Опорный конспект по теме "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Лобанова Юлия Олеговна

Конспект может быть использован учителем при объяснении темы "Оксиды, их классификация и своййства". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornyy_konspekt_oksidy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых  - кислород.

    Основные                                                   Амфотерные                                         Кислотные

    образованы                                       ZnO, Al2O3, Fe2O3, Cr2O3                    образованные всеми

Ме с валентностью I,II,III                                                                        НеМе и Ме с вал. ≥ IV

Химические свойства оксидов

Основные

Кислотные

Основные оксиды

+H2O            щелочь

                   (р-ия соед.)

Кислотные оксиды

+H2O                   кислота

                         (р-ия соед.)

+к-та             соль + H2O

                    (р-ия обмена)

+H2                   Ме +  H2O

                    (р-ия замещ.)    

                           

+щелочь             соль + H2O

                         (р-ия обмена)

+ к.о.             соль

                    (р-ия соед.)

+ о.о.                  соль

                         (р-ия соед.)


Примеры:

Na2O

+H2O            

                   NaOH

SO3

+H2O                  

                         H2SO4 

+HCl            

                    NaCl + H2O

+H2   (C,CO)                

                    Na +  H2O (CO2)

                           

+NaOH            

                         Na2SO4 + H2O

+ SO2             

                    Na2SO3

+ CaO                  

                         CaSO4

Получение:

Me + O2  MexOy (р-ия соед.)

HeMe + O2  HeMexOy (р-ия соед.)

Генетическая связь:

Ca  CaO  Ca(OH)2

S  SO2  H2SO3

Специфические свойства оксидов:

  1. Некоторые оксиды НеМе и благородных Ме и ртути могут разлагаться (при t):

2N2O = 2N2 + O2;           2SO3 = 2SO2 + O2;            2HgO = 2Hg + O2;            2AuO = 4Au + O2

  1. Некоторые оксиды реагируют с солями(при t):

SiO2 + CaCO3 = CaSiO3 + CO2↑;         Fe2O3 + Na2CO3 = 2NaFeO2 + CO2

  1. При высоких t активные Ме (Al, Mg, Ca, K, Na) вытесняют менее активные из оксидов:

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe (алюмотермия);              NB: СO2 + Mg = 2MgO + C

  1. При высоких t некоторые НеМе (С и Н) восстанавливают другие НеМе или Ме из их оксидов:

SiO2 + 2C = Si + 2CO↑;         WO3 + 3H2 = W + 3H2O

  1. Некоторые кислотные оксиды взаимодействуют с кислотами:

SiO2 + 4HF = SiF4↑ + 2H2O;       SO2 + 2H2S = 3S↓ + 2H2O

                   

                      HNO3                     

                                                    N2O5

                      HClO4                                     

P2O5 +                                         Cl2O7                       + HPO3

                      SO3↑                      

                                                    H2SO4

  1. Некоторые оксиды НеМе взаимодействуют с водой особым образом:

2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2;           2ClO2 + H2O = HClO3 + HClO2



Получение оксидов:

ЭxOy-2

МеxOy-2

НеМеxOy-2

МеxOy-2

Окисление простых и сложных веществ кислородом

C + O2 = CO2

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

Разложение

Нерастворимых оснований (при t)

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

Некоторых кислот

H2CO3 = CO2 + H2O

H2SiO3 = SiO2 + H2O

H2SO3 = SO2 + H2O

Некоторых солей (при t)

CaCO3 = CaO + CO2

2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Опорный конспект по теме "Элементы комбинаторики"

В данном конспекте даны основные определения и формулы для вычисления числа перестановок, размещений и сочетаний без повторений. Можно использовать на уроках комбинаторики в 11-м классе (базовый урове...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...