Разработка урока по химии с использованием модульной технологии «Свойства альдегидов»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Стёпина Надежда Анатольевна

 

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого ребята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степина Надежда Анатольевна, учитель МКОУ «Крутинская гимназия»

Модуль №2

Свойства альдегидов

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

2 мин.

Цель:

  1. научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;
  2.  научиться записывать уравнения химических реакций альдегидов и кетонов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественные реакции на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).

Внимательно прочтите цель урока.

Обсудите с классом

УЭ-1

3 мин.

Актуализация знаний

Цель: проверить готовность к изучению темы

Дайте определения:

1. Альдегиды

2. Кетоны

3. Карбонильная группа

4. Общая формула веществ данного класса

5. Реакция Кучерова

Работайте в паре.

Отвечайте на вопросы по очереди (т.е. каждый должен ответить на 3 вопроса). Оцените готовность друг друга к изучению нового материала по следующим критериям:

1 ответ – оценка «3»

2 ответа – оценка «4»

3 ответа – оценка «5»

Ваша оценка ________.

Запишите в тетрадь номер УЭ и поставьте оценку, которую вы получили

УЭ-2

5 мин.

Входной контроль

Цель: проверить усвоение основных понятий темы: строение, номенклатура альдегидов, их получение и физические свойства

Тест (приложение 2)

1.Запишите в тетрадь номер УЭ.

2.Выполните тест своего варианта.

3.После того как тест будет выполнен, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 4.Проверьте тест по ключу (возьмите учителя). (приложение 3)

5.Поставьте оценку.

0 ошибок – «5»;

1 ошибка – «4»;

2 ошибки – «3»;

3 ошибки и более – «2».

Ваша оценка______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь.

УЭ-3


20 мин

Цель: Используя материал учебника и лаботаторный эксперимент, изучить химические свойства альдегидов

Химические свойства альдегидов

Уравнение реакции, условия ее проведения

Применение реакции или продуктов реакции. примечание

I. Реакции окисления:

а) реакция этаналя со свежеполученным гидроксидом меди(II) при нагревании Л/опыт №8.2 (с. 177)

(Оформить опыт здесь)

________________

__________________

__________________

__________________

б) реакция «серебряного  

зеркала»

Л/опыт №8.1 (с. 177)

(Оформить опыт здесь)

___________________

Для изготовления зеркал, серебряннх украшений и елочных игрушек, а также как __________________

__________________

II Реакции восстановления:

Гидрирование (присоединение водорода) этаналя

___________________

Используется для синтеза новых органических соединений из альдегидов и кетонов

  1. Заполните таблицу № 1 используя текст учебника (базовый учебник) с. 82-83    начиная со слов (Химические  свойства альдегидов   обусловлены и т.д.).
  2. Во время заполнения таблицы вам нужно будет выполнить лабораторный опыт №8.1,  8.2. Свойства формальдегида.
  3. Внимание!!! Перед проведением опыта прочтите инструкцию по правилам техники безопасности. 
  4. Лабораторный опыт выполняем в паре, результаты вносим в таблицу№1 в строку «Реакции окисления» и подтверждаем уравнениями химических реакций и вашими наблюдениями.

 

Примечание. В учебнике представлены уравнения реакций в общем виде, вам необходимо вместо общих формул подставить конкретные вещества (а именно этаналь)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность заполнения таблицы по образцу представленному учителем.

Поставьте оценку

0 ошибок – «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

5 ошибок и более – «2».

Ваша оценка ______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь.

УЭ-4

5 мин

Цель: проверить усвоение знаний о химических свойствах альдегидов и их связи с другими гомологическими рядами.

Дана схема:

спирт→альдегид→карбоновая кислота

Подумайте как можно осуществить данную цепочку превращений?

Как от спиртов перейти к альдегидам?

Участвуйте в обсуждении.

Ответьте на вопросы учителя, задайте свои.

УЭ-5

5 мин

Домашнее задание

Цель: отработать полученные на уроке знания,

§11 упр. 6, 7* (по желанию)

  1. Составьте схему применения отдельных представителей альдегидов, используя учебник.
  2. Выполнить карточку №1 УЭ-5. (Приложение 4)

Запишите домашнее задание.

Прослушайте объяснения учителя.



Проставить баллы в оценочном листе

УЭ-6

5 мин

Рефлексия

 1 Прочитайте еще раз цель урока? 

2 Достигли ли вы заданной цели? 

3 Какую оценку вы получили за урок?

4. Является ли это максимальным результатом?

5. Помог ли вам химический эксперимент в изучении химических свойств альдегидов?

6 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей

Посчитайте с вою среднюю оценку за урок. (для этого сложите все оценки и разделите на их общее количество), и поставьте ее в тетрадь. Ответь на вопросы УЭ-6

Приложение 2

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Тест к УЭ-2

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Тест к УЭ-2

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Тест к УЭ-2

Вариант 1. 
1. Общая формула предельных альдегидов:
А) RCOH                      В) R
1COR2 

Б) RCOOН                   Г) R1COOR2               

2. Название вещества         О

                     СН3-СН(СН3)-С-Н

А) 2-метилпропаналь;       В) 3-метилпропаналь;

Б)  бутаналь;                       Г) пропаналь.

3. Межклассовыми изомерами являются:

А) альдегиды и кетоны;            В) кетоны и спирты;

Б) альдегиды и сложные эфиры;

Г) альдегиды и спирты.

4.  Агрегатное состояние формальдегида:

А) газ;                        В) твердое вещество.

Б) жидкость;

5. Уксусный альдегид (этаналь) можно получить окислением:

А) этилена;                      В) метанола;

Б)  этилового спирта;     Г) пропанола.

Вариант 2.
1. Общая формула кетонов:

А) RCOH                      В) R1COR2 

Б) RCOOН                   Г) R1COOR2                     

2. Название вещества        О

         СН3-СН2-СН(СН3)2-С-Н

А) 2-метилбутаналь;           В) гексаналь;

Б) 2,2-диметилбутаналь      Г) пентаналь.

3. Межклассовыми изомерами являются:
А) этаналь и пропанон – 2    

Б) пропанол – 1 и пропаналь
В) пропанон и пропаналь
Г) бутанол – 1 и бутаналь

4. Агрегатное состояние уксусного альдегида:

А) газ;       Б) жидкость;        В) твердое вещество.

5. Для получения уксусного альдегида по реакции Кучерова следует взять:
А) бутин – 1           Б) бутин – 2

В) пропин               Г) этин

Приложение 3

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Ответы к тесту УЭ-2

Ответы к тесту УЭ-2, М-2

«Свойства альдегидов»

Ответы к тесту УЭ-2, М-2

«Свойства альдегидов»


Вариант 1        

 1. А;   2. А;    3. А;    4.А;    5. Б.


Вариант 2        

1. В;   2. Б;    3. В;    4.Б;    5. Г.

Приложение 4

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Карточка №1 к УЭ-5

Карточка №1 к УЭ-5

Вариант 1

Карточка №1 к УЭ-5

Вариант 2

Составить уравнения:      (4 балла)

1)гидрирование метаналя              (1 б).

2)окисление этаналя                      (1 б)

3) окисление метаналя аммиачным раствором оксида серебра  (1 б)

4) окисление пропаналя гидроксидом меди (II)     (1б)

Составить уравнения:       (4 балла)

1)гидрирование пропаналя            (1б).

2)окисление метаналя                       (1б)

3) окисление пропаналя аммиачным раствором оксида серебра   (1б)

4) окисление метаналя гидроксидом меди (II) (1б)

Аннотация к разработке модульного урока по теме

«Свойства альдегидов»

Тема урока: «Свойства альдегидов»

Класс: 10 (базовый уровень)

Учебно-методический комплект: О.С. Габриелян Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень- М.: Дрофа, 2009

Цель урока: изучить химические свойства альдегидов

Задачи урока:

  1. научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать химические свойства;
  2. продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по международной номенклатуре,
  3. познакомиться с качественными реакциями на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого реябята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.

Мною был разработан блок «Альдегиды», который состоит из 3 модулей:

  1. Модуль 1. Альдегиды
  2. Модуль 2. Свойства альдегидов
  3. Модуль 3.Итоговый контроль

Тема

Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

Знание

Усвоить знания:
1) о составе, строении, изомерии альдегидов и кетонов; физических свойствах; химических свойствах предельных альдегидов и кетонов; способах получения; отдельных представителях – формальдегиде, уксусном альдегиде.

Понимание

1) различать структурные формулы альдегидов и кетонов;
2) описывать физические и химические свойства, способы получения альдегидов;
3) приводить примеры химических реакций, характерных для альдегидов;
4) описывать физические свойства и применение формальдегида и уксусного альдегида.

Применение

1) записывать структурные формулы и называть альдегиды и кетоны по М.Н., записывать формулы изомеров;

2) записывать химические реакции, иллюстрирующие химические свойства и способы применения альдегидов;

3) составлять и осуществлять генетическую цепочку, содержащую альдегиды

Анализ

1) устанавливать взаимосвязь между строением альдегида и его химическими свойствами

2) сравнивать и объяснять причины различий в химических свойствах

Синтез


Составлять опорные схемы, характеризующие альдегиды и кетоны. Составлять рассказ по опорной схеме.

Комплексная дидактическая цель

  1. продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, электронное строение карбонильной группы, получение.
  2.  продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
  3.  научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и прогнозировать их химические свойства;
  4.  научить записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), составлять и осуществлять генетическую цепочку.

Приложение 1

Модуль №1

Альдегиды

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

5 мин.

Комплексная дидактическая цель.

  1. - продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, строение карбонильной группы, получение.
  2. продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
  3.  научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и кетонов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;
  4.  научить записывать уравнения химических реакций альдегидов и кетонов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), записывать реакцию поликонденсации фенола с формальдегидом, составлять и осуществлять генетическую цепочку.

Внимательно прочтите комплексную дидактическую цель. Запишите тему урока в тетрадь «Альдегиды»

УЭ-1

3 мин.

Входной контроль

Цель: проверить готовность к изучению темы

Дайте определения:

1 Изомеры

2 Гомологи

3 Гидрирование

4Окисление

5 Реакция Кучерова

Работайте в паре.

Оцените готовность друг друга к изучению нового материала. Если вы ответили на все 5 вопросов, переходите к УЭ-2. Если есть

УЭ-2

10 мин.

Определение, строение, номенклатура альдегидов и кетонов

Цель: выучить определения, рассмотреть строение молекул, изомерию и номенклатуру альдегидов и кетонов.

1.Определение альдегидов, кетонов

2.Общая формула альдегидов и кетонов

3.Простейшие представители альдегидов и кетонов

4.Гомологический ряд альдегидов(первые 5 представителей)

5.Номенклатура ( т 5 стр167)

Карточка УЭ 2

Работайте с учебником Габриелян О.С. стр.  


Дайте определение

Составьте конспект

Обсудите в паре

Обсудите с учителем

УЭ-3


10 мин

Изомерия альдегидов

Цель: рассмотреть виды изомерии альдегидов;

Научиться составлять формулы изомеров

Задания: 

1 вариант. Составить изомеры гексаналя. Назвать их.

2 вариант. Составить изомеры пентаналя. Назвать их.

Внимательно прослушайте рассказ учителя, после чего приступайте к выполнению задания.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по ключу.

2 изомера – «3»

3 изомера – «4»

4 изомера и более – «5»

УЭ-4


5мин

Получение и применение альдегидов

Цель: Изучить способы получения и области применения альдегидов и кетонов  

I Получение альдегидов

1 Окислением спиртов


2 Реакцией Кучерова


II Получение кетонов

1 Нагреванием ацетата кальция

Работать с учебником Габриелян О.С. стр172-173

Составить конспект (выпишите химические уравнения по получению альдегидов)..

Обсудить в паре.

Комментировать учителю уравнения реакций


УЭ-5

5 мин

Физические свойства альдегидов

Цель: научиться давать характеристику физическим свойствам альдегидов

Задания: 

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид, растворимость в воде, запах, цвет выданного Вам формальдегида.
  2. Сделайте запись(схему) в тетради:

Как изменятся физические свойства альдегидов с увеличением относительной молекулярной массы в гомологическом ряду?

Закономерности изменения физических свойств альдегидов

Растет          ?                  ?                          ?




Mr             Tкип.      Растворимость       Агрегат. сост-е

Внимательно прочтите текст учебника    с.             (базовый учебник)

с. 178-179 (профильный учебник)

Физические свойства альдегидов  после чего приступайте к выполнению задания.

Составить  схему.

Обсудить в паре.

УЭ-6

5 мин

 Цель: проверить усвоение темы «Альдегиды и кетоны»

Тест «Карбонильные соединения»

Выполняем тест часть А, варианты 1.2.3.4.  вопросы 1,2,3,6 (Книга: О.С.Габриелян Контрольные и проверочные работы 10 класс, стр. 40,42,44,46)

УЭ-7

2 мин

Рефлексия

 1 Прочитайте еще раз цель урока? 

2 Достигли ли вы заданной цели? 

3 Какое количество баллов удалось набрать за урок.?

4 Является ли это максимальным результатом.?

5 Что помогло набрать максимальное количество баллов?

6 Что помешало набрать максимальное количество баллов?

7 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей

Домашнее задание

Цель: отработать полученные на уроке знания,

§11, повторить

  1. Составьте схему применения отдельных представителей альдегидов, используя учебник.

Выписать значение формальдегида и уксусного альдегида. Их влияние на организм человека

Ответьте на вопросы

Проставить баллы в оценочном листе













Запишите домашнее задание

МКОУ «Крутинская гимназия»

Разработка урока по химии

с использованием модульной технологии

«Свойства альдегидов»

Выполнила:

учитель химии МКОУ

«Крутинская гимназия»

Стёпина Надежда Анатольевна

2011

Разработка модульного урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ

  Методическая разработка нестандартного урока математики в 6 классе  с использованием ИКТ была представлена на IVФестивале «Использование ИТ в образовательной деятельности» за 2008...

Разработка урока математики с использованием ЭОР, 5 класс

План-конспект урока "Сравнение десятичных дробей", учебник Зубарева И.И, Мордкович А.Г....

Урок географии с использованием модульных технологий

Представленный урок "Климат Ставропольского края и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека" проводится с использованием модульных технологий,  ИКТ. Урок позволяет расширить...

Разработка урока по физике по модульной технологии в 8 классе " Работа и мощность"

Для сотавления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом. - Тщательно прорабатываю весь учебный  материали каждого урока в отдельности .Определяю место модульного урока в теме.Выделя...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".

Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...