Сценарий урока "Фенол" и презентация. Химия, 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Войнова Тамара Алексеевна

Сценарий ИКТ урока с элементами медиатехнологий, химия 10 класс, "Фенол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материалы интернета и газет60 КБ
Microsoft Office document icon Тесты24.5 КБ
Microsoft Office document icon Самоанализ35.5 КБ
Office presentation icon Фенол2.32 МБ
Microsoft Office document icon Сценарий урока730.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая пресса

Студенты Новосибирского государственного университета разработали уникальную методику определения содержания в воде фенолов - веществ "третьего класса опасности". Природные и питьевые воды в промышленных регионах России, в том числе и Новосибирской области, загрязнены этим токсичным веществом. Концентрация фенолов в водоемах пагубно влияет на животный и растительный мир. А при дезинфекции питьевой воды хлорированием фенолы, в результате реакции, превращаются в хлорофенолы - еще более токсичные соединения, чем сам фенол. Хлорофенолы в свою очередь легко превращаются в новое химическое вещество - диоксин, которое является одним из наиболее токсичных соединений. Таким образом, наличие в воде фенолов дает букет крайне опасных и ядовитых для здоровья веществ. Методика анализа разработана студентами четвертого курса факультета естественных наук Кириллом Королевым, Кириллом Тихомировым и Людмилой Аникиной. Как сообщил РИА "Новости" руководитель группы, старший преподаватель факультета естественных наук НГУ Вячеслав Шоленко, разработанная студентами методика анализа позволяет, в отличие от используемых ранее методов, значительно упростить и повысить скорость анализа и наиболее точно определять содержание в воде этого вещества. Существующие методики определяют количество фенола при помощи множества разных химических реакций, часть пробы просто теряется, что приводит к недостоверности анализа. По новой технологии содержание фенола в воде определяется с использованием метода испарения, при котором фенол в виде пара улавливается специальной ловушкой, а затем проба вставляется в высокочувствительный прибор, который и определяет его концентрацию. Этим методом можно пользоваться непосредственно на месте. Разработанная методика заняла первое место на четвертой Международной экологической студенческой конференции. В настоящее время она готовится пройти государственную регистрацию. Как сказал Шоленко, предложения по использованию новой методики уже высказали специалисты Российского управления службы СЭС, региональные бассейновые инспекции, комитеты по охране природы. (ФИС, 15.11.99)

КТО ОТРАВИЛ ФЕНОЛОМ  ИРТЫШ? АиФ, 27.08.2002

Сброс фенола в Иртыш был зафиксирован в минувшую пятницу в районе села Новотроицкого Омского района

Содержание ядовитого вещества в речной воде, по оценкам экологов, в 33 раза превышало предельно допустимую концентрацию, и ее попадание в организм или на кожу человека могло привести к самым трагическим последствиям.

Водоснабжение населенного пункта пришлось прекратить более чем на сутки. В течение всего дня каждый час делались контрольные пробы воды. К счастью, ЧП обошлось без пострадавших, а вот ущерб Новотроицким коммунальщикам придется подсчитывать еще долго, поскольку почти полностью выведены из строя очистные сооружения поселка. Виновника происшествия еще также предстоит установить. С этой целью создана и работает специальная комиссия. Как сообщил заместитель начальника управления ГО и ЧС по Омской области Павел Щекин, с целью выявления источника сброса ведутся лабораторные исследования воды. Предположительным "отравителем" может быть одно из предприятий промышленной зоны, на которой расположены ТЭЦ-4, завод СК, ОНПЗ, завод "Пластмасс" и ряд других предприятий. Кто именно подлил фенола в Иртыш, станет известно по окончании расследования

\ЗДОРОВЬЕ   20.04.2007

 Подумать только, как много людей сознательно губят свое здоровье, выкуривая одну сигарету за другой. А между тем курить уже давно немодно. Да и невыгодно это – бьет по кошельку. Так что если вы еще не сделали выбор в пользу здорового образа жизни, без сигаретного дыма, то решайтесь. Возможно, наша статья поможет вам понять, насколько это необходимо.

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ

Вы вообще знакомы с набором химических элементов и ядовитых веществ, которые попадают в ваш организм при курении? Вот вам далеко не полный списочек: никотин, ацетальдегид, ацетон, окись углерода, цианистый водород, кадмий, бензол, нафтиламин, муравьиная кислота, нитрозамины, фенол, формальдегид, бензопирен, толуидин, полоний, винилхлорид, уретан. Разве мало на долю нашего организма выпадает испытаний, чтоб подвергать его еще и этому — жесточайшему? Стоит подумать.

А вот – тоже не полный – перечень болезней, которым благоприятствует курение: ишемическая болезнь сердца, инсульт, бронхит, рак легких, эмфизема, рак поджелудочной железы, рак губ и гортани, остеопороз, невриты, бесплодие, нарушение половых функций, выкидыш, задержка развития плода, гангрена конечностей, заболевание костных тканей.

РАДИ СЕБЯ И РАДИ БЛИЗКИХ

Безусловно, избавиться от этой привычки сложно. Потому что это и не привычка вовсе, а зависимость. Никотиновая. Преодолеть ее, безусловно, можно. Главное – умом понять, что это необходимо сделать ради самого себя и ради близких.

Сайт www.stopsmoking.ru утверждает, что после того как вы бросите курить:

— уже через месяц значительно очистится дыхание и перестанет беспокоить хронический кашель. Высыпаться станете легче.

— Повысится работоспособность. Общий тонус значительно возрастет.

— Через 3—6 месяцев легкие освободятся от вредных продуктов горения табака (смолы, табачная пыль и т.д.).

— Через 1 год на 50% снизится риск развития коронарной болезни.

— Через 5 лет значительно снизится вероятность заболеть раком легких.

Бросая курить, прежде всего перестаньте придумывать себе оправдания на тему «почему я курю». Обычно они не слишком оригинальны:

— чтобы снять напряжение, расслабиться;

— получить удовольствие;

— от скуки.

НИКОТИН ЧЕРЕЗ ПЛАЦЕНТУ

Многие девушки не бросают курить, потому что боятся поправиться. Опасение в общем-то верное, однако будущие мамы должны осознавать, что курить с их стороны еще и очень эгоистично. Ведь в этой ситуации с последствиями курения столкнется еще и ребенок. Это почти наверняка. Одна моя знакомая, заботливая мама двоих детей и успешная карьеристка, не раз говорила мне: «Ничто не способно шокировать меня так, как вид курящей беременной женщины. Это чем же надо думать, чтобы додуматься до такого?»

Научные данные таковы, что стоит беременной закурить, как через несколько минут никотин поступает через плаценту в сердце и мозг еще не родившегося ребенка. И этим ядом он невольно травится. Это не его выбор. Это выбор его матери – самого близкого человека.

Ученые проследили особенности развития детей, чьи матери курили во время беременности. Эти дети, наблюдавшиеся до 5–6-летнего возраста, в значительной мере отставали в своем физическом и умственном развитии. Кстати, среди детей, отцы которых являются интенсивными курильщиками, в два раза чаще наблюдаются пороки развития.

КСТАТИ

Из группы в 1000 человек, начавших курить в подростковом возрасте, 250 человек погибнут от воздействий табака до достижения ими 70-летнего возраста. Эти 250 умерших от курения людей потеряют 10–15 лет жизни. Еще 250 людей умрут от связанных с табаком болезней после семидесяти лет.

Недавние исследования в США показали, что в группе американских мальчиков 15-летнего возраста табак, согласно прогнозам, убьет, прежде чем они достигнут 70 лет, в три раза больше из них, чем наркотики, убийства, самоубийства, СПИД, дорожно-транспортные происшествия и алкоголь вместе взятые.

В 2000 году в развитых странах курение явилось причиной 30% всех смертей мужчин, произошедших в возрасте от 35 до 70 лет.

Данные сайта www.stopsmoking.ru

Накануне Дня правильного питания «Наша Газета» отправилась по магазинам и обнаружила, что наши любимые продукты весьма опасны для здоровья…

Знаете ли вы, что 11 сентября во всем мире отмечается День правильного питания? Конечно, чтобы быть здоровым, красивым и молодым, нужно придерживаться основ сбалансированного питания. Автор: "Наша газета"

6 сентября 2007 года

Заглянем в зловещий список расшифровки этих загадочных «Е»: в обычном, среднестатическом супермаркете немножко пристальней рассмотрим надписи на этикетках… Ведь обычно мы как мыслим: раз на полке магазина лежит — значит, проверено, допущено и съедобно. Например, выберем колбасу подороже — возможно, она покачественней и полезней будет. Среди всех ингредиентов находим «ешку» — Е250 — и расшифровываем. Оказывается, это нитродобавка, которая влияет на артериальное давление. Именно Е250 колбаска обязана своим вполне аппетитным внешним видом. А теперь огорчимся еще больше: как нас пугают некоторые специалисты, без нитродобавок невозможно представить современные сосиски и сардельки. Для того, чтобы в процессе приготовления колбасы фарш не принял неприятного, отталкивающего бурого цвета, и идут в ход консерванты и фиксаторы окраски (как иногда их называют производители). И вот — колбаса опять приняла вид парной телятины. Приятного вам аппетита! А тем временем доказано, что эти вещества повышают возбудимость нервной системы у детей и провоцируют онкологические заболевания. А теперь вспомним, что кошки отворачиваются от многих сортов колбасы…

Консерванты везде?

Вообще-то изобрели консерванты с хорошей целью. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад… И в массовом производстве продуктов без всяческих «ешек» уже не обойтись. К примеру, всякий здравомыслящий человек понимает, что стаканчик с йогуртом, привезенный издалека и хранящийся месяц на прилавке, не просто так сохраняет свой «натуральный вид и первозданную свежесть». Своим видом этот йогурт обязан опять же, различным консервантам. А вот сохранились ли в нем полезные бифидо-и лактобактерии — это еще вопрос.

Или захочется побаловать себя заморскими фруктами. Но вот консерванты Е230, Е231 и Е232, которыми обрабатывают «красивые» апельсины и бананы, представляют из себя не что иное, как … фенол. Это вещество, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в лучшем случае — вредит здоровью кожи. И тут, конечно, нужно себя обезопасить, ведь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И перед едой нужно обязательно мыть эти фрукты, чтобы смыть фенол. А, очистив банан от кожуры, не хвататься сразу же за мякоть, а сначала помыть руки — а то ведь чистый фенол в рот потянем.

Некоторые Е съедобны

А что обожают пить наши дети? Конечно, лимонадик, на этикетке которого найдем что-то вроде Е211. Это бензоат натрия, помогающий сохранить качество газированных напитков. Независимо от цены, эти «химические» напитки одинаково разрушительно влияют на организм. Содержащиеся в них красители, консерванты — это устойчивые и трудновыводимые из организма вещества, которые служат причиной возникновения синдрома хронической усталости, снижения иммунитета, приводят к функциональным расстройствам в организме (запоры, кожные заболевания). А жвачка? Практически вся продаваемая в нашей стране жвачка содержит консерванты из «черного» списка. В последнее время появились сомнения в безопасности даже самых лучших (в смысле содержания консервантов) ее сортов, продаваемых в Европе и США.

Будет справедливым отметить, что среди этих Е есть и вполне безобидные и даже полезные. Вот Е163 (краситель) — всего лишь антоциан из виноградной кожуры, а Е338 (антиокислитель) и Е450 (стабилизатор) — фосфаты, даже необходимые для наших костей. Е200 (консервант) — сорбиновая кислота, безвредная, разрешенная для консервирования во всех странах мира и часто содержащаяся в пирожных и сырах. Или Е300 — не что иное, как аскорбиновая кислота, то есть чистый витамин С.

Но вот если вам попадется продукт, содержащий Е173, который часто применяется для украшения импортных конфет и кондитерских изделий, то тут же бросьте эту каку — именно так закодирован порошковый алюминий…

И что же нам делать?! Как жить? Ну, во-первых, обзавестись «черным» списком вредных Е и внимательно смотреть на упаковки. И вообще стараться употреблять натуральные продукты с бабушкиного огорода. Не увлекаться различными усилителями вкуса и цвета, заменителями сахара. Твердо помните, что любой кариес всегда приятней рака щитовидной железы и почечно-каменной болезни…

Вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта: Е 221, Е222, Е223, Е224, Е225, Е226, Е320, Е321, Е322, Е328, Е339, Е340, Е341, Е405, Е407, Е461, Е462, Е463, Е464, Е465, Е466

Нарушают работу печени и почек: Е171, Е172, Е173, Е320, Е321, Е322,

Оказывают токсическое влияние на печень и почки: Е230-232, Е239, Е311-313

Нарушают процессы пищеварения — Е338, Е340, Е462, Е463, Е465.

Ведут к онкологическим заболеваниям: Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213, Е217, Е240, Е330, Е477.

• Физиологическое действие фенола и его применение
Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление. Раствор фенола используют в качестве дезинфицирующего средства (карболовая кислота). Двухатомные фенолы – пирокатехин, резорцин, а также гидрохинон (пара-дигидроксибензол) применяют как антисептики (антибактериальные обеззараживающие вещества), вводят в состав дубителей для кожи и меха, как стабилизаторы смазочных масел и резины, а также для обработки фотоматериалов и как реагенты в аналитической химии.
В виде отдельных соединений фенолы используются ограниченно, зато их различные производные применяют широко. Фенолы служат исходными соединениями для получения разнообразных полимерных продуктов – фенолоальдегидных смол, полиамидов, полиэпоксидов. На основе фенолов получают многочисленные лекарственные препараты, например, аспирин, салол, фенолфталеин, кроме того, красители, парфюмерные продукты, пластификаторы для полимеров и средства защиты растений.

Биологическая роль соединений фенола:
Положительная Отрицательная (токсическое действие)
• лекарственные препараты (пурген, парацетамол)
• антисептики (3-5 % раствор – карболовая кислота)
• эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике
• Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма) • фенолформальдегидные смолы
• пестициды, гербициды, инсектициды
• загрязнение вод фенольными отходами
• Закрепление изученного материала



Предварительный просмотр:

Тест

1- вариант

1. Укажите, к какой группе фенолов относится фенол:

а) трехатомным; б) двухатомным; в) одноатомным?

2. Какие свойства ярко выражены у фенола: а) оснований; б) кислот; в) солей?

3. Чем объяснить большую подвижность атомов водорода (в положении 2,4,6) в бензольном кольце фенола:

а) влиянием гидроксильной группы;  б) ароматической связью бензольного кольца; в) влиянием числа атомов водорода?

4. Укажите, по какой функциональной группе фенола происходит взаимодействие с гидроксидом натрия: а) гидроксильной группе; б) бензольному кольцу; в) по гидроксильной группе и бензольному кольцу?

5. Укажите, какими реактивами можно определить фенол

а) СuO; б) Br2; в) Cu(OH)2; г) FeCl3?

2- вариант

1. Укажите, к какой группе  относится фенол: а) предельным одноатомным спиртам; б) фенолам;в) ароматическим спиртам?

2. Почему фенол проявляет кислотные свойства:

а) сказывается влияние гидроксильной группы на бензольное кольцо;

б) атом водорода гидроксогруппы приобретает большую подвижность за счет смещения неподеленной электронной пары атома кислорода к бензольному кольцу; в) в молекуле фенола одна гидроксогруппа?

3. Укажите, по какой функциональной группе идет взаимодействие фенола с натрием: а) по бензольному кольцу; б) бензольному кольцу и гидроксильной группе; в) гидроксильной группе?

4. Укажите, количество атомов водорода подвергающихся замещению в реакции фенола с бромной водой: а) 1; б) 2; в) 3?

5. Укажите, с какими реактивами можно провести качественные реакции на фенол:  а) NaOH; б) Na; в) Br2;  г) FeСl3?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема: «Фенол». 

Цель урока.

Сформировать знания о классе фенолов: строении молекул, номенклатуре, изомерии, свойствах фенолов и применении

Задачи.

Образовательная:

приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы

Развивающая:

развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечивать системность учения.

Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов.

Продолжить формирование умений

  1. по составлению уравнений химических реакций;
  2. по классификации фенолов;
  3. по отработке номенклатуры.

Воспитательная:

  1. продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
  2. расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
  3. рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

Медиа:

  1. обучение восприятию и переработке информации СМИ
  2. развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл сообщения
  3. включение внешкольной информации в контекст общего базового образования
  4. формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (видео, компьютер, модем, мультимедиа и др.)

Тип урока: 
урок - изучения новых знаний с элементами медиа и ИКТ.
Методы обучения: 
словесный, наглядный, практический (химический эксперимент – ученический и демонстрационный), исследовательская деятельность.
         

  Данный урок является очередным в теме «Кислородосодержащие органические вещества» (химия 10 класс программа О.С.Габриеляна, базовый уровень).  

   На уроке я реализую компетентностный подход  в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления:в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.  Такой подход полностью отвечает и специфике химии. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду деятельности, то достигается это через эксперимент, упражнение и т.д. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. В принципе, это общедидактическая проблема: индивидуальный стиль обучения и обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают теоретическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше  времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания,  то  возникает ситуация, в которой  каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Медиасоставляющей данного урока является использование фрагмента фильма Алексея Балабанова «Морфий», материалов интернета: работа с сайта YouTube,сайта «Здоровье», материалы газет, журналов, словарей различного вида и отрывков из художественных произведений.

Использование презентации, ученического эксперимента позволяет материал урока сделать компактным, динамичным, используя тактильные, аудиальные и визуальные рецепторы, что обеспечивает многоканальное восприятие информации учащимися, снимает напряженность, что является здоровьесберегающим компонентом урока. Реализация вопроса формирования общеучебных умений проходит через работу со словарем, ученический эксперимент, работу с газетными материалами, сайтами по поиску нужной информации и т.д.

Список используемой литературы:

  1. Габриелян О.С., МаскаевФ,Н.,  и др.Химия.10класс., -М.: Дрофа, 2006.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Методическое пособие., - М.: Дрофа, 2003.
  3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 10 класс., - М.: Вако. 2005
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:


Данный урок является очередным в теме «Кислородосодержащие органические вещества» (химия 10 класс программа О.С.Габриеляна, базовый уровень).  

   На уроке я реализую компетентностный подход  в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления:в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.  Такой подход полностью отвечает и специфике химии. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду деятельности, то достигается это через эксперимент, упражнение и т.д. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. В принципе, это общедидактическая проблема: индивидуальный стиль обучения и обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают теоретическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше  времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания,  то  возникает ситуация, в которой  каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом,  совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Медиасоставляющей данного урока является использование фрагмента фильма Алексея Балабанова «Морфий», материалов интернета: работа с сайта YouTube,сайта «Здоровье», материалы газет, журналов, словарей различного вида и отрывков из художественных произведений.

Использование презентации, ученического эксперимента позволяет материал урока сделать компактным, динамичным, используя тактильные, аудиальные и визуальные рецепторы, что обеспечивает многоканальное восприятие информации учащимися, снимает напряженность, что является здоровьесберегающим компонентом урока. Реализация вопроса формирования общеучебных умений проходит через работу со словарем, ученический эксперимент, работу с газетными материалами, сайтами по поиску нужной информации и т.д.

 Цель урока.

Сформировать знания о классе фенолов: строении молекул, номенклатуре, изомерии ,свойствах фенолов и применении

Задачи.

Образовательная:

приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы

Развивающая:

развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечивать системность учения.

Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов.

Продолжить формирование умений

  1. по составлению уравнений химических реакций;
  2. по классификации фенолов;
  3. по отработке номенклатуры.

Воспитательная:

  1. продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
  2. расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
  3. рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

Медиа:

  1. обучение восприятию и переработке информации СМИ
  2. развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл сообщения
  3. включение внешкольной информации в контекст общего базового образования
  4. формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (видео, компьютер, модем, мультимедиа и др.)

Тип урока: 
урок - новых знаний с элементами медиа.
Методы обучения: 
словесный, наглядный, практический (химический эксперимент – ученический и демонстрационный)
Средства обучения: 
Компьютер, проектор, школьный химический эксперимент (демонстрационный и ученический), опорные конспекты, видеоролики, презентация, словари, инструкция по технике безопасности №16, задания для эксперимента.
Оборудование и реактивы: 
Ученический эксперимент: растворы С
6Н5ОН, FeCl3, пробирки.

Мотивация

На фоне фрагмента кинофильма «Морфий» чтение отрывков из произведений  Куприна «Олеся»

«….Судьба забросила  меня  на  целых  шесть  месяцев  в  глухую  деревушку

Волынской губернии, на окраину Полесья, и  охота  была  единственным  моим

занятием и удовольствием. Признаюсь, в  то  время,  когда  мне  предложили

ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. …..

    Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. …

   Потом  я  пробовал  заняться  лечением  перебродских  жителей.  В  моём

распоряжении были: касторовое масло, карболка,  борная  кислота,  йод.  Но

тут, помимо моих скудных сведений, я  наткнулся  на  полную  невозможность

ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих  пациентов  были

всегда одни и те же: "в середине болит" и "ни есть, ни пить не можу"….»

А.Толстого «Хождение по мукам»…… Солнце в безветрии жгло пустынные улицы Царицына, где у подъездов с настежь распахнутыми дверями лежали груды мусора. Обыватели попрятались. Лишь на спусках к Волге погромыхивали вскачь ломовые телеги с казенным имуществом и учрежденскими архивами. Город доживал последние часы. На подступах к нему Десятая армия, сильно поредевшая после Маныча, едва сдерживала натиск свежей Северокавказской армии генерала Врангеля….Вся жизнь города сосредоточилась на вокзалах да на пристанях. Один за другим к пристаням подчаливали ободранные и грязные пароходы, с них неслись бредовые крики. Палубы были переполнены беженцами и красноармейцами, – живыми среди трупов и стонущих, бормочущих, беснующихся в бреду сыпнотифозных….Осыпанные известью санитары бежали на палубы, шагали через лежащих больных, отбирали трупы и сбрасывали их на берег, чтобы очистить место для живых. Порошили известь и лили карболку. 

Целепологание

Может,  кто-нибудь обьяснит мне, наконец, о чем пишут все эти люди? Толстой, Куприн, Чехов, вот и Булгаков туда же, все как сговорились, все упоминают ЭТО, так походя, мимолетом, как бы невзначай,  ррраз! - и ввернул, автор...
А мне как жить? Как жить после этого? Они ловко привязывают ЭТО к темным подьездам, медицинским поездам, аптекам, больницам, скаладам и тюрьмам, в ЭТОМ происходят судьбоносные встречи, поцелуи, метелят душевные бури и совершаются черные дела.
ЭТО - запах карболки.
Может, кто-нибудь знает, что такое карболка и как она пахнет???

Групповая работа со словарями по определению термина «карболка», «карболовая кислота».

Выступления представителей групп.  Карболка — карболовая кислота (Источник: Словарь русских синонимов ) Карболка сущ., кол во синонимов: (3) • ↑карболовая кислота (2) • ↑кислота (149) • ↑фенол (6) (Источник: Словарь синонимов ASIS , Тришин В.Н., 2009)

Как вы определите тему нашего урока?

Тема нашего урока «Фенол» (слайд 2) Исходя из всего вышеизложенного, определите свою цель на данный урок.

Цель урока:( слайд 3)

Изучение нового материала.

1.Строение молекулы фенола.Слайд5

Что вы можете сказать о строении молекулы фенола? На какие группы ее можно разбить?(дети отвечают: на бензольную группу и гидроксогруппу). Следовательно, может проявлять свойства…какие?(ученики отвечают: аренов и спиртов). А так ли это? Нам предстоит выяснить в ходе урока.

2.Классификация и номенклатура Фенолов  Слайд 6,7

Предложите виды классификации фенолов (учащиеся отвечают).

 А теперь обратимся к слайду. Можно ли по названиям данных фенолов определить правила номенклатуры данного класса (нумерация от атома углерода, связанного с гидроксильной группой, в направлении, чтобы радикалы получили меньшие номера. Наряду с систематической используется тривиальная номенклатура).

3.Свойства фенолов. слайд 9

 А.Ученический эксперимент.

Предлагаю поработать в группах по заданию. Предварительно ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности  при работе с фенолом.

ИНСТРУКЦИЯ № 19


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИПРИ РАБОТЕ С ФЕНОЛОМ


Фенол — сильный яд! При контакте с кожей фенол (карболовая кислота) в виде водных растворов высокой концентрации сначала резко уменьшает чувствительность кожи, а затем разрушает ее. Действие фенола на организм заключается в основном в разрушении эритроцитов. При попадании фенола в желудок появляются рвота, понос, в моче обнаруживается гемоглобин. У пострадавшего резко падает температура, появляются судороги, челюсти сильно сжаты. При втирании препарата в кожу (это может произойти, например, при случайном попадании кристаллов фенола в обувь) возможны поражения со смертельным исходом.

При работе с фенолом необходимо защищать глаза очками, а руки — перчатками. Рукава и ворот должны быть плотно застегнуты. Необходимо следить, чтобы кристаллы фенола не попали в обувь. После работы с фенолом следует тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой.

При попадании на кожу нужно промыть пораженное место 10-40%-м этиловым спиртом, растительным маслом. При отравлении через рот сначала промывают желудок теплой водой, а затем розовым раствором перманганата калия КмnО4 или 10%-м этиловым спиртом, потом снова чистой водой. Промывание продолжается доисчезновения запаха фенола в рвотной массе. После этого нужно дать яичный белок — как обволакивающее.Фенол в исходной форме учащимся не выдавать! Для раздачи учащимся использовать некрепкие растворы фенола.Группа хранения № 7 — вещества повышенной физиологической активности.

Задание группам: у вас имеется 1 пробирка с фенолом. Рассмотрите это вещество, очень осторожно испытайте его на запах. Затем  добавьте в пробирку 1 мл хлорида железа 3, отметьте характерное окрашивание, рассматривая пробирку на белом фоне. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

 (Учащиеся отвечают: это вещество имеет специфический запах, напоминает запах гуаши, плохо растворяется в воде, при взаимодействии с хлоридом железа приобретает фиолетовую окраску)

Б.Химические свойства: видеоролики. слайд 10-14

4.Практическое применение фенола и значение соединений фенола для окружающей среды.Слайд 17.

  1. По данным на 2006 год мировое потребление фенола имеет следующую структуру:
  2. 44 % фенола расходуется на производство бисфенола А, который, в свою очередь, используется для производства поликарбона и эпоксидных смол;
  3. 30 % фенола расходуется на производство фенолформальдегидных смол;
  4. 12 % фенола гидрированием превращается в циклогексанол, используемый для получения искусственных волокон — нейлона и капрона;
  5. остальные 14 % расходуются на другие нужды, в том числе на производство антиоксидантов (ионол), неионогенных ПАВ — полиоксиэтилированных алкилфенолов (неонолы), других фенолов (крезолов), лекарственных препаратов (аспирин), антисептиков (ксероформа) и пестицидов.
  6. Фенол и его производные обуславливают консервирующие свойства коптильного дыма.

5.Физиологическое действие фенола. Сообщения учащихся из материалов газет и сайтов интернета. Деловая пресса(ФИС, 15.11.99)

Студенты Новосибирского государственного университета разработали уникальную методику определения содержания в воде фенолов - веществ "третьего класса опасности".Природные и питьевые воды в промышленных регионах России, в том числе и Новосибирской области, загрязнены этим токсичным веществом. Концентрация фенолов в водоемах пагубно влияет на животный и растительный мир. А при дезинфекции питьевой воды хлорированием фенолы, в результате реакции, превращаются в хлорофенолы - еще более токсичные соединения, чем сам фенол. Хлорофенолы в свою очередь легко превращаются в новое химическое вещество - диоксин, которое является одним из наиболее токсичных соединений. Таким образом, наличие в воде фенолов дает букет крайне опасных и ядовитых для здоровья веществ. Методика анализа разработана студентами четвертого курса факультета естественных наук Кириллом Королевым, Кириллом Тихомировым и Людмилой Аникиной. Как сообщил РИА "Новости" руководитель группы, старший преподаватель факультета естественных наук НГУ Вячеслав Шоленко, разработанная студентами методика анализа позволяет, в отличие от используемых ранее методов, значительно упростить и повысить скорость анализа и наиболее точно определять содержание в воде этого вещества. Существующие методики определяют количество фенола при помощи множества разных химических реакций, часть пробы просто теряется, что приводит к недостоверности анализа. По новой технологии содержание фенола в воде определяется с использованием метода испарения, при котором фенол в виде пара улавливается специальной ловушкой, а затем проба вставляется в высокочувствительный прибор, который и определяет его концентрацию. Этим методом можно пользоваться непосредственно на месте. Разработанная методика заняла первое место на четвертой Международной экологической студенческой конференции. В настоящее время она готовится пройти государственную регистрацию..

КТО ОТРАВИЛ ФЕНОЛОМ  ИРТЫШ? АиФ, 27.08.2002

Сброс фенола в Иртыш был зафиксирован в минувшую пятницу в районе села Новотроицкого Омского района

Содержание ядовитого вещества в речной воде, по оценкам экологов, в 33 раза превышало предельно допустимую концентрацию, и ее попадание в организм или на кожу человека могло привести к самым трагическим последствиям.

Водоснабжение населенного пункта пришлось прекратить более чем на сутки. В течение всего дня каждый час делались контрольные пробы воды. К счастью, ЧП обошлось без пострадавших, а вот ущерб Новотроицким коммунальщикам придется подсчитывать еще долго, поскольку почти полностью выведены из строя очистные сооружения поселка. Виновника происшествия еще также предстоит установить. С этой целью создана и работает специальная комиссия. Как сообщил заместитель начальника управления ГО и ЧС по Омской области Павел Щекин, с целью выявления источника сброса ведутся лабораторные исследования воды. Предположительным "отравителем" может быть одно из предприятий промышленной зоны, на которой расположены ТЭЦ-4, завод СК, ОНПЗ, завод "Пластмасс" и ряд других предприятий. Кто именно подлил фенола в Иртыш, станет известно по окончании расследования

\ЗДОРОВЬЕ   20.04.2007

 Подумать только, как много людей сознательно губят свое здоровье, выкуривая одну сигарету за другой. А между тем курить уже давно немодно. Да и невыгодно это – бьет по кошельку. Так что если вы еще не сделали выбор в пользу здорового образа жизни, без сигаретного дыма, то решайтесь. Возможно, наша статья поможет вам понять, насколько это необходимо.

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ

Вы вообще знакомы с набором химических элементов и ядовитых веществ, которые попадают в ваш организм при курении? Вот вам далеко не полный списочек: никотин, ацетальдегид, ацетон, окись углерода, цианистый водород, кадмий, бензол, нафтиламин, муравьиная кислота, нитрозамины, фенол, формальдегид, бензопирен, толуидин, полоний, винилхлорид, уретан. Разве мало на долю нашего организма выпадает испытаний, чтоб подвергать его еще и этому — жесточайшему? Стоит подумать.

А вот – тоже не полный – перечень болезней, которым благоприятствует курение: ишемическая болезнь сердца, инсульт, бронхит, рак легких, эмфизема, рак поджелудочной железы, рак губ и гортани, остеопороз, невриты, бесплодие, нарушение половых функций, выкидыш, задержка развития плода, гангрена конечностей, заболевание костных тканей.

Данные сайта www.stopsmoking.ru

Накануне Дня правильного питания «Наша Газета» отправилась по магазинам и обнаружила, что наши любимые продукты весьма опасны для здоровья…

Знаете ли вы, что 11 сентября во всем мире отмечается День правильного питания? Конечно, чтобы быть здоровым, красивым и молодым, нужно придерживаться основ сбалансированного питания.

 Автор: "Наша газета" 6 сентября 2007 года

Консерванты везде?

Вообще-то изобрели консерванты с хорошей целью. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад… И в массовом производстве продуктов без всяческих «ешек» уже не обойтись. К примеру, всякий здравомыслящий человек понимает, что стаканчик с йогуртом, привезенный издалека и хранящийся месяц на прилавке, не просто так сохраняет свой «натуральный вид и первозданную свежесть». Своим видом этот йогурт обязан опять же, различным консервантам. А вот сохранились ли в нем полезные бифидо-и лактобактерии — это еще вопрос.

Или захочется побаловать себя заморскими фруктами. Но вот консерванты Е230, Е231 и Е232, которыми обрабатывают «красивые» апельсины и бананы, представляют из себя не что иное, как … фенол. Это вещество, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в лучшем случае — вредит здоровью кожи. И тут, конечно, нужно себя обезопасить, ведь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И перед едой нужно обязательно мыть эти фрукты, чтобы смыть фенол. А, очистив банан от кожуры, не хвататься сразу же за мякоть, а сначала помыть руки — а то ведь чистый фенол в рот потянем.

Закрепление:

Тестовая проверка усвоения знаний.

1- вариант

1. Укажите, к какой группе фенолов относится фенол:

а) трехатомным; б) двухатомным; в) одноатомным?

2. Какие свойства ярко выражены у фенола: а) оснований; б) кислот; в) солей?

3. Чем объяснить большую подвижность атомов водорода (в положении 2,4,6) в бензольном кольце фенола:

а) влиянием гидроксильной группы;  б) ароматической связью бензольного кольца; в) влиянием числа атомов водорода?

4. Укажите, по какой функциональной группе фенола происходит взаимодействие с гидроксидом натрия: а) гидроксильной группе; б) бензольному кольцу; в) по гидроксильной группе и бензольному кольцу?

5. Укажите, какими реактивами можно определить фенол

а) СuO; б) Br2; в) Cu(OH)2; г) FeCl3?

2- вариант

1. Укажите, к какой группе  относится фенол: а) предельным одноатомным спиртам; б) фенолам;в) ароматическим спиртам?

2. Почему фенол проявляет кислотные свойства:

а) сказывается влияние гидроксильной группы на бензольное кольцо;

б) атом водорода гидроксогруппы приобретает большую подвижность за счет смещения неподеленной электронной пары атома кислорода к бензольному кольцу; в) в молекуле фенола одна гидроксогруппа?

3. Укажите, по какой функциональной группе идет взаимодействие фенола с натрием: а) по бензольному кольцу; б) бензольному кольцу и гидроксильной группе; в) гидроксильной группе?

4. Укажите, количество атомов водорода подвергающихся замещению в реакции фенола с бромной водой: а) 1; б) 2; в) 3?

5. Укажите, с какими реактивами можно провести качественные реакции на фенол:  а) NaOH; б) Na; в) Br2;  г) FeСl3?

Самопроверка:

Вариант I

Вариант II

1-в

2-б

3-а

4-а

5-б,г

1-б

2-б

3-в

4-в

5-в,г

Рефлексия:

  1. Что узнал нового?
  2. Как проходил урок?
  3. Зачем это может пригодиться тебе?

Домашнее задание.

  1. §18, упр.1, 3,5*
  2. Составить таблицу «Химические свойства фенола»

Химические свойства фенола, обусловленные OH-группой

Химические свойства фенола, обусловленные  бензольным ядром

1. Взаимодействие с натрием

1. Взаимодействие с бромной водой

2. Взаимодействие с гидроксидом натрия

2. Нитрование

3.Окисление

Творческое задание:Предлагаю написать эссе, по желанию, на предложенные  поговорки

Поговорки:
Яд
 ядом преодолевается.(узбекская)

Яд побеждают ядом. Отравившись ядом, лечись этим ядом. (Японская)

В руках мудреца и яд – лекарство, в руках дурака и лекарство – яд.(русская)

Список используемой литературы:

  1. Габриелян О.С., МаскаевФ,Н.,  и др.Химия.10класс., -М.: Дрофа, 2006.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Методическое пособие., - М.: Дрофа, 2003.
  3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 10 класс., - М.: Вако. 2005
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.youtube.com

МБОУ КСОШ №2 г. Рубцовска Алтайского края          

11

Урок химии 10класс по теме : «Фенол»

Разработан учителем химии и биологии Войновой  Т.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Скорость химической реакции" и презентация, химия 11 класс

Химия по самой своей сути связана с превращениями. В результате химической реакции одни вещества с известными свойствами превращаются в другие вещества с новыми свойствами. Иногда важ...

урок с презентацией химия 9класс "Предмет органической химии"

Первый урок темы "Органические соединения" химия 9класс, праграмма О.С.Габриеляна.Представлена разработка урока, презентация,самоанализурока....

Сценарий праздника для 5 класса по теме «Первый раз в пятый класс» подготовила учитель биологии и химии Шидиева Маидат Магомедтагировна

Разработка может быть использована 1 сентября, с целью познакомиться с учащимися 5 класса. Приводится много различных игр, чтобы снять психологическое напряжение в новом коллективе; зарядить доброй, п...

Презентация и сценарий урока по химии к уроку "Общая характеристика оксидов"

Презентация и сценарий урока по теме "Обобщение сведений об ОКНС. Оксиды". УМК Еремина В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздова А.А., Лунина В.В....

Сценарий урока по химии "Кислород как химический элемент и простое вещество". 8 класс

Сценарий урока по теме "Кислород как химический элемент и простое вещество." УМК В.В. Еремина, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздова, В.В. Лунина...

Презентация"Химия и война" (роль химии в Великой Отечественной войне)

В презентации отражается роль химических элементов в создании оружия,которым ковали Победу....