Бинарный урок "Минеральные удобрения"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Усикова Марите Вацлово

Интегрированный урок  химии и географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_mineralnye_udobreniya.rar2.3 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9
Бинарный урок география – химия    9 класс
«Минеральные удобрения».
Авторы:

Ратникова Елена Валерьевна,   учитель географии высшей категории Усикова Марите Вацлово,  учитель химии высшей категории.

Учитель химии: Огородные «забавы» Д.И.Менделеева  Слайд №1

В 1865 году    научное творчество Д.И.Менделеева получило  практическое применение.  У него в имении Боблово,  под Москвой был  заброшенный участок, давно не удобрявшийся навозом. Дмитрий Иванович  решил развернуть настоящее производство у себя в усадьбе. Поле было разбито на три делянки и вспахано.   Он нанял крестьян, которые скупали во всей округе кости забитого скота и привозили в специально отведенный угол имения. Здесь кости обжигали, толкли и просеивали. Затем смешивали с серной кислотой и получали  дигидрофосфат кальция.  В тоже время местные крестьяне и ребятишки,  за плату прочищая лес, складывали в кучу сучья лиственных деревьев и сжигали. Полученную золу, содержащую соли калия,  несложной обработкой превращали в поташ – карбонат калия. Печную золу Менделеев покупал у крестьян. Некоторые соли  выписывал  из Петербурга: серно – аммиачную соль, чилийскую селитру.

Выводы учёного были однозначны: минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве.

        Итак, тема  нашего урока: Минеральные удобрения.   Слайд №2

План: 1. Классификация минеральных удобрений.
2. Размещение сырья.
3. Лабораторная работа по определению состава  
  минеральных удобрений.
4. Практическое применение.

Учитель географии: Мы все хорошо понимаем  необходимость применения минеральных удобрений в с/х. Наш  район, находясь в центральной части Восточно  Европейской равнины, в непосредственной близости к Московской агломерации являлся поставщиком с/х продукции. Одним из решающих факторов включения Луховицкого района в состав Московской области в 1929 году было развитое сельское хозяйство. Слайд №3

Учитель  химии: Определение и классификация минеральных удобрений

Слайд №4,5 (работа с раздточным материалом)

Учитель географии: Что является сырьём для производства минеральных удобрений?

(ответы учащихся)

Слайд №6  Для полноценного развития растений необходимы фосфор, азот, калий. Каждый из этих элементов отвечает за определённую функцию.  (см. приложение)

Элемент

Азот

Калий

Фосфор

Влияние на растение

Главная составная часть растительных белковых соединений.  Необходим для роста листьев и побегов, а также для образования зеленых клеток листа (хлорофилла).

Развитие корневой системы
поддержание водного баланса растения, способствует удерживанию воды в клетках.  Повышает сопротивляемость растений вредителям и способность переносить неблагоприятные условия

Влияет на рост корней, почек и бутонов. необходим для созревания и окрашивания цветов, плодов и семян.

Недостаток в питании

мало новых побегов. Листья бледнеют, становятся светло-зеленого цвета, возможны также красноватые оттенки листьев, листья  преждевременно опадают.

становится вялым, особенно в теплые и солнечные дни. Оно остается маленьким и приземистым, часто листья словно обожженные, серо-коричневые по краям

цветы не образуются или бледно окрашены Молодые листья остаются маленькими, и кончики их загибаются вверх.

Избыток в питании

Поникающие листья приостановка роста
слабые вытянутые стебли Сухие коричневые пятна; сухие края листьев

Повышается кислотность почвы

Не наблюдается из-за невысокой усваимости

Срок внесения

Весна

Весна, осень

Осень

Перед вами внемасштабная карта «Производство минеральных удобрений в РФ»

Поработаем с ней.  Слайд  №7. Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом.

Какие выводы можно сделать, глядя на карту? Почему? Какие закономерности вы видите?

Вывод:  Производство мин.удобрений сконцентрировано в с/х  регионах. Одним из основных факторы размещения - потребительский. (см. на таблицу «Факторы размещения»)

Размещение предприятий отрасли зависит в первую очередь от сырьевого и потребительского факторов. Наряду с ними определенную роль играют               N     P   K

особенности      распространения ресурсов азота, фосфора и калия в почвах.

Запасы азота в почве увеличиваются в направлении с севера на юг до

лесостепной зоны, где достигают максимума, а затем постепенно уменьшаются. Подобным же образом происходит изменение почвенных запасов фосфора, с той

лишь разницей, что их максимум приходится на степную зону. Запасы калия в почве максимальны в лесной зоне и к югу от нее уменьшаются. На одной и той же широте ресурсов азота больше на территории восточных районов, чем в Европейской части, а фосфора и калия меньше.   N                                    Р, К

                       

Слайд №8 Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом.

Слайд №9, 10. Производство фосфорных удобрений в меньшей степени ориентировано на источники сырья. В то же время часть предприятий расположена в непосредственной близости от месторождений фосфорного сырья — фосфоритов (Воскресенск, Кингисепп, Брянск). Слайд № 11

Основные добытчики фосфорного сырья в России — ОАО «Апатит» и Ковдорский ГОК. Оба расположены в Мурманской обл., за полярным кругом, что существенно повышает расходы на транспортировку до центров производства удобрений.

Лидерами в производстве фосфорных удобрений остаются ОАО «Аммофос» (Череповец), ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» и ОАО «Акрон» (Великий Новгород).   В   России самыми крупными производителями фосфорных удобрения явл.   Воскресенск  и Великий Новгород. Слайд №12

Рассказ о Воскресенском заводе по производству минеральных удобрений

  Экологический фактор размещения. (Белая гора).

В природе в виде  минерала сильвинита (КCI + NaCI) Именно  соль – «пермянка» наряду с ценной пушниной составляли основную статью доходов еще «Господина Великого Новгорода». Соль составляла основу богатства Строгановых, Голицыных, Шаховских. Пермской солью – «Пермянкой» - торговали не только в России, но и других странах Европы.

 Слайд №13 .Производство калийных удобрений прочно привязано к единственному в России источнику сырья — Верхнекамскому месторождению калийных солей, где действуют два основных предприятия: ОАО «Уралкалий» (Березники) и ОАО «Сильвинит» (Соликамск).   Основная часть затрат производящих предприятий приходится на добычу калийной руды, поэтому по причине очень большой материалоемкости калийное сырье перерабатывается на месте.

Рассказ по слайду…Экология. Слайд №14

Слайд №15. Исходное сырье для производства азотных удобрений - аммиак. Аммиак получают из природного и коксового газа.   Центры производства также совпадают  с размещением металлургии России (Череповец, Челябинск, Магнитогорск, Липецк и др.) Во многих этих городах даже не существует специализированных предприятий по выпуску минеральных удобрений, и азотные удобрения выпускают сами металлургические комбинаты в качестве попутной продукции. Слайд № 16

В последнее время  в качестве основного сырья для производства аммиака пришел природный газ, что позволило гораздо свободнее размещать заводы азотных удобрений. Они ориентированы больше на магистральные газопроводы, например, крупнейшие из заводов — в Великом Новгороде, Новомосковске, Тольятти. Некоторые центры азотной подотрасли возникли на основе использования отходов нефтепереработки

Слайд №17. Учитель химии: опыты… Слайд №18 Производственные объекты, исчезнувшие с пространства бывшего СССР с 1992 по 2012 гг.

Слайд №19 готовая таблица.

Ежегодный прирост населения мира составляет около 70 млн человек. Их нужно обеспечить растительной пищей в условиях устойчиво сокращающихся посевных площадей. Единственный путь решения этой задачи — интенсификация мирового земледелия, которую невозможно проводить без дальнейшего увеличения объемов производства минеральных удобрений. В связи с этим перспективы развития отечественной промышленности минеральных удобрений, во многом ориентированной на экспорт, вполне оптимистичны.

Домашнее задание:   География  § 28, контурные карты доделать. Выучить центры производства минеральных удобрений. Кроссворд.

Химия:  стр.212-216, упр. №5 стр. 217

Литература:

  1. «Первое сентября. География» №15.2005г.,№2. 2013
  2. География в школе №7, 2002
  3. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru
  4. Ресурсы интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Минеральные удобрения" 9 класс

Интегрированный урок географии и химии.9 класс....

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План бинарного урока-практикума "Распознавание основных минеральных удобрений"

Цель практической работы: повторить и закрепить знания о свойствах азотных, фосфорных и калийных удобрений, распознать виды основных минеральных удобрений по внешним признакам, а так же с помощью проб...

Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...

Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме: «Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»

Конспект открытого урокапо сельскохозяйственному труду в 7 классепо теме:«Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»...