Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриеляна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №____от

«____»__________г.

Согласовано:

зам. директора по УВР


«____»__________г.

Утверждено:

директор школы


«____»__________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА (ООО)

Бочарниковой Тамары Александровны, учителя химии ВКК

Базовый уровень, срок реализации 1 год

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Стандарт основного общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год.  ХИМИЯ (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Химия) МТО
  5. Нормы оценок по химии

Основой для составления рабочей программы являются:

  1.  Примерная программа основного общего образования по химии
  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  (автор О.С.Габриелян), М.; Дрофа, 2011 г.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (всего 68 часов). Контрольных работ – 5, практических работ – 7.

 В программу внесены следующие изменения:

  1. практическая работа № 1 перенесена в тему «Введение», так как знакомство с лабораторным оборудованием целесообразнее провести  в начале изучения курса химии, таким образом, на изучение темы отводится 6 часов.
  2. Тема № 3 увеличена на 2 часа, так как практические работы 3, 5 перенесены из практикума № 1
  3. Тема № 4 увеличена на 2 часа, так как практические работы № 2, 4 перенесены из практикума № 1
  4. Тема « Растворение. Растворы» увеличена на 1 час, так как практикум № 2 включен в эту тему.

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

  1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
  2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.
  3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
  4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа.
  5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе.

                8-9кл. — М.: Дрофа.

  1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». — М.: Дрофа.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. — М.: Дрофа.
  3. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008-2011.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать:

  1. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  2. важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  3. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  1. называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  2. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  3. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  4. определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  5. составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  6. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  8. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. безопасного обращения с веществами и материалами;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  4. критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  5. приготовления растворов заданной концентрации.

Цели изучения курса:

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание курса

8 КЛАСС

(2/3 ч в неделю, всего 68/102 ч)

Введение (4/6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1

Атомы химических элементов (10/13 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов- неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2

Простые вещества (7/9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3

Соединения химических элементов (12/16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Т е м а 4

Изменения, происходящие с веществами

(10/13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Тема 5

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5/5 ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Т е м а 6

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18/26 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химиеской связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Тема 7

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (2/4 ч)

  1. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.


Тема 8

Портретная галерея великих химиков (—/6 ч)

Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие

Распределение учебного времени освоения

основного содержания (70 часов) по разделам

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

Введение

6

-

1

1

Атомы химических элементов

10

1

-

2

Простые вещества

7

1

-

3

Соединения химических элементов

14

1

2

4

Изменения, происходящие с веществами

12

1

2

5

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

19

1

2

6

Резерв

2

Итого

70

5

7

Поурочное планирование уроков химии

8 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

по плану

факт.

Ведение (6 часов)

1

3.09.12

Вводный инструктаж. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях

Введение, §1,упр. 3

2

6.09.12

Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ

Выучить правила ТБ

3

10.09.12

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

§2, упр. 1,2,§3

4

13.09.12

Периодическая система химических элементов

§4, упр. 5

5

17.09.12

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

§5, упр. 1,2,8

6

20.09.12

Массовая доля элементов в соединении

§5, упр. 6,7

  1. Атомы химических элементов (10 часов)

7/1

24.09.12

Основные сведения о строении атомов

§6, упр. 3,5

8/2

27.09.12

Изотопы как разновидности атомов химического элемента

§7, упр. 3

9/3

1.10.12

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов

§8, упр. 1,2

10/4

4.10.12

Периодическая система химических элементов и строение томов

§8,9, упр. 3,4,5

11/5

8.10.12

Ионная связь

§9, упр. 2

12/6

11.10.12

Ковалентная неполярная химическая связь

§10, упр.1-5

13/7

15.10.12

Ковалентная полярная химическая связь

§11, упр. 1-4

14/8

18.10.12

Металлическая связь

§12, упр. 1,3

15/9

22.10.12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

Подготовиться к к/р

16/10

25.10.12

Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

  1. Простые вещества (7 часов)

17/1

29.10.12

Простые вещества – металлы

§13, упр. 1,3,4

18/2

1.11.12

Простые вещества – неметаллы

§14, упр. 3

19/3

12.11.12

Количество вещества. Моль. Молярная масса

§15, упр. 2а, б, 3а,б

20/4

15.11.12

Молярный объём газообразных веществ

§16, упр. 1а, 2а,в, 4,5

21/5

19.11.12

Решение задач по формуле

§15,16

22/6

22.11.12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

Повторить §13-16

23/7

26.11.12

Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества»

  1. Соединения химических элементов (14 часов)

24/1

29.11.12

Степень окисления. Бинарные соединения

§17, упр. 2,5,6

25/2

3.12.12

Оксиды.  Летучие водородные соединения

§18, упр. 1,5,4

26/3

6.12.12

Основания

§19, упр. 2-6

27/4

10.12.12

Кислоты

§20, упр. 1,3,5, табл. 5

28/5

13.12.12

Соли

§21, упр. 1-3

29/6

17.12.12

Основные классы неорганических соединений

§18-21

30/7

20.12.12

Упражнения в написании формул химических соединений

§18-21

31/8

24.12.12

Амфотерные и кристаллические вещества

§22

32/9

27.12.12

Чистые вещества и смеси

§23

33\10

14.01.13

Разделение смесей. Очистка веществ

§25, упр. 1-6

34/11

17.01.13

Практическая работа № 2 «анализ почвы и воды»

35/12

21.01.13

Массовая и объёмная доля компонентов смеси

§24, упр. 2, 5-7

36/13

24.01.13

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

§18-24, проверочная работа

37/14

28.01.13

Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»

  1. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

38/1

31.01.13

Химические реакции

§26, упр. 1-3

39/2

Практическая работа № 4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

подготовиться к практической работе

40/3

Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций»

Повторить §26

41/4

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

§27

42/5

Составление уравнений химических реакций

§27, упр. 1-3

43/6

Расчёты по химическим уравнениям

§25, упр. 3,4, стр. 146

44/7

Реакции разложения и соединения

§29, упр. 1,4,5 §30, упр. 1-3, 8

45/8

Реакции замещения

§31, упр.1,2,3

46/9

Реакции обмена

§32, упр. 2-5

47/10

Типы химических реакций на примере свойств воды

§33, упр. 1

48/11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

Повторить  §27-33

49/12

Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

  1. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)

50/1

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость

§34, упр. 2

51/2

Электролиты и неэлектролиты

§35, упр. 1,4,5

52/3

Основные положения теории ЭД

§36, упр. 2-5

53/4

Ионные уравнения

§37, упр. 1-3

54-55/5-6

Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства

§38, упр. 1-4,6

56-57/7-8

Основания. ЭД щелочей. Определение характера среды. Индикаторы. Реакции ионного обмена

§39, упр. 3,5

58/9

Соли в свете ТЭД, их свойства

§41, упр. 2,4

59/10

Оксиды, их классификация, свойства

§40, упр. 1-3

60/11

Генетическая связь между классами неорганических соединений

§42, упр. 1-4

61/12

Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

62/13

Окислительно-восстановительные реакции

§43, упр. 2,3

63/14

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций

§43, упр. 1

64-65/15-16

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР

§43, упр. 4-8

66/17

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

Повторить § 34-43

67/18

Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса, решение расчётных задач

Подготовиться к контрольной работе

68/19

Итоговая контрольная работа

69-70

Резерв

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Нормы оценок по химии

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

     ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

     дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

     материал изложен в определенной последовательности,

     допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,

     допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

     отсутствие ответа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

     задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

     в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

     допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

     в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

     допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

     имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

     отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем уч-ся,   за которыми было организовано наблюдение.

Отметка  «5»:

работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,

     эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,

     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»:

     работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),          которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:

     допущены две или       более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

     работа не выполнена,

     полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

     план решения составлен правильно,

     осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

     допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

     план  решения составлен правильно,

     осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.

     допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

     допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

     задача не решена.

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

     дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

    допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

     работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

     работа выполнена меньше чем наполовину,

     имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

     работа не выполнена.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Ученику выставляется отметка «5», если за выполнение контрольной работы он набрал не менее 44 баллов. Предлагаем примерную шкалу перевода в пятибалльную систему оценки:

0—17 баллов — «2»;

18—30 баллов — «3»;

31—43 балла — «4»;

44—60 баллов — «5».

(Пособие № 2 перечня УМК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....