Разработка урока по химии с использованием модульной технологии «Свойства альдегидов»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Стёпина Надежда Анатольевна

 

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого ребята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степина Надежда Анатольевна, учитель МКОУ «Крутинская гимназия»

Модуль №2

Свойства альдегидов

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

2 мин.

Цель:

  1. научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;
  2.  научиться записывать уравнения химических реакций альдегидов и кетонов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественные реакции на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).

Внимательно прочтите цель урока.

Обсудите с классом

УЭ-1

3 мин.

Актуализация знаний

Цель: проверить готовность к изучению темы

Дайте определения:

1. Альдегиды

2. Кетоны

3. Карбонильная группа

4. Общая формула веществ данного класса

5. Реакция Кучерова

Работайте в паре.

Отвечайте на вопросы по очереди (т.е. каждый должен ответить на 3 вопроса). Оцените готовность друг друга к изучению нового материала по следующим критериям:

1 ответ – оценка «3»

2 ответа – оценка «4»

3 ответа – оценка «5»

Ваша оценка ________.

Запишите в тетрадь номер УЭ и поставьте оценку, которую вы получили

УЭ-2

5 мин.

Входной контроль

Цель: проверить усвоение основных понятий темы: строение, номенклатура альдегидов, их получение и физические свойства

Тест (приложение 2)

1.Запишите в тетрадь номер УЭ.

2.Выполните тест своего варианта.

3.После того как тест будет выполнен, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 4.Проверьте тест по ключу (возьмите учителя). (приложение 3)

5.Поставьте оценку.

0 ошибок – «5»;

1 ошибка – «4»;

2 ошибки – «3»;

3 ошибки и более – «2».

Ваша оценка______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь.

УЭ-3


20 мин

Цель: Используя материал учебника и лаботаторный эксперимент, изучить химические свойства альдегидов

Химические свойства альдегидов

Уравнение реакции, условия ее проведения

Применение реакции или продуктов реакции. примечание

I. Реакции окисления:

а) реакция этаналя со свежеполученным гидроксидом меди(II) при нагревании Л/опыт №8.2 (с. 177)

(Оформить опыт здесь)

________________

__________________

__________________

__________________

б) реакция «серебряного  

зеркала»

Л/опыт №8.1 (с. 177)

(Оформить опыт здесь)

___________________

Для изготовления зеркал, серебряннх украшений и елочных игрушек, а также как __________________

__________________

II Реакции восстановления:

Гидрирование (присоединение водорода) этаналя

___________________

Используется для синтеза новых органических соединений из альдегидов и кетонов

  1. Заполните таблицу № 1 используя текст учебника (базовый учебник) с. 82-83    начиная со слов (Химические  свойства альдегидов   обусловлены и т.д.).
  2. Во время заполнения таблицы вам нужно будет выполнить лабораторный опыт №8.1,  8.2. Свойства формальдегида.
  3. Внимание!!! Перед проведением опыта прочтите инструкцию по правилам техники безопасности. 
  4. Лабораторный опыт выполняем в паре, результаты вносим в таблицу№1 в строку «Реакции окисления» и подтверждаем уравнениями химических реакций и вашими наблюдениями.

 

Примечание. В учебнике представлены уравнения реакций в общем виде, вам необходимо вместо общих формул подставить конкретные вещества (а именно этаналь)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность заполнения таблицы по образцу представленному учителем.

Поставьте оценку

0 ошибок – «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

5 ошибок и более – «2».

Ваша оценка ______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь.

УЭ-4

5 мин

Цель: проверить усвоение знаний о химических свойствах альдегидов и их связи с другими гомологическими рядами.

Дана схема:

спирт→альдегид→карбоновая кислота

Подумайте как можно осуществить данную цепочку превращений?

Как от спиртов перейти к альдегидам?

Участвуйте в обсуждении.

Ответьте на вопросы учителя, задайте свои.

УЭ-5

5 мин

Домашнее задание

Цель: отработать полученные на уроке знания,

§11 упр. 6, 7* (по желанию)

  1. Составьте схему применения отдельных представителей альдегидов, используя учебник.
  2. Выполнить карточку №1 УЭ-5. (Приложение 4)

Запишите домашнее задание.

Прослушайте объяснения учителя.



Проставить баллы в оценочном листе

УЭ-6

5 мин

Рефлексия

 1 Прочитайте еще раз цель урока? 

2 Достигли ли вы заданной цели? 

3 Какую оценку вы получили за урок?

4. Является ли это максимальным результатом?

5. Помог ли вам химический эксперимент в изучении химических свойств альдегидов?

6 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей

Посчитайте с вою среднюю оценку за урок. (для этого сложите все оценки и разделите на их общее количество), и поставьте ее в тетрадь. Ответь на вопросы УЭ-6

Приложение 2

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Тест к УЭ-2

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Тест к УЭ-2

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Тест к УЭ-2

Вариант 1. 
1. Общая формула предельных альдегидов:
А) RCOH                      В) R
1COR2 

Б) RCOOН                   Г) R1COOR2               

2. Название вещества         О

                     СН3-СН(СН3)-С-Н

А) 2-метилпропаналь;       В) 3-метилпропаналь;

Б)  бутаналь;                       Г) пропаналь.

3. Межклассовыми изомерами являются:

А) альдегиды и кетоны;            В) кетоны и спирты;

Б) альдегиды и сложные эфиры;

Г) альдегиды и спирты.

4.  Агрегатное состояние формальдегида:

А) газ;                        В) твердое вещество.

Б) жидкость;

5. Уксусный альдегид (этаналь) можно получить окислением:

А) этилена;                      В) метанола;

Б)  этилового спирта;     Г) пропанола.

Вариант 2.
1. Общая формула кетонов:

А) RCOH                      В) R1COR2 

Б) RCOOН                   Г) R1COOR2                     

2. Название вещества        О

         СН3-СН2-СН(СН3)2-С-Н

А) 2-метилбутаналь;           В) гексаналь;

Б) 2,2-диметилбутаналь      Г) пентаналь.

3. Межклассовыми изомерами являются:
А) этаналь и пропанон – 2    

Б) пропанол – 1 и пропаналь
В) пропанон и пропаналь
Г) бутанол – 1 и бутаналь

4. Агрегатное состояние уксусного альдегида:

А) газ;       Б) жидкость;        В) твердое вещество.

5. Для получения уксусного альдегида по реакции Кучерова следует взять:
А) бутин – 1           Б) бутин – 2

В) пропин               Г) этин

Приложение 3

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Ответы к тесту УЭ-2

Ответы к тесту УЭ-2, М-2

«Свойства альдегидов»

Ответы к тесту УЭ-2, М-2

«Свойства альдегидов»


Вариант 1        

 1. А;   2. А;    3. А;    4.А;    5. Б.


Вариант 2        

1. В;   2. Б;    3. В;    4.Б;    5. Г.

Приложение 4

Модуль 2. «Свойства альдегидов»

Карточка №1 к УЭ-5

Карточка №1 к УЭ-5

Вариант 1

Карточка №1 к УЭ-5

Вариант 2

Составить уравнения:      (4 балла)

1)гидрирование метаналя              (1 б).

2)окисление этаналя                      (1 б)

3) окисление метаналя аммиачным раствором оксида серебра  (1 б)

4) окисление пропаналя гидроксидом меди (II)     (1б)

Составить уравнения:       (4 балла)

1)гидрирование пропаналя            (1б).

2)окисление метаналя                       (1б)

3) окисление пропаналя аммиачным раствором оксида серебра   (1б)

4) окисление метаналя гидроксидом меди (II) (1б)

Аннотация к разработке модульного урока по теме

«Свойства альдегидов»

Тема урока: «Свойства альдегидов»

Класс: 10 (базовый уровень)

Учебно-методический комплект: О.С. Габриелян Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень- М.: Дрофа, 2009

Цель урока: изучить химические свойства альдегидов

Задачи урока:

  1. научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать химические свойства;
  2. продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по международной номенклатуре,
  3. познакомиться с качественными реакциями на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого реябята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.

Мною был разработан блок «Альдегиды», который состоит из 3 модулей:

  1. Модуль 1. Альдегиды
  2. Модуль 2. Свойства альдегидов
  3. Модуль 3.Итоговый контроль

Тема

Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

Знание

Усвоить знания:
1) о составе, строении, изомерии альдегидов и кетонов; физических свойствах; химических свойствах предельных альдегидов и кетонов; способах получения; отдельных представителях – формальдегиде, уксусном альдегиде.

Понимание

1) различать структурные формулы альдегидов и кетонов;
2) описывать физические и химические свойства, способы получения альдегидов;
3) приводить примеры химических реакций, характерных для альдегидов;
4) описывать физические свойства и применение формальдегида и уксусного альдегида.

Применение

1) записывать структурные формулы и называть альдегиды и кетоны по М.Н., записывать формулы изомеров;

2) записывать химические реакции, иллюстрирующие химические свойства и способы применения альдегидов;

3) составлять и осуществлять генетическую цепочку, содержащую альдегиды

Анализ

1) устанавливать взаимосвязь между строением альдегида и его химическими свойствами

2) сравнивать и объяснять причины различий в химических свойствах

Синтез


Составлять опорные схемы, характеризующие альдегиды и кетоны. Составлять рассказ по опорной схеме.

Комплексная дидактическая цель

  1. продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, электронное строение карбонильной группы, получение.
  2.  продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
  3.  научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и прогнозировать их химические свойства;
  4.  научить записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), составлять и осуществлять генетическую цепочку.

Приложение 1

Модуль №1

Альдегиды

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

5 мин.

Комплексная дидактическая цель.

  1. - продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, строение карбонильной группы, получение.
  2. продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
  3.  научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и кетонов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;
  4.  научить записывать уравнения химических реакций альдегидов и кетонов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), записывать реакцию поликонденсации фенола с формальдегидом, составлять и осуществлять генетическую цепочку.

Внимательно прочтите комплексную дидактическую цель. Запишите тему урока в тетрадь «Альдегиды»

УЭ-1

3 мин.

Входной контроль

Цель: проверить готовность к изучению темы

Дайте определения:

1 Изомеры

2 Гомологи

3 Гидрирование

4Окисление

5 Реакция Кучерова

Работайте в паре.

Оцените готовность друг друга к изучению нового материала. Если вы ответили на все 5 вопросов, переходите к УЭ-2. Если есть

УЭ-2

10 мин.

Определение, строение, номенклатура альдегидов и кетонов

Цель: выучить определения, рассмотреть строение молекул, изомерию и номенклатуру альдегидов и кетонов.

1.Определение альдегидов, кетонов

2.Общая формула альдегидов и кетонов

3.Простейшие представители альдегидов и кетонов

4.Гомологический ряд альдегидов(первые 5 представителей)

5.Номенклатура ( т 5 стр167)

Карточка УЭ 2

Работайте с учебником Габриелян О.С. стр.  


Дайте определение

Составьте конспект

Обсудите в паре

Обсудите с учителем

УЭ-3


10 мин

Изомерия альдегидов

Цель: рассмотреть виды изомерии альдегидов;

Научиться составлять формулы изомеров

Задания: 

1 вариант. Составить изомеры гексаналя. Назвать их.

2 вариант. Составить изомеры пентаналя. Назвать их.

Внимательно прослушайте рассказ учителя, после чего приступайте к выполнению задания.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по ключу.

2 изомера – «3»

3 изомера – «4»

4 изомера и более – «5»

УЭ-4


5мин

Получение и применение альдегидов

Цель: Изучить способы получения и области применения альдегидов и кетонов  

I Получение альдегидов

1 Окислением спиртов


2 Реакцией Кучерова


II Получение кетонов

1 Нагреванием ацетата кальция

Работать с учебником Габриелян О.С. стр172-173

Составить конспект (выпишите химические уравнения по получению альдегидов)..

Обсудить в паре.

Комментировать учителю уравнения реакций


УЭ-5

5 мин

Физические свойства альдегидов

Цель: научиться давать характеристику физическим свойствам альдегидов

Задания: 

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид, растворимость в воде, запах, цвет выданного Вам формальдегида.
  2. Сделайте запись(схему) в тетради:

Как изменятся физические свойства альдегидов с увеличением относительной молекулярной массы в гомологическом ряду?

Закономерности изменения физических свойств альдегидов

Растет          ?                  ?                          ?




Mr             Tкип.      Растворимость       Агрегат. сост-е

Внимательно прочтите текст учебника    с.             (базовый учебник)

с. 178-179 (профильный учебник)

Физические свойства альдегидов  после чего приступайте к выполнению задания.

Составить  схему.

Обсудить в паре.

УЭ-6

5 мин

 Цель: проверить усвоение темы «Альдегиды и кетоны»

Тест «Карбонильные соединения»

Выполняем тест часть А, варианты 1.2.3.4.  вопросы 1,2,3,6 (Книга: О.С.Габриелян Контрольные и проверочные работы 10 класс, стр. 40,42,44,46)

УЭ-7

2 мин

Рефлексия

 1 Прочитайте еще раз цель урока? 

2 Достигли ли вы заданной цели? 

3 Какое количество баллов удалось набрать за урок.?

4 Является ли это максимальным результатом.?

5 Что помогло набрать максимальное количество баллов?

6 Что помешало набрать максимальное количество баллов?

7 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей

Домашнее задание

Цель: отработать полученные на уроке знания,

§11, повторить

  1. Составьте схему применения отдельных представителей альдегидов, используя учебник.

Выписать значение формальдегида и уксусного альдегида. Их влияние на организм человека

Ответьте на вопросы

Проставить баллы в оценочном листе













Запишите домашнее задание

МКОУ «Крутинская гимназия»

Разработка урока по химии

с использованием модульной технологии

«Свойства альдегидов»

Выполнила:

учитель химии МКОУ

«Крутинская гимназия»

Стёпина Надежда Анатольевна

2011

Разработка модульного урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ

  Методическая разработка нестандартного урока математики в 6 классе  с использованием ИКТ была представлена на IVФестивале «Использование ИТ в образовательной деятельности» за 2008...

Урок географии с использованием модульных технологий

Представленный урок "Климат Ставропольского края и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека" проводится с использованием модульных технологий,  ИКТ. Урок позволяет расширить...

Разработка урока по физике по модульной технологии в 8 классе " Работа и мощность"

Для сотавления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом. - Тщательно прорабатываю весь учебный  материали каждого урока в отдельности .Определяю место модульного урока в теме.Выделя...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".

Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...

Методическая разработка урока на тему "Использование метода игровой технологии на уроке английского языка"

АннотацияВ статье рассматривается использование игровых технологий как эффективного инструмента для повышения успеваемости учащихся на уроках английского языка в среднем образовании. Нами проанализиро...