Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Бочарникова Тамара Александровна

Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриеляна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №____от

«____»__________г.

Согласовано:

зам. директора по УВР


«____»__________г.

Утверждено:

директор школы


«____»__________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (ООО)

Бочарниковой Тамары Александровны, учителя химии ВКК

Базовый уровень, срок реализации 1 год

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Стандарт основного общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год.  ХИМИЯ (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Химия) МТО
  5. Нормы оценок по химии

Основой для составления рабочей программы являются:

  1.  Примерная программа основного общего образования по химии
  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  (автор О.С.Габриелян), М.; Дрофа, 2011 г.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (всего 68 часов). Контрольных работ – 3, практических работ – 6.

В программу внесены следующие изменения:

  1. Тема «Повторение  основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» сокращена на 3 часа, так как повторение осуществляется через изучение тем 1 и 3
  2. В тему № 1 переносится практическая работа (Получение и свойства соединений металлов)
  3. Из темы № 2 Практикум 1 практические работы переносятся: одна в тему «Металлы», две – в тему № 6, так как при подготовке к ГИА целесообразнее эти практические провести в конце года.
  4. Тема № 3 увеличивается на 3 часа, так как практические работы переносятся из темы № 4
  5. Тема 5 увеличивается на 4 часа для того, чтобы отработать основные понятия органической химии.
  6. В тему №6 включены две практические работы, количество часов в целом остаётся таким же.

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Книга для учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
  2. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
  4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа.
  5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе.
  1. кл. — М.: Дрофа.
  1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». — М.: Дрофа.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—
  1. кл. — М.: Дрофа.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы основной школы

В результате изучения химии ученик должен

Знать:

  1. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  2. важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  3. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  1. называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  2. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  3. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  4. определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  5. составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  6. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  8. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. безопасного обращения с веществами и материалами;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Цели изучения курса:

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание курса

9 КЛАСС

(2/3 ч в неделю; всего 68/102 ч)

Повторение основных вопросов курса

8 класса и введение в курс 9 класса (6/7 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1

Металлы (15/23 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.

Тема 2

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений (3/3 ч)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 3

Неметаллы (23/28 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физческие и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хло- рид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат- ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Т е м а 4

Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений

(3/3 ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5

Органические соединения (10/14 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Т е м а 6

Обобщение знаний по химии

за курс основной школы (8/12 ч)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления .

Распределение учебного времени освоения

основного содержания (68 часов) по разделам

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса

3

-

-

1

Металлы

17

1

1

2

Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений

-

-

-

3

Неметаллы

26

1

3

4

Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений

-

-

-

5

Органические соединения

14

-

-

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

1

2

итого

68

3

6

9 класс

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактическая

Тема урока

Домашнее задание

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (3 часа)

1/1

4.09.12

Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева

§1, тетр. с. 8 №1

2/2

6.09

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД

§2, тетр, с 11, №3

3/3

11.09

Генетические ряды металлов и неметаллов

С. 19, №4

  1. Металлы (17 часов)

4/1

13.09

Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов

§4-5, №1

5/2

18.09

Сплавы

§7, №2

6/3

20.09

Химические свойства металлов

§8, ч. 1, № 2

7/4

25.09

Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов

§8, до конца, № 10 с. 34

8/5

27.09

Металлы в природе, общие способы получения металлов

§9, №5,7,8 с.36-37

9/6

2.10

Общие понятия о коррозии металлов

§10, №1 с 69

10/7

4.10

Щелочные металлы

§11, №1 с 42, №7 с 44

11/8

9.10

Соединения щелочных металлов

§11, с 54-58, упр. 1 (б), 2

12/9

11.10

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

§12, №2,5,7 с 52

13/10

16.10

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

№2, 5 с 48

14/11

18.10

Алюминий

§13, упр. 1,3,4 с 68-71

15/12

23.10

Соединения алюминия

§13, упр. 1,3,4

16/13

25.10

Железо, его строение, физические и химические свойства

§14

17/14

30.10

Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа

§14, упр. 4-6 с 78-82

18/15

1.11

Практическая работа № 1 (2) «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

Повторить §2-14

19/16

13.11

Обобщение и систематизация знаний по теме

с 69 готовимся к к/р

20/17

15.11

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Повторить §5-14

  1. (3) Неметаллы (25 часов)

21/1

20.11

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.

§15-16 самостоятельное изучение, №4 с 73

22/2

22.11

Водород

§17, №2, 6 с 76

23/3

27.11

Галогены

§18, № 1 с 109, № 3 с 80

24/4

29.11

Соединения галогенов

§19, № 3,4 с 115, №9 с 86

25/5

4.12

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

§20, №4, 5 с 121

26/6

6.12

Кислород

§21, № 4 с 88, №7 с 89

27/7

11.12

Сера и её соединения

§22,23, №5 с 91, №8 с 95

28/8

13.12

Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты

§23, №3, 8 с 141, №7 с 99

29/9

18.12

Практическая работа № 2 (4) «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

30/10

20.12

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме

Повторить §21-23

31/11

25.12

Азот

§24, №5 с 102, №2 с 146

32/12

27.12

Аммиак

§25, №1-3 с 152, №8 с 106

33/13

15.01.13

Соли аммония

§26, №2 с 155, №4 с 108

34-35/14-15

17.01

22.01

Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты

§27, №2,4,5 с 158, №7 с 111

36/16

24.01

Фосфор и его соединения

§28, №1,2 с 163

37/17

29.01

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппы азота»

§24-28, с 101-118

38/18

31.01

Углерод

§29, №1,4,5,8 с 172

39/19

5.02

Кислородные соединения углерода

§30, № 5,6 с 178, №9 с 124

40/20

7.02

Кремний и его соединения

§31, №1,2 с 185, №3 с 126

41/21

12.02

Практическая работа № 3 (5) Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

42/22

14.02

Практическая работа № 4 (6) «Получение, собирание и распознавание газов»

Повторить §29-30

43/23

19.02

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода»

Повторить §29-31, задачи по тетради

44/24

21.02

Решение задач

45/25

26.02

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Повторить вопросы темы, подготовиться к к/р

46/26

28.02

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

III.  (5) Первоначальные представления об органических веществах (15 часов)

47/1

Предмет органической химии. Особенности органических веществ

§32, № 1,2,6 с 200

48-49/2-3

Предельные углеводороды

§33, задания по выбору с 141-143

50-51/4-5

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи

§34, задания по выбору с 143-145

52/6

Решение задач и упражнений

§33-34

53/7

Спирты

§35, №4-5 с 216

54/8

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры

§36, №2-4 с 148

55/9

Жиры

§36, поиск информации по теме

56/10

Аминокислоты. Белки

§38, с 154-155

57/11

Углеводы

§39, №3-8 с 156

58/12

Полимеры

59/13

Решение задач и упражнений

§33-42, повторить

60/14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»

Повторение гл 5

IV. (5) Обобщение знаний по химии за курс основной (8 часов)

60/1

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы.

Повторение записей в тетради, выполнение заданий КИМ ГИА

61/2

Типы химических связей и типы кристаллических решёток

Записи в тетради, выполнение заданий КИМ ГИА

62/3

Классификация химических реакций по различным признакам

Записи в тетради, выполнение заданий КИМ ГИА

63/4

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металлов и неметаллов.

Записи в тетради, выполнение заданий КИМ ГИА

64/5

Оксиды, основания, кислоты, соли: состав, классификация и общие химические свойства

Записи в тетради, выполнение заданий КИМ ГИА

65/6

Практическая работа № 5 (1) Осуществление цепочки химических превращений металлов

66/7

Практическая работа № 6 (3) Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Подготовиться к итоговой контрольной работе

68/8

Итоговая контрольная работа

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Нормы оценок по химии

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

     ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

     дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

     материал изложен в определенной последовательности,

     допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,

     допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

     отсутствие ответа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

     задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

     в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

     допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

     в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

     допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

     имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

     отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем уч-ся,   за которыми было организовано наблюдение.

Отметка  «5»:

работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,

     эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,

     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»:

     работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),          которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:

     допущены две или       более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

     работа не выполнена,

     полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

     план решения составлен правильно,

     осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

     допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

     план  решения составлен правильно,

     осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.

     допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

     допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

     задача не решена.

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

     дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

    допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

     работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

     работа выполнена меньше чем наполовину,

     имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

     работа не выполнена.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Ученику выставляется отметка «5», если за выполнение контрольной работы он набрал не менее 44 баллов. Предлагаем примерную шкалу перевода в пятибалльную систему оценки:

0—17 баллов — «2»;

18—30 баллов — «3»;

31—43 балла — «4»;

44—60 баллов — «5».

(Пособие № 2 перечня УМК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....