Наблюдение и эксперимент - методы изучения естествознания и химии
методическая разработка по химии (7 класс) на тему

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс. Естествознание

    Урок                                  Наблюдение и эксперимент –

                                   методы изучения естествознания и  химии.

Цель:  

1. познакомить учащихся с понятиями наблюдение, эксперимент, гипотеза, лаборатория, вывод.

2. на примере эксперимента по изучению строения пламени составить алгоритм действий по оформлению экспериментальных данных.

3.  показать на примере как выдвигается гипотеза и проводится проверяющий её эксперимент.

Оборудование:  свечи, спички, асбестовые сетки, зубочистки, рисунок «Строение пламени», магниты и магнитная доска, сухое горючее, демонстрационный столик.

 

Организационная часть.

Основная часть.

1.  Наблюдение. Гипотеза. Эксперимент.

Учитель.   Люди получают информацию об окружающем мире разными методами. Наиболее важные из них наблюдение и эксперимент.

Что  такое наблюдение?

Ученик.  Пользуясь  текстом учебника, находят определение понятия «наблюдение», прочитав, записывают в тетрадь.

Учитель.  Приходилось ли вам применять метод наблюдения? Было ли это научное наблюдение?  Чем научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова?

Ученик. Может ответить на вопрос самостоятельно. После ответов детей уточнить отличия научного и житейского наблюдения по тексту учебника с. 11. Если учащиеся затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, учитель предлагает прочитать текст на с. 11.

Учитель.  Что такое эксперимент?

Ученик. Пользуясь  текстом учебника, находят определение понятия «эксперимент», прочитав, записывают в тетрадь.

Учитель. Почему люди проводят эксперименты?

Ученик.  Учащиеся высказываю свои предложения.

Учитель. Цель эксперимента – подтвердить или опровергнуть различные предположения, гипотезы, которые человек выдвигает на основе наблюдений,  и сделать определённые выводы.

Как оформить экспериментальные данные? Прочитать текст с. 12 и рассмотреть таблицу на с. 13.

2.   Выполнение эксперимента и оформление экспериментальных данных.

Учитель.   Перед вами на столе оборудование для наблюдения за пламенем свечи.  Прежде, чем

мы начнём работу, познакомимся с условиями успешного проведения наблюдения.

Ученик.  Пользуясь текстом учебника с. 10, перечисляет условия, при которых наблюдение успешно.  

Учитель. Предлагает определить объект и цель наблюдения и составить его план.

Ученик.   Объект наблюдения – пламя свечи.   Цель – определить строение пламени и температуру в разных частях пламени. План – зажечь свечу, рассмотреть пламя, проверить температуру пламени.  (Возможно, что ученики самостоятельно предложат способ определения температуры пламени свечи).

Выполнение опыта.

Вместе с учителем дети зажигают свечи, рассматривают пламя и выделяют в пламени три части.  Учитель показывает части пламени на рисунке «Строение пламени», обращает внимание учащихся на рис. 7 с. 12. С помощью зубочистки проверяют, в какой зоне пламени наиболее высокая температура.

Результаты эксперимента оформляются в виде таблицы.

3.   Гипотеза и проверка гипотез.

Учитель.  Знакомит учащихся с образцом сухого горючего. Предлагает ученикам выдвинуть версии о строении и свойствах пламени сухого горючего.

Ученик.  Могут выдвинуть две версии. Пламя сухого горючего имеет такое же строение, что пламя свечи, так как протекает один и тот же процесс, горение. Пламя сухого горючего имеет другое строение, так как это отличное от парафина вещество.

Выполнение опыта. 

Учитель зажигает сухое горючее. Учащиеся рассматривают пламя и делают вывод о сходстве или отличии его от пламени свечи.

Результаты эксперимента оформляются в таблицу.

Домашнее задание.

1.  Прочитайте § 2

2.  Устно ответьте на вопросы  1  - 7 на с. 14.

3.  Подберите фотографии или рисунки химических лабораторий.

4.  Пользуясь текстом учебника  § 2  с. 13,  заполните таблицу.

Наука

Используемое при исследованиях оборудование

Биология

Физика

География

Химия

 

5.*  Предложите варианты экспериментов, которые можно провести со свечёй. Какие свойства пламени можно исследовать? Выдвиньте свои гипотезы. Составьте план выполнения эксперимента.

Итог урока.  

Учитель.  Предлагает ученикам перечислить понятия, рассмотренные на уроке, и навыки которыми овладели учащиеся. В завершении урока учитель предлагает детям оценить своё эмоциональное состояние.