рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\титульные\э 9.2.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа элективного курса «Биологическая роль металлов» для учащихся 9 класса составлена на основе авторской программы Т.А.Баталовой, Л.Г.Поповой «Биологическая роль металлов» из сборника «Программы элективных курсов для медико-биологического профиля». - Благовещенск, Амурский ИППК, 2005,  разработанных в соответствии с решением коллегии департамента образования Администрации Амурской области. Протокол №1 от 31.03.2005 г.

     Цель курса: углубление валеологической и экологической подготовки учащихся основной школы.

Программа рассчитана на 17 часов, а в учебном плане на элективный курс отведено 8 часов, поэтому в рабочую программу внесены изменения: в теме «Введение. Химия металов» сокращено количество часов в практич.части до 1 ч (по программе 2 ч), в теме «Металлы жизни для человека и животных» в теор. и  практ. части по 1 ч (в прогр. 3 ч и 2 ч соответственно), в теме «Роль металлов в растительном мире» в практич.части сокращено вдвое, «Токсическое действие металлов» - вдвое, «Загрязнение окружающей среды» в теор.части сокращено до 0,5 ч (по прогр.   2 ч), в практич.части вдвое.

Литература

Для учителя

  1. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990
  2. Защита окружающей среды от техногенных воздействий /Под ред. Невской Г.В. – М.: Изд-во МГОУ, 1993
  3. Ершов Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. – М.: Высшая школа, 2003
  4. Пекшеева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. – Красноярск, 1987
  5. Подчайнова В.П., Смирнова Л.И. Медь. – М.: Наука, 1990
  6. Сидоренко Г.И., Чукова А.И Никель. – М.: Медицина, 1980
  7. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии.- М.: Просвещение, 1995
  8. Щитова ЭП. Опыты по химии с экологической направленностью. – Благовещенск, 1993
  9. Эйхлер В. Яды в нашей пище. – М.: Мир, 1993

Для учащихся

  1. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997
  2. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. – М.: Наука, 1978
  3. Кукушкин Ю.Н.. Химия вокруг нас.- М.: Высшая школа, 1992
  4. Лебедев Ю.А. Второе дыхание марафонца (о свинце). – М.: просвещение, 1990
  5. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981
  6. Николаев Л.А. металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986
  7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
  8. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1984

Содержание программы

Тема 1. Введение. Химия металлов.

  1. Введение. Положение металлов в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов металлов. Свойства металлов, изменение свойств группах и периодах.
  2. Практическая работа №1. «Качественные реакции на ионы металлов (железо11, железо 111, медь 11, свинец11, цинк, кальций)».
  3. Первоначальные сведения о спектральных методах анализа.

Практическая работа №2 «Анализ катионов методом окрашивания пламени».

Тема 2. Металлы жизни для человека и животных.

2.1 Понятие о металлах-биогенах. Биологическая роль металлов.  Металлы в составе ферментов,    гормонов, витаминов. Роль железа в организме человека. Обмен железа.

2.2 Роль кальция в организме человека. Регуляция уровня кальция в крови. Роль ионов щелочных металлов в поддержании внутренней среды организма.

2.3  Нормы потребности в металлах для детей и подростков. Продукты, содержащие металлы жизни. Способы диагностики недостатка/избытка металлов в организме.

2.4 основы хроматографических методов анализа. Практическая работа №3. «Определение ионов железа в пищевых продуктах методом бумажной хроматографии».

2.5 Практическая работа №4 «Исследование минерального состава молока методом ТСХ и колоночной хроматографии».

Тема 3. Роль металлов в растительном мире.

3.1 Минеральный состав высших растений. Роль ионов различных металлов в жизнедеятельности растений.

3.2-3.3 Практическая работа №5 «Влияние минерального питания на выращивание растений (закладка опытов, результаты регистрируются через 1-4 недели в зависимости от применяемых веществ)». Практическая работа №6. «Количественное определение кальция, магния, калия в золе растений».

Тема 4. Токсическое действие металлов.

4.1 Понятие «тяжелые металлы». Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм.

4.2 Практическая работа №7. Действие солей металлов на биологические объекты.

4.3 Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Миграция тяжелых металлов в пищевых цепях и биоценозах.

4.4 Практическая работа №8. «Обнаружение ионов свинца в почве и в листьях растений».

4.5 Последствия загрязнения окружающей среды металлами. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы.

Тема 5. Загрязнение окружающей среды металлами.

Тема 6. Итоговая конференция.

6.1 Итоговая конференция. Защита рефератов. Подведение итогов.

Предлагаемые темы рефератов:

  1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.
  2. «Металлические» болезни.
  3. Минеральный состав живых организмов и теории происхождения жизни на Земле.
  4. Признаки и первая помощь при отравлении металлами и их соединениями.
  5. Химические основы лечения «металлических отравлений».
  6. Растения как биоиндикаторы минерального состава почвы.
  7. Содержание ионов металлов в водоемах и почвах Амурской области.

Тематический план

тема занятия

кол-во часов

теор.

практич.

1.

Введение. Химия металлов.

1

1

2.

Металлы жизни для человека и животных.

1

1

3.

Роль металлов в растительном мире.

0,5

0,5

4.

Токсическое действие металлов.

0,5

0,5

5.

Загрязнение окружающей среды металлами.

0,5

0,5

6.

Итоговая конференция

1

-

Итого:

8

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

кол-во

часов

содержание темы

ресурсы

сроки

1.

Введение. Химия металлов. Первоначальные сведения о спектральных методах анализа.

1 ч.

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов металлов. Свойства металлов, изменение свойств группах и периодах.

мультимед. оборудование

презентации

2.

Практическая работа №1. «Качественные реакции на ионы металлов (железо11, железо 111, медь 11, свинец11, цинк, кальций)».

Практическая работа №2 «Анализ катионов методом окрашивания пламени».

1 ч

Первоначальные сведения о спектральных методах анализа.

Лаборат. оборудов.

3.

Металлы жизни для человека и животных.

1 ч

Понятие о металлах-биогенах. Биологическая роль металлов.  Металлы в составе ферментов,    гормонов, витаминов. Роль железа в организме человека. Обмен железа. Роль кальция в организме человека. Регуляция уровня кальция в крови. Роль ионов щелочных металлов в подд.внутр. среды организма.

Периодич. система Менделеева, мультимед. оборудование

презентации

4.

Практическая работа №3. «Определение ионов железа в пищевых продуктах методом бумажной хроматографии».

Практическая работа №4 «Исследование минерального состава молока методом ТСХ и колоночной хроматографии».

1 ч

Нормы потребности в металлах для детей и подростков. Продукты, содержащие металлы жизни. Способы диагностики недостатка/избытка металлов в организме. Основы хроматографических методов анализа.

Лаборат. оборудов.

5.

Роль металлов в растительном мире.

Практическая работа №5 «Влияние минерального питания на выращивание растений»

Практическая работа №6. «Количественное определение кальция, магния, калия в золе растений».

1 ч

Минеральный состав высших растений. Роль ионов различных металлов в жизнедеятельности растений.

Периодич. система Менделеева, мультимед. оборудование

презентации

Лаборат. оборудов.

6.

Токсическое действие металлов.

Практическая работа №7. «Действие солей металлов на биологические объекты».

Практическая работа №8. «Обнаружение ионов свинца в почве и в листьях растений».

1 ч

Понятие «тяжелые металлы». Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм.

Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Миграция тяжелых металлов в пищевых цепях и биоценозах.

Периодич. система Менделеева, мультимед. оборудование

презентации

Лаборат. оборудов.

7.

Загрязнение окружающей среды металлами.

1 ч

Загрязнение окружающей среды металлами. Последствия загрязнения окружающей среды металлами. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы.

Периодич. система Менделеева, мультимед. оборудование

презентации

8.

Итоговая конференция.

1 ч

Защита рефератов. Подведение итогов.

Периодич. система Менделеева, мультимед. оборудование

презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»

Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются нед...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Компьютерное делопроизводство"

Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен буду...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Я и мой выбор"

Программа разработана для учителей , которые ведут предпрофильную подготовку с учащимися 9 класса. Основное внимание уделено изучению психологии. Работая по этой программе, вы сможете помочь ребенку п...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»

Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...