Урок № 40. Химия по учебнику О.С. Габриелян Практическая работа № 3
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Тихонов Александр Семёнович

Практическая работа № 3;  по химии 9 класс  по учебнику О. С. Габриелян стр. 143

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  № 40 стр. 143. Практическая работа № 9

«Получение CO 2 оксида углерода (IV)  и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.»

1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Выполним все действия, описанные в учебнике.

1) При действии соляной кислоты на мрамор или мел, состоящий в основном из Са CO 3 , происходит выделение углекислого газа:

Са CO 3  + 2НСl =  Са Сl 2 +  CO 2      + Н 2 О

                       +        _       2+         _    

Са CO 3  + 2Н + 2Сl =  Са  + 2Сl  +  CO 2     + Н 2 О

                       +        2+            

Са CO 3  + 2Н  = Са  +  CO 2     + Н 2 О

2) При пропускании углекислого газа через известковую воду происходит последователь-но  2 реакции:

                         Са (O Н ) 2  +   CO 2     =  Са CO 3     +  Н 2 О

В начале образуется карбонат кальция, нерастворимый осадок в воде. Именно тогда происходит помутнение раствора. Затем, по мере дальнейшего пропускания углекислого газа карбонат кальция переходит в гидрокарбонат, который растворим в воде, при этом происходит растворение осадка и исчезновение взвеси(мути):

Са (O Н ) 2  +   CO 2 +  Н 2 О    =  Са (Н CO 3  ) 2  

                                                        2+                 _

Са (O Н ) 2  +   CO 2  +  Н 2 О    =  Са      +  2Н С О 3

3) При пропускании оксида углерода через дистиллированную воду происходит образование слабой угольной кислоты, которая окрашивает синий лакмус в красный цвет:

CO 2     + Н 2 О   ---- Н 2  С О 3

Распознавание карбонатов. В четырёх пробирках выданы следующие вещества: Na 2   SO 4 – сульфат натрия,  Zn Cl 2 – хлорид цинка;  К 2  С О 3 – карбонат калия,  Na 2  S I O 3 –  силикат натрия. Необходимо распознать каждое из  веществ:

1) Прибавим раствор соляной кислоты в каждую из пробирок. В двух из них произойдут изменения:

К 2  С О 3  + 2 НСl = 2 К Сl  +  CO 2     + Н 2 О

    +         2-             +        _         +           _

 +  С О 3  + 2 Н +  2Сl = 2 К  + 2 Сl  +  CO 2     + Н 2 О

        2-             +                          

    С О 3  + 2 Н +   =   CO 2     + Н 2 О

В пробирке с карбонатом калия выделится углекислый газ.

Na 2  S I O 3  + 2 НСl     = Н 2 S I O 3         +  2Na Сl    

     +              2-            +          _                                           +           _

2Na  +   S I O 3  + 2 Н  + 2 Сl     = Н 2 S I O 3         +  2Na + 2 Сl    

      2-            +                                                  

 S I O 3  + 2 Н    = Н 2 S I O 3        

В пробирке с  силикатом натрия образуется белый аморфный осадок кремневой кислоты.

Добавим  раствор хлорида бария, при этом в пробирке с сульфатом натрия выделится осадок белого цвета:

     

Na 2   SO 4  + Ba Cl 2 = 2 NaCl  +  Ba SO 4  

  +           2-          2+              _             +            _

2Na  +   SO 4  + Ba + 2Cl  = 2 Na +   2Cl  +  Ba SO 4  

      2-          2+              

   SO 4  + Ba   =   Ba SO 4  

В пробирку с хлоридом цинка никаких изменений не произойдёт. Добавим в оставшуюся пробирку раствор нитрата серебра:

Zn Cl 2  +2 A g NO 3  = Zn ( NO 3 ) 2   +  2A g  Cl      

   2+        _           +           _          2+            _

Zn + 2 Cl  +2 A g + 2NO 3  = Zn  +  2NO 3   +  2A g  Cl      

         _           +          

 2 Cl  +  2 A g   =   2A g  Cl  

Выпадает белый творожистый  осадок    

Д\З Оформить практическую работу. Стр. 204 –219  -- читать , пар. 1-3.

Раздать ученикам задания по подготовке кратких на 4-5 мин. Сообщений по теме: «Минеральные удобрения». Информацию желательно брать из учебника в разделе .Приложения. Темы докладов – на усмотрение учителя.

Темы:

1. Ионообменное усвоение растениями питательных элементов из почвы. Значение макро- и микроэлементов для роста и развития растений.

2) Основные типы классификации удобрений.

3) Расчёт питательной ценности удобрений.

4) Значение азота, калия и фосфора для жизнедеятельности растений.

5) Химическая мелиорация почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнения: 10...

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнени...

Основы организации групповой деятельности обучающихся на уроках химии в рамках проведения лабораторных и практических работ

Важную роль на ЛПЗ играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный инструктаж. Преподаватель дол...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме Практическая работа "Приготовление растворов"

На первом этапе урока группы отчитываются по выполнению домашнего задания. Представители группы «химиков» рассказывают о роли микро- и макроэлементов в развитии растений (отдельно по каждо...

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.Урок 7. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»Цели урока: -закрепить общие представ...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...