Фосфор
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Терентьева Елена Викторовна

Конспект урока в 9 классе по теме:"Фосфор". На уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Положение химического элемента в Периодической системе.

2. Строение атома фосфора.

3. Физические свойства фосфора.

4. Химические свойства фосрора. 

5. Получение фосфора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фосфор67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора»

( с использованием технологии обучение в сотрудничестве)

Программа  Н.Н.Гара « Программы общеобразовательных учреждений 8-9 классы

10-11 классы»,  М.: «Просвещение», 2009.

Учебник - Химия. 9 класс Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Москва «Просвещение» 2011

Цели урока:

  1. Образовательные: Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора. Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
  2. Развивающие: Развивать память и внимание учащихся. Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
  3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности,    для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе. Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Место урока в системе:  

  1. предшествовал урок « Соли азотной кислоты »
  2. следующий урок « Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.      Минеральные удобрения.

Продолжительность занятия- 45 минут

Готовый медиапродукт- « 1C: Репетитор. Химия »

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. карточки с заданиями
  2. периодическая система Д.И. Менделеева
  3. фрагменты видео опытов

  1. Мотивационный этап

Приветствие. Мы сегодня будем изучать вещество о котором пишет А.Конандойль.

(Видеофрагмент из документального фильма «Фосфор»)

Тема нашего урока - Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства.

  1. Актуализация знаний

Что вы знаете о фосфоре? Запишите всё в тетрадь, обсудите с партнёром, а затем с членами вашей группы. Высказывания записываются на доске.

Давайте обратимся к Периодической системе химических элементов                   Д.И. Менделеева и определим местоположение фосфора в ПС.

  1. Фосфор- химический элемент.
  1. 3 период, V группа главная (А) подгруппа
  2.  Zядра = +15,  число р+ = 15, число n0= 16, число ͞e= 15
  3. Электронное строение:

Р 2͞е ) 8͞е ) 5͞͞е )

  1. Максимальная степень окисления +5, минимальная +3

( задания с сайта ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08faa-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_28_01.swf  )

  1. Формирование новых знаний
  1. Физические свойства фосфора

Фосфор в свободном состоянии образует аллотропные модификации: ( белый фосфор, красный фосфор и чёрный фосфор). Важнейшие из них белый и красный, они способны переходить друг в друга. (Видеоопыт « Превращение белого фосфора в красный» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a22315c-8aad-c506-5565-cb501f201476/index.htm 

Рассмотрим сравнительную характеристику свойств красного и белого фосфора. Откройте в учебнике стр.

Работа в группах по заполнению таблицы

Свойства

Красный фосфор

Белый фосфор

Тип кристаллической решётки

атомная

молекулярная

Физические свойства:

Цвет

запах

растворимость в воде

влияние на организм

светится ли в темноте


Темно-малиновый порошок

нет

Не растворяется в воде

Не ядовит

Не светится 


Желтоватое воскообразное вещество

чесночный

Не растворяется в воде

Ядовит

Светится 

Химическая активность

Менее химически активен, горит при поджигании

Более химически активен, самовоспламеняется на воздухе

Проверка задания.

Видеоопыт- свечение белого фосфора (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db4e88f1-236a-47d0-d510-9c6b6bccb982/index.htm)

Видеоопыт- сравнение температур воспламенения белого и красного фосфора (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb57bd10-1d8e-47e1-cbea-9847870ff701/index.htm)

  1. Химические свойства

Вопрос: В качестве восстановителя или окислителя выступает фосфор в химических реакциях?

  1. Взаимодействие с кислородом (фосфор горит в кислороде ярким пламенем)

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты методом электронного баланса, указывают окислитель и восстановитель. В паре, затем в группе проверяются задания.

     4Р0+5О2 0=2Р +52О -25

  1. Взаимодействие с металлами:

     3Ca0 + 2P0 = Ca+23P-32

  1. Взаимодействие с неметаллами:

2P0 + 3S0 = P+32S-23

  1. Взаимодействие со сложными веществами

6P0   +   5KCl +5O3   =  +52О -25  +   5K +Cl-   +   Q

Сделайте вывод о роли фосфора в химических реакциях (фосфор может выступать в роли восстановителя и  окислителя, смотря с каким веществом реагирует).

  1. Получение

Фосфор получают из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С:

Ca3 (PO4)2 + 5C + 3SiO2 = 2P + 5CO + 3CaSiO3

Составьте электронный баланс.

Образующиеся пары фосфора конденсируются в приёмнике под водой в   аллотропическую модификацию в виде белого фосфора. Вместо фосфоритов восстановлению можно подвергнуть и другие соединения, например, метафосфорную кислоту:

4НРО3 + 10С = Р4 + 2Н2О + 10СО

  1. Итоги урока. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке мы изучили неметалл фосфор.

Давайте сделаем вывод о положении химического элемента в Периодической системе, строении атома и его химических свойствах.

  1. Химический элемент фосфор находится в 3 периоде, 5 группе в  главной подгруппе. У атома 15 электронов, на последнем энергетическом уровне 5 электронов.
  2. Фосфор - активный неметалл.
  3. В химических реакциях фосфор проявляет окислительные и восстановительные свойства.

Как вы считаете, что вы узнали сегодня на уроке, продолжите фразу

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

урок дал мне для жизни…

я научился…

  1. Домашнее задание

§ 21 стр. 70 упр. 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор. Соединения фосфора"

Презентация к уроку химии 9 класса  "Фосфор. Соединения фосфора" + тестовый опрос по предыдущей теме "Фосфор его физические и химические свойства" . Во время объяснения нового материала вовлекают...

«Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» с презентациейТема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ф...

презентация "Фосфор, соединения фосфора"

слайды к урокам 9 класс по теме "Фосфор, соединения фосфора"...

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Презентация к уроку  химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...

Технологическая карта урока по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Аннотация На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решени...