Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sernaya_kislota_i_ee_soli.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Дубовое

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Урок-исследование

(9 класс)

«Серная кислота и ее соли»

Учитель Блохина В.Н.

Цели урока: 1. Экспериментально исследовать свойства разбавленной серной кислоты, типичные для кислот.

2. Установить реактив на серную кислоту и ее соли и экспериментально осуществить данную качественную реакцию.

3. Закрепить полученные сведения путем решения экспериментальной задачи.

4. Рассмотреть применение серной кислоты и ее солей через сообщения учащихся.

Реактивы: H2SO4 (концентрированная и разбавленная), Zn, CuO, Cu(OH)2, H2O,HNO3 (концентрированная), кусочек сахара, лучинка, образцы почвы, растворы: NaOH, Na2CO3, BaCl2, лакмус, фенолфталеин.

Химическая посуда: пробирки, штативы для пробирок, пипетки, спиртовки.

Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд активности, плакат «Применение серной кислоты», таблички с молекулярной, электронной и структурной формулами серной кислоты, выставка «Применение серной кислоты и ее солей».

Ход урока.

Важнейшим соединением серы является серная кислота. Ее производство в России началось в 1805 году. Можно сказать, что сейчас она применяется почти во всех отраслях производства. Д.И.Менделеев в книге «Основы химии» писал: «Едва найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Там, где техническая деятельность развита, там потребляется и много серной кислоты».

Сегодня мы исследуем некоторые свойства серной кислоты, которые вместе с другими обусловили столь широкое ее применение.

Запишем тему урока «Серная кислота и ее соли».

Перед вами

План изучения свойств серной кислоты:

  1. Состав и строение молекулы:

а) химические формулы (молекулярная, электронная, структурная);

б) виды химической связи в молекуле;

в) относительная молекулярная масса.

  1. Физические свойства.
  2. Химические свойства:

а) общие с другими кислотами;

б) качественная реакция на сульфат-ион.

  1. Применение серной кислоты и ее солей.

1 этап. Состав и строение молекулы.

Беседа:

- Назовите молекулярную формулу серной кислоты (на доску прикрепляем табличку с молекулярной формулой).

- Рассчитайте ее относительную молекулярную массу.

- Посмотрите, каковы ее электронная и структурная формулы (на доску прикрепляем таблички с данными формулами).

Какой тип химической связи в молекуле серной кислоты?

        Связь О-Н непрочная и легко разрывается.

2 этап. Физические свойства серной кислоты.

Демонстрируется склянка с концентрированной серной кислотой. Учитель кратко характеризует физические свойства кислоты. По ходу демонстрируется приготовленная заранее схема, которую учащиеся фиксируют в тетрадях.

Физические свойства серной кислоты:

  1. тяжелая (плотность 1,84 г/см3), бесцветная маслянистая жидкость;
  2. нелетучая, не имеет запаха;
  3. крайне гигроскопична. «Лей кислоту в воду!»

Учитель демонстрирует обугливание сахара и лучинки в концентрированной серной кислоте, объясняет правила растворения концентрированной серной кислоты, технику безопасности при работе с кислотой и ее растворами:

         Она не только поглощает водяные пары, благодаря чему используется для осушки газов, но и отнимает воду у органических веществ.

Посмотрите, что происходит:

а) с лучинкой, если опустить ее в концентрированную серную кислоту – она чернеет, обугливается;

б) с кусочком сахара, если на него нанести несколько капель кислоты – он тоже обугливается.

Последний процесс выразим с помощью уравнения :

         С12Н22О11 → 12С + 11 Н2О,

                  сахар               уголь

а серная кислота присоединяет воду, образуя гидраты:

         H2SO4 + nH2O → H2SO4∙n H2O

                                        гидраты

Поэтому необходимо соблюдать технику безопасности при работе с концентрированной серной кислотой и ее растворами, не допуская попадания ее на кожу, одежду, предметы.

 3 этап. Химические свойства серной кислоты.

Беседа:

Вам известно, что серная кислота – электролит.

- Дайте ее характеристику.

- Запишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты и суммарное уравнение

H2SO4 = H+ + HSO4   (гидросульфат-ион)

протекает нацело и практически необратимо.

HSO4 ↔ H+ + SO42-    (сульфат-ион)

обратима , но протекает в значительной степени.

H2SO4 = 2H+ + SO42- 

- Какие два ряда солей образует серная кислота?

- Назовите вещества, формулы которых:

NaHSO4, KHSO4,                Na2SO4, K2SO4.

Теперь предлагаю вам исследовать свойства разбавленной серной кислоты, пользуясь инструкцией.

ИНСТРУКЦИЯ по исследованию свойств серной кислоты.

  1. С какими из предложенных веществ будет реагировать разбавленная серная кислота: лакмус, цинк, оксид углерода (IV), оксид меди (II), гидроксид натрия, гидроксид меди (II), карбонат натрия. Обоснуйте ваш выбор.
  2. Осуществите эксперименты. Результаты исследования, наблюдения и уравнения химических реакций оформите в виде таблицы:

Вещества

Наблюдения.

Уравнения химических реакций.

  1. Осуществите качественную реакцию на серную кислоту.
  2. Сделайте вывод о химических свойствах разбавленной серной кислоты.

Учитель проводит инструктаж, после чего учащиеся выполняют лабораторную работу самостоятельно; учитель наблюдает, помогает, следит за соблюдением правил безопасности. После проведения каждого опыта обсуждаем его результаты, а один учащийся на доске записывает молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.

Чтобы подвести учащихся к формулировке вывода, задаю вопросы:

- За счет каких ионов разбавленная серная кислота реагирует с металлами, основными оксидами, основаниями, солями?

- В чем сущность этой реакции?

А теперь экспериментальные задачи:

  1. Составьте план и экспериментально установите, раствор какого вещества Х находится в пробирке.
  2. Проведите анализ почвенных растворов на наличие сульфат-ионов.

(решая экспериментальные задачи, учащиеся озвучивают план распознавания)

4 этап. Применение серной кислоты.

Серную кислоту называют «хлебом химической промышленности». Как вы думаете, почему?

Итак, поговорим о применении серной кислоты и ее солей. Вы получили опережающее задание подготовить информацию об этом.

(заслушиваем сообщения учащихся)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...