Амфотерные гидроксиды
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Человечкова Марина Ивановна

Урок изучения амфотерных гидроксидов с элементами практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon amfoternye_gidroksidy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия "Дмитров"», 9 б класс,

Учитель: Человечкова Марина Ивановна

Открытый урок по химии

Тема: " Амфотерные гидроксиды"

                         

Цели:  Обучающие – научить определять опытным путем  амфотерные гидроксиды и  прописывать химические реакции в молекулярном, ионном виде;

Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю;

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик- ученик, ученик- учитель;

воспитывать наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

 Методы и методические приемы – фронтальный опрос. Взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, выполнение лабораторной работы в парах после просмотра видеофильма, работа со средствами наглядности ( ПСМ, таблица растворимости, карточки.)

Тип урока: комбинированный, с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.

Оборудование:  рисунок на доске, цепочка превращений, химические реактивы и  оборудование, видеокассета, карточки с заданиями: а) самостоятельная работа, б) задача.

Ход урока

  1. Повторение.

Вспомним  классификацию сложных веществ, для этого  сейчас напишем диктант по матрице, которая лежит перед вами на парте. Рядом с таблицей – листки, где вы должны написать свою фамилию и класс. В листок ставится только номер правильного ответа, не перенося на лист формулу.

Выберите формулу вещества:

  1. простое вещество.
  2. кислотный оксид.
  3. бескислородная кислота.
  4. нерастворимое основание.
  5. средняя соль.
  6. основная соль.
  7. кислородсодержащая 2хосновная кислота.
  8. основный оксид.
  9. кислая соль.
  10. щелочь.

2. Новая тема.

        Особое место в классификации неорганических соединений занимают амфотерные соединения. Это и есть тема нашего урока: «Амфотерные гидроксиды».

        Вспомните, где  вы слышали слова с приставкой «амфи». (Амфибии – земноводные  животные, с двумя средами обитания; амфора – сосуд с двумя ручками). А в чем же особенность амфотерных соединений. (Ответ).

        Чтобы приступить к доказательству двойственности амфотерных соединений поработаем с учебником. Откройте параграф 2 стр. 9-10.

Читаем, разбираем их свойства.

Смотрим видеофильм.

После фильма проводим опыт с гидроксидом цинка по уравнениям, которые записаны в параграфе. Обращаю внимание на ионное уравнение, называем полученные соли. Подчеркиваю, что к амфотерным соединениям относятся гидроксиды 111 и 1У группы и

Тут же задаю домашнее задание: Написать в молекулярном и ионном виде получение и химические свойства гидроксида алюминия по аналогии.

3. Решение задачи.

На столах лежат листочки с текстом задачи. Читаем:

«К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили 200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?»

.

На осмысление и оформление задачи отводиться 5 мин. (Я в это время должна успеть проверить химический диктант).

 

№ вопроса

1 вариант

4

6

7

9

2

5

3

10

1

8

2 вариант

6

5

1

8

4

9

10

7

2

3

3 вариант

5

6

7

9

10

8

1

3

4

2

4 вариант

1

10

2

4

3

6

7

9

8

5

5 вариант

3

4

7

8

1

9

10

5

6

2

6 вариант

9

8

2

6

7

5

4

1

3

10

 

 Помогите мне записать краткое условие задачи:

Дано:                        Решение:

m(р-ра AlCl3)= 200 г                

w(AlCl3)= 13,35 %

m(р-ра NaOH)= 200 г

w(NaOH)= 14 %

m(осадка) - ?

Вариант вашего решения запишите на доску. Ответ__________.

 

А кто обратил внимание на дополнительный вопрос в задачи. (Ответ).

Значит, вы считаете, что от перемены слагаемых сумма не изменяется. А я считаю, что в данном случае может измениться.

Для разрешения нашего спора нам поможет следующий опыт: на доску вывешиваю на листке  алгоритм проведения  первого опыта.

 Приливаем  по схеме :

1)                 NaOH                        2)                        AlCl3

 AlCl3                                       NaOH        

выпадение осадка                осадок не выпадает

Наблюдаем образование осадка, который при добавлении избытка щелочи растворяется.  

Вопрос: почему же так получается? Значит, мы не до решали  задачу. Что мы не учли?

Давайте вернемся к решению задачи.

Что в избытке? Считаем по гидроксиду натрия. Если 0,1 моль осталось щелочи, то эта щелочь начинает реагировать с гидроксидом  алюминия, которого было 0,2 моль, но тогда и  гидроксида алюминия должно прореагировать тоже 0,1 моль. Следовательно, осталось ½ массы осадка. Делим массу осадка на два и получаем 7,8 г.  

Проводим другой опыт (схема 2). Доказательство того, что осадка не образуется.

Мы убедились, что от перемены слагаемых «сумма» меняется.

Закрепление.

В - Что такое амфотерные соединения?

В – Какие гидроксиды являются амфотерными?.

В –  чем выражается их амфотерность?

В - Какой класс н/с можно использовать для доказательства амфотерности?

Д/з   параграф 2. Упр.3.

Анализ усвоенности материала.

   С целью проверки знаний учащихся по данной теме была проведена диагностическая работа. Результаты следующие:

Класс – 25 чел.

На «5»   -  6 чел.

На «4»  -  14 чел.

На «3»  - 4 чел.

Отсутствовал – 1 чел.

Были допущены следующие ошибки:   математический расчет в задаче;                               составление ионных уравнений;

Устойчивый познавательный интерес у учащихся наблюдался в процессе проведения практической части, математических расчетах, составлении уравнений.

. Работу проводили спокойно, осмысленно.

Фамилия__________________________________________ Класс_________Вариант  1

№ вопроса

№ ответа

Фамилия__________________________________________ Класс_________Вариант 2

№ вопроса

№ ответа

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Условие задачи:

К 200 г  13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.

Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?

Выберите формулу вещества:

  1. простое вещество.
  2. кислотный оксид.
  3. бескислородная кислота.
  4. нерастворимое основание.
  5. средняя соль.
  6. основная соль.
  7. кислородсодержащая 2хосновная кислота.
  8. основный оксид.
  9. кислая соль.
  10. щелочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

      Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...

Практическая работа "Получение амфотерного гидроксида и опыты с ним"

Цель: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства.Задачи:-         Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний, закрепить умения п...

Урок по химии в 9-м классе на тему "Амфотерность оксида и гидроксида алюминия"

Урок строится на основе презентации, включает выполнение лабораторных опытов учащимися по доказательству амфотерности гидроксида алюминия, к которым имеются указания в слайдах, в уроке выдержаны основ...

Лекция №11 для подготовки к ЕГЭ для 11(профильного) класса по теме "Основания. Щёлочи. Амфотерные гидроксиды"

Лекция для подготовки к ЕГЭ для 11 (профильного) класса. Основания, классификация оснований....

Урок химии в 9 классе по теме "Переходные металлы. Амфотерные оксиды и гидроксиды"

Урок изучения новой темы и первичного закрепления знаний.https://youtu.be/x60fWkzzvEk...

Презентация "Амфотерные гидроксиды"

Данную презентацию можно использовать при проведении урока химии по теме "Амфотерные оксиды и гидроксиды" в 9 классе....