Элективный курс по химии Химия и здоровое питание
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Епифанова Тамара Васильевна

             Элективный курс «Химия и здоровое питание» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_himiya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Калуга»









Химия

«Химия и здоровое питание»

9 класс




                                                                                                                                                                                                  Епифанова Тамара Васильевна

Учитель химии  I категории

МОУ «СОШ с. Калуга»

Фёдоровский район

Саратовская область




                   














2009 год




      В разработке элективного курса использовался материал  научно – методического журнала «Химия» и методического пособия

 «Электив 9:Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. Книга 2». Авторы – составители: Дендебр С. В., Ключникова О. В. и др.

                                       Пояснительная записка

             Элективный курс «Химия и здоровое питание» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

    Среди учащихся, интересующихся химией, можно выделить две группы: целенаправленно готовящих себя к выбору профессии исследователя и ориентирующихся на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности человека. Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии. В курс включено знакомство с профессиями повара, химика – технолога и лаборанта, что позволяет осуществлять профориентационную работу по предмету.  Содержание курса базируется на знаниях по биологии за курс основной школы.

      Целями и задачами данного курса формирование и развитие у  учащихся:

  1. познавательного интереса к изучению химии;
  2. расширение знаний  по предмету;
  3. мышления, речи посредством выполнения творческих заданий и проектов;
  4. умения осознанно и правильно относится к своему здоровью;
  5. овладения техникой проведения химического эксперимента, соблюдением правил безопасной работы, как в кабинете химии, так и в повседневной жизни;

     Представленный элективный курс является предметно – ориентированным, продолжительность курса  - 11 ч. на 1 четверть. Рекомендуется проводить во втором полугодии.

     Элективный курс, включает в себя основы органической химии и содержит вопросы, раскрывающие содержание этого предмета.

Предусматриваются выполнение лабораторных опытов, практических работ, самостоятельных работ учащихся, разработка и защита творческих проектов.

Учебно – тематический план

№ занятия


      Название

         темы

Кол-во часов


 Форма

Проведения

занятий

   

Образова –

тельный

продукт

Всего

теория

практика

1

Общая характеристика продуктов питания

1

1

Лекция (мультимедийная презентация), беседа

Опорный конспект

2

Химический аспект рационального питания

2

1

1

Лекция, лабораторный опыт, практическая работа

Конспект, заполнение таблицы по выполнению лабораторного опыта, отчёт о практической работе

3

Кирпичики жизни

2

1

1

Лекция, практическая работа

Конспект, отчёт о практической работе

4

Минеральные вещества

2

1

1

Лекция, лабораторный опыт, демонстрации, практическая работа

Тезисы, заполнение таблицы по выполнению лабораторного опыта, отчёт о практической работе

5

Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами

1

1

Практическая работа

Отчёт о практической работе

6

Вкусовые качества продуктов питания

2

1

1

Лекция, беседа, практическая работа

Опорный конспект, сообщения, отчёт о практической работе

7

Итоговое занятие

1

1

Зачёт -викторина, защита творческих проектов

Стенгазета, плакаты, защита творческих проектов, праздничный стол с блюдами для дегустации

итого

11

6

5

                                    Содержание курса

Занятие 1. Общая характеристика продуктов питания.

    Классификация продуктов питания.  Натуральные и искусственные продукты. Диетические продукты. Химический состав и энергетическая ценность продуктов. Правила рационального питания.

Занятие 2. Химический аспект рационального питания.

    Органические вещества, их роль в организме человека. Белки как важнейшие питательные вещества. Липиды простые (жиры, масла) и сложные. Углеводы, их роль в питании. Химизм процесса варки пищи.

  Лабораторные опыты. Качественные реакции на крахмал, сахарозу. Цветные реакции белков.

Практическая работа.  «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах».

Занятие 3. Кирпичики жизни.

Витамины, их  многообразие и роль в организме человека. Ферменты.

Практическая работа. «Качественные реакции на витамины».

Занятие 4. Минеральные вещества.

Роль минеральных веществ в организме человека. Причины недостатка и избытка минеральных веществ в продуктах питания. Нитраты и нитриты в растениях, их влияние на здоровье человека.

Лабораторный опыт. Качественные  реакции на нитраты и нитриты.

Демонстрации. Коллекция «Минеральные удобрения»,  видеофрагмент «Минеральные удобрения».

Практическая работа. «Анализ продуктов питания на содержание нитратов и нитритов».

Занятие 5.  Практическая работа на тему «Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами».

Занятие 6. Вкусовые качества продуктов питания.

Химическая структура веществ и вкус. Вкусовые продукты: пряности, их виды. Чай. Кофе. Пищевые приправы и пищевые кислоты. Пищевые добавки, их влияние на качество продуктов и здоровье человека.

Практическая работа  «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»

Занятие 7. Итоговое занятие.

Итоговый контроль знаний (зачёт – викторина), защита творческих проектов.

                       Темы проектных работ

  1. Оценка состояния здоровья групп учащихся, посещающих данный элективный  курс. Разработка по его улучшению.
  2. Подготовка материалов  (плакатов, листовок, презентаций) о правильном питании, о факторах,  разрушающих здоровье.
  3. Сравнение содержания витамина С в свежем и консервированном соке. Изменение содержания витамина С в соке при нагревании.
  4. Пища долгожителей.
  5. Как продукты старят органы.
  6. Свободная тема.

       

Литература для учителя

  1. Гудман М. Ф., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии. – М.:Мир, 1977.
  2. Иванов В. Т., Шамин А. Н. путь к синтезу белка. – Л.: Химия, 1982.
  3. Несмеянов А. Н.,Беликов В. М. Пища будущего. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Похлебкин В. В. Все о пряностях. – М.: Пищевая промышленность, 1975.
  5. Сотник В. Ф. Кладовая здоровья. – М.: Лесная промышленность, 1985.
  6. Строев Е. А. Биологическая химия. – М.: Высшая школа,1986.
  7. Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. – М.: Просвещение, 1975.
  8. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
  9. Дружинина А. Здоровое питание. – М.: АСТ -  Пресс книга, 2004.
  10. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. –М.: Высшая школа, 1991.
  11. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. – М.: РЭТ, 2001.
  12. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293 -03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок»

   

                Литература  для учащихся

  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002
  2. Конарёв Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. –М.: Пищевая промышленность,1982.
  3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. Володин В. А. – М.: Аванта+, 2000.
  4. Колтун М. Мир химии. – М.: Детская литература, 1988.
  5. Большая школьная энциклопедия. 6 -11 кл.  – М.: ОЛМА  - ПРЕСС, 2000.
  6. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293 -03

«Гигиенические требования по применению пищевых добавок»

                                          Приложение 1.

Практическая работа «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах»

Опыт 1. Обнаружение крахмала.

На свежий срез картофеля капнуть немного спиртового раствора йода. Отметить синее окрашивание. Аналогичную реакцию провести с рисом, хлебными изделиями.

 Опыт 2. Определение белка.

Ксантопротеиновая реакция. В пробирку налить 2 – 3 мл раствора яичного белка и прилить несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагреть содержимое пробирки. Образуется жёлтый осадок.

Биуретовая  реакция. Приготовить несколько растворов, которые содержат белок, это могут быть мясной  или рыбный бульон, отвар каких либо овощей, грибов (можно взять раствор яичного белка). Растворы налить в пробирки 2 -3 мл, затем прибавить2 -2 мл раствора гидроксида натрия и добавить 1 - 2 мл медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание. Для контроля можно поставить опыт с минеральной водой или лимонадом.

        

        Приложение 2.

Практическая работа   « Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами»

Задание: При помощи тестов определите, достаточно ли ваш организм обеспечен минеральными веществами и витаминами.

    Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм  в достаточной степени обеспечен этими веществами.

             

Тест на обеспечение магнием

        Вопрос

Да

Нет

Часто ли у вас бывают судороги ( в частности, ночные судороги икроножных мышц)?

Страдаете ли болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?

Часто ли у вас случается защемление нервов, например, в области спины?

Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?

Часто ли вам угрожают стрессовые ситуации?

Регулярно ли вы употребляете алкогольные напитки?

Регулярно ли вы  применяете мочегонные средства?

Много ли вы занимаетесь спортом?

Предпочитаете ли вы белый хлеб и изделия из белой муки?

Вы редко употребляете в пищу салат и зелёные овощи?

Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку?

При покупке минеральной воды обращаете ли вы внимание на содержание в ней магния?

Тест на обеспечение калием

                                  Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы мышечной слабостью?

Повышенно ли у вас давление?

Склонны ли вы к отекам?

Страдаете ли вы от пассивной деятельности кишечника?

Принимаете ли вы регулярно мочегонные препараты?

Вы активно занимаетесь спортом?

Вы мало едите свежих фруктов?

Салат  или овощи редко попадают на ваш стол?

Вы мало едите картофеля?

Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку?

Вы редко употребляете овощные и фруктовые соки?

Вы редко едите сухофрукты?

Тест на обеспеченность кальцием

        Вопрос

Да

 Нет

Страдаете ли вы остеохондрозом?

Бывает ли у вас аллергия, например, на солнце?

Принимаете ли вы регулярно препараты с кортизоном?

Часто ли у вас бывают судороги?

Вы ежедневно выпиваете меньше 1 стакана молока?

Вы мало употребляете молочных продуктов, таких как йогурт или сыр?

Пьете ли вы ежедневно напитки типа «Кола»?

Вы мало употребляете зеленых овощей?

Вы много едите мяса и колбасы?

Тест на обеспеченность витамином  А и бета - каротином

        Вопрос

Да

 Нет

Страдаете ли вы «куриной слепотой»

Много ли вы работаете с экраном компьютера?

Ваша кожа сухая и шелушащаяся?

Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?

Вы редко едите темно - зелёные овощи, такие как листовой салат, зелёная капуста или шпинат?

Вы много курите?

В ваше меню редко попадает сладкий перец, морковь и помидоры?

Тест на обеспеченность витаминами группы B

        

        Вопрос

Да

 Нет

Часто ли чувствуете себя неспособным к деятельности и лишённым энергии?

Легко ли вы раздражаетесь?

Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого  помола?

Вы не едите мяса вообще?

        Тест на обеспеченность витамином D

        Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы остеохондрозом?

Избегаете ли вы солнца?

Вы мало едите рыбы, мяса и яиц?

Избегаете ли вы масла и маргарина?

Едите ли вы грибы?

Тест на обеспеченность витаминами группы С

        Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

Редко ли вы едите сырые овощи?

Вы едите мало овощных салатов?

Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую пищу?

Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

        

                                      Приложение 3

Практическая работа  «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»

Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики солёные, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси – кола, фанта, кока – кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).

  Примечание: исследуются продукты разных производителей. Результаты учащиеся отражают в таблице:

«Содержание  пищевых добавок в продуктах питания»

Отметьте знаком «+» или «-»  наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употребления.

Продукт

Красители

Е100-Е199

Консерванты

Е200-Е299

Антиокис-

лители

Е300-Е399

Загустители

Е400-Е499

Эмульгаторы

Е500-Е599

Усилители вкуса и аромата

Е600-Е699

Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавках в продуктах питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс

Разработка элективного курса...

Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)

Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся  и интеграции физики ,биологии и химии...

Программа элективного курса "Перекрестки биологии, химии, физики".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по биологии.Содержание учебного материала программы соответствует це­лям предпрофильного обучения и в определенной степени допо...

Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"

Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...

Программа элективного курса "Жизнь и химия"

Программа элективного курса "Жизнь и химия" предназначена для студентов СПО первого курса. Для  углубления знаний студентов в области химии, повышения познавательного интереса к предмет...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...