Пути устранения перегрузки обучающихся и предупреждение неуспеваемости по химии.
статья по химии по теме

Трусова Елена Анатольевна

Рационально использовать время на уроке и как можно больше выполнять заданий не закрепление знаний после параграфа - вот основа снижения домашней нагрузки и возможность слабым обучающимся предупредить неуспеваемость по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_ustraneniya_peregruzki_uchashchihsya_i.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

                           Пути устранения перегрузки учащихся и                                            

                        предупреждение неуспеваемости по химии.

Рациональное использование времени на уроке является основой для достижения его главной дели — эффективного и качественного изучения нового материала, а также применения полученных знаний на практике: при выполнении лабораторных опытов, на практических занятиях, при подготовке к экзаменам. Использование ИКТ позволяет школьникам быстрее и эффективнее усваивать курс химии.

Наблюдения показывают, что многие обучающиеся, усвоив изученный материал, не могут использовать полученные знания для самостоятельного рассмотрения некоторых вопросов. Например, после изучения химических свойств этилена учащиеся нередко затрудняются самостоятельно записать уравнения реакции взаимодействия его гомологов с бромом, хотя знают, что  происходит присоединение молекулы брома по месту разрыва двойной связи. Такие обучающиеся формально запомнили материал, но не осмыслили его.

Формализм в знаниях некоторых учащихся проявляется также в том, что они не умеют связывать новый материал с пройденным ранее. И тогда учителю приходится тратить часть урока на повторение известного материала. Такая потеря учебного времени может привести к перегрузке домашними заданиями, так как на закрепление изученного раздела в конце урока времени не остается.

Для предупреждения подобных пробелов в организации урока  в начале учебного года на первых занятиях говорю обучающимся о том, что большую часть упражнений и заданий, приведенных в учебнике в конце каждого параграфа, ученики будут выполнять в классе. Таким образом пройденный на уроке материал будет закрепляться (таких упражнений в учебнике намного больше, чем можно включить в задание на дом). Упражнения обычно включают материал, позволяющий не только закрепить изученный, но и требующий при ответе на вопрос использовать знания, полученные на уроках ранее и даже в предыдущие годы обучения.

При таком подходе происходит как бы наращивание знаний. Причем, выполняя задание на уроке, обучающийся может воспользоваться учебником или любой дополнительной литературой. Использование вспомогательной литературы и учебника вполне оправдано, так как уже в процессе урока обучающиеся будут вырабатывать умения пользоваться различными справочниками, пособиями и другими источниками информации, овладевать навыками самообразования.

Так как на большую часть упражнений в тексте учебника нет готового ответа, учащимся приходится проявить некоторую сообразительность, чтобы дать правильный ответ. Например, обучающиеся получают задание на дом: используя учебник десятого класса, изучить «Гомологический ряд ацетилена. Физические и химические свойства». На следующем уроке  предлагаю им выполнить упражнения  в конце параграфа. Наряду с этим даю задания на повторение, а также упражнения ранее изученных параграфов, темы «Непредельные углеводороды». Таким образом, пока учащиеся изучают данную тему, они ее постоянно повторяют. Повторением и углублением многих тем и разделов курса химии добиваюсь более прочного усвоения материала, выработки четких понятий, умений.

За самостоятельное выполнение упражнений ставлю отметку. Особое внимание на уроке отвожу дифференцированному подходу к слабоуспевающим школьникам. Им разрешаю пользоваться планом ответа, наглядными пособиями. Во время объяснения материала и при выполнении упражнений в классе к ним чаще, чем к остальным обучающимся, обращаюсь с вопросами, позволяющими проверить степень осмысленного понимания изученного материала, акцентирую внимание на основополагающих понятиях, привлекаю их к работе с учебником на уроке. При опросе таких обучающихся, если даже в их ответах обнаруживается незнание или непонимание большей части учебного материала, не стремлюсь им ставить отметку «2». Выставление неудовлетворительной отметки всегда можно отсрочить, особенно если видно желание ученика улучшить свою учебу. Если обнаруживается повторное незнание материала, предлагаю  прийти на дополнительное занятие, где работаем с ним индивидуально. Иногда такие занятия учащимся приходится посещать дважды, т. е. до тех пор, пока материал темы не усвоен. И только если ученик не является на дополнительные занятия, отметку «2» выставляю в журнал. При этом ученик не освобождается от посещения дополнительных занятий, он обязан изучить материал и подтвердить его усвоение получением удовлетворительной оценки.

Изложенный  подход к работе со слабоуспевающими учениками, как показывает опыт, позволяет наиболее полно, эффективно использовать каждую минуту урока, предупреждает неуспеваемость по предмету и перегрузку школьников домашними заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости"

В предлагаемом докладе речь пойдет о путях предупреждения неуспеваемости, о педагогической поддержке таких детей....

Предупреждение неуспеваемости учащихся

По классификации психолога Н.И. Мурачковского выделены  три  типа неуспевающих :  1 тип – низкое  качество мыслительной деятельности сочетается  с положительным  отношени...

Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

«Способы предупреждения неуспеваемости школьников в процессе изучения информатики»

“Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости ...

Система работы школы по предупреждению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по предупреждению неуспеваемости учащихся...

Зачетная система в старших классах как средство предупреждения неуспеваемости

Одной из мер по предупреждению неуспеваемости школьников старших (10-х и 11-х) классов является зачет по пройденному материалу. Такой зачет систематизирует полученные знания, требует от учащихся серье...

Пути предупреждения неуспеваемости по физике.

Пути предупреждения неуспеваемости по физике....