Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 8–9-го классов авторов Е.Е. Минченкова., А.А.Журина, П.А. Оржековского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx70.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ХИМИЯ»

9-й КЛАСС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 8–9-го классов авторов Е.Е. Минченкова., А.А.Журина, П.А. Оржековского.

I. Пояснительная записка

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Особое значение имеет воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры. Школьники должны научиться химически грамотно использовать вещества и материалы, применяемые в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

Цель образования: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Главные цели основного общего образования:


1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1)формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Задачи изучения химии:

1) сформировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) сформировать у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

3) приобрести обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Результаты изучения предмета

Личностные результаты обучающихся:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:

· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

· классифицировать изученные объекты и явления;

· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.


3. В трудовой сфере:

· проводить химический эксперимент.


4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Программа 9-го класса продолжает и развивает функциональный  и сравнительный подход, заложенный  программой предыдущего года обучения. Более глубоко изучается строение вещества. Рассматривается классификация химических реакций и подробно изучаются некоторые типы химических реакций. Достаточно подробно изучается неорганическая химия. Учащиеся получают первичные представления об органической химии.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе  являются следующие умения:

– осознание роли веществ:

– объяснять функции веществ в связи с их строением.

– рассмотрение химических процессов:

– характеризовать химические реакции;

– объяснять различные способы классификации химических реакций.

– приводить примеры разных типов химических реакций.

– использование химических знаний в быту:

– использовать знания по химии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по химии при использовании средств бытовой химии.

–  объяснять мир с точки зрения химии:

– находить в природе общие свойства веществ и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации химических веществ.

–  овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

– понимать роль химических процессов, протекающих в природе;

– уметь проводить простейшие химические эксперименты.

– умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;

– применять химические знания для организации и планирования собственного здорового образа

жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

        Содержание учебного предмета «Химия»

9-й класс

(2 часа в неделю; всего 68 часов, из них 4 часа — резервное время)

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 ч)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов. Состав и химические свойства оксидов, оснований и кислот.

Тема 1. Строение вещества (7 ч)

Ковалентная связь. Электроотрицательность атомов химических элементов. Полярная и неполярная химические связи. Ионная связь. Понятие об окислении и восстановлении. Степень окисления атомов химических элементов в соединениях. Определение степеней окисления атомов в бинарных соединениях.

Металлическая связь.

Атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решетки.

Демонстрации. 1. Модели атомов. 2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода (IV), магния.

Тема 2. Растворы (9 ч)

Физические и химические явления, происходящие при образовании растворов. Растворение в воде твердых, жидких и газообразных веществ. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация веществ в воде. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты.

Ионы, свойства ионов.

Кислоты, основания и соли как электролиты. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете электролитической диссоциации. Соли основные и кислые.

Расчетные задачи. 5. Расчеты, связанные с приготовлением растворов определенной молярной концентрации.

Демонстрации. 1. Растворимые и нерастворимые вещества в твердом и жидком состоянии. 2. Уменьшение растворимости воздуха в воде при нагревании. 3. Тепловые явления при растворении различных веществ: растворение гидроксида натрия или калия, серной кислоты, растворение нитрата аммония, растворение хлорида натрия. 4. Демонстрация электропроводности раствора и расплава электролита. 5. Испытание электропроводности растворов сильного и слабого электролитов. 6. Опыты, иллюстрирующие движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. 1. Реакция нейтрализации. 2. Взаимодействие растворов гидроксида натрия и хлорида железа (III). 3. Взаимодействие растворов сульфита натрия и серной кислоты. 4. Получение гидроксида меди (II) и карбоната кальция реакциями обмена.

Практическое занятие. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства растворов электролитов» (1ч).

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

Классификации химических реакций по различным основаниям, по числу и составу участвующих веществ, по тепловому эффекту реакции, по изменению степени окисления атомов элементов в химическом процессе.

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Уравнения химических реакций в полном ионном и кратком ионном видах.

Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции — природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, катализатор.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и его смещение. Проявление принципа Ле Шателье в химии. Условия протекания реакций обмена в растворах электролитов до конца.

Демонстрации. 1. Опыты, раскрывающие зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора. 2. Примеры обратимых и необратимых реакций ионного обмена. 3. Смещение химического равновесия в системе NO  NO2.

Лабораторные опыты. 5. Взаимодействие растворов карбоната натрия и гидроксида кальция. 6. Взаимодействие растворов хлорида натрия и гидроксида кальция. 7. Взаимодействие растворов карбоната натрия и хлорида кальция. 8. Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты. 9. Взаимодействие растворов карбоната калия и серной кислоты. 10. Взаимодействие растворов карбоната калия и сульфата калия. 11. Реакция нейтрализации. 12. Взаимодействие мрамора с растворами соляной кислоты разной концентрации. 13. Взаимодействие мрамора и порошка карбоната кальция с раствором соляной кислоты. 14. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании. 15. Разложение пероксида водорода при нагревании и под действием катализаторов (речной песок, оксид марганца (IV)). 16. Взаимодействие цинка, железа и меди с раствором соляной кислоты. 17. Получение роданида железа (III). 18. Смещение химического равновесия в системе «хлорид железа (III) — роданид калия» под действием хлорида калия. 19. Смещение химического равновесия в системе «хлорид железа (III) — роданид калия» под действием хлорида железа (III). 20. Смещение химического равновесия в системе «хлорид железа (III) — роданид калия» при изменении температуры.

Тема 4. Химические свойства металлов (11 ч)

Положение металлических элементов в периодической системе. Общие черты и различия в строении атомов металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Сплавы металлов, сплавы металлов с неметаллами.

Металлы главной подгруппы I группы периодической системы

Строение атомов элементов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Применение щелочных металлов и их соединений. Карбонат и гидрокарбонат натрия.

Металлы главной подгруппы II группы периодической системы

Строение атомов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочно-земельных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Соединения кальция в природе. Превращения карбонатов и гидрокарбонатов кальция в природе. (Жесткость воды и способы ее устранения.)

Применение щелочно-земельных металлов и их соединений.

Металлы главной подгруппы III группы периодической системы (на примере алюминия)

Строение атома алюминия, степени окисления, проявляемые атомами алюминия в соединениях. Физические свойства алюминия.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Взаимодействие алюминия со щелочами. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

Применение алюминия и его соединений.

Металлы побочных подгрупп периодической системы (на примере железа)

Положение элемента железа в периодической системе. Строение атома железа, возможные степени окисления атома железа в соединениях. Физические свойства железа.

Химические свойства железа: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Свойства оксидов и гидроксидов железа со степенями окисления атома +2 и +3.

Применение железа и его сплавов.

Химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали.

Расчетные задачи. 6. Расчет массы (объема, количества вещества) продуктов реакции по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.

Демонстрации. 1. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов и алюминия. Образцы сплавов металлов и металлов с неметаллами (латунь, дюралюминий, чугун, сталь). 2. Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с кислородом и хлором. 3. Взаимодействие щелочных, щелочно-земельных металлов и алюминия с соляной кислотой 4. Взаимодействие натрия, магния и алюминия с водой. 5. Взаимодействие алюминия со щелочью 6. Взаимодействие железа с кислородом и хлором. 7. Получение гидроксидов железа (II и III). 8. Взаимодействие меди с концентрированной серной или азотной кислотами.

Лабораторные опыты. 21. Взаимодействие цинка, железа и меди с раствором соляной кислоты. 22. Взаимодействие цинка, железа и меди с растворами солей. 23. Амфотерные свойства гидроксида цинка.

Практическое занятие. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» (1ч).

Тема 5. Неметаллы (13 ч)

Положение элементов неметаллов в периодической системе. Общие черты в строении их атомов. Электроотрицательность неметаллов. Общее в химических свойствах неметаллов.

Неметаллы главной подгруппы VII группы периодической системы

Строение внешней электронной оболочки галогенов. Галогены-окислители.

Хлор. Возможные степени окисления, проявляемые атомами хлора в соединениях. Химические свойства хлора. Взаимодействие хлора с водородом. Качественная реакция на галогенид-ионы. Краткие сведения о броме и йоде. Применение галогенов в народном хозяйстве.

Неметаллы главной подгруппы VI группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов VI группы главной подгруппы.

Кислород, сера. Аллотропия кислорода и серы. Возможные степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях.

Химические свойства кислорода и серы. Взаимодействие кислорода и серы с водородом и металлами. Взаимодействие кислорода с серой. Сера как окислитель и восстановитель.

Серная кислота и ее соли. Кислые и средние соли серной кислоты. Качественная реакция на соли серной кислоты. Применение серной кислоты и ее солей в народном хозяйстве.

Промышленное получение серной кислоты.

Неметаллы главной подгруппы V группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов V группы главной подгруппы.

Азот. Возможные степени окисления атомов азота в соединениях. Химические свойства азота: взаимодействие с водородом, кислородом и металлами.

Аммиак, его строение, свойства, применение и получение. Соли аммония, их состав, взаимодействие со щелочами. Качественная реакция на ион аммония.

Азотная кислота. Окислительные свойства азотной кислоты. Применение азотной кислоты и ее солей.

Краткие сведение о фосфоре. Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота. Фосфорные удобрения.

Неметаллы главной подгруппы IV группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов IV группы главной подгруппы.

Углерод. Аллотропия углерода. Возможные степени окисления атомов углерода в соединениях. Углерод — окислитель и восстановитель.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом и водородом. Оксиды углерода (II) и (IV). Свойства оксидов углерода и их применение. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, их применение. Качественная реакция на карбонат-ион.

Краткие сведения о кремнии. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота, силикаты.

Демонстрации. 1. Образцы простых веществ — неметаллов: галогенов, кислорода и серы, азота и фосфора, угля и кремния. 2. Взаимодействие хлора с натрием и железом. 3. Сравнение окислительных свойств галогенов — вытеснение хлором брома и йода из их соединений. 4. Взаимодействие кислорода с металлами и серой. 5. Взаимодействие серы с железом или цинком и водородом. 6. Взаимодействие разбавленного раствора азотной кислоты с медью. 7. Образцы азотных и фосфорных удобрений. 8. Восстановление оксида меди углеродом.

Лабораторные опыты. 24. Качественные реакции на галогенид-ионы. 25. Окисление йодид- и бромид-ионов хлором. 26. Окисление сульфид-ионов хлором. 27. Качественная реакция на сульфид-ион. 28. Взаимодействие растворов серной кислоты и хлорида бария. 29. Качественная реакция на сульфат-ион. 30. Изменение окраски индикаторов в водном растворе аммиака. 31. Изменение окраски индикаторов в водном растворе азотной кислоты. 32. Нейтрализация раствора азотной кислоты щелочью. 33. Взаимодействие оксида меди (II) с раствором азотной кислоты. 34. Адсорбция активированным углем растворенных веществ. 35. Получение карбоната кальция и превращение его в гидрокарбонат. 36. Изучение свойств жесткой воды.

Практические занятия. 3. Получение аммиака и изучение его свойств (1 ч).

 4. Решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и «Неметаллы» (1 ч).

Тема 6. Органические вещества (10 ч)

Органические вещества, особенности их строения.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан, бутан, их состав, строение, физические и химические свойства.

Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. Состав, строение, физические и общие химические свойства.

Ароматические углеводороды на примере бензола. Строение бензола: бензольное кольцо. Бромирование бензола, реакция замещения.

Углеводороды в природе. Природный газ, нефть, уголь.

Кислородсодержащие органические соединения — спирты и карбоновые кислоты. Состав спиртов и карбоновых кислот. Общие физические и химические свойства. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры, углеводы и белки.

Демонстрации. 1. Взрыв метана с кислородом. 2. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. 3. Взаимодействие бензола с бромной водой и бромом. 4. Взаимодействие этилового спирта с натрием. 5. Опыты, иллюстрирующие кислотные свойства уксусной кислоты. 6. Горение сахара.

Лабораторные опыты. 37. Изучение растворимости нефти в воде. 38. Составление шаростержневой модели молекулы муравьиной кислоты. 39. Взаимодействие магния с раствором уксусной кислоты. 40. Изменение окраски индикаторов в растворе уксусной кислоты. 41. Изучение действия этанола на растворы индикаторов. 42. Изучение растворимости сахарозы в воде. 43. Взаимодействие крахмала с йодом и изменение окраски продуктов реакции при нагревании и охлаждении.

Заключение (3 ч)

Обобщение сведений о неорганических и органических веществах, их составе, строении, свойствах. Связи между составом вещества, его строением и свойствами. Периодический закон Д.И.Менделеева и теория строения атомов как основа систематизации знаний о химических элементах и веществах. Виды химических связей в неорганических и органических веществах. Материальное единство неорганических и органических веществ.

Знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ.

Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Требования к результатамобучения выпускников основной школы

1. Требования к химическим знаниям и практическим умениям

После изучения курса химии учащиеся должны уметь:

называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в периодической системе;

определять по формулам состав неорганических и органических веществ, указывать валентности атомов химических элементов или степени их окисления;

разъяснять смысл химических формул и уравнений;

формулировать периодический закон, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, раскрывать значение периодического закона;

объяснять строение веществ; указывать частицы, составляющие атом, молекулу; ионные соединения;

изображать электронные формулы атомов химических элементов № 1-20;

разъяснять физический смысл номера группы и периода, а также порядкового номера химического элемента;

характеризовать химические элементы первых трех периодов по положению их в периодической системе и строению атомов: определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов;

составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений;

объяснять процесс образования различных видов химических связей;

изображать графические формулы молекулярных соединений и формулы ионных соединений;

объяснять изученные закономерности — постоянство состава веществ и сохранение массы при химических реакциях;

перечислять признаки и условия протекания химических реакций;

составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ и отражающие связи между классами соединений;

составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном видах;

определять (по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным типам (соединения, разложения, замещения, обмена, экзо- и эндотермическим и окислительно-восстановительным реакциям);

составлять уравнения химических реакций изученных типов, применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;

составлять уравнения диссоциации в воде оснований, кислот и солей, знать обратимый характер этого процесса;

определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы в растворе;

указывать положение металлических элементов в периодической системе элементов, их общие физические свойства и способы получения — восстановление водородом, оксидом углерода(II), углем, а также алюминием;

указывать области нахождения в природе, химические свойства и практическое использование щелочных, щелочно-земельных металлов, а также алюминия и железа;

раскрывать химические процессы, лежащие в основе промышленного получения железа;

характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;

раскрывать положение неметаллических элементов в периодической системе элементов, их физические свойства;

указывать области нахождения в природе, химические свойства галогенов, халькогенов, элементов V и IV групп главных, подгрупп периодической системы, а также их применение;

определять по составу (по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам неорганических и органических соединений;

решать задачи обозначенных в программе типов;

характеризовать строение изученных органических соединений, важнейшие функциональные группы органических соединений;

составлять графические формулы органических веществ изученных классов;

составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения;

характеризовать изученные химические реакции между органическими веществами;

раскрывать строение, свойства и практическое значение изученных органических веществ;

выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические и органические вещества по соответствующим признакам;

соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории;

выполнять несложные опыты по получению и собиранию кислорода, водорода, оксида углерода (IV);

осуществлять нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.

2. Требования к развитию учащихся

После изучения курса учащиеся должны уметь:

определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов;

сравнивать состав и свойства изученных веществ;

высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава и о строении веществ по их свойствам;

на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;

ставить задачи проведения химического эксперимента, фиксировать и интерпретировать его результаты;

на основе изученных теоретических положений высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента;

связно и доказательно излагать учебный материал, как в устной, так и в письменной форме;

находить нужную информацию химического содержания с помощью оглавления и предметно-именного указателя учебника, традиционного библиотечного и/или электронного каталогов;

вычленять главное содержание в несложных химических текстах, составлять их план и тезисы.

3. Требования к воспитанию учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

раскрывать идею материального единства химических элементов, неорганических и органических веществ;

уметь разъяснять на примерах причины многообразия неорганических и органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ;

показывать на примерах развитие познания от явления ко все более глубокой сущности (например, от атомно-молекулярного учения к теории строения атома);

понимать зависимость истинности знаний об окружающем мире от уровня развития науки;

на конкретных примерах раскрывать роль химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: энергетической, продовольственной, экологической;

на основе полученных на уроках теоретических знаний аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям СМИ с химическим содержанием.

Критерии оценки учебной деятельности по  химии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования химической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

 Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

 Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

 Самостоятельность ответа.

 Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых химических явлений;

При решении задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание химической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области химии;

Скудны химические представления, преобладают формалистические знания;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает химические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка качества выполнения

практических работ по химии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая таблицы из учебника. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Тематическое планирование учебного материала

№ темы

Название темы

Кол-во

часов

Практические работы

Контрольные работы

Повторение основных вопросов курса 8 класса

-

1

Тема 1. Строение вещества

-

2

Тема 2. Растворы

9 ч

№ 1

Контрольные работы № 1

3

Тема 3. Химические реакции

8 ч

-

Контрольные работы № 2

4

Тема 4. Химические свойства металлов

11 ч

№2

Контрольная работа № 3

5

Тема 5. Неметаллы

13 ч

№3,№4

Контрольная работа № 4

6

Тема 6. Органические вещества

10 ч

Заключение

3 ч

Итого

64 +(4)

4

3

Поурочное планирование

Дата

урока

Тема урока

Цель урока

Учебная неделя

Примечание

1

Важнейшие химические понятия

1

2

Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома.

1

3

Решение задач

2

4

Решение задач

2

     Тема 1 Строение веществ. 7 часов

5

Ковалентная связь.

Формирование знаний о видах химических связей, степенях окисления, типах кристаллических структур и их влиянии на свойства вещества.

 диссоциации веществ в водных растворах, а также практического умения записывать уравнения диссоциации веществ, совершенствовать знания об окислительно–восстановительном процессе. Познакомится с теорией электролитической диссоциации. Научится писать уравнения реакций ионного обмена.

.

3

6

Полярная и неполярная ковалентная связь.

3

7

Ионная связь.

4

8

Металлическая связь

4

9

Степень окисления атомов в соединении.

5

10

Степень окисления атомов в соединении.

5

11

Кристаллические решетки.

6

 Тема 2 Растворы 9 часов

12

Электролиты и неэлектролиты.

6

13

Электролитическая диссоциация веществ в воде.

7

14

 Кислоты, основания и соли как электролиты.

7

15

Свойства ионов

8

16

Химические реакции в растворах электролитов.

8

17

Уравнения реакций в ионном виде.

9

18

Уравнения реакций в ионном виде

9

19

П/р.№ 1. Условия протекания реакций ионного обмена до конца.

10

20

Контрольная работа №1

10

Тема 3 Химические реакции 8 часов

21,22

Окислительно-восстановительные реакции.

11,11

23,24

Скорость химических реакции.

12,12

25

Р.З. Расчет массы, количества вещества или объема продукта реакции по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.

13

26

Обобщение по теме « Химические реакции».

13

27

Контрольная работа №2

14

28

Анализ контрольной работы

14

     Тема 4 Химические свойства металлов. 11часов

29

Положение элементов металлов в периодической системе. Строение атомов металлов.

Изучить, как влияет положение металла в таблице на его химические свойства. Познакомится с основными группами металлов, изучить их свойства.

15

30

Общие химические свойства металлов.

15

31

Сплавы металлов.

16

32

Общие способы получения металлов.

16

33

Характеристика щелочных металлов

17

34

Металлы  главной подгруппы 2 группы периодической системы.

17

35

Алюминий как представитель металлов главной подгруппы 3 группы периодической системы.

18

36

Железо как представитель побочных подгрупп.

18

37

П./р.№2Решение экспериментальных задач «Металлы».

19

38

Решение задач

19

39

Обобщение по теме « Металлы».

20

40

Контрольная работа по теме «Металлы» №3

20

     Тема 5 Неметаллы 13 часов.

41

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Изучить, как влияет положение неметалла в таблице на его химические свойства. Познакомится с основными группами неметаллов, изучить их свойства.

21

42

Главная подгруппа 7 группа: элементы, простые и сложные вещества.

21

43

Главная подгруппа 6 группа: элементы, простые и сложные вещества

22

44

Соединения серы. Серная кислота.

22

45

П./р.№3Экспериментальные задания по теме «Химические свойства соединений серы».

23

46

Главная подгруппа 5 группа: элементы, простые и сложные вещества

23

47

Аммиак и его свойства.

24

48

П./р.№4 Получение аммиака и изучение его свойств

24

49

Азотная кислота и её соли. Важнейшие соединения фосфора

25

50

Главная подгруппа 4 группа: элементы, простые и сложные вещества.

25

51

Оксиды углерода и кремния. Карбонаты и силикаты

26

52

Обобщение темы «Неметаллы».

26

53

Контрольная работа №4

27

      Тема 6 Органические вещества.8 часов

54

        Углеводороды в природе.  Метан, этан, пропан, бутан.

Дать понятие о строении молекул органических веществ, основных классов веществ, познакомить с качественными реакциями.

27

55

Химические свойства предельных углеводородов.

28

56

Этилен и ацетилен.

28

57

Кислородсодержащие производные углеводородов.

29

58

Биологически важные органические вещества. Жиры. Особенности строения, применение.

29

59

Углеводы. Особенности строения глюкозы, сахарозы, крахмала.

30

60

Белки. Особенности строения. Денатурация.

30

61

Обобщение сведений об органических веществах, их строении и свойствах.

31

Заключение.3 часа

31

62

Обобщение сведений о неорганических и органических веществах, их составе, строении, свойствах.

32

63

Периодический закон Д.И.Менделеева и теория строения атомов как основа систематизации знаний о химических элементах и веществах.

32

64

Материальное единство неорганических и органических веществ.

33

итого

64 + (4)

Учебно-методический комплект по химии под редакцией профессора Е.Е.Мин-ченкова представляет собой законченную линию и включает  следующие компоненты.

Основная школа

Минченков Е. Е. Журин А. А., Смирнова Т. В. Программа курса химии для 8-9
классов.

Журин А. А.. Зазнобина Л. С. Начала химического эксперимента. 8-9 классы:
Практические занятия.

Журин А. А. Сборник заданий и упражнений по химии. 8-9 классы.

9        класс

Минченков Е. Е., Журин А. А. Химия: Учебник для 9 класса средних общеобразовательных учреждений.

Журин А. А. Тетрадь для учебной работы по химии. Часть 1. Общие закономерности.

Журин А. А. Тетрадь для учебной работы по химии. Часть 2. Химия элементов.

Минченков Е. Е., Журин А. А. Методика обучения химии в 9 классе.

Электронные версии учебных и наглядных пособий по предметам или темам

Компакт-диск "Азот и фосфор" (13 опытов, 37 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Галогены. Сера" (15 опытов, 38 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Металлы главных подгрупп-1" (7 опытов, 28 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Металлы главных подгрупп-2" (7 опытов, 24 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Металлы побочных подгрупп" (13 опытов, 41 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Общие свойства металлов" (5 опытов, 30 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Органическая химия. Азотосодержащие органические вещества. Белки. Синтетические вещества" (DVD)

Компакт-диск "Органическая химия-1. Предельные, непредельные, аром, углеводороды" (DVD)

Компакт-диск "Органическая химия-2. Природные источники углеводородов. Спирты и фенолы" (DVD)

Компакт-диск "Органическая химия-3. Альдегиды и карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"(DVD)

Компакт-диск "Органическая химия-4. Углеводы" (11 опытов 27 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Углерод и кремний-1" (13 опытов, 33 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Химия и электрический ток" (5 опытов, 22 мин.) (DVD)

Компакт-диск "Химия. 9 класс. Элекролит, диссоциация" (DVD)

Компакт-диск "Уроки химии КиМ" (8-9 класс)

Компакт-диск "Уроки химии КиМ" (10-11 класс)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...