Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа (химия, 11 класс) на тему
Рабочая программа по химии УМК Габриелян О.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 11
Предмет: химии
Количество часов в неделю - 1, за год - 34.
Уровень изучения учебного материала - базовый.
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии;
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885);
- примерной программы среднего (полного) общего образования) по химии;
- авторской программы Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. _М.: Дрофа 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: 2011
Тематическое планирование занятий основано на методическом пособии:
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 11 класс в 2 частях: Настольная книга учителя химии. – М.: Дрофа, 2010
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения химии ученик 11 класса должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание изучаемого курса 11 класс
Раздел | Содержание | Требования к уровню подготовки |
Методы и познания химии (2 часа) | Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. | знать/понимать: -основные теории химии; уметь: - проводить самостоятельно поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; использовать приобретенные знания и умения для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве. |
Современное представление о строении атома. ( 2 часа) | Основные сведения о строении атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | знать /понимать: - важнейшие химические понятия: атом, протон, нейтрон, электрон, атомная орбиталь, химическая связь, электроотрицательность, валентность и степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения; -формулировку периодического закона, физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода, явления периодичности; - основные теории химии: химической связи, строения органических веществ. уметь: - определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях; -объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); - характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности в изменениях свойств элементов (ЭО, радиусов атомов) и их соединений в периодах и подгруппах; строение изученных органических веществ. |
Химическая связь (3часа) | Ионная химическая связь. Ковалентная связь. Металлическая связь. Единая природа химических связей. | Знать/ понимать: - понятие «химическая связь», теорию химической связи; Уметь: - определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической) |
Вещество (5часов) | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Состав вещества. Причины многообразия веществ. Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели). Полимеры. Газообразные/, твердые и жидкие вещества. | Знать/ понимать: - понятие вещества молекулярного и немолекулярного строения; - понятие: аллотропия, изомерия, гомология, закон постоянства состава вещества; - понятие: растворы, электролит, неэлетролит; уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве |
Химические реакции (8часов) | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химической реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | знать / понимать - важнейшие химические понятия: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, - основные теории химии: электролитической диссоциации; уметь -определять заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель; - объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений в природе, быту и на производстве; -определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; -экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
Неорганическая химия (14ч.) | Классификация неорганических соединений. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Общие способы получения металлов. Неметаллы и их свойства. Благородные газы. Общая характеристика галогенов. Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и неметаллы». Практическая работа «Идентификация неорганических соединений» | Знать/ понимать: - важнейшие вещества: серную, соляную, азотную и уксусную кислоты; -важнейшие вещества: щелочи; - основные металлы и сплавы -общие способы получения металла - понятие: вещества молекулярного и немолекулярного строения; Уметь: - называть изучаемые вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ; -характеризовать общие свойства металлов -характеризовать общие химические свойства неметаллов - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ |
Календарно-тематический план 11 класс
№ | Название раздела, темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
Методы познания в химии 2 часа |
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. | Научные методы познания веществ и химический явлений. | 1 | 3-8 сент. |
2 | Роль эксперимента и теории в химии. | Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов[1]. | 1 | 10-15 сент. |
Раздел «Теоретические основы химии» Современное представление о строении атома 2 часа |
3 | Основные сведения о строении атома. | Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов | 1 | 17-22 сент. |
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | 24-29 сент. |
Химическая связь 3часа |
5 | Ионная химическая связь. | Ионная связь. Катионы и анионы | 1 | 1-6 окт. |
6 | Ковалентная связь. | Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов | 1 | 8-13 окт. |
7 | Металлическая связь. Водородная связь. Единая природа химической связи | Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | 15-20 окт. |
Вещество 5часов |
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия. | 1 | 22-27 окт. |
9 | Состав вещества. Причины многообразия веществ | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | 1 | 5-10 нояб. |
10 | Чистые вещества и смеси. Состав и разделение смеси | Явления, происходящие при растворении веществ (гидратация). Чистые вещества и смеси. | 1 | 12-17 нояб. |
11 | Истинные растворы. Способы выражения концентрации | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества | 1 | 19-24 нояб. |
12 | Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) | Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. | 1 | 26 нояб.-1 дек. |
Химические реакции 8 часов |
13 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. | 1 | 3-8 декаб. |
14 | Реакции ионного обмена | Реакции ионного обмена в водных растворах | 1 | 10-15 декаб. |
15 | Гидролиз органических и неорганических веществ. Среда водных растворов . | Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | 1 | 17-22 декаб. |
16 | Окислительно-восстановительные реакции | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов | 1 | 24-29 декаб. |
17 | Скорость химической реакции | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. | 1 | 10-13 янв. |
18 | Обратимость реакции. Химическое равновесие и способы его смещения | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | 14-19 янв. |
19 | Обобщение и систематизация по разделу «Теоретические основы химии» | Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. | 1 | 21-26 янв. |
20 | Контрольная работа № 1 «Теоретические основы химии» | 1 | 28 янв.-2 фев. |
Раздел Неорганическая химия Неорганическая химия 14 часов |
21 | Классификация неорганических соединений | Классификация неорганических соединений. | 1 | 4-9 февр. |
22 | Оксиды | Химические свойства основных классов неорганических соединений. | 1 | 11-16 февр. |
23 | Кислоты | Химические свойства основных классов неорганических соединений. | 1 | 18-23 февр. |
24 | Основания | Химические свойства основных классов неорганических соединений. | 1 | 25 февр. – 2 март. |
25 | Соли | Химические свойства основных классов неорганических соединений. | 1 | 4-9 март. |
26 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | Химические свойства основных классов органических и неорганических соединений. | 1 | 11-16 март. |
27 | Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Общие способы получения металлов | Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. | 1 | 18-23 март. |
28 | Неметаллы и их свойства. Благородные газы | Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты | 1 | 1-6 апр. |
29 | Общая характеристика галогенов | Общая характеристика подгруппы галогенов. | 1 | 8-13 апр. |
30 | ПР «Получение, собирание и распознавание газов» | Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании | 1 | 15-20 апр. |
31 | ПР «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» | Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды | 1 | 22-27 апр. |
32 | ПР «Идентификация неорганических соединений» | Качественные реакции на неорганические вещества и ионы | 1 | 29 апр.- 4 мая |
33 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Неорганическая химия» | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. | 1 | 6-11 мая |
34 | Контрольная работа № 2 «Неорганическая химия» | 1 | 13-18 мая |
Ресурсное обеспечение рабочей программы 11 класс
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
- Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
- Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
- ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
Дополнительная литература для учителя
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
- Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Дополнительная литература для ученика
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
- Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
- ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
Медиаресурсы
- Интернет – ресурсы: www.him.1september.ru, www.edios.ru, www.km.ru/educftion
- CD-диски:
- Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. – Мультимедиа, МарГТУ, 2002.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...