программа учебной дисциплины "ХИМИЯ"
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Елена Викторовна  Ворона

Программа Учебной дисциплины "Химия " для учреждений НПО , технический профиль 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа ХИМИЯ91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ - №75»

                                                                                                                         Утверждаю:

 (печать)

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ»

2012


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

 

для профессий начального профессионального образования

 

Составители :  ВОРОНА Е.В, преподаватель химии и биологии , первой квалификационной   категории ,ГБОУ СО НПО ПЛ №75 р.п. Озинки

Рецензенты:



____________________________________________________________________    

(Ф.И.О., с указанием должности и места работы без сокращений)

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ХИМИЯ » для профессий начального профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО по профессиям НПО (технического профиля) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО третьего поколения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по химии на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Химия  изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО технического

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основу  программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

  1. материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
  2. причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  3. познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
  4. объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
  5. конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции
  6. законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  7. наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  8. развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Специфика изучения химии при овладении профессиями технического профиля отражена в каждой теме раздела и  в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического и естественнонаучного профилей в учреждениях НПО.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ХИМИЯ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «ХИМИЯ» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях НПО в соответствии с ФГОС по специальности 150709.02 «Сварщик                       (электросварочные  и  газосварочные  работы )» .

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Химия » входит в общеобразовательный цикл.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  1. периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений;
  2. химические свойства элементов ряда групп периодической системы
                (в зависимости от направления подготовки);
  3. виды химической связи в различных типах соединений;
  4. химическое равновесие;
  5. свойства важнейших классов неорганических соединений;
  6. основные процессы, протекающие в электрохимических системах;
  7. процессы коррозии и методы борьбы с коррозией;
  8. особые свойства и закономерности поведения дисперсных систем;
  9. правила безопасной работы в химических лабораториях.

-  сущность гидролиза солей;

- основные классы органических соединений, их строение, свойства,  получение и  применение;

-  все виды изомерии.

уметь:

- решать задачи и выполнять упражнения, лабораторные работы и практические задания;

- связывать свойства веществ с их применением;

- раскрывать сущность глобальных проблем человечества и объяснять роль химии в их решении.

Данная программа составлена для студентов 1 и 2 курсов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся -117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 78 часов;

Самостоятельная работа – 39 часов ;


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


Лекции

46

     лабораторные  работы

7

     практические занятия

16

     контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций;


выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);


подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

39

Итоговая аттестация в форме контрольной работы за первый год обучения, и дифференцированного зачета  за второй год обучения

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета:

        Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, книжный шкаф, шкаф для химических реактивов, шкаф для химической посуды, сейф, шкаф вытяжной, мойка универсальная, стол для весов, стол для приборов, стол преподавательский, стол лабораторный, стол для лаборанта, стол для компьютера, стул для лаборанта, стул для преподавателя, стул для студента, табуретка лаборанта, тумба с ящиками и дверцей, шкаф – стеллаж.        

        

Технические средства обучения: доска аудиторная, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, кодоскоп, компьютер, плакаты и демонстрационные материалы. периодическая система Д.И. Менделеева.

Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда: аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах, бумага индикаторная универсальная (100 полосок), бумага фильтровальная, вата гигроскопическая, ведро полиэтиленовое с крышкой, держатели для пробирок, штативы с реактивами и пробирками, сушильные шкафы, электронные весы.

3.2 Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Основные источники:

1.О.С.Габриэлян , Г.Г. Лысова Химия 11 класс -4-е изд.,стереотип

- М.: Дрофа , 2004

2. О.С.Габриэлян , Химия 11 класс Базовый уровень -2-е изд.,стереотип

- М.: Дрофа , 2007

3.Г.Е Рудзитис ,Ф.Г.Фельдман Органическая химия 10 класс- 8 -е изд

М.: Просвещение ,2001

4.Г.Е Рудзитис ,Ф.Г.Фельдман Химия  11 класс- 8 -е изд

М.: Просвещение ,2001

5.Л.Ф Цветков Органическая химия 10-11 класс ,М .: Владос ,2008

3.2.2 Дополнительные источники:

1.Коровин Н.В. Общая химия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.,  2000. .

2. Глинка Н.Л. Общая химия. – 3-е изд., испр. – М.: Интеграл-Пресс, 2003.

3. Пособие  по  химии .Г.П. Хомченко

   Издательство  « Новая  Волна »   , 2001

3.2.3 Интернет ресурсы:

1. Электронная библиотека:

– Герасимова Л.В, Манахова С.В., Шкаева Н.В., Онохина Н.А., Орлова О.П., Малютина Л.А. Введение в теорию химических процессов переработки древесины: учебное пособие. – Архангельск: изд-во АГТУ, 2009. – 135 с.

– Герасимова Л.В., Манахова С.В., Малютина Л.А. Неорганические соединения: номенклатура, свойства, методы получения – Архангельск: изд-во АГТУ, 2007. – 88 с.

– Малютина Л.А., Мошкова Т.Б., Манахова С.В. Окислительно-восстановительные реакции: методические указания к самостоятельной работе студентов 1 курса. –2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: изд-во АГТУ, 2005. – 42 с.

-   Открытая химия: полный интерактивный курс химии для уч-ся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студ.технич.вузов: версия 2.5-М.: Физикон, 2006.

-  Мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия» для изучения химии в 10-11 классах: 1С и Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ, 2003.

-  1С: Репетитор – Химия, для абитуриентов, старшеклассников и учителей, ЗАО «1С», 1998-2005.

-  Школьный химический эксперимент. Органическая химия. (Электронный ресурс): Сборник демонстрационных опытов для средней и общеобразовательной школы. М.:ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006:Зв.

2. www.xumuk.ru, www.chem.msu.ru, www.himhelp.ru.

Учебно-программная документация  

  1. Примерная программа дисциплины «Химия»
  2. Программа дисциплины «Химия»
  3. Календарно-тематический план

Учебно-методическая документация

  1. Учебно-методические комплексы по темам.
  2. Сборник тестовых заданий
  3. Учебно-методические пособия модульного типа

Учебно-наглядные пособия

1.        Плоскостные средства обучения: таблицы, плакаты, схемы и др.

  1. Объемные воспроизведения натуральных объектов: макеты, модели
  2. Компьютерные программы (обучающие и контролирующие)
  3. Видеофильмы, слайд - фильмы, электронные образовательные ресурсы
    (электронные дидактические материалы, электронные учебные модули,
    электронные учебные пособия)

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. составлять электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов;
  2. прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе и  электронного строения;
  3. составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;
  4. составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;
  5. решать задачи на растворы;
  6. уравнивать окислительно–восстановительные реакции ионно-электронным методом;
  7. составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды;
  8. составлять  названия соединений по систематической номенклатуре;
  9. составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;  
  10. объяснять взаимное влияние атомов.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;
  2. квантово-механические представления о строении атомов;
  3. общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;
  4. важнейшие виды химической связи и механизм их образования;
  5. основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;
  6. протолитическую теорию кислот и оснований;
  7. коллигативные свойства растворов;
  8. способы выражения концентрации растворов;
  9. алгоритмы решения задач на растворы;
  10. буферные растворы и их свойства;
  11. теорию коллоидных растворов;
  12. сущность гидролиза солей;
  13. основные классы органических соединений, их строение, свойства, получение и  применение;
  14. все виды изомерии.

Формы контроля знаний:

1.Индивидуальный

2.Групповой

3.Комбинированный

4.Самоконтроль


Методы контроля:

1.Письменный

2.Практический

3.Наблюдение и оценка практических действий

4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).

5.Тестовый контроль с применением информационных технологий.














Формы контроля знаний:

1.Индивидуальный

2.Комбинированный

3.Самоконтроль

4.Фронтальный


Методы контроля:

1.Устный

2.Письменный (химический диктант)

3.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).

4.Тестовый контроль с применением информационных технологий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....