Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Кислоты. Соли"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Лазарева Елена Ивановна

Урок проводится с использованием личностно-ориентированных и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_i_obobshchenie_proydennogo_materiala_po_teme.docx22.07 КБ
Файл prilozhenie.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение пройденного материала по теме

                 «Кислоты. Соли»

Цель урока. Классифицировать кислоты по составу и основности. Классифицировать соли по составу. Охарактеризовать химические свойства веществ данных классов. Показать генетическую связь между разными классами неорганических соединений. Показать практическое значение кислот и солей.

Задачи урока.  Проверить глубину знаний, умение применять при использовании игровых форм.  Способствовать развитию логического мышления, речевых навыков.  Активизация познавательной деятельности учащихся, воспитывать желание трудиться с интересом, без принуждения.

Вид учебного занятия: урок проводится с использованием личностно – ориентированных и  игровых технологий.

Оборудование.  Электронные программы. Химия 8 класс. Просвещение. - диск №3, карточки с формулами, универсальный индикатор, яблоко, лимон, клюква (аскарбиновая кислота), кефир (молочная кислота).

Ход урока.

                          Названия и классификация кислот и солей.

1. Вопрос. Дать определение кислоты.

2. Учитель диктует формулы кислот, а учащиеся дают им названия.

HNO3  H2SO4  H2S  H2SO3  H3PO4HCl  H2SiO3  H2CO3

3.Вопрос Дать определение соли.

4. Учитель диктует формулы солей, а учащиеся дают им названия.

AlCl3  Fe(NO3)3  AlPO4  Na2CO3  K2S  BaSO4  K2SO3  Na2SiO3  KHSO4  Na2HPO4  NaH2PO4

5.Написать формулы солей в тетрадях.

а) Внекорневая подкормка плодовых деревьев осуществляется опрыскиванием верхней и нижней стороны листьев разбавленными растворами следующих солей: сульфата калия, ортофосфата калия, нитрата кальция.

б) Нитрат магния- ценная подкормка для растений. Магний входит в состав хлорофилла зеленых листьев , азот – необходимый элемент для образования белков в организме.

в) Карбонат кальция ( известняк) вносят в почву с целью улучшения ее структуры, для лучшего усвоения растениями элементов питания (из минеральных удобрений).

6. Формулы кислот, солей, оксидов, оснований записаны на карточках. К доске выходят 5 учащихся и разбирают карточки  по классам неорганических веществ.

На карточках: основные оксиды – Na2OCuOCaO

кислотныеоксиды – CO2SO3P2O5

кислоты – HClH2SH2SO4HNO3

основания – Fe(OH)3 Ba(OH)2KOH

соли – ZnSO4  K2S  AlCl3  NaNO3  K2SO4

7. Учитель. Мы узнали формулы некоторых минеральных кислот. Среди них есть минеральная кислота. Сейчас мы послушаем  какую функцию выполняет соляная кислота в организме человека.

Сообщение уч-ся.   Соляная кислота входит в состав желудочного сока человека. Она убивает большую часть бактерий, попадающих в желудок  вместе с пищей, например, холерный вибрион погибает в 0,5%-й соляной кислоте. Поэтому эпидемия холеры возникает только летом, когда из-за жары человек употребляет много воды и кислотность желудочного сока уменьшается.

8. Учитель. А сейчас послушаем сообщение о муравьиной кислоте.

Сообщение уч-ся.  Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты от нападения хищников. Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так, медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник. Муравьи, кусая его, впрыскивают муравьиную кислоту.

9.Вопрос. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

10.Лабораторный опыт. Исследование индикатором яблочной, лимонной кислот, молочной кислоты (кефир), аскорбиновой кислоты (клюква).

11.Химические свойства кислот.

 Выступление учеников  с демонстрацией опытов.

1 ученик

Кислота, кроме азотной,

И металл до водорода,

 Образуют соль охотно

И, конечно, водород.

2HCl+Zn=ZnCl2+H2

Cu+HCl=

2 ученик.

 Кислота и основание

Образуют соль и воду.

Именно вот это свойство

 Взяли все кислоты в моду.

NaOH+HCl=NaCl+H2O

Фенолфталеин- малиновый -окраска исчезает

3 ученик.

В кислоту внесешь оксид ты

 Настоящего металла,

 Без сомненья, соль и воду

 Ты получишь, если надо.

CaO+2HCl=CaCl2+H2O

12. Учитель.Начало реакций записано на доске. Необходимо дописать уравнения реакций.

 Кислоты реагируют с солью. (Реакция идет в том случае, если получается нерастворимая соль или слабая кислота).

H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl

Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2CO3 H2CO3 – CO2 + H2O

13.    Вопрос.  С какими веществами еще реагируют соли?

Начало реакций записано на доске. Учащиеся дописывают реакцию.

а) с щелочами

AlCl3 +3NaOH = Al(OH)3 +3NaCl

б) ссолью

NaCl +AgNO3 =AgCl =NaNO3

в) с металлом

2Al +3ZnCl2 =2AlCl3 +3Zn

14. Сообщение уч–ся.  У каждого дома есть поваренная соль – хлорид натрия. Без соли нет жизни. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах.  В Китае 18 века, как свидетельствует Марко Поло, из каменной соли изготовлялись и сами монеты. И даже в 1927 году в Эфиопии, по свидетельству академика Вавилова, соль еще заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства. И, наоборот, просыпать соль означало, по  древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.

15. Осуществить переход.

P – P2O5 – H3PO4 – Na3PO4 – Ag3PO4 – H3PO4

Учитель говорит стихотворение, а ученик записывает реакции на доске и в тетрадях.

Красный фосфор я сжигаю

4P + 5O2 = 2P2O5

К дымку воду приливаю

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

Проверяю лакмусом,

Станет сразу  красным он!

Добавили натрия гидроксид

Цвет фиолетовый в колбе возник.

H3PO4 + 3NaOH =Na3PO4 + 3H2O

Потом получила фосфат серебра,

Цветом – лимонная кожура.

Na3PO4 + 3AgNO3 = 3NaNO3 +Ag3PO4

Растворилаосадокжелтый

Добавлением кислоты азотной

И на доске превращения эти

Вы записали правильно, дети.

Ag3PO4 + 3HNO3 =3AgNO3 + H3PO4

16. Работа по матрицам дифференцированно.

Вопросы:

1. Указать номера  формул кислот.

2.Указать номера формул солей.

3.Химическая формула азотной кислоты.

4.Формула сульфата железа (3)

5.Индекс при атоме хлора в молекуле хлорида магния.

6.Индекс при атоме калия в формуле сульфата калия.

7.Формула продукта реакции оксида серы (4) с водой.

8.Какие металлы не взаимодействуют с соляной кислотой.

9.Врезультате какой реакции получается водород и хлорид цинка.

10.С какими веществами реагирует соляная кислота.

11.Какие пары веществ  взаимодействуют между собой.

12.В результате какой реакции получается сульфат железа(2)

1 вариант   № вопросов – 8,10,11,12.

2 вариант   № - 5,6,7,9.

3 вариант № - 1,2,3,4.

См. приложение.



Предварительный просмотр:

Fe2O3+H2SO4

1

CaO

2

SO3+CO2

3

MgO

4

FeSO4

5

H2SO4

6

ZnO+HCl

7

Zn

8

KOH

9

H2S2O3

10

Ag

11

H3PO4

12

SO2+Fe(OH)2

13

MgSO4

14

H2S

15

CO2+H2O

16

Mg(OH)2

17

Zn+HCl

18

3

19

Al

20

HNO3

21

NaNO3

22

Zn+H2O

23

H2SO3

24

Mg(NO3)2

25

KCl

26

1

27

MgO+HCl

28

2

29

Fe+ZnSO4

30

Na2O

31

Fe2(SO4)3

32

Fe

33

Zn+O2

34

FeO+H2SO4

35

Mg

36

NaCl

37

NO2

38

Cu

39

HCl

40

NH3

41

Na2SO4

42

P2O5

43

NaOH

44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение пройденного материала по теме: Do you have an example to follow?

Конспект урока-2 (продолжение  Конспекта урока-1) Обобщение  пройденного материала по теме юнита: Do you have an example to follow?  Тема урока: The success - formula. Деятельность...

Обобщение пройденного материала по теме "Механические колебания и волны"

Урок «Решение задач. Обобщение по теме «Колебания и волны»» занимает 38/11 место в теме «Механические колебания и волны» полностью опирается на материал предыдущих уроков и является уроком обобщения и...

ОРГАНИЗАЦИЯ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ.

Одним из важных факторов, обеспечивающих усвоение знаний и повышение качества образования в ходе повторения и подготовки к экзаменам, является рефлексация, т.е. самоконтроль....

Повторение и обобщение пройденного по теме "Морфология"

План-конспект урока,проведенного в 6 классе по морфологии....

викторина для 8 класса повторение и обобщение пройденного материала

Викторина для 8 класса. Повторение и обобщение пройденного материала за курс 8 класса в форме игры "Своя игра"...

Повторение и обобщение пройденного материала “Аукцион математических знаний” на тему “Рациональные числа”

В данной статье представлен аукцион математических знаний для 8 класса на тему “Рациональные числа&rdquo...

Урок русского языка в 8 классе «Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Обособленные члены предложения»»

Данный урок может быть полезным и интересным для учителей русского языка, особенно для молодых педагогов, так каК в нём я попыталась показать все этапы урока по теме "Обобщающее повторение" ...