Обобщение и повторение знаний по химии курса 9 класса через знакомство с биографией Й. Я. Берцелиуса
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Лобанова Оксана Дмитриевна

 

  Представлен урок повторения и обобщения материала по химии курса  9 класса через знакомство с биографией шведского химика Й.Я. Берцелиуса, который внёс огромный вклад в развитие химической науки. Данный урок целесообразно провести в конце учебного года, он  способствует расширению кругозора  и любознательности учащихся. Каждый этап урока сопровождается показом тематического слайда из презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Обобщение и повторение знаний по химии курса 9 класса через знакомство с биографией Й.Я. Берцелиуса».

Цели урока:

Рассказать учащимся о великом шведском химике Йенсе Якобе Берцелиусе, который внес значительный вклад в развитие химической науки; привести хронику важнейших событий его жизни; познакомить школьников с его научными открытиями и исследованиями.

Повторить некоторые понятия и определения курса основной школы через знакомство с биографией великого  химика.

Вспомнить и закрепить расчёт степеней окисления и массовых долей химических элементов в веществе.  

Выполнить тестовое задание. (Слайд 2)

Ход урока.

 Будучи крупнейшим учёным своего времени, Берцелиус обогатил открытиями различные области химической науки. Мы используем многие химические термины, которые ввёл именно этот учёный. Начнём с повторения этих понятий. Слайд 3.

Вспомните, как классифицируют сложные вещества? Именно по предложению Берцелиуса с 1808 года науку, изучающую органические вещества, стали называть органической химией, а в 1817 году он сформулировал различие между органическими и неорганическими веществами. Слайд 4.

Последнюю четверть на уроках мы посвятили знакомству с органическими  веществами.  Какие вещества называются полимерами? Какие бывают полимеры по происхождению? Какие понятия характеризуют химию полимеров? Слайды 5-6. А ведь термин «полимер» в 1831 году ввёл именно Й.Я.Берцелиус.

Вспомните, что такое изомерия? В 1830 году Берцелиус ввел понятие «изомерия».  и высказал предположение, что изомеры возникают из-за «различного распределения простых атомов в сложном атоме» (т. е. молекуле). Изомерия является одной из причин того, что органические соединения так многочисленны и разнообразны. Слайд 7

В этом году, изучая химию элементов, мы неоднократно встречались с понятием «аллотропия». Вспомните, что это за явление? Приведите примеры известных вам аллотропных модификаций элементов кислорода, серы, углерода, фосфора. Понятие «аллотропия» было также введено Берцелиусом в 1841 году. Слайд 8-9

Назовите типичные неметаллы. Где они расположены в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? Каково их общее название? Что оно обозначает? Слайд  10. 1825 год – Берцелиус предложил для фтора, хлора и йода групповое название «галогены».

Вы  знаете, что элемент фосфор образует несколько кислот. Назовите формулу ортофосфорной кислоты. Она имеет наибольшее практическое значение. А вот открытие метафосфорной кислоты  (HPO3) тоже заслуга Берцелиуса.

Задание 1: Рассчитайте степень окисления фосфора в метафосфорной (HPO3) и ортофосфорной кислотах. 

Задание 2: В какой из кислот – орто- или метафосфорной – массовая доля фосфора больше? Слайд 11-12.

Одной  из самых главных заслуг  этого учёного является создание химической письменности, которую учёные всего мира используют до сих пор, подобно тому, как многие славянские народы пользуются письменностью, созданной болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Вспомните, как образовались химические символы? Слайд 13

Берцелиус открыл новые элементы: церий, торий, селен. Выделил в свободном состоянии кремний, цирконий, титан, тантал. Слайд 14.

А теперь некоторые интересные факты из биографии этого учёного. Слайды 15-21.

В заключение урока выполним небольшой тест. Слайды 22-23.

1. Атом кислорода образует аллотропную модификацию в виде:

А) озона;        Б) ксенона;        В) азота;        Г) водорода

2. Название «галогены» означает:

А) «рождающие кислоты»;        В) «рождающие соли»;

Б) «рождающие щёлочи»;        Г) «рождающие оксиды».

3. В каком из перечисленных соединений степень окисления фосфора равна +3:

А) Р4О10;        Б) NaPO3;        В) Na3PO4;        Г) РCl3.

4. Элемент, который обязательно входит в состав органических соединений:

А) кислород;            Б) азот;        В) углерод;        Г) фосфор.

5. Вещества, формулы которых

СН3−СН2− СН2−СН3 и СН3− СН(СН3)−СН3 являются:

А) изомерами;                В) разными веществами;

Б) гомологами;                Г) верного ответа нет.

6. К полимеру природного происхождения относится:

А) крахмал;                В) глюкоза;        

Б) полиэтилен;        Г) этанол.

Ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – Г; 4 – В; 5 – А; 6 – А. Слайд 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Урок обобщения и повторения по географии в 10 классе по теме "НТР и МХ"

Урок обобщения и повторения по теме по географии в 10 классе  "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"...

Видеоурок "Обобщение и повторение лексики и грамматики", 3 класс

Обобщающий урок английского языка в 3 классе. Проверка  лексических и грамматических знаний детей, умений составлять монологическую и диалогическую речь...

Презентация Обобщение и систематизация знаний по химии за курс 8 кл.

Урок повторения по химии 8 класс УМК Рудзитис...

Обобщение и повторение по теме "Причастие" 7 класс

Методическая разработка "Обобщение и повторение по теме "Причастие", 7 класс" представляет собой текст, посвященный 200-летию Ф.М.Достоевского с грамматическими заданиями и разбора...