Конспект урока по профессионально-трудовому обучению «Органические удобрения, используемые в цветоводстве. Техника безопасности при работе с органическими удобрениями».
план-конспект занятия (7 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_org.ubodrenie.docx34.52 КБ
Файл organicheskie_udobreniya.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Cмоленское областное государственное бюджетное  

общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательный центр комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Южный»

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению

 «Органические удобрения,  используемые в цветоводстве. Техника безопасности при работе с органическими удобрениями».

Учитель

Лавренова Ирина Александровна

г. Рославль

2019 г.

     Тема: « Органические удобрения,  используемые в цветоводстве.

Техника безопасности при работе с органическими удобрениями».

Цель  урока:  Формировать у учащихся представление  о видах органических удобрений.

Задачи:

-обобщить и закрепить знания об органических удобрениях, уметь применять полученные знания в практической деятельности, уметь планировать свою работу;

-развитие мышления, памяти, внимания через выполнение различных дидактических заданий;

 -воспитание интереса к урокам  профессионально-трудового обучения, уважительного отношения к труду.


Методическое оснащение урока:

  • Материалы для контроля знаний учащихся:
  • Карточка-тест по изученному материалу;
  • Карточки-задания «Виды органических удобрений»;
  • Таблички с названием органических удобрений;
  • Учебно-техническая документация;
  • Презентация  «Органические удобрения»;
  • Иллюстрации: животноводческой фермы, сельскохозяйственных животных, птицы, торфа, торфяного болота, компоста;
  • Образцы удобрений;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: урок.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.

   2.Психологический настрой на работу.

 Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.

Артикуляционная пауза :

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу не мешать.

  1. Актуализация познавательной активности учащихся.

Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

 -Расшифруйте слово(удобрения)      

н

у

е

д

р

о

б

я

и

7

1

6

2

5

3

4

9

8

        ( демонстрируется слайд )

Фронтальный опрос:                        

 - Что называется удобрением?

Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.

Удобрения – это различные вещества, применяемые для улучшения питания растений.

Удобрения-это все те вещества, которыми «подкармливают» растения.

- На какие 2 группы делятся  удобрения?

Это органические и минеральные удобрения.(слайд)

- Где получают минеральные удобрения?

На химических заводах.( слайд)

- Где получают органические удобрения?

Это остатки растительного и животного происхождения. Получают и х на ферме, болоте, их можно сделать самим на огороде.(слайд)

- Посмотрите и скажите, к какой группе  относятся данные удобрения. (учитель демонстрирует два образца с аммиачной селитрой и торфом)?

      На прошлом уроке мы изучили с вами, зачем нужны удобрения и  на какие две группы они делятся. Итак, удобрения нужны для питания растений, чтобы они лучше росли, и мы выяснили, что все удобрения делятся на минеральные и органические. Минеральные получают на химических заводах,  а органические – это отходы  живых и неживых организмов.

Ш.Основная часть.

 Изучение нового материала.

    Сегодня мы с вами будет обобщать наши знания об  органических удобрениях. Тема нашего  урока «Органические удобрения,  используемые в цветоводстве. Техника безопасности при работе с органическими удобрениями ». (На доску  записывается тема и число).

Рассказ учителя с элементами беседы.

  • Немного интересных фактов из истории
  • Известно, что китайцы тысячи лет назад использовали отходы животных и растений в качестве удобрений.
  • Во II веке до нашей эры римляне чередовали посевы, добавляли известь в почву и удобряли почву азотом, сажая горох и бобы.
  • На протяжении XVII века в разных частях Европы в качестве удобрения использовали навоз, городские отходы отвозились на фермы, для удобрения почвы сеяли клевер.
  • В 1748 году Бенджамин Франклин продемонстрировал в Америке ценность гашеной извести. Он выложил известковый слой в форме огромных букв на поле вдоль шоссе около Филадельфии. Буквы образовывали слова: «Это поле было известковано». Белые буквы вскоре исчезли, но, когда появились всходы, надпись появилась снова, так как удобренная площадь была намного зеленее, чем остальное поле.

Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Органические удобрения экологически безвредны для почвы и растений. В них содержатся практически все необходимые для питания растений вещества: азот, фосфор, калий и т. д. Они, безо всякого сомнения, являются наиболее ценным материалом для подкормки растений.

Основные органические удобрения получают на животноводческих фермах.

 - Что называется фермой? (Помещение для животных).

- Скажите, пожалуйста, на какую  ферму мы с вами ходим  с 5-го класса на практические занятия?

(На молочно-товарную ферму).

-  А каких ещё  животных содержат на фермах?

Кроме молочно-товарной  фермы, ещё существуют фермы для содержания  лошадей, свиней, овец, кроликов. Вот как выглядят эти помещения для животных (иллюстрации животноводческих ферм). Это большая ферма, это  маленькое помещение, а это – наша знакомая молочно-товарная  ферма.

На  экране  иллюстрации животноводческих ферм.

 И на всех этих фермах  люди получают органические удобрения, которые называются  - навоз.

Он получается в процессе переработки разных кормов (сено, силос) и фуража. У навоза имеется довольно специфический, резкий запах.

Навоз издавна использовался человеком для разных целей. Из высушенного навоза строили дома, им топили, на нем выращивали грибы, из него делали бумагу, но чаще всего его использовали для удобрения почвы, предназначенной для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

       В зависимости от того, каких животных  содержат на ферме, навоз носит разное название:  

                    - Конский навоз

               - Коровий навоз

               - Овечий навоз

               - Свиной навоз

Кроме животных в хозяйствах выращивают и домашнюю птицу.

- Скажите, пожалуйста, какую домашнюю птицу вы знаете? (На экране изображение различных птиц).

- Куры, гуси, утки, индюки.

Помещение для птиц называется птичником или птицефермой, и там получают органическое удобрение, которое называется – ПТИЧИЙ ПОМЁТ.

На экране вывешиваю иллюстрации птичника.

 А теперь посмотрите на эту иллюстрацию.

- Как вы думаете, что изображено на этой фотографии? (Болото).

Правильно. На болоте растёт много травы и деревьев, из их гниющих остатков, получается органическое удобрение – ТОРФ.

На экране фотография болота, а на доске – табличка «торф». 

Фотозагадка- что изображено на фото?

    Это компостная куча - это тоже является органическим удобрением и находится в углу нашего  школьного участка.

Игра «Что можно положить в компост?» (на экране фотография компостной кучи). 

-Ваша задача сложить компостную кучу из предметов, которые я вам буду называть. Если этот предмет можно положить в кучу, вы хлопаете, а если нет, то не хлопаете.

  •  солома;
  • носки;
  • картофельные очистки;
  • кочерыжку от капусты;
  • стекло;
  • больные растения;
  • яблоки:
  • гвозди;
  • картон;
  • пакеты;
  • ботва от овощей;
  • торф;
  • листья;
  • ветки;
  • крупные кости;
  • навоз;
  • ботинки;
  • скошенная трава;
  • камни;
  • газеты.

Итак, основные виды органических удобрений – это навоз, птичий помёт, торф и компост.

Давай вместе повторим вслух: навоз, птичий помёт, торф, компост и запишем в Словарик цветовода.

IV. Физминутка.

Попрошу всех ровно встать,       Поднимаются из-за парт и выпрямляются

Что скажу – всем выполнять,

Руки кверху поднимите,              Поднимают вверх руки.

Все вдохните – выдохните,         Делают вдох и выдох.

Наклонитесь – разогнитесь.    Наклоняются вперёд и откидываются назад.

Выпрямитесь – улыбнитесь,       Выпрямляются и улыбаются.

На «раз-два» - присядьте быстро,    Делают приседание.

«Три-четыре» - встаньте быстро.         Встают.

Влево - вправо наклонитесь        Делают наклоны вправо-влево, руки на поясе.

И ещё раз потянитесь.               Поднимают руки вверх и потягиваются

Органические удобрения в комнатном цветоводстве .

  • Вода, воздух и любовь - всего этого недостаточно для растения. Для хорошего роста и цветения ему необходимы также минеральные вещества.
  • Откуда растения получают питательные вещества в естественных условиях?
  • В естественных условиях каждое растение участвует в круговороте веществ в природе. Дождевые черви, грибы, бактерии и живущие в почве насекомые разлагают отмершие организмы на составные элементы. При этом получаются важные минеральные вещества, необходимые для питания растений. Они усваиваются растением с помощью корней и используются как строительный материал для новых клеток.
  • Наши комнатные растения растут в ограниченном объеме земли, и как следствие – питательных веществ, которые содержаться в свежей земле, хватает ненадолго. Их нехватка, в лучшем случае приведет к тому, что растение перестанет расти и цвести, в худшем же — просто зачахнет и погибнет. Вот поэтому и требуются удобрения для комнатных цветов, содержащие все необходимые минералы и микроэлементы.
  • Больше всего растению необходимы : азот, фосфор и калий, а также сера, магний и кальций. К микроэлементам относятся бор, железо, медь, марганец, молибден и цинк. Каждый элементов минерального питания выполняет в растении как минимум одну, а иногда и несколько важных функций.

 На следующем уроке у нас будет практическая работа «Подкормка комнатных растений жидкими органическими удобрениями».

Поэтому нам необходимо научиться соблюдать правила ТБ при работе.

Правила ТБ  при работе  с  органическими удобрениями:

  • Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе с удобрениями;
  • Выполнять все действия только по указанию учителя;
  • Надеть рабочую одежду;
  • Получить учебное задание у учителя;
  •  Получить  удобрения и посуду;
  • Во время работы с жидкими органическими удобрениями нельзя тереть глаза и прикасаться к слизистым оболочкам руками;
  • Строго соблюдать норму удобрений, которая написана на упаковке;
  • После работы необходимо вымыть руки теплой водой с мылом;

Давайте запишем все эти правила ТБ в Дневник практических работ.

V. Закрепление полученных знаний.

    Мы с вами знаем, что органические удобрения собирают не на полях и лугах, а на животноводческих фермах.

А сейчас проверим, правильно ли вы усвоили полученные знания. Я раздам вам задания и  сейчас, мы выполним небольшой тест.

1.Перегной – это:

А) Легкая, рыхлая масса темно-коричневого цвета.

Б) Рыхлая масса желтого цвета.

В) легкая, рыхлая масса зеленоватого цвета.

2. Отметьте, что не относится к составной части земляной смеси:

А) огородная земля.

Б) Навоз.

В) Перегной.

3. Чтобы получить перегной, нужно навоз оставить:

А) На месяц.

Б) На несколько лет.

В) На 10 лет.

4. Навоз собирают:

А) На улице.

Б) На животноводческой ферме.

В) На болотах. 

    Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка: учащиеся сверяют свои ответы с правильными, которые показаны на слайде).

   Давайте попробуем вспомнить все, о чем мы говорили.  Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать:

- Для чего вносят органические удобрения в почву?

- Из чего образуются органические удобрения?

- Где заготавливают навоз и птичий помёт?

- Где заготавливают торф и компост?

- Какие виды навоза вы знаете?

-Какие органические удобрения используем на наших школьных полях?

       В конце нашего урока, ребята, давайте еще раз назовем виды органических удобрений, которые используются в цветоводстве. (Учащиеся по очереди читают названия органических удобрений на слайде).

VI. Подведение итогов урока.

     К концу подходит наш урок, давайте подведем итог.

Выставление оценок за урок.

    Домашнее задание:  Прочитать записи  в  Рабочей тетради и Дневнике практических работ.

    Молодцы! Вы хорошо усвоили материал урока.

   Урок окончен, всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» Тема «Органические удобрения используемые в цветоводстве. Техника безопасности при работе с органическими удобрениями» Учитель – Лавренова Ирина Александровна

Слайд 2

Расшифруйте слово н у е д р о б я и 7 1 6 2 5 3 4 9 8

Слайд 3

Что называется удобрением? Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие. Удобрения – это различные вещества, применяемые для улучшения питания растений. Удобрения-это все те вещества, которыми «подкармливают» растения.

Слайд 4

На какие две группы делятся удобрения?

Слайд 5

Добавь пропущенные слова Удобрения – это различные вещества, которые обогащают ….. элементами питания и …….. её плодородие Докончи предложение В каждом личном хозяйстве можно заготовить удобрения ………… На химических заводах вырабатывают удобрения ........... На сколько групп можно разделить все удобрения - 2? 3? 4?

Слайд 6

Немного интересных фактов из истории Известно, что китайцы тысячи лет назад использовали отходы животных и растений в качестве удобрений. Во II веке до нашей эры римляне чередовали посевы, добавляли известь в почву и удобряли почву азотом, сажая горох и бобы. На протяжении XVII века в разных частях Европы в качестве удобрения использовали навоз, городские отходы отвозились на фермы, для удобрения почвы сеяли клевер. В 1748 году Бенджамин Франклин продемонстрировал в Америке ценность гашеной извести. Он выложил известковый слой в форме огромных букв на поле вдоль шоссе около Филадельфии. Буквы образовывали слова: «Это поле было известковано». Белые буквы вскоре исчезли, но, когда появились всходы, надпись появилась снова, так как удобренная площадь была намного зеленее, чем остальное поле.

Слайд 7

Органические удобрения Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф). Органические удобрения экологически безвредны для почвы и растений. В них содержатся практически все необходимые для питания растений вещества: азот, фосфор, калий и т. д. Они, безо всякого сомнения, являются наиболее ценным материалом для подкормки растений.

Слайд 8

Навоз На фермах животным кладут подстилку: солому, древесные опилки и стружки. Поэтому в навозе всегда есть солома, опилки или стружки, а также остатки корма. И на всех этих фермах люди получают органические удобрения, которые называются –навоз. Он получается в процессе переработки разных кормов (сено, силос) и фуража. У навоза имеется довольно специфический, резкий запах . Навоз издавна использовался человеком для разных целей. Из высушенного навоза строили дома, им топили, на нем выращивали грибы, из него делали бумагу, но чаще всего его использовали для удобрения почвы, предназначенной для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

Слайд 9

Навоз бывает конский, коровий , овечий , свиной . Конский навоз собирают на конюшнях, коровий – на молочно-товарных фермах, свиной – на свинофермах, овечий – на овцефермах. Ценность навоза, получаемого от разных животных, неодинакова. Виды навоза

Слайд 10

Виды навоза Конский и овечий навоз содержат меньше воды, и больше элементов питания для растений, чем коровий и свиной. Поэтому конский и овечий навоз считается лучшим удобрением.

Слайд 11

По срокам хранения различают Свежий, слаборазложившийся навоз – солома незначительно изменяет цвет и прочность. Полуперепревший навоз – солома приобретает темно-коричневый цвет, теряет прочность и легко разрывается. Перепревший навоз представляет собой однородную массу. Солома разлагается настолько, что нельзя обнаружить отдельные соломины. Перегной – лёгкая, рыхлая масса темно – коричневого цвета, похожая на почву.

Слайд 12

Птичий помет Какую домашнюю птицу вы знаете?

Слайд 13

Что перед нами?

Слайд 14

Образование торфа Торф состоит из остатков сгнивших растений. Деревья и травы, которые растут возле озер, отмирают, падают на дно и постепенно там перегнивают. За много лет на дне озёр накапливается очень много гниющих растений, а воды становится меньше. Так образуются торфяные болота.

Слайд 15

Добыча торфа

Слайд 16

Осушив болото, можно вырастить богатый урожай

Слайд 17

Фотозагадка - что изображено на фото?

Слайд 18

Компостная куча

Слайд 19

Игра «Что можно положить в компост?» В аша задача сложить компостную кучу из предметов, которые я вам буду называть . Е сли этот предмет можно положить в кучу, вы хлопаете, а если нет, то не хлопаете.

Слайд 20

Игра «Что можно положить в компост?» солома; носки; картофельные очистки; кочерыжку от капусты; стекло; больные растения; яблоки: гвозди; картон; пакеты; ботва от овощей; торф; листья; ветки; крупные кости; навоз; ботинки; скошенная трава; камни; газеты.

Слайд 22

Органические удобрения в комнатном цветоводстве Вода, воздух и любовь - всего этого недостаточно для растения. Для хорошего роста и цветения ему необходимы также минеральные вещества. - Откуда растения получают питательные вещества в естественных условиях? В естественных условиях каждое растение участвует в круговороте веществ в природе. Дождевые черви, грибы, бактерии и живущие в почве насекомые разлагают отмершие организмы на составные элементы. При этом получаются важные минеральные вещества, необходимые для питания растений. Они усваиваются растением с помощью корней и используются как строительный материал для новых клеток. Наши комнатные растения растут в ограниченном объеме земли, и как следствие – питательных веществ, которые содержаться в свежей земле, хватает ненадолго. Их нехватка, в лучшем случае приведет к тому, что растение перестанет расти и цвести, в худшем же — просто зачахнет и погибнет. Вот поэтому и требуются удобрения для комнатных цветов, содержащие все необходимые минералы и микроэлементы. Больше всего растению необходимы : азот, фосфор и калий, а также сера, магний и кальций. К микроэлементам относятся бор, железо, медь, марганец, молибден и цинк. Каждый элементов минерального питания выполняет в растении как минимум одну, а иногда и несколько важных функций.

Слайд 23

Органические удобрения в комнатном цветоводстве Вам известны органические удобрения, назовите их. Но если нет ничего из вышеперечисленного, то на помощь придут органические удобрения из магазина.

Слайд 24

Жидкие органические удобрения

Слайд 25

Жидкие органические удобрения На следующем уроке у нас будет практическая работа «Подкормка комнатных растений жидкими органическими удобрениями». Поэтому нам необходимо научиться соблюдать правила ТБ при работе.

Слайд 26

Техника безопасности при работе с органическими удобрениями Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе с удобрениями; Выполнять все действия только по указанию учителя ; Надеть рабочую одежду ; Получить учебное задание у учите ля ; Получить удобрения и посуду ;

Слайд 27

Техника безопасности при работе с органическими удобрениями Во время работы с жидкими органическими удобрениями нельзя тереть глаза и прикасаться к слизистым оболочкам руками; Строго соблюдать норму удобрений, которая написана на упаковке; После работы необходимо вымыть руки теплой водой с мылом;

Слайд 28

Давайте попробуем вспомнить все, о чем мы говорили. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. - Для чего вносят органические удобрения в почву? - Из чего образуются органические удобрения? - Где заготавливают навоз и птичий помёт? - Где заготавливают торф и компост? - Какие виды навоза вы знаете? -Какие органические удобрения используем на нашем школьном участке? Нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с органическими удобрениями? В конце нашего урока, ребята, давайте еще раз назовем виды органических удобрений, с которыми вы сегодня познакомились.

Слайд 29

Молодцы! Вы хорошо усвоили материал урока. Урок окончен, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению "Построение чертежа основы втачного рукава."

Этот урок адресован  учителям по профессионально-трудовому обучению коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока по профессионально - трудовому обучению в 9 классе

Тема урока: «Контрольная работа по швейному делу» ...

Конспект урока по профессионально - трудовому обучению по теме " Пошив наволочки. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом бригадным методом" 7 класс

На уроке по профессионально-тудовому обучению ( швейное дело) в 7 классе дети знакомятся с бригадным методом работы. Цель урока: научить обучающихся обрабатывать поперечные срезы наволочки швом вподги...

План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".

Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта/

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта 6 классеТема: «Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом УК-1»....