Разработка урока по химии с использованием модульной технологии «Свойства альдегидов»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого ребята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: Свойства альдегидов | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Степина Надежда Анатольевна, учитель МКОУ «Крутинская гимназия»
Модуль №2
Свойства альдегидов
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ-0 2 мин. | Цель:
| Внимательно прочтите цель урока. Обсудите с классом |
УЭ-1 3 мин. | Актуализация знаний Цель: проверить готовность к изучению темы Дайте определения: 1. Альдегиды 2. Кетоны 3. Карбонильная группа 4. Общая формула веществ данного класса 5. Реакция Кучерова | Работайте в паре. Отвечайте на вопросы по очереди (т.е. каждый должен ответить на 3 вопроса). Оцените готовность друг друга к изучению нового материала по следующим критериям: 1 ответ – оценка «3» 2 ответа – оценка «4» 3 ответа – оценка «5» Ваша оценка ________. Запишите в тетрадь номер УЭ и поставьте оценку, которую вы получили |
УЭ-2 5 мин. | Входной контроль Цель: проверить усвоение основных понятий темы: строение, номенклатура альдегидов, их получение и физические свойства Тест (приложение 2) | 1.Запишите в тетрадь номер УЭ. 2.Выполните тест своего варианта. 3.После того как тест будет выполнен, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 4.Проверьте тест по ключу (возьмите учителя). (приложение 3) 5.Поставьте оценку. 0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 ошибки и более – «2». Ваша оценка______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь. |
УЭ-4 5 мин | Цель: проверить усвоение знаний о химических свойствах альдегидов и их связи с другими гомологическими рядами. Дана схема: спирт→альдегид→карбоновая кислота Подумайте как можно осуществить данную цепочку превращений? Как от спиртов перейти к альдегидам? | Участвуйте в обсуждении. Ответьте на вопросы учителя, задайте свои. |
УЭ-5 5 мин | Домашнее задание Цель: отработать полученные на уроке знания, §11 упр. 6, 7* (по желанию)
| Запишите домашнее задание. Прослушайте объяснения учителя. Проставить баллы в оценочном листе |
УЭ-6 5 мин | Рефлексия 1 Прочитайте еще раз цель урока? 2 Достигли ли вы заданной цели? 3 Какую оценку вы получили за урок? 4. Является ли это максимальным результатом? 5. Помог ли вам химический эксперимент в изучении химических свойств альдегидов? 6 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей | Посчитайте с вою среднюю оценку за урок. (для этого сложите все оценки и разделите на их общее количество), и поставьте ее в тетрадь. Ответь на вопросы УЭ-6 |
Приложение 2
Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Тест к УЭ-2
Модуль 2. «Свойства альдегидов» Тест к УЭ-2 | Модуль 2. «Свойства альдегидов» Тест к УЭ-2 |
Вариант 1. Б) RCOOН Г) R1COOR2 2. Название вещества О СН3-СН(СН3)-С-Н А) 2-метилпропаналь; В) 3-метилпропаналь; Б) бутаналь; Г) пропаналь. 3. Межклассовыми изомерами являются: А) альдегиды и кетоны; В) кетоны и спирты; Б) альдегиды и сложные эфиры; Г) альдегиды и спирты. 4. Агрегатное состояние формальдегида: А) газ; В) твердое вещество. Б) жидкость; 5. Уксусный альдегид (этаналь) можно получить окислением: А) этилена; В) метанола; Б) этилового спирта; Г) пропанола. | Вариант 2. А) RCOH В) R1COR2 Б) RCOOН Г) R1COOR2 2. Название вещества О СН3-СН2-СН(СН3)2-С-Н А) 2-метилбутаналь; В) гексаналь; Б) 2,2-диметилбутаналь Г) пентаналь. 3. Межклассовыми изомерами являются: Б) пропанол – 1 и пропаналь 4. Агрегатное состояние уксусного альдегида: А) газ; Б) жидкость; В) твердое вещество. 5. Для получения уксусного альдегида по реакции Кучерова следует взять: В) пропин Г) этин |
Приложение 3
Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Ответы к тесту УЭ-2
Ответы к тесту УЭ-2, М-2 «Свойства альдегидов» | Ответы к тесту УЭ-2, М-2 «Свойства альдегидов» |
Вариант 1 1. А; 2. А; 3. А; 4.А; 5. Б. | Вариант 2 1. В; 2. Б; 3. В; 4.Б; 5. Г. |
Приложение 4
Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Карточка №1 к УЭ-5
Карточка №1 к УЭ-5 Вариант 1 | Карточка №1 к УЭ-5 Вариант 2 |
Составить уравнения: (4 балла) 1)гидрирование метаналя (1 б). 2)окисление этаналя (1 б) 3) окисление метаналя аммиачным раствором оксида серебра (1 б) 4) окисление пропаналя гидроксидом меди (II) (1б) | Составить уравнения: (4 балла) 1)гидрирование пропаналя (1б). 2)окисление метаналя (1б) 3) окисление пропаналя аммиачным раствором оксида серебра (1б) 4) окисление метаналя гидроксидом меди (II) (1б) |
Аннотация к разработке модульного урока по теме
«Свойства альдегидов»
Тема урока: «Свойства альдегидов»
Класс: 10 (базовый уровень)
Учебно-методический комплект: О.С. Габриелян Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень- М.: Дрофа, 2009
Цель урока: изучить химические свойства альдегидов
Задачи урока:
- научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать химические свойства;
- продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по международной номенклатуре,
- познакомиться с качественными реакциями на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).
Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого реябята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.
Мною был разработан блок «Альдегиды», который состоит из 3 модулей:
- Модуль 1. Альдегиды
- Модуль 2. Свойства альдегидов
- Модуль 3.Итоговый контроль
Тема | Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе |
Знание | Усвоить знания: |
Понимание | 1) различать структурные формулы альдегидов и кетонов; |
Применение | 1) записывать структурные формулы и называть альдегиды и кетоны по М.Н., записывать формулы изомеров; 2) записывать химические реакции, иллюстрирующие химические свойства и способы применения альдегидов; 3) составлять и осуществлять генетическую цепочку, содержащую альдегиды |
Анализ | 1) устанавливать взаимосвязь между строением альдегида и его химическими свойствами 2) сравнивать и объяснять причины различий в химических свойствах |
Синтез | Составлять опорные схемы, характеризующие альдегиды и кетоны. Составлять рассказ по опорной схеме. |
Комплексная дидактическая цель
- продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, электронное строение карбонильной группы, получение.
- продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
- научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и прогнозировать их химические свойства;
- научить записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), составлять и осуществлять генетическую цепочку.
Приложение 1
Модуль №1
Альдегиды
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ-0 5 мин. | Комплексная дидактическая цель.
| Внимательно прочтите комплексную дидактическую цель. Запишите тему урока в тетрадь «Альдегиды» |
УЭ-1 3 мин. | Входной контроль Цель: проверить готовность к изучению темы Дайте определения: 1 Изомеры 2 Гомологи 3 Гидрирование 4Окисление 5 Реакция Кучерова | Работайте в паре. Оцените готовность друг друга к изучению нового материала. Если вы ответили на все 5 вопросов, переходите к УЭ-2. Если есть |
УЭ-2 10 мин. | Определение, строение, номенклатура альдегидов и кетонов Цель: выучить определения, рассмотреть строение молекул, изомерию и номенклатуру альдегидов и кетонов. 1.Определение альдегидов, кетонов 2.Общая формула альдегидов и кетонов 3.Простейшие представители альдегидов и кетонов 4.Гомологический ряд альдегидов(первые 5 представителей) 5.Номенклатура ( т 5 стр167) Карточка УЭ 2 | Работайте с учебником Габриелян О.С. стр. Дайте определение Составьте конспект Обсудите в паре Обсудите с учителем |
УЭ-3 10 мин | Изомерия альдегидов Цель: рассмотреть виды изомерии альдегидов; Научиться составлять формулы изомеров Задания: 1 вариант. Составить изомеры гексаналя. Назвать их. 2 вариант. Составить изомеры пентаналя. Назвать их. | Внимательно прослушайте рассказ учителя, после чего приступайте к выполнению задания. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по ключу. 2 изомера – «3» 3 изомера – «4» 4 изомера и более – «5» |
УЭ-4 5мин | Получение и применение альдегидов Цель: Изучить способы получения и области применения альдегидов и кетонов I Получение альдегидов 1 Окислением спиртов 2 Реакцией Кучерова II Получение кетонов 1 Нагреванием ацетата кальция | Работать с учебником Габриелян О.С. стр172-173 Составить конспект (выпишите химические уравнения по получению альдегидов).. Обсудить в паре. Комментировать учителю уравнения реакций |
УЭ-5 5 мин | Физические свойства альдегидов Цель: научиться давать характеристику физическим свойствам альдегидов Задания:
Как изменятся физические свойства альдегидов с увеличением относительной молекулярной массы в гомологическом ряду?
| Внимательно прочтите текст учебника с. (базовый учебник) с. 178-179 (профильный учебник) Физические свойства альдегидов после чего приступайте к выполнению задания. Составить схему. Обсудить в паре. |
УЭ-6 5 мин | Цель: проверить усвоение темы «Альдегиды и кетоны» Тест «Карбонильные соединения» | Выполняем тест часть А, варианты 1.2.3.4. вопросы 1,2,3,6 (Книга: О.С.Габриелян Контрольные и проверочные работы 10 класс, стр. 40,42,44,46) |
УЭ-7 2 мин | Рефлексия 1 Прочитайте еще раз цель урока? 2 Достигли ли вы заданной цели? 3 Какое количество баллов удалось набрать за урок.? 4 Является ли это максимальным результатом.? 5 Что помогло набрать максимальное количество баллов? 6 Что помешало набрать максимальное количество баллов? 7 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей Домашнее задание Цель: отработать полученные на уроке знания, §11, повторить
Выписать значение формальдегида и уксусного альдегида. Их влияние на организм человека | Ответьте на вопросы Проставить баллы в оценочном листе Запишите домашнее задание |
МКОУ «Крутинская гимназия»
Разработка урока по химии
с использованием модульной технологии
«Свойства альдегидов»
Выполнила:
учитель химии МКОУ
«Крутинская гимназия»
Стёпина Надежда Анатольевна
2011
Разработка модульного урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ
Методическая разработка нестандартного урока математики в 6 классе с использованием ИКТ была представлена на IVФестивале «Использование ИТ в образовательной деятельности» за 2008...
Разработка урока математики с использованием ЭОР, 5 класс
План-конспект урока "Сравнение десятичных дробей", учебник Зубарева И.И, Мордкович А.Г....
Урок географии с использованием модульных технологий
Представленный урок "Климат Ставропольского края и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека" проводится с использованием модульных технологий, ИКТ. Урок позволяет расширить...
Разработка урока по физике по модульной технологии в 8 классе " Работа и мощность"
Для сотавления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом. - Тщательно прорабатываю весь учебный материали каждого урока в отдельности .Определяю место модульного урока в теме.Выделя...
«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"
Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...
презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".
Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....
Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...