Практическая работа "Получение амфотерного гидроксида и опыты с ним"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Писарева Екатерина Викторовна

 

Цель: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства.

Задачи:

-         Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний, закрепить умения писать уравнения с участием амфотерных соединений, на практике познакомиться со свойствами амфотерного гидроксида;

-         Развивающие: вырабатывать практические умения по работе с химическим оборудованием и проведению химических реакций, контролировать свои действия при проведении химического эксперимента, развитие наблюдательности, умения делать выводы, фиксировать результаты эксперимента, самостоятельности и воли.

-         Воспитательные: способствовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: идеи познаваемости мира и его закономерностей, связи строения и свойств, воспитание аккуратности в работе, трудолюбие, бережное отношение к школьному оборудованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poluchenie_amf_gidroksida.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29














Урок  «Получение амфотерного гидроксида»



Учитель :Еременко Екатерина Викторовна

Класс: 9 «Б»

Учащихся в классе: 31 человек

Присутствовало на уроке: 31 человек

Дата проведения:6.12.05

Место урока в календарно – тематическом планировании: 24













2005 – 2006 учебный год

Урок: «Получение амфотерного гидроксида»

Цель: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства.

Задачи:

  1. Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний, закрепить умения писать уравнения с участием амфотерных соединений, на практике познакомиться со свойствами амфотерного гидроксида;
  2. Развивающие: вырабатывать практические умения по работе с химическим оборудованием и проведению химических реакций, контролировать свои действия при проведении химического эксперимента, развитие наблюдательности, умения делать выводы, фиксировать результаты эксперимента, самостоятельности и воли.
  3. Воспитательные: способствовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: идеи познаваемости мира и его закономерностей, связи строения и свойств, воспитание аккуратности в работе, трудолюбие, бережное отношение к школьному оборудованию

Тип урока: практическая работа;

Методы и метод. приемы: практическая работа, инструктаж, тестирование по правилам техники безопасности.

Оборудование: инструкции, лист оценивания, тесты по правилам техники безопасности.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, NaOH (водный раствор), ZnCl2 (водный раствор), HCl (водный раствор), универсальный индикатор,

Структура урока:

I Вводная часть

1. Организация класса

2. Тестирование

3. Инструктаж

II Практическая работа

III Заключительная часть

Домашнее задание

Ход урока

I Вводная часть

1. Организация класса. Приветствие. При организации класса обратить внимание на состояние рабочего места ученика, на оформление доски, на подготовку рабочего места учителя. Отметить отсутствующих

2. Тестирование.

Работая в химической лаборатории (в школьном кабинете химии), очень важно неукоснительно выполнять правила ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, соблюдать вполне определенные нормы поведения, иначе можно получить серьезную травму.

Домашнее задание к практической работе было повторить правила техники безопасности (в начале года и перед каждой демонстрацией эксперимента на уроке проводился инструктаж). Это первый урок в системе химического практикума, поэтому тест предусматривает выявление общих знаний по ТБ.  Ребятам раздаются тесты (см. приложение).

Ответы.

Вариант 1.

1 – 4

2 – 2

3 – 4

Вариант 2.

1 – 1

2 – 2

3 – 4

Вариант 3.

1 – 1

2 – 2

3 – 1

Оценка, полученная за тест, вносится в лист оценивания.

3. Инструктаж.

Любое умение, в том числе и умение выполнять химический эксперимент, формируется не сразу. Выполняя лабораторные опыты, помогайте друг другу и обязательно добивайтесь получения нужного результата. На практических занятиях старайтесь работать самостоятельно.

1. Раздать инструкции (см. приложение)

2. Познакомить с содержанием работы

3. Обострить внимание на технике безопасности (работа со щелочами и кислотами).

3. Практическая работа

Ребята согласно инструкции выполняют работу, учитель следит за выполнением каждого этапа эксперимента и вносит в лист оценивания. После выполнения работы ученики наводят порядок на рабочих местах и сдают работы.

4. Домашнее задание повторить § 8, 15, 16

Вариант 1

Вопросы

Варианты ответов (может быть несколько вариантов)

1. Как оказать первую помощь при порезе стеклом?

1) дезинфицировать раствором КМnO4 или спирта;

2) смазать йодом;

3) забинтовать;

4) все указанное в предыдущих пунктах.

2. Куда следует сливать агрессивные жидкости?

1) в раковину у лабораторного стола;

2) в специальные емкости в вытяжном шкафу;

3) вынести и вылить на улицу;

4) куда угодно.

3. Почему нельзя пользоваться плохо вымытой посудой?

1) неприятно брать в руки

2) дает неточный результат опыта;

3) изменяется цвет осадка;

4) все указанное в предыдущих пунктах.

Вариант 2

Вопросы

Варианты ответов (может быть несколько вариантов)

1. Как оказать первую помощь при отравлении щелочью?

1) пить раствор лимонной кислоты или уксусной;

2) пить раствор соды;

3) пить воду;

4) пить кашицу из оксида магния

2. Как определить газ по запаху?

1) наклониться над сосудом и вдохнуть;

2) направить пары газа к себе движением руки;

3) воспользоваться прибором с газоотводной трубкой;

4) не знаю

3. Почему нельзя на рабочем месте собирать много реактивов?

1) можно перепутать реактивы;

2) создается беспорядок в работе;

3) пачкается лабораторный журнал;

4) указанное в предыдущих пунктах.

Вариант 3

Вопросы

Варианты ответов (может быть несколько вариантов)

1. Почему нельзя принимать пищу в химической лаборатории?

1) возможно отравление химическими препаратами, попавшими в пищу;

2) неэтично;

3) мешаешь окружающим;

4) не знаю.

2. Почему избыток раствора (вещества) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

1) трудно открывать пробки;

2) загрязняется реактив;

3) можно перепутать склянки;

4) запачкаются руки.

3. Как оказать первую помощь при ожоге кислотой?

1) промыть большим количеством воды и затем 5%-м раствором NaНСО3 (соды);

2) смыть водой;

3) промыть 5%-м раствором соды;

4) промыть уксусной кислотой.

Приложение

Практическая работа № 1

Получение амфотерного основания (на примере гидроксида цинка) и доказательство его свойств

Цель: выяснить, при каких условиях можно получить амфотерное основание (гидроксид цинка) и изучить его свойства.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, NaOH (водный раствор), ZnCl2 (водный раствор), HCl (водный раствор), универсальный индикатор.

План работы:

1. Получите гидроксид цинка. К 1 мл раствора хлорида цинка осторожно по каплям добавляйте раствор гидроксида натрия. (Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной форме).

2. Изучение свойств гидроксида цинка. Полученный гидроксид цинка разделите на три части. Одна часть  - образец, ко второй части прилейте кислоты, к третьей – щелочи. (Запишите наблюдения и уравнения реакции в молекулярной и ионной форме).

3. Изменение цвета универсального индикатора амфотерными основаниями и щелочами. В одну пробирку налейте 1 мл щелочи, вторая пробирка образец -  гидроксида цинка, в каждую пробирку поместите полоску универсального индикатора, сравните со шкалой. Что наблюдаете, как  это объяснить.  

4. Оформите отчет в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали, уравнение реакции

Вывод

 5. Сделайте вывод (в целом по теме практической работе).

Лист учета

                      Операции                            

 

 Ф.И.

Техника безопасности

Получение

Zn (OH)2

Взаимод-вие

c HCl

Взаимод-вие

c NaOH

Индикатор

Оформ-

ление

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

      Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...

Урок по химии в 9-м классе на тему "Амфотерность оксида и гидроксида алюминия"

Урок строится на основе презентации, включает выполнение лабораторных опытов учащимися по доказательству амфотерности гидроксида алюминия, к которым имеются указания в слайдах, в уроке выдержаны основ...

Лекция №11 для подготовки к ЕГЭ для 11(профильного) класса по теме "Основания. Щёлочи. Амфотерные гидроксиды"

Лекция для подготовки к ЕГЭ для 11 (профильного) класса. Основания, классификация оснований....

Урок химии в 9 классе по теме "Переходные металлы. Амфотерные оксиды и гидроксиды"

Урок изучения новой темы и первичного закрепления знаний.https://youtu.be/x60fWkzzvEk...

Презентация "Амфотерные гидроксиды"

Данную презентацию можно использовать при проведении урока химии по теме "Амфотерные оксиды и гидроксиды" в 9 классе....

Амфотерные гидроксиды

Урок изучения амфотерных гидроксидов с элементами практической работы....