксидов

Генетическая связь между классами соединений

Атомные радиусы элементов I - IV периодов

Атомные радиусы элементов I - IV периодов

Ионная связь

Ковалентная связь

Относительная электроотрицательность элементов

Кристаллические решетки

Изменение максимальных степеней окисления

Применение гидроксида калия и натрия

Химическая реакция

Атомно-молекулярное учение

Чистые вещества и смеси

2. Диапозитивы

Химическая связь. Строение вещества

3.Набор коллекций

Минералы и горные породы

Металлы и сплавы

4.Набор химических реактивов

Хлорид бария

Нитрат серебра

Дихромат аммония   

Соляная кислота

Серная кислота

Азотная кислота

Аммоний роданистый

Кальций

Натрий

Сера

Сухое горючее

Карбонат кальция

Карбонат натрия

Карбонат меди (II)

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый

Лакмоид

Оксид меди (II)

Оксид железа (III)

Оксид магния

Оксид цинка

Оксид марганца (II)

Нитрат натрия

Нитрат кальция

Цинк (гранулы)

Алюминий (гранулы)

Железо

Ортофоcфат натрия

Сульфат калия

Сульфат натрия

Сульфат алюминия

Сульфат меди (II)

Хлорид меди (II)

Хлорид алюминия

Хлорид натрия

Хлорид железа   (III)  

5. Комплект  химического лабораторного оборудования

Нагревательные приборы

Доска для сушки посуды

Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов

Штатив металлический

Аппарат (прибор) для получения газов

Пробирки

Колбы

Бюретки

Набор трубок стеклянных

Штативы для пробирок

Пипетки

Щипцы тигельные

Ложечки железные для сжигания

Мензурки

Кристаллизаторы

Чашки фарфоровые с пестиком

Стаканы химические

Воронки

6. MULTIMEDIA-оборудование

Компьютер

Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....