Из опыта работы по подготовке к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ
статья по химии (11 класс) на тему
Из опыта работы по подготовке к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукоянова Л.Г.
Учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Гороховец
Из опыта работы
по подготовке к сдаче экзамена по химии
в форме ЕГЭ
Проверка знаний учащихся о строении веществ является частью заданий блока «Химическая связь и строение вещества».
Вопрос 1. Типы химических связей и виды кристаллических решеток.
Для систематизации знаний о типах химических связей в своей работе использую схему, которая помогает связать в единое целое состав, строение и свойства вещества
Схема 1.
Взаимосвязь состава веществ, типов химических связей, видов кристаллических решеток, возможных физических свойств
Простые вещества | Металл | Металлическая связь | Металлическая кристаллическая решетка | Пластичность, ковкость, металлический блеск, тепло и электропроводность |
Неметалл | Ковалентная неполярная связь | Атомная кристаллическая решетка | Твердость, прочность, тугоплавкость, не проводят электрический ток (искл. графит) | |
Сложные вещества | НеМе1-НеМе2 | Ковалентная полярная связь | Молекулярная кристаллическая решетка | Летучесть (вещество газ или жидкость, твердое вещество, которое легко становится газом), низкие температуры плавления и кипения |
Ме-НеМе (NH4 - A) | Ионная связь | Ионная кристаллическая решетка | Твердые, тугоплавкие, растворы и расплавы проводят электрический ток |
. Работая с данной схемой, можно переходить в разном направлении: от состава вещества к строению и свойствам и наоборот. Рассмотрим примеры выполнения некоторых типовых заданий .
Пример 1. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?
1) Н2О ,СН4, NH3 2) NaCl, Cl2, Na2S
3) HI, S8, ZnCl2 4) H2S, K2O ,O3
(Логика работы со схемой: Связь ковалентная полярная =>вещество сложное и состоит из разных неметаллов =>ответ 1)
Пример 2. В каком ряду записаны вещества только с ионной связью?
1).CH3COONa, Al4C3, Na2SO4 2) CO, NaIO3, C2H5OH
3) KCl, CaH2, НCl 4) S8, Al(NO3)3, O3
(Логика работы со схемой: связь ионная => вещество сложное, состоящее из металла и неметалла, или аммония и неметалла => ответ 1)
Пример 3. Немолекулярное строение имеет каждое из соединений:
1) Н2О, Nа2SO3 2) F2, CaCO3 3) CaO, Ca3N2 4) SO2, Cu(NO3)2
(Логика работы со схемой: Немолекулярное строение – это атомное, металлическое или ионное. Проанализировав состав веществ в ответах 1,2,4, мы увидим по одному веществу, содержащему только неметаллы, в ответе 3 обе формулы включают металлы, т.е. явно имеют ионное строение. Правильный ответ 3.
Определить тип связи по данной схеме не вызывает осложнений, т.к. состав вещества однозначно и напрямую выводит на правильный тип связи, а вот определение вида кристаллической решетки у веществ с ковалентной связью может вызвать затруднение, поэтому необходимо этот вопрос рассмотреть отдельно.
Определить тип кристаллической решетки простого вещества - неметалла можно по химической формуле: (О2-кислород и С-алмаз). Первое вещество состоит из молекул, кристаллическая решетка – молекулярная, второе из атомов - решетка атомная.
Определить тип решетки в сложных веществах по формуле не предоставляется возможным (например СО2 и SiO2). В данных веществах тип связи одинаковый (ковалентная полярная), состав идентичен (образованы элементами-аналогами), поэтому для определения типа кристаллической решетки необходимо использовать свойства (СО2 - газ, а SiO2 твердое тугоплавкое вещество) => СО2 решетка молекулярная, SiO2 – решетка атомная.
Схема помогает учащимся найти точку опоры. При постоянном обращении к данной схеме она легко запоминается.
Пример 4. Ковалентная неполярная связь характерна для вещества, формула которого
1) CrO3 2) P2O5 3) SO2 4) F2
Ответ: 4
Пример 5. Ковалентную полярную и ковалентную неполярную связь имеют соответственно:
- Вода и сероводород
- Бромид калия и азот
- Аммиак и водород
- Кислород и метан
Ответ: 3
Пример 6. Молекулярную кристаллическую решетку имеет каждое из двух веществ
- Графит и алмаз
- Кремний и йод
- Хлор и оксид углерода (IV)
- Хлорид бария и оксид бария
Ответ: 3
Пример 7. Молекулярное строение имеет:
- Хлорид бария
- Оксид калия
- Хлорид аммония
- Аммиак
Ответ: 4
Пример 8. Молекулярное строение имеет:
- Вода
- Оксид натрия
- Хлорид калия
- Алмаз
Ответ: 1
Пример 9. Ионную кристаллическую решетку имеет:
- Хлор
- Хлорид цезия
- Хлорид фосфора (III)
- Оксид углерода (II)
Ответ: 2
Пример 10. Кристаллическая решетка галогенов:
- Атомная
- Ионная
- Молекулярная
- Металлическая Ответ: 3
Пример 11. Кристаллическую решетку подобную структуре алмаза имеет:
- SiO2 2) Na2O 3) CO 4) P4
Ответ: 1
Вопрос 2. Расчет количества σ- и π- связей.
Расчет количества химических связей можно легко провести по структурной формуле, но построить ее не так легко, да и время требуется, которого в режиме ЕГЭ крайне мало. Я предлагаю простые способы определения количества данных видов ковалентных связей.
- А. Расчет количества σ - связей.
Если вещество нециклическое (это все неорганические вещества, кроме солей и многие органические вещества), то количество σ- связей можно подсчитать по формуле:
σ = Σ индексов - 1
Например, серная кислота Н2SO4 (2+1+4-1=6 σ-связей), уксусная кислота CH3COOН (1+3+1+1+1+1-1=7 σ связей)
Если вещество циклическое (это органические циклические вещества легче всего их заметить по наличию бензольного кольца С6Н5) при подсчете количества σ-связей пользуются той же формулой, но 1 не вычитается.
σ = Σ индексов
Например, фенол С6Н5ОН (6+5+1+1=13 связей)
Количество σ-связей в солях определяют только по структурной формуле (т.к. формулы солей могут содержать внутренние циклы, которые невозможно найти по молекулярной формуле вещества)
- Б. Расчет количества π -связей
В органических веществах количество π-связей можно определить по суффиксу в систематическом названии вещества или по молекулярной формуле.
Суффикс ан – 0 π- связей
Суффиксы ен, аль, он, ат, овая кислота – 1 π- связь
Суффиксы ин, адиен – 2 π- связи
Например, Определить количество π- связей в молекуле 2,4 – диметилпентен -3-аль (ен – 1 π- связь + аль -1 π- связь = 2 π связи)
Необходимо обратить внимание, что это правило работает только в систематических названиях. Например, определить количество π- связей в молекулах этина, глицина и глицерина. По суффиксам ин можно предположить, что в каждом из этих веществ содержится по 2 π- связи, но это предположение будет ошибочным, т.к. только одно название является систематическим – этин и только в нем можно учитывать суффикс, остальные необходимо превратить в систематические (глицин – аминоэтановая кислота – 1 π- связь, глицерин – 1,2,3 –пропантриол – 0 π -связей).
Определение количества π- связей в неорганических веществах проводят только от структурной формулы
Пример 1. В молекуле формаальдегида
- 1 σ – связь и 3 π – связи
- 2 σ – связи и 2 π – связи
- 3 σ – связи и 1 π – связь
- 4 σ – связи и 2 π – связи
Ответ: 3
Пример 2. Число σ – связей в молекуле этилена равно:
- 6 2) 5 3) 3 4) 4
Ответ: 2
Пример 3. Только σ – связи содержатся в молекуле
- Циклогексана 2) Этилена 3) Ацетилена 4) Бутадиена-1, 3
Ответ: 1
Пример 4. π – связь имеется в молекуле
- Метанола
- 2 – метилбутана
- Формальдегида
- Хлорэтана
Ответ: 3
Пример 5. Среди указанных веществ наибольшее число σ – связей имеется в молекуле
- Н – бутана
- Бутэна – 1
- Бутина – 2
- Бутадиена – 1, 3
Ответ: 1
Вопрос 3. Определение типа гибридизации атомов в органических и неорганических веществах.
Определить тип гибридизации в органических и неорганических веществах можно от «числа соседей» атома в структурной формуле.
4 соседа, тип гибридизации sp3
3 соседа, тип гибридизации sp2
2 соседа, тип гибридизации sp
Пример 1. В состоянии sp2 гибридизации все атомы углерода находятся в углеводороде
- H2C = CH – CH = CH2
- H2C = C = CH – CH3
- H3C – CH2 – C ≡ CH
- H3C – C ≡ C – CH3
Ответ: 1
Пример 2. В молекуле какого вещества все атомы углерода находятся в состоянии sp2 гибридизации
- Пентана
- Пентена – 1
- Этана
- Этена
Ответ: 4
Дать учащемуся не только знания, но и инструмент, который поможет применить эти знания на практике – вот цель, которая объединяет всех: и детей, и учителей и родителей в один сплоченный коллектив, которому никакие ЕГЭ не страшны.
Материалы подготовлены с использованием литературы:
- Каверина А.А. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Химия. Учебное пособие. – М. Интеллект-Центр, 2012
- Габриелян О.С. Химия. Готовимся к ЕГЗ. – М. Дрофа, 2011
- Материалы курсов повышения квалификации ВИПКРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ
Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...
Рабочая программа учебного ресурсного центра по подготовке к сдаче экзамена Fit in Deutsch 2 на уровень А2
Рабочая программа учебного ресурсного центра по подготовке к сдаче экзамена Fit in Deutsch 2 на уровень А2....
Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.
В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....
Буклет "Как помочь детям в период подготовки и сдачи экзамена"
Рекомендации и советы школьного психолога родителям выпускников....
"Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ на уроках химии"
Выступление на районном методическом объединении учителей химии Тюльганского района, ноябрь 2014 год....
Статья по теме "Эффективные формы и методы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ"
Из опыта работы...
Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии
Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...