Пропедевтический курс по химии 7 класс. Открытый урок
рабочая программа по химии (7 класс) по теме
Тема. Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия»
Цель урока:
- повторить и обобщить знания о первоначальных химических понятиях;
- совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха;
Задачи:
- Воспитательная:
- воспитание самостоятельности, ответственности, сотрудничества;
- формирование логического и абстрактного мышления;
- формирование нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.
2. Образовательная:
- обобщить знания учащихся;
- выделить наиболее общие и существенные первоначальные химические представления – вещества, явления, валентность
- научить первоначальным мировоззренческим понятиям.
3. Развивающая:
- развитие умений учебно – познавательной деятельности;
- развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи;
- развитие мотивационной сфер личности, способности к анализу;
- развитие мышления через обучение анализировать и строить аналогии;
- развитие внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_himiya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Пропедевтический курс по химии
Тема. Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия»
Цель урока:
- повторить и обобщить знания о первоначальных химических понятиях;
- совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха;
Задачи:
- Воспитательная:
- воспитание самостоятельности, ответственности, сотрудничества;
- формирование логического и абстрактного мышления;
- формирование нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.
- Образовательная:
- обобщить знания учащихся;
- выделить наиболее общие и существенные первоначальные химические представления – вещества, явления, валентность
- научить первоначальным мировоззренческим понятиям.
- Развивающая:
- развитие умений учебно – познавательной деятельности;
- развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи;
- развитие мотивационной сфер личности, способности к анализу;
- развитие мышления через обучение анализировать и строить аналогии;
- развитие внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Оборудование:
- карточки с символами элементов и веществ
- задания на столах обучающихся
- маршрутные листы
- запись на доске химических формул веществ станция 5
- химические реактивы Cu (OH)2, Na Cl , S , H 2 O,
- Свеча, спички, пробирки – 2, воронка, фильтр, свечка, спиртовка, магниты
- Записать станции на доске
- Ответы на вопросы ст.6.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Этап обобщения и систематизации знаний.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Ребята, за 30 минут мы совершим виртуальное путешествие по одной из областей великой страны ХИМИИ - Первоначальные химические понятия.
Занятие мы проведём в виде путешествия по маршруту: станция Химические знаки – станция Узнай вещество – станция Вещества – полустанок Угадай вещество - станция Явления – станция Валентность- станция Вычислительная. Учащиеся пассажиры этого поезда, а учитель проводник. На столах даны карточки с заданиями и маршрутные листы, в которых учащиеся ставят себе баллы (оценки).
Отправляясь в любое путешествие необходимо взять с собой багаж, а ваш багаж – это ваши знания, проверим взяли ли вы их с собой.
Интеллектуальная разминка
Разминку проводим в виде теста дополнения. Её цель – проверка теоретических знаний и кругозора учащихся (за правильный ответ ставим себе в маршрутные листы 1 балл).
- Определённый вид атомов - … (химический элемент).
- Химически неделимая частица - … (атом).
- Вещества, образованные одним видом атомов, называются … (простыми).
- Свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении - …(валентность).
- Вещества, состоящие из нескольких видов атомов - … (сложными)
- Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав, называется… (химической формулой).
- «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ» - это формулировка … (закона сохранения массы веществ при химических реакциях).
- Самое распространённое вещество на Земле – это … (вода).
- Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются … (химическими).
- Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха - всё это … (признаки химических реакций).
- Этап обобщения и систематизации знаний.
1.Станция Химические знаки (за правильный ответ ставим себе 1 балл
Цель: проверить знание символов химических элементов. Кто быстрее назовёт количество следующих элементов:
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | N | B | Br | Na | K | P | Mg | Hg | C | Au |
2 | Zn | Na | O | H | O | Hg | C | Ag | Na | Fe |
3 | F | Cl | S | C | Au | P | Hg | Ba | H | P |
4 | Al | B | P | Br | Hg | I | C | K | Na | Ca |
5 | O | S i | C | Mg | Mn | Na | Cu | Hg | P | Pb |
6 | S | Na | F | Zn | Hg | Fe | Al | C | P | Ba |
Сколько раз повторно записаны знаки элементов
Na______ C_________ P_______ Hg________
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Zn | Fe | Cl | F | S | Fe | Na | Mn | S i | Cu |
2 | S | H | Ba | Fe | Ca | N | Cl | B | Au | K |
3 | Ca | S | S i | Mg | Cu | Na | Hg | Fe | Pb | O |
4 | Ag | Fe | Cu | P | S | F | Fe | Zn | Al | Cl |
5 | Br | I | Fe | S i | Cl | Mn | Cu | Na | S | Fe |
6 | Pb | Cu | Zn | Hg | Fe | Na | Cl | H | Cl | S |
Сколько раз повторно записаны знаки элементов
Cu _______ Fe_______S_________Cl________
Ответы:
1 карточка: (Натрий- 6; Углерод- 6; Фосфор- 6; Ртуть- 6)
2 карточка: (Медь- 5; Железо – 9; Сера- 6; Хлор -6)
2станция «Узнай вещество». Игровая цель: как можно быстрее узнать вещество по формуле, подписать его название, указав, сложное оно или простое (работа по карточкам с изображением формул на доске) ответы с мест и выставляем себе по 1 баллу за правильный ответ (Приложение 1)
- Станция «Вещества» (за правильный ответ 1 балл)
В карточке вы вычёркиваете ненужные ячейки. Соедините их в виде фигуры. Здесь мы применим знания математики. Какая фигура образовалась?
Карточка №1 Из перечня веществ вычеркните простые вещества.
Mg O | Au | Zn O |
Ca | HCl | Ba |
H 2 S | S | CO 2 |
Карточка № 2. Из перечня веществ вычеркните сложные вещества
Au | H 2 S | S |
Mg O | Ba | Zn O |
N2 | HCl | Ca |
Карточка № 3 Из перечня веществ вычеркните тела.
Кислород | Стакан | Железо |
Ключ | Ртуть | Капля |
Азот | Гвоздь | Фосфор |
(Правильный ответ- ромб во всех карточках)
Полустанок « Угадай вещество по описанию» (фронтальная работа) 1 балл
Зачитывается учителем описание вещества: «Это вещество сложное. В старину его называли властителем жизни и смерти. Римляне приносили его в жертву богам. Оно считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей» (поваренная соль)
- станция « Явления» Игровая цель: определить по рисунку – схеме, к какой группе явлений (химических или физических) относят схематически изображённое явление, определить данное явление опытным путём, выбрав необходимые реактивы, указать признаки, по которым определяли группу явлений.
работа по рисункам, проведение опыта у доски (Приложение 2,3,4,5)
5станция «Валентность» (работа у доски)
Её цель - закрепить умение определять валентность по формулам.
- Обозначьте римскими цифрами валентность химических элементов (работа на доске)
Fe 2 O3 , CO , Ag 2 O , Mn 2 O 7, S O 2 , H 2 S , Cu O (запись на доске)
6 станция (Вычислительная) Тестовые задания (работа на местах)
Вариант 1.
1. Простые вещества.
2. Вещество, состав которого соответствует общей формуле АВ2
3.Вещество, для которого М = 34.
4. Вещество, для которого сумма индексов равна 5.
5. Вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы.
6. Вещество, содержание которого в воздухе составляет 78 %.
7. Вещества, которые проявляют свойства металлов
а) N 2 б) CO2 в) H2 S г) Cu д) O3 е) Cl 2 ж) Mn Cl 4 з) Ag и) Fe 2 O3
(на доске правильные ответы для осуществления самооценки). Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске, подсчитывают рейтинговый балл и выставляют себе оценку, исходя из соотношения: 12 совпавших ответов – 5 баллов; 9-11 – 4 балла; 7-8 – 3 балла
Ответ: 1-а, г,д, е, з; 2- б; 3- в; 4- и; 5 – в; 6 – а; 7- г, з.
Вариант 2
1. Сложное вещество.
2. Вещество, состав которого соответствует формуле А2 В
3. Вещество, для которого М = 48.
4. Вещества, в формулах которых сумма индексов равна 3.
5. Вещество, молекула которого состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода.
6. Вещества, которые проявляют свойства неметаллов.
7.Вещество, имеющее серебристый цвет и проводящее электрический ток.
а) N 2 , б) CO , в) H2 S , г) Cu , д) O3 , е) Cl 2 , ж) Mn Cl 4 , з) Ag и) Fe 2 O3
Ответ:1- б, в, ж, и; 2- в; 3- д; 4- в, д; 5-б; 6-а,д,е,
4. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, давайте ответим сами себе на вопросы:
- С каким настроением вы пришли на урок и с каким закончили урок?
- Какие затруднения возникли в ходе урока?
- Как я оцениваю свою работу на уроке?
- Что необходимо повторить, чтобы ликвидировать свои пробелы?
5.Итоги урока.
Вы хорошо справились с заданиями, поэтому можно считать, что мы побывали в стране «Первоначальные Химические понятия»
Мы систематизировали и обобщили первоначальные химические понятия. Этот этап очень важен для последующего изучения химии, даёт возможность применять полученные знания в понимании других тем, которые вам предстоит изучать.
Оценивание работы учащихся на урок, сдача маршрутных листов и таблиц
Фамилия, имя | Маршрутный лист Станции | |||||||||||
1. Хими- ческие знаки | 2. Узнай вещест-во | 3. Веще - ства | 4. Явле- ния | 5. Валент- ность | 6 Вычисли- тельная | |||||||
Дополнительные задания
1Станция «Формульная»
Записать формулы веществ: АШ -2 –ЭС- О -4; Калий –ЭН-О -3; Алюминий – 2- О-3
- Станция «Вычислительная» Формула – визитная карточка вещества. О чём может рассказать формула? Какие вычисления можно провести по формулам веществ?
У доски ученик вычисляет по формуле оксида углерода(4) относительную молекулярную и массовую долю кислорода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс
данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое преподавание химии. 7 класс". в планировании указываются названия тем, урокав, входящих в тему, н...
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....
Пропедевтический курс по химии для 7 класса "Химия и жизнь"
Спецкурс по химии для 7 класса....
Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.
Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....
Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....
Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе д...
программа пропедевтического курса по химии в 7 классе
программа пропедевтического курса по химии в 7 классе...