РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) по теме
Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются недостаточными для создания прочной базы для курса, не могут обеспечить прочное, быстрое и продуктивное усвоение достаточно объёмного и непростого материала. Элективный курс не только даст дополнительные знания и расширит кругозор учащихся по предмету, усилит мотивацию изучения органической химии, но и позволит более мобильно и полно контролировать степень усвоения знаний, приобретение необходимых умений и навыков.
Данный элективный курс предназначен для углубления знаний учащихся 10 класса по курсу органической химии. Курс дополняет и расширяет материал, изучаемый на базовых уроках, предназначен для формирования более прочных навыков решения качественных и количественных задач, усиления мотивации к изучению предмета органической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_10_kl._organicheskaya_himiya_dopolnitelnye_glavy.docx | 55.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 436
Петродворцового района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ Директор школы И.П.Моисеенко Приказ № _____ от «___» ________2012г. | ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № _____ от«___»________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся 10-х классов
«Органическая химия. Дополнительные главы»
Ченцова Наталья Николаевна
на 2012 - 2013 учебный год
Составлено на основе для 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы.» Автор-составитель Ульянова Г.М., ГОУ №167, г. Санкт-Петербург, 2006 г. |
Санкт-Петербург
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются недостаточными для создания прочной базы для курса, не могут обеспечить прочное, быстрое и продуктивное усвоение достаточно объёмного и непростого материала. Элективный курс не только даст дополнительные знания и расширит кругозор учащихся по предмету, усилит мотивацию изучения органической химии, но и позволит более мобильно и полно контролировать степень усвоения знаний, приобретение необходимых умений и навыков.
Данный элективный курс предназначен для углубления знаний учащихся 10 класса по курсу органической химии. Курс дополняет и расширяет материал, изучаемый на базовых уроках, предназначен для формирования более прочных навыков решения качественных и количественных задач, усиления мотивации к изучению предмета органической химии.
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы», автор программы Ульянова Г.М., учитель ГОУ №167, г. Санкт-Петербург.
Курс рассчитан на 1 учебный час в неделю; всего – 35 учебных часов в год.
Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.
Задачи:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В программу курса включена более глубокая информация о строении и свойствах важнейших органических веществ. Это позволит укрепить внутрикурсовые и межпредметные связи (с общей химией, биологией, физикой), актуализировать знания о строении веществ, полученные в предыдущие годы, и расширить их на примере строения органических веществ. Это произойдёт при рассмотрении их специфического электронного строения, а также при осмыслении сущности взаимного влияния атомов и группировок в молекулах органических веществ и взаимосвязи его с их свойствами. Таким образом, будет усилена и укрепится причинно-следственная взаимосвязь основополагающих понятий курса химии: «состав вещества», «строение вещества», «свойства вещества»
Методы обучения и контроля, используемые в данном элективном курсе, предполагаются разнообразные. Это не только традиционные способы подачи материала, уроки-лекции, уроки-семинары, но и самостоятельная работа учащихся с учебной и научно-популярной литературой и электронными источниками информации, работу с поисковыми системами. А решение нестандартных задач позволит оттачивать и общеучебные навыки – логическое мышление, выявление причинно-следственных связей, навыки математических вычислений .
Использование укрупнённых дидактических единиц – матриц, рабочих схем, которые не предлагается в готовом виде, а составляются по ходу совместной деятельности учителя и учеников, позволит выявить взаимосвязь элементов знаний и более продуктивно организовать их усвоение.
Необходимо учесть, что занятия на элективном курсе происходят параллельно с плановыми уроками по органической химии. Это будет содействовать формированию системных знаний. Упорядочивание знаний не отодвигается к концу изучения темы, раздела или курса, а происходит в процессе усвоения нового материала. При этом содержание его может и не измениться, а лишь определённым образом структурируется с целью обеспечения развивающей функции процесса обучения. Неизвестная информация, с одной стороны, как бы вытекает из уже известной, но может и появиться, если на неё посмотреть в несколько непривычном аспекте. Это способствует развитию логики, ассоциативного мышления и вооружают учащихся различными способами овладения знаниями.
Курс включает в себя традиционные уроки, на которых происходит более детальное рассмотрение теоретических вопросов, семинарские занятия, на которых проводится детальный разбор решения задач и последующая тренировка, а также уроки контроля за усвоением знаний. Контроль проводится в различных формах (самостоятельные работы, зачётные задания, работа со средствами наглядности, самостоятельная работа с учебной литературой и электронными источниками информации).
Результатами введения элективного курса «Органическая химия. Дополнительные главы» должны быть более глубокие знания учащихся по предмету, укрепление общедидактических и специфических предметных навыков, усиление интереса к изучению предмета и возможность участия в предметных олимпиадах различного уровня.
Общие требования к уровню подготовки учащихся при освоении образовательной программы.
Учащиеся должны: знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Введение в предмет органической химии (4 час.) | ||
Вещества органические и неорганические. (традиционный урок) | Сравнение особенностей состава, строения и реакционной способности органических и неорганических веществ. Единство живой и неживой природы. | |
Электронные представления о строении атома углерода в органических веществах. (урок-лекция) | Суть перехода атома в возбуждённое состояние; причина и суть гибридизации электронных орбиталей; причины значений валентных углов; способы перекрывания электронных облаков. | |
Номенклатура органических соединений. (традиционный урок) | Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот. | |
Общие закономерности протекания реакций с участием органических веществ (урок-семинар). | Условия протекания, способы разрушения связей, классификация реакций по механизмам и типу реакционных частиц. Самостоятельная работа №1. | |
Тема 2. Алканы, циклоалканы. (5 час.) | ||
Особенности строения алканов (урок-лекция). | Параметры химической связи, пространственное строение молекул, понятие о конформациях, виды конформаций. Связь пространственного строения и устойчивости веществ. | |
Изомерия и номенклатура алканов (традиционный урок). | Выполнение тренировочных заданий. | |
Химические свойства алканов, способы получения алканов (традиционный урок). | Особенности протекания химических реакций с участием алканов, тренировочные упражнения. | |
Химические свойства алканов, способы получения алканов (урок-семинар). | Решение расчётных задач с использованием реакций с участием алканов. | |
Циклоалканы (традиционный урок). | Особенности строения и свойств циклоалканов. Самостоятельная работа №2. | |
Тема 3. Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены, алкины (7 часов). | ||
Природа двойной связи в алкенах и алкадиенах (урок-лекция). | Образование и параметры двойной связи; общая характеристика химических свойств алкенов и алкадиенов. Виды изомерии.. | |
Химические свойства алкенов (урок-семинар). | Работа с матрицами Тренировочные упражнения, составление уравнений реакций, рассмотрение механизмов протекающих процессов. | |
Химические свойства алкенов (урок-семинар). | Решение расчётных задач с использованием уравнений реакций с участием алкенов. | |
Способы получения алкенов (традиционный урок). | Решение качественных задач с использованием уравнений реакций при участии алкенов. | |
Алкадиены (урок-лекция). | Образование сопряжённой связи в молекулах алкадиенов и влияние её на реакционную способность диеновых углеводородов. Тренировочные упражнения. | |
Взаимосвязь гомологических рядов алканов, циклоалканов, алкенов и алкадиенов (урок-семинар). | Решение качественных и количественных задач. | |
Алкины (традиционный урок). | Природа тройной связи, химические свойства, взаимосвязь с углеводородами других гомологических рядов. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа №3. | |
Тема 4. Арены (3 часа). | ||
Ароматические углеводороды (урок-лекция). | Природа ароматической связи, её влияние на реакционную способность веществ. Изомерия и номенклатура аренов. Общая характеристика химических свойств аренов. | |
Химические свойства и получение аренов (традиционный урок). | Особенности протекания реакций с участием аренов. Взаимосвязь аренов с углеводородами других гомологических рядов. Решение качественных задач. | |
Взаимосвязь углеводородов (урок-семинар). | Решение расчётных задач с использованием многостадийных процессов и производственным содержанием. Самостоятельная работа №4. | |
Тема 5. Кислородсодержащие органические вещества (8 часов). | ||
Спирты (традиционный урок). | Понятие о спиртах. Классификация и строение спиртов. Фенолы. Гомологические ряды, изомерия, номенклатура. | |
Электронное строение спиртов (традиционный урок). | Распределение электронной плотности и взаимное влияние в молекулах спиртов разных гомологических рядов. Тренировочные упражнения. | |
Химические свойства спиртов, получение (традиционный урок). | Общая характеристика химических свойств, основные направления реакций, способы получения и взаимосвязь с углеводородами различных гомологических рядов. | |
Карбонилсодержащие органические вещества (урок-лекция). | Гомологические ряды карбонилов. Классификация. Изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах. | |
Карбоновые кислоты (урок-лекция). | Состав, классификация, изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах. | |
Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ (урок-семинар). | Решение расчётных задач с использованием уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ. | |
Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ с углеводородами различных гомологических рядов (урок-семинар). | Решение качественных и количественных задач. Самостоятельная работа №5. | |
Тема 6. Химические свойства и взаимосвязь углевородородов и их функциональных производных (4 час.) | ||
Взаимосвязь алканов с представителями различных классов органических веществ (урок-семинар). | Уравнения реакций, иллюстрирующие единство органических веществ. Синтезы с участием алканов. Тренировочные упражнения. | |
Взаимосвязь циклоалканов с представителями различных классов органических веществ (урок-семинар). | Уравнения реакций, иллюстрирующие единство органических веществ. Решение расчётных задач. | |
Взаимосвязь непредельных углеводородов с представителями различных классов органических веществ (урок-семинар). | Синтезы с участием алкенов, алкинов и алкадиенов, значение их . Решение качественных задач. | |
Взаимосвязь аренов с представителями различных классов органических веществ (урок-семинар). | Синтезы с участием аренов, значение их . Решение качественных и количественных задач. Самостоятельная работа №6. | |
Тема 7. Углеводы. Обобщение курса. (4 час.) | ||
Углеводы. Моносахариды (традиционный урок). | Классификация, состав, изомерия, таутомерия, оптическая изомерия. Свойства моносахаридов на основании их состава и строения. Тренировочные упражнения. Работа с матрицами. | |
Дисахариды. Полисахариды. (традиционный урок). | Строение, нахождение в природе. Химические свойства. Химические свойства: окисление, кислотный гидролиз. Тренировочные упражнения. | |
Полисахариды (урок-лекция). | Крахмал. Целлюлоза. Строение, свойства, значение. | |
Обобщение материала (урок-семинар). | Возможности получения органических веществ из неорганических. Единство живой и неживой природы. Доклады учащихся. Решение качественных задач. | |
Резервное время (1 час) | ||
35. | Повторение | Повторение и закрепление пройденного материала курса «Органическая химия» |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество часов | Требования к уровню подготовки. Должны уметь и знать: |
Введение в предмет органической химии | 4 | Сравнивать особенности состава, строения и реакционной способности органических и неорганических веществ. Единство живой и неживой природы. Суть перехода атома в возбуждённое состояние; причина и суть гибридизации электронных орбиталей; причины значений валентных углов; способы перекрывания электронных облаков. Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот. |
Алканы, циклоалканы | 5 | Параметры химической связи, пространственное строение молекул, понятие о конформациях, виды конформаций. Связь пространственного строения и устойчивости веществ. Особенности протекания химических реакций с участием алканов. Особенности строения и свойств циклоалканов. Выполнять тренировочные задания. Решать расчётные задачи с использованием реакций с участием алканов. |
Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены, алкины | 7 | Образование и параметры двойной связи; общая характеристика химических свойств алкенов и алкадиенов. Виды изомерии. Образование сопряжённой связи в молекулах алкадиенов и влияние её на реакционную способность диеновых углеводородов. Природа тройной связи, химические свойства, взаимосвязь с углеводородами других гомологических рядов. Выполнять тренировочные упражнения, составлять уравнений реакций, рассматривать механизмы протекающих процессов. Решать расчётные задачи с использованием уравнений реакций с участием алкенов, алкадиенов, алкинов. Решать качественные и количественные задачи. |
Арены | 3 | Природа ароматической связи, её влияние на реакционную способность веществ. Изомерия и номенклатура аренов. Общая характеристика химических свойств аренов. Особенности протекания реакций с участием аренов. Взаимосвязь аренов с углеводородами других гомологических рядов. Решать расчётные задачи с использованием многостадийных процессов и производственным содержанием. |
Кислородсодержащие органические вещества | 8 | Понятие о спиртах. Классификация и строение спиртов. Фенолы. Гомологические ряды, изомерия, номенклатура. Распределение электронной плотности и взаимное влияние в молекулах спиртов разных гомологических рядов. Общая характеристика химических свойств, основные направления реакций, способы получения и взаимосвязь с углеводородами различных гомологических рядов. Гомологические ряды карбонилов. Классификация. Изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах. Решать расчётные задачи с использованием уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ. Выполнять тренировочные упражнения. |
Химические свойства и взаимосвязь углевородородов и их функциональных производных | 4 | Уравнения реакций, иллюстрирующие единство органических веществ. Уравнения реакций, иллюстрирующие единство органических веществ. Синтезы с участием алканов, алкенов, алкинов и алкадиенов, аренов, значение их для человека. Выполнять тренировочные упражнения. Решать качественные и количественные задачи. |
Углеводы. Обобщение курса | 4 | Классификация, состав, изомерия, таутомерия, оптическая изомерия. Свойства моносахаридов на основании их состава и строения. Строение, нахождение в природе. Химические свойства. Химические свойства: окисление, кислотный гидролиз. Крахмал. Целлюлоза. Строение, свойства, значение. Возможности получения органических веществ из неорганических. Единство живой и неживой природы |
Резервное время | 1 час | Повторение и закрепление пройденного материала курса «Органическая химия» |
ВСЕГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Название раздела | Тема урока | Содержание изучаемого материала | Тип урока | Форма урока | Средства наглядности, ЭОР | Вид контроля | Домашнее задание | |
по плану | факт | |||||||||
1 | 7.09 | 7.09 | Введение в органическую химию (4 часа) | Вещества органические и неорганические. | Сравнение особенностей состава, строения и реакционной способности органических и неорганических веществ. Единство живой и неживой природы. | Урок изучения нового материала | традиционный урок | презентация | Беседа, текущий контроль | Конспект, карточка с заданием |
2 | 14.09 | 14.09 | Электронные представления о строении атома углерода в органических веществах. | Суть перехода атома в возбуждённое состояние; причина и суть гибридизации электронных орбиталей; причины значений валентных углов; способы перекрывания электронных облаков. | Комбинированный | урок-лекция | презентация | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
3 | 21.09 | 21.09 | Номенклатура органических соединений. | Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот. | Комбинированный | традиционный урок | презентация | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
4 | 28.09 | 28.09 | Общие закономерности протекания реакций с участием органических веществ | Условия протекания, способы разрушения связей, классификация реакций по механизмам и типу реакционных частиц. | Комбинированный | урок-семинар | презентация | Тематический контроль, самостоятельная работа №1. | Конспект, карточка с заданием | |
5 | 5.10 | 5.10 | Алканы, циклоалканы (5 часов) | Особенности строения алканов | Параметры химической связи, пространственное строение молекул, понятие о конформациях, виды конформаций. Связь пространственного строения и устойчивости веществ. | Урок изучения нового материала | урок-лекция | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1, модели молекул | Беседа, текущий контроль | Конспект, карточка с заданием |
6 | 12.10 | 12.10 | Изомерия и номенклатура алканов | Выполнение тренировочных заданий. | Комбинированный | традиционный урок | модели молекул | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
7 | 19.10 | 19.10 | Химические свойства алканов, способы получения алканов | Особенности протекания химических реакций с участием алканов, тренировочные упражнения. | Комбинированный | традиционный урок | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1 | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
8 | 26.10 | 26.10 | Химические свойства алканов, способы получения алканов | Решение расчётных задач с использованием реакций с участием алканов. | Комбинированный | урок-семинар | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
9 | 2.11 | 2.11 | Циклоалканы | Особенности строения и свойств циклоалканов. | Комбинированный | традиционный урок | модели молекул | Тематический контроль, самостоятельная работа №2. | Конспект, карточка с заданием | |
10 | 16.11 | 16.11 | Непредельные углеводороды- алкены, алкадиены, алкины (7 часов) | Природа двойной связи в алкенах и алкадиенах | Образование и параметры двойной связи; общая характеристика химических свойств алкенов и алкадиенов. Виды изомерии.. | Урок изучения нового материала | урок-лекция | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1, модели молекул | Беседа, текущий контроль | Конспект, карточка с заданием |
11 | 23.11 | 23.11 | Химические свойства алкенов | Работа с матрицами Тренировочные упражнения, составление уравнений реакций, рассмотрение механизмов протекающих процессов. | Комбинированный | урок-семинар | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1 | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
12 | 30.11 | 30.11 | Химические свойства алкенов | Решение расчётных задач с использованием уравнений реакций с участием алкенов. | Комбинированный | урок-семинар | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
13 | 7.12 | 7.12 | Способы получения алкенов | Решение качественных задач с использованием уравнений реакций при участии алкенов. | Комбинированный | традиционный урок | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
14 | 14.12 | 14.12 | Алкадиены | Образование сопряжённой связи в молекулах алкадиенов и влияние её на реакционную способность диеновых углеводородов. Тренировочные упражнения. | Комбинированный | урок-лекция | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1, модели молекул | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
15 | 21.12 | 21.12 | Взаимосвязь гомологических рядов алканов, циклоалканов, алкенов и алкадиенов | Решение качественных и количественных задач. | Комбинированный | урок-семинар | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
16 | 11.01 | Алкины | Природа тройной связи, химические свойства, взаимосвязь с углеводородами других гомологических рядов. Тренировочные упражнения. | Комбинированный | традиционный урок | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1, модели молекул | Тематический контроль, самостоятельная работа №3. | Конспект, карточка с заданием | ||
17 | 18.01 | Арены (3 часа) | Ароматические углеводороды | Природа ароматической связи, её влияние на реакционную способность веществ. Изомерия и номенклатура аренов. Общая характеристика химических свойств аренов. | Урок изучения нового материала | урок-лекция | модели молекул | Беседа, текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |
18 | 25.01 | Химические свойства и получение аренов | Особенности протекания реакций с участием аренов. Взаимосвязь аренов с углеводородами других гомологических рядов. Решение качественных задач. | Комбинированный | традиционный урок | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 1 | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
19 | 1.02 | Взаимосвязь углеводородов | Решение расчётных задач с использованием многостадийных процессов и производственным содержанием. | Комбинированный | урок-семинар | Тематический контроль, самостоятельная работа №4. | Конспект, карточка с заданием | |||
20 | 8.02 | Кислородсодержащие органические вещества (8часов) | Спирты | Понятие о спиртах. Классификация и строение спиртов. Фенолы. Гомологические ряды, изомерия, номенклатура. | Урок изучения нового материала | традиционный урок | Презентация, модели молекул | беседа | Конспект, карточка с заданием | |
21 | 15.02 | Электронное строение спиртов | Распределение электронной плотности и взаимное влияние в молекулах спиртов разных гомологических рядов. Тренировочные упражнения. | Комбинированный | традиционный урок | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |||
22 | 22.02 | Химические свойства спиртов, получение | Общая характеристика химических свойств, основные направления реакций, способы получения и взаимосвязь с углеводородами различных гомологических рядов. | Комбинированный | традиционный урок | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия», часть 2 | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
23 | 1.03 | Карбонилсодержащие органические вещества | Гомологические ряды карбонилов. Классификация. Изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах. | Комбинированный | урок-лекция | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 3 | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
24 | 15.03 | Карбоновые кислоты | Состав, классификация, изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах. | Комбинированный | урок-лекция | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |||
25 | 22.03 | Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ | Решение расчётных задач с использованием уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ. | Комбинированный | урок-семинар | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |||
26 | 5.04 | Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ с углеводородами различных гомологических рядов | Решение качественных и количественных задач. . | Комбинированный | урок-семинар | Тематический контроль, самостоятельная работа №5 | Конспект, карточка с заданием | |||
27 | 12.04 | Химические свойства и взаимосвязь углеводородов и их функциональных производных (4 часа) | Взаимосвязь алканов с представителями различных классов органических веществ | Уравнения реакций, иллюстрирующие единство органических веществ. Синтезы с участием алканов. Тренировочные упражнения. | Урок изучения нового материала | урок-семинар | Беседа, текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
28 | 19.04 | Взаимосвязь циклоалканов с представителями различных классов органических веществ | Уравнения реакций, иллюстрирующие единство органических веществ. Решение расчётных задач. | Комбинированный | урок-семинар | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |||
29 | 26.04 | Взаимосвязь непредельных углеводородов с представителями различных классов органических веществ | Синтезы с участием алкенов, алкинов и алкадиенов, значение их. Решение качественных задач. | Комбинированный | урок-семинар | текущий контроль | Конспект, карточка с заданием | |||
30 | 3.05 | Взаимосвязь аренов с представителями различных классов органических веществ | Синтезы с участием аренов, значение их. Решение качественных и количественных задач. | Комбинированный | урок-семинар | Тематический контроль, самостоятельная работа №6. | Конспект, карточка с заданием | |||
31 | 10.05 | Углеводы Обобщение курса (4 часа) | Углеводы. Моносахариды | Классификация, состав, изомерия, таутомерия, оптическая изомерия. Свойства моносахаридов на основании их состава и строения. Тренировочные упражнения. Работа с матрицами. | Урок изучения нового материала | традиционный урок | DVD диск «Школьный химический эксперимент. Органическая химия»,часть 4, Образцы веществ | беседа | Конспект, карточка с заданием | |
32 | 17.05 | Дисахариды. Полисахариды. | Строение, нахождение в природе. Химические свойства. Химические свойства: окисление, кислотный гидролиз. Тренировочные упражнения. | Комбинированный | традиционный урок | Образцы веществ | Тематический контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
33 | 24.05 | Полисахариды | Крахмал. Целлюлоза. Строение, свойства, значение. | Комбинированный | урок-семинар | Образцы веществ | Тематический контроль | Конспект, карточка с заданием | ||
34 | 30.05 | Обобщение материала | Возможности получения органических веществ из неорганических. Единство живой и неживой природы. Доклады учащихся. Решение качественных задач. | Комбинированный | урок-семинар | Заключительный | Конспект, карточка с заданием | |||
35 | Резервное время (1 час) | Повторение | Повторение и закрепление пройденного материала курса «Органическая химия» | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторительно-обобщительный |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2010..
- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
- Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.
- Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Органическая химия: вопросы, упражнения, задачи, тесты. Пособие для старшеклассников.- СПб: СМИО Пресс, 2012
Дополнительная литература:
- Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.
- ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 111, [1] с.
- Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 200с.
- Единый государственный экзамен 2009. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 272с.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 2008. – 367 с., ил.
Электронные образовательные ресурсы
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образовании
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
- Уроки химии КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, 10-11 классы, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий», 2005
- «Школьный химический эксперимент. Органическая химия», часть 1-5, Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», Современная гуманитарная академия, 2005
- Образовательная коллекция 1С, Органическая химия 10-11 классы, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2000, 2003
- Авторский продукт презентации Microsoft Pover Point
Оборудование
- Компьютер
- Проектор
- Вытяжной шкаф
- Коллекции реактивов по органической химии
- Комплекты химического оборудования для проведения практических работ учащимися
- Комплекты химического оборудования для проведения демонстрационных опытов
- Электронная периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Таблица растворимости
- Ряд активности металлов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Компьютерное делопроизводство"
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен буду...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Я и мой выбор"
Программа разработана для учителей , которые ведут предпрофильную подготовку с учащимися 9 класса. Основное внимание уделено изучению психологии. Работая по этой программе, вы сможете помочь ребенку п...
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...