Разработки уроков по модульной технологии для 10 класса по химии
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Кузнецова Светлана Леонтьевна

Модульное обучение – это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.
Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.
Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, “полного усвоения”.
Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями.
Новая парадигма модульного обучения – ученик учится сам, учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль учителя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно “вести за руку” при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью.
Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность учеников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала.
Использование на уроках химии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.
На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.
Технологию модульного обучения на уроках химии я использую третий год. Разумеется, не все складывается гладко. И учащиеся не всегда бывают готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульных уроков приходится тратить очень много. Но зато результат виден на лицо: даже слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.
На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.
В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.
При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.
Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.
Практика использования модульного обучения показала, что:
•    она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;
•    данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;
•    данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика; применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классах до 100 %, а качество – до 80–85 %.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alkiny.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon cikloalkany.doc62 КБ
Microsoft Office document icon glyukoza.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon belok.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Алкины» 

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть особенности строения молекул алкинов, гомологический ряд и общую формулу алкинов, изомерию алкинов, номенклатуру и физические свойства ацетиленовых углеводородов, получение алкинов: метановый и карбидный способы.

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний об непредельных углеводородах – алкинах.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие соединения называются углеводородами?
  2. Назовите классификации углеводородов по строению углеродной цепи и по видам связей между атомами углеродов.
  3. Какие углеводороды называются непредельными?
  4. Что вам известно об алкинах?




Работайте в парах и с классом.

УЭ-2

Цель: рассмотреть гомологический ряд и общую формулу алкинов, изомерию алкинов, номенклатуру алкинов.

 І. Внимательно прочитайте §13, с. 99-101.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие органические вещества относятся к алкинам?
  2. Дайте характеристику тройной связи.
  3. По рис. 15 рассмотрите молекулу ацетилена.
  4. Перечислите алкины, составляющие гомологический ряд ацетилена.
  5. Назовите виды изомерии, характерные для алкинов.
  6. С какого углеводорода в ацетиленовом ряду начинается явление изомерии?
  7. Характерна ли для алкинов пространственная изомерия? Почему?
  8. Как отражается наличие тройной связи в названии алкинов?


ІІІ. Выполните упражнения:

  1. Назовите следующие алкины:

А) СН≡С-СН2-СН3; Б) СН3-СН2-С≡С-СН3;

В) СН≡С-СН-СН2-СН3;

            СН3

Г) СН3-СН-С≡С-СН-СН3.

        СН3         СН3

  1. Напишите структурные формулы следующих алкинов:

А) 3,3-диметилбутин-1; Б) 4-метилпентин-2;

В) 4-этилгексин-2; Г) 3-этилгексин-1.

3. Составьте формулы двух гомологом и двух изомеров для вещества

А) СН≡С-СН2-СН2-СН3:

Б) СН3-СН2-С≡С-СН3.

4. Соотнесите структурные формулы алкинов с их названиями:

А) СН3-СН2-СН2-С≡С-СН3;

Б) СН3-С≡С-СН2-СН3;

В) СН≡С-СН-СН2-СН3;

            СН3                             СН3

Г) СН3-С≡С-СН3; Д) СН≡С-С-СН3.

                                                СН3

1) пентин-2; 2) 2-метилпентин-1;

3) 3,3-диметилбутин-1; 4) гексин-2;

5) бутин-2.





Обсудите вопросы в парах, запишите определение алкинов в тетрадь, запишите гомологический ряд ацетилена из первых пяти представителей, запишите виды изомерии, характерные для алкинов.


Запишите ответы в тетрадях.

УЭ-3

Цель: изучить физические свойства алкинов.

І. Внимательно прочитайте §13, с.102.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какое агрегатное состояние характерно для алкинов?
  2. Какой запах имеют алкины?
  3. Какова растворимость алкинов в воде?



Обсудите вопросы в парах, запишите сведения о физических свойствах алкинов в тетрадь.

УЭ-4

Цель: выяснить способы получения алкинов.

І. Внимательно прочитайте §13, с. 101.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Перечислите способы получения алкинов.
  2. Какие из перечисленных реакций наиболее приемлемы в лаборатории, а какие – в промышленности?

ІІІ. Выполните упражнения и решите задачу:

  1. Напишите уравнения следующих химических реакций:

А) получение пропина из 2,2-дифторпропана;

Б) получение бутина-1 из 1,2-дихлорбутана;

В) получение этина из метана;

Г) гидролиз карбида кальция.

2. Какой объем ацетилена (н.у.) можно получить из 128 г карбида кальция?



Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите три способа получения алкинов, назовите исходные вещества и продукты реакций.

Запишите ответы в тетрадях.

УЭ-5

Цель: проверьте полученные знания об алкинах.

Выполните тест:

  1. (1 балл) Общая формула ацетиленовых углеводородов:

А) СnН2n; Б) СnН2n+2; В) СnН2n-2; Г) СnНn.

2. (1 балл)  Общая формула СnН2n-2 отражает состав:

А) алканов; Б) алкинов; В) алкенов.

3. (1 балл)  Укажите формулу алкина:

А) С3Н4; Б) С4Н8; В) С5Н12; Г) С6Н6.

4. (1 балл) Третий по счету алкин нормального строения с положением тройной связи у первого углеродного атома называется:

А) пентин-1; Б) этин; В) бутин-1; Г) пропин.

5. (1 балл) Изомерия углеродного скелета алкинов начинается с:

А) этина; Б) пропина; В) бутина; Г) пентина.

6. (1 балл) Изомерия положения кратной связи алкинов начинается с:

А) этина; Б) пропина; В) бутина; Г) пентина.

7*. (2 балла) Назовите вещества:

А) СН≡С-СН2-СН2-СН3; Б) СН≡С-СН-СН3.

                                                           СН3

8*. (2 балла) Назовите вещества:

А) СН≡С-СН2-СН3;    Б) СН≡С-СН-СН2-СН3.

                                                      СН3

9*.(4 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 4-метилгексин-2; Б) 4,4-диметилпентин-1.

10*.(4 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 3-метилгексин-1; Б) 3,4-диметилпентин-1.

11. (1 балл)  Ацетилен представляет собой:

А) газ; Б) жидкость; Г) твердое вещество.

12. (1 балл) У какого из перечисленных алкинов наибольшая температура кипения:

А) этин; Б) пропин; В) бутин-1; Г) пентин-1.

13*. (3 балла) Бутин-2 можно получить дегидробромированием:

А) 1,1-дибромбутана; Б) 2,3-дибромбутана;

В) 1,3-дибромбутана; Г) 1,4-дибромбутана.

Напишите уравнение реакции.

14*.(3 балла)  Бутин-1 можно получить из  1,2-дибромбутана нагреванием с?

А) металлическим натрием;

Б) водным раствором гидроксида натрия;

В) спиртовым раствором гидроксида натрия;

Г) любым из перечисленных способов.

Напишите уравнение реакции.

15. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении реакции гидролиза карбида кальция равна:

А) 4; Б) 5; В) 6: Г) 3.

16. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении реакции получения ацетилена пиролизом метана равна:

А) 4; Б) 5; В) 6: Г) 3.

17**. (6 баллов) Решите задачу: рассчитайте массовые доли углерода и водорода в соединении С5Н8.

18**. (6 баллов) Решите задачу: рассчитайте относительную плотность пропина по воздуху.



Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

УЭ-6

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

20-18

17-14

13-10

менее 9

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §13, до с. 102, упр. 1,2,3.



Предварительный просмотр:

Циклоалканы

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть особенности строения молекул циклоалканов, гомологический ряд и общую формулу циклоалканов, изомерию циклоалканов, номенклатуру циклоалканов, химические свойства циклоалканов, получение и применение циклоалканов.

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний об углеводородах.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие соединения называются углеводородами?
  2. Назовите классификации углеводородов по строению углеродной цепи и по видам связей между атомами углеродов.
  3. Что вам известно о циклоалканах?

Работайте в парах и с классом.

УЭ-2

Цель: рассмотреть гомологический ряд и общую формулу циклоалканов, изомерию и номенклатуру циклоалканов.

 І. Внимательно прочитайте §15, с. 116-118.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие углеводороды называются карбоциклическими?
  2. Что такое циклоалканы?
  3. Какова общая формула циклоалканов, какое наименьшее значение имеет n, почему?
  4. По рис.18 и 19 рассмотрите строение молекул циклоалканов.
  5. Перечислите циклоалканы, составляющие гомологический ряд циклопропана.
  6. Какие типы изомерии характерны для циклоалканов?
  7. Характерна ли для алкинов пространственная изомерия? Почему?
  8. В чем отличие нумерации атомов углерода в циклоалканах от нумерации в алканах?
  9. Каким образом нумеруются атомы углерода цикла при наличии двух заместителей

ІІІ. Выполните упражнения:

  1. Назовите следующие вещества:

А)            ; Б)            ;   В)              Г)


2. Напишите структурные формулы следующих циклоалканов:

А) 1,3-диметилциклогексан;

Б) 1,4-диметилциклопентан;

В) циклобутан.

3. Составьте формулы двух гомологом и двух изомеров для веществ:

А) метилциклопентан:              Б)                        .






Обсудите вопросы в парах, запишите определение алкинов в тетрадь, запишите гомологический ряд ацетилена из первых пяти представителей, запишите виды изомерии, характерные для алкинов.





Запишите ответы в тетрадях.

УЭ-3

Цель: выяснить способы получения циклоалканов.

І. Внимательно прочитайте §15, с. 119-120.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Перечислите способы получения циклоалканов.
  2. Какие из перечисленных реакций наиболее приемлемы в лаборатории, а какие – в промышленности?

ІІІ. Выполните упражнение:

Напишите уравнения следующих химических реакций:

А) дегалогенирование 1,4-дихлорбутана действием цинка;

Б) получение этилциклогексана гидрированием этилбензола;

В) пиролиза кальциевой соли гександикарбоновой кислоты.



Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите три способа получения циклоалканов, назовите исходные вещества и продукты реакций.

Запишите ответы в тетрадях.

УЭ-4

Цель: рассмотреть химические свойства циклоалканов.

І. Внимательно прочитайте §15, с. 120-121.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие типы реакций характерны для циклоалканов с малым размером циклов? Свойства каких типов углеводородов они напоминают?
  2. Какие типы реакций характерны для циклогексана и циклопентана? Свойства каких типов углеводородов они напоминают?

ІІІ. Выполните упражнение:

  1. Для циклопропана наиболее характерны реакции:

А) изомеризации; Б) замещения;

В) присоединения; Г) полимеризации.

2. Продукт взаимодействия циклогексана с бромом при действии УФ-излучения называется:

А)1,2-дибромциклогексан; Б)бромциклогексан; В) 1,1-дибромциклогексан;Г)1,6-дибромгексан.

3. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения циклопропана равна:

А) 11; Б) 15; В) 23; Г) 25.

4. Для циклогексана наиболее характерны реакции:

А) изомеризации; Б) замещения;

В) присоединения; Г) полимеризации.

5. Продукт взаимодействия циклопропана с бромоводородом называется:

А) 1-бромпропан; Б) бромциклопрапан;

В) 2-бромпропан; Г) 1,3-дибромпропан.



Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите характерные химические свойства для циклопропана и циклогексана.

Запишите ответы в тетрадях

УЭ-5

Цель: проверьте полученные знания об алкинах.

Выполните тест:

  1. (1 балл) Общая формула циклоалканов:

А) СnН2n; Б) СnН2n+2; В) СnН2n-2; Г) СnНn.

2. (1 балл)  Общая формула СnН2n отражает состав:

А) алканов; Б) алкинов; В) циклоалканов.

3. (1 балл)  Циклоалканами называют:

А) карбоциклические углеводороды, не содержащие кратные связи; Б) ациклические углеводороды, не содержащие кратные связи; В) вещества, молекулы которых состоят из нескольких групп СН2, замкнутых в цикл;

Г) циклические углеводороды, содержащие одну двойную связь.

4. (1 балл) Какое утверждение верно?

А) все циклоалканы являются карбоциклическими углеводородами;

Б) все карбоциклические углеводороды являются циклоалканами;

В) карбоциклические углеводороды не могут содержать кратную связь в цикле;

Г) карбоциклические углеводороды могут содержать не более двух двойных связей в цикле.

5. (1 балл) В каком из циклоалканов угловое напряжение максимально?

А) циклогексан; Б) циклопропан;

В) циклобутан; Г) циклопентан.

6. (1 балл) В каком из циклоалканов угловое напряжение минимально?

А) циклогексан; Б) циклопропан;

В) циклобутан; Г) циклопентан.

7. (1 балла) Найдите изомер циклогексана:

А)         ; Б)                 ; В)          ; Г)



8. (1 балла) Найдите изомер метилциклогексана:

А)         ; Б)                 ; В)          ; Г)



9.(2 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 1,2-диметилциклогексан;

Б) 1,1-диметилпентан.

10.(2 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 1,3-диметилциклогексан;

Б) 1,2-диметилциклопентан.

11*. (3балла)  Присоединение бромоводорода к циклоалканам протекает по правилу Марковникова. Продукт взаимодействия метилциклопропана с бромоводородом называется:

А) 2-бромбутан; Б) 1-бромпропан;

В)1-бромбутан; Г)1-метил-1-бромциклопропан.

Напишите уравнение реакции.

12*. (3 балла) Присоединение хлороводорода к циклоалканам протекает по правилу Марковникова. Продукт взаимодействия метилциклобутана с хлороводородом называется:

А) 2-хлорпентанан; Б) 1-хлорпентанан;

В)1-хлорбутан; Г)1-метил-1-хлорциклобутан.

Напишите уравнение реакции.

 13**. (5 баллов)  Напишите структурные изомеры всех углеводородов состава С4Н8. Назовите вещества. Число изомеров равно:

А) 4; Б) 5; В) 6; Г) 7.

14**. (5 баллов) Напишите структурные изомеры всех циклоалканов состава С5Н10. Назовите вещества. Число изомеров равно:

А) 4; Б) 5; В) 6; Г) 7..

15. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении горения циклобутана равна:

А) 14; Б) 15; В) 16: Г) 13.

16. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении горения метилциклопропана равна:

А) 14; Б) 15; В) 16: Г) 13.



Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

УЭ-6

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

15-13

12-10

9-7

менее 6

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §15, упр. 1,2,3.



Предварительный просмотр:

Характерные реакции  глюкозы

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть типичные химические свойства глюкозы, определит: к какому классу соединений по функциональным группам относиться глюкоза.

УЭ-1

Цель: проверить уровень сформированности знаний об углеводах и качественных реакциях на органические вещества.

 Выполните тест:

1.(1 балл) Какое из веществ относится к углеводам?

а) СН2О, б) С2Н4О2, в) С6НО6, г) С6Н12О6.

2. (3 балла) Соотнесите:

название углевода:            углевода:

1) фруктоза,                     а) моносахарид,

2) целлюлоза,                  б) дисахарид,

З) глюкоза,                       в) полисахарид.

4) крахмал,

5) рибоза,

6) сахароза;

3. (1 балл)  Назовите реагент для распознавания фенолов:

а) аммиачный раствор оксида серебра,

б) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ).

г) раствор хлорида железа(ІІІ).

4. (1 балл) Назовите реагент для распознавания многоатомных спиртов:

а) аммиачный раствор оксида серебра,

б) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ),

г) раствор хлорида железа(ІІІ).

5. (1 балл) Назовите реагент для распознавания альдегидов:

а) аммиачный раствор оксида серебра,

б) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ).

г) раствор хлорида железа(ІІІ).

Проверьте свои ответы. Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест.

Если вы набрали 0-3 балла, повторите §

Если вы набрали 4-5 баллов, рекомендуется дома еще раз  повторить §. Переходите к УЭ-2.

Если вы набрали 6-7 балла, переходите к УЭ-2.




Работайте индивидуально

УЭ-2

Цель: актуализировать знания о качественных реакциях в органической химии:

Ответьте на вопросы:

  1. Что называется функциональной группой?
  2. Перечислите известные вам функциональные группы?
  3. Какие качественные реакции вам известны на непредельные углеводороды, спирты одноатомные и многоатомные, альдегиды, кислоты и щелочи?

Обсудите вопросы в парах и с классом

УЭ-3

Цель: создание проблемной ситуации

  І. Проделайте лабораторный опыт№1

 «Взаимодействие глюкозы со свежеприготовленным гидроксидом меди (ІІ)» 

а) В пробирке №1 налито 0,5 мл раствора глюкозы, добавьте 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора медного купороса.

б) К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращения с нагревательными приборами). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.

Ответьте на вопросы:

  1. Что наблюдается?
  2. Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди(II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора?
  3.  Наличие каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
  4. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-желтый?
  5. Что представляет собой желто-красный осадок?
  6. Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции?




ІІ. Проделайте лабораторный опыт№2

«Действие с аммиачным раствором оксида серебра»

 В пробирку №2, содержащую 1 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1 мл гидроксида аммония из пробирки с пробкой и 1 мл раствора нитрата серебра и нагрейте пробирку на пламени спиртовки.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Что наблюдается?
  2. Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»?
  3. Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?


Работайте в парах.

Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

Название опыта:

1а)



Наблюдение:

1б).






Наблюдение:

2. Название опыта


Наблюдение:

УЭ-4

Цель: объяснить результаты эксперимента.

Внимательно прочитайте  с. 203-204

Сделайте вывод по проделанной лабораторной работе:

  1. К каким классам соединений можно отнести глюкозу? Почему?
  2. Запишите уравнения реакций глюкозы со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ) при обычных условиях и при нагревании.
  3. Запишите уравнение реакции глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.



Запишите в тетрадях вывод и уравнения реакций.

УЭ-5

Цель: проверьте полученные знания о качественных реакциях глюкозы.

Выполните тест: (вариант І вопрос №1,3,5,7,9;

                              вариант ІІ вопрос №2,4,6,8,10)

1.(1 балл) Назовите продукт реакции «серебряного зеркала» для глюкозы:

а) глицерат меди (ІІ),

б) оксид меди (І),

в) глюконовая кислота.

2. (1 балл)  Назовите продукт взаимодействия глюкозы со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ) при нагревании.:

а) глицерат меди (ІІ),

б) оксид меди (І),

в) глюконовая кислота.

3. (1 балл)  При помощи какого реагента можно отличить глюкозу от глицерина:

а) аммиачного раствора оксида серебра,

б) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ).

4.  (1 балл)  При помощи какого реагента можно отличить глюкозу от уксусного альдегида:

а) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ),

б) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) аммиачного раствора оксида серебра.

5. (1 балл) Реактивы для проведения реакции «серебряного зеркала»

а) хлорид аммония и нитрат серебра,

б) гидроксид аммония и нитрат серебра,

г) оксид серебра и аммиак.

6. (1 балл) Реактивы для проведения качественной реакции на глюкозу как многоатомный спирт:

а) гидроксид натрия и гидроксид меди (ІІ),

б) сульфат меди (ІІ) и гидроксид натрия,

в) медный купорос и  сульфат меди (ІІ).

7.(1 балл) Глюкоза – это:

а) альдегид,

б) многоатомный спирт,

в) альдегидоспирт.

8. (1 балл) Глюкоза – это:

а) монофункциональное соединение,

б) амфотерное соединение,

в) полифункциональное соединение.

9.(1 балл) Группа атомов, которая отвечает за химические свойства вещества, называется:

а) химическая группа,

б) функциональная группа,

в) углеводородный радикал.

10.(1 балл)Вещества, состоящие из атомов углерода, водорода и кислорода, при чем соотношение между атомами Н и О такое же как в воде 2:1, называются:

а) углеводородами,

б) углеводами,

в) спиртами.



Работайте индивидуально

УЭ-6

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

5

4

3

менее 3

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §27



Предварительный просмотр:

Тема: Химические свойства белка

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть качественные реакции  на белок.

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний о белках.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие вещества называют белками?
  2. Какие реакции называются качественными?
  3. Что называется функциональной группой?
  4. Перечислите известные вам функциональные группы?
  5. Какие качественные реакции вам известны для определения непредельных углеводородов, спиртов одноатомных и многоатомных, альдегидов, кислот и щелочей?


Работайте в парах и с классом.

УЭ-2

Цель: ознакомиться с процессом денатурации белков.

  І. Внимательно прочитайте  с. 232.

 

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что называется денатурацией белка?
  2. Какие воздействия на белковую молекулу приводят к денатурации?


ІІІ. Проделайте лабораторный опыт№1

 «Денатурация белка»

В пробирке №1 налит раствор куриного яйца, нагрейте на пламени спиртовки до кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращения с нагревательными приборами). Отметьте помутнение раствора.

Охладите содержимое пробирки.

Разбавьте водой в 2 раза.

Ответьте на вопросы:

1. Почему раствор белка при нагревании мутнеет?

2. Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?




ІV. Проделайте лабораторный опыт №2

«Осаждение белка солями

тяжелых металлов».

В пробирке №2 и №3 налиты растворы куриного яйца,  добавьте медленно, при встряхивании, по каплям в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую — раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка.

Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении солями тяжелых металлов




Обсудите вопросы в парах и с классом




Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

1.

 

Наблюдение:

2.


Наблюдение:

УЭ-3

Цель: ознакомиться с качественными реакциями на белок.

  І. Внимательно прочитайте  с. 234.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

1.Какие качественные реакции на белки вы знаете?

2.С помощью каких реагентов они проводятся, и какими визуальными изменениями сопровождаются?

ІІІ. Проделайте лабораторный опыт №3

«Цветные реакции белков»

      А)  В пробирке №4 налит раствор белка, прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты (соблюдайте правила ТБ! обращения с кислотами). Нагрейте содержимое пробирки (соблюдайте правила ТБ! обращения с нагревательными приборами), при этом образуется желтый осадок. Охладите смесь и добавьте из пробирки №6 (с пробкой) аммиак.

       Б) Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

.В пробирку №5 налит раствора белка и добавьте 2—З мл раствора гидроксида натрия, затем 1—2 мл раствора медного купороса.











ІV. Ответьте на вопрос:

  1. Что наблюдаете?
  2. Как называется проделанная реакция?






Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

3.


.



Наблюдение:


Обсудите вопросы в парах и с классом

УЭ-4

Цель: проверьте полученные знания о качественных реакциях белка

Выполните тест: (вариант І вопрос №1,3,5,7,9;

                              вариант ІІ вопрос №2,4,6,8,10)

1. Денатурация белка под действием высокой температуры является процессом:

а) обратимьим, б) необратимым.

2. Для качественного обнаружения белка в природном объекте можно использовать реакцию:

а) «серебряного зеркала», б) биуретовую,

в) любую из перечисленных.

3. При денатурации белка не разрушается структура:

а) первичная, б) третичная,

в) четвертичная, г) все разрушаются.

4. Для проведения биуретовой реакции потребуется реактив:

а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.

5. К денатурации белка может привести:

а) добавление сильных электролитов,

б) нагревание, в) физическое воздействие,

г) все предыдущие ответы верны.

6. При горении белков ощущается запах:

а) тухлых яиц, в) аммиака,

б) жженого рога, г) горелой резины.

7. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:

а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.

8. Белками называются:

а) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков моносахаридов,

б) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот,

в) природные вещества, представляющие собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

г) природные полимеры, молекулы которых представляют собой последовательность нуклеотидов.

9. Денатурацией называется:

а) связывание белками молекул воды,

б) частичное или полное разрушение пространственной структуры белков при сохранении первичной,

в) расщепление полипептидной цепи под действием ферментов,

г) потеря белковой молекулой электрического заряда



Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

УЭ-5

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

5

4

3

менее 3

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §27

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Корнеева Валентина Николаевна. «Использование элементов блочно – модульной технологии при изучении органической химии» (Из опыта работы)

Несколько лет  искала способ, позволяющий увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, и окончательно убедилась в правильности выбора, используя элементы блочно- модульной технологии ...

Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."

Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...

Использование модульной технологии в процессе обучения химии

Урок химии в 8 классе "Массовая доля вещества в растворе " с использованием модульной технологии...

Разработки уроков по модульной технологии

Данный материал предназначен для проведения уроков по модульной технологии по теме "Механические колебания и волны"...


 

Комментарии

Грачева Елена Викторовна

Спасибо вам большое за ваши разрабтки