Методическая разработка урока "Карбоновые кислоты"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Первый урок большой темы "Карбоновые кислоты". Урок проводится в классе с углубленным изучением химии. Во время урока рассматриваются вопросы: понятие, классификация, номенклатура карбоновых кислот. Начинаем изучение предельных карбоновых кислот: гомологический ряд, изомерия. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karbonovye_kisloty.doc46.5 КБ
Office presentation icon karbonovye_kisloty.ppt275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Карбоновые кислоты.  (слайд 1)

Цель: сформировать представление о составе, строении, изомерии, номенклатуре карбоновых кислот; ознакомить с классификацией карбоновых кислот; продолжить формирование навыков составления формул гомологов и изомеров. (слайд 2)

Оборудование: образцы карбоновых кислот, яблоко, лимон, апельсин, индикатор.

Ход и содержание урока.

  1. Оргмомент. Цели и задачи урока.
  2. Введение в тему.

Карбоновые кислоты и их производные – самые распространенные в быту и промышленности органические соединения. Их так же много и в живой природе. Жалящая сила муравья и крапивы  заключена в муравьиной  кислоте. Кислый вкус яблоку придают яблочная и лимонная кислота, а кислый вкус лимона и апельсина обусловлен лимонной кислотой. Демонстрация ягод, можно дать попробовать на вкус.

  1. Изучение нового материала.

Лекция с элементами фронтальной работы.

  1. Определение:  (слайд 3)

Карбоновые кислоты – производные УВ, содержащие в своем составе одну или несколько карбоксильных групп.

- С = О

   |

  ОН    карбоксильная группа.

2) Общая формула:      R - (СООН)n

3) Классификация кислот   (слайды 4 - 5)

а) по количеству атомов углерода

↓                                                                        ↓

   высшие                                                        низшие

                    C1 – C10                                                                C11 и более

б) по основности (по количеству  - СООН)

↓                                                                          ↓

Одноосновные                                                многоосновные

             CH3 – COOH                                                              HOOC - COOH

в)  по строению радикала

↓                                ↓                                        ↓

предельные                        непредельные                          ароматические

       CH3 – CH2 - COOH           CH2 = CH – COOH                        C6H5 - COOH

Задание. Дайте классификацию следующим кислотам: (слайд 6)

COOH – (CH2)2 – COOH                        янтарная кислота

CH2 = CH – COOH                              акриловая кислота

H – COOH                                        муравьиная кислота

C6H5 – COOH                                        бензойная кислота

HOOC – C6H4 – COOH                              терефталевая кислота

HOOC - CH = CH – COOH                  малеиновая кислота

C17H35 – COOH                                стеариновая кислота

C17H33 – COOH                                олеиновая кислота

Примерный ответ:

- COOH – (CH2)2 – COOH                        янтарная кислота

    предельная, двухосновная, низшая

- CH2 = CH – COOH                              акриловая кислота

    непредельная, одноосновная, низшая

- H – COOH                                        муравьиная кислота

   предельная,  одноосновная, низшая

- C6H5 – COOH                                бензойная кислота

   ароматическая, одноосновная, низшая

- HOOC – C6H4 – COOH                      терефталевая кислота

   ароматическая, двухосновная, низшая

- HOOC - CH = CH – COOH                  малеиновая кислота

   непредельная, двухосновная, низшая

- C17H35 – COOH                                стеариновая кислота

   предельная,  одноосновная, высшая

- C17H33 – COOH                                олеиновая кислота

   непредельная,  одноосновная, высшая.

4) Предельные одноосновные кислоты. (слайд 7)

а)  Общая формула     CnH2n+1 – COOH      CnH2nO2

б) Особенности подкласса:

- в углеродной цепи все связи одинарные (σ – связи),

- одна карбоксильная группа,

- вещества нециклического строения.

в) Номенклатура кислот.  (слайд 8 - 9)

- Историческая номенклатура

H – COOH                                      муравьиная кислота

СH3 – COOH                                 уксусная кислота

СH3 – СН2 – СН2 - COOH                 масляная кислота

C15H31 – COOH                        пальмитиновая кислота

C17H35 – COOH                        стеариновая кислота

- Систематическая номенклатура

Линейные молекулы:

Название кислоты = название главной цепи  + овая + кислота

Разветвленные молекулы:

Название кислоты = Х – название бокового радикала + название главной цепи  + овая + кислота

Х – номер атома углерода при боковом радикале

Помни!    Нумерацию углеродной цепи начинают от атома      углерода карбоксильной группы

  4            3           2           1

 CH3 – CH – CH2 – COOH

             |

           CH3                            3-метилбутановая кислота

Задание 1. Назовите кислоты по систематической номенклатуре: (слайд 10)

а) CH3 – CH2 - CH2 - COOH                        

                                                        

б) CH3 – CH – CH - COOH                        

                         

             CH3   Br

в) CH3 – CH – CH2 – CH2 – COOH

              |

               CH3                                                

г) CH3 –  CH - COOH                        

                                                      

              CH3        

Ответ:

а) бутановая кислота                                                

б) 2-бром-3-метилбутановая кислота

в) 4-метилпентановая кислота                                                

г) 2-метилпропановая кислота

                           

Задание 2. Запишите формулы веществ по названиям:   (слайд 11)

а) 2,3,3 – триметилпентановая кислота          б) 2,2, 4- триметилгексановая кислота

Ответ:

                       H3C    CH3

                                |      |

а) CH3 – CH2 – C – CH – COOH

                         |

                         CH3        

      CH3

                                           |        

б) CH3 – CH2 – CH – CH2 – C – COOH

                         |                    |

                        CH3                CH3

г) Гомологический ряд кислот.    (слайд 12)

Задание 1. Составьте формулы первых 5 гомологов одноосновных кислот линейного строения, назовите их.

Ответ:

H – COOH                                      метановая  кислота

СH3 – COOH                                 этановая   кислота

СH3 – СН2 – COOH                        пропановая кислота

СH3 – СН2 – СН2 - COOH                 бутановая  кислота

СH3 – СН2 – СН2 – СН2 – COOH  пентановая кислота

Задание 2. Составьте формулы трех ближайших гомологов для 2-метилбута-новой кислоты, гомологи назовите.

Ответ:

а) CH3 – СН2 –  CH - COOH                2-метилбутановая кислота        

                                                                  

                          CH3        

б) CH3 –  CH - COOH                2-метилпропановая кислота        

                                                      

              CH3        

в) CH3 – СН2 – СН2 –  CH - COOH                2-метилпентановая кислота        

                                                                           

                                   CH3        

Домашнее задание.   (слайд 13)

§ 33,  разделы 1, 3

упр. 3,4 стр. 205


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"

Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....

Методическая разработка урока "Кислоты"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Методическая разработка урока "Свойства кислот на примере соляной кислоты"

Методическая разработка урока химии в 8/9 классах в теме Свойства кислот. Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока и презентацию для использования интерактивной доски, оп...