Рабочие листы по теме "Количество вещества" (8 класс)
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Предлагаемые "рабочие листы" содержат образцы решения стандартных задач, с которыми восьмиклассники знакомятся при изучении тем "Количество вещества" и "Молярный объем газов", поэтому они могут быть использованы учителем для организации индивидуальной работы со слабоуспевающими и много пропускающими по болезни учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolichestvo_veshchestva.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                        Дзенис Анна Валерьевна

              Блок      «Количество вещества»

                         I    Количество  вещества.  Моль, Молярная масса.

                  

  1) Допишите определения:

         а) Количество вещества – это _____________________________________________
        б) Моль – это _____________________________________________________________

         в)  Молярная масса – это ___________________________________________________

             

2)  Напишите формулу, выражающую зависимость между  молярной массой, массой

       вещества и его количеством (формула 1): ________________

           Преобразуйте эту формулу таким образом, чтобы можно было  определить:

     

       а) массу вещества (если известны другие данные)  (формула 2): _______________

     

       б) количество вещества (если известны другие данные) (формула 3): _______________ 

   

                            З а д а ч и     в и д а :    n(А)  →  m (A)     и    m (A) →  n(А)

       (определить  массу  вещества по известному  количеству  этого  вещества, а также

       обратная  задача – определить количество  вещества по его массе, которая известна)   

Задача-образец № 1:  Чему равна масса хлорида железа (Ш), количеством   вещества 8,2 моль? 

                 III       I

Дано:   n (FeCl3) =  8,2 моль


Найти:  m (FeCl3)



                Решение:  

1) m =  n M

    m (FeCl3) = n(FeCl3) M(FeCl3)


2) Мr (FeCl3) = 1 56 +  3 35,5  =  162,5

    М (FeCl3) =  162,5  г ∕ моль 


3) m (FeCl3) = 8,2 моль 162,5 г ∕ моль=

                                                      = 1332,5 г

                                       Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи?

    (Количество вещества хлорида железа (Ш) ).

2) Что нужно найти по условию задачи? 

    (Массу хлорида железа (Ш) ).     

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва  (по  валентности),   о  котором идет речь в условии задачи. 

                                       Рассуждения:

1) Так как найти нужно массу вещества по его количеству, восполь-

     зуемся  формулой 2) (см. выше).


2) Количество вещества хлорида железа (Ш) известно по условию

     задачи, его молярную массу можно узнать, вычислив относи-

    тельную  молекулярную массу.


3) Зная количество вещества и молярную массу хлорида железа (Ш),

  можно вычислить его  массу (то, что требуется по условию задачи).

Задача  «с подсказкой»  № 1:  Какова масса сульфида алюминия  количеством  вещества  3,7 моль? 

                   III    II

Дано: ___(Al S )  =  _______

                       III    II

Найти:  ___ (Al S )


                Решение:  

1)



2)



3)

                                       Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи? (_________________________)

2) Что нужно найти по условию задачи? (__________________)

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва  (по  валентности),   о  котором идет речь в условии задачи. 

                                       Рассуждения:

1) Так как найти нужно _________ вещества по его ___________,

     воспользуемся  _____________________.


2) ___________________ сульфида алюминия известно по условию

     задачи, его ___________ можно узнать, вычислив ___________

    ______________________________________


3) Зная ___________________ и ____________________________

   сульфида алюминия,    можно вычислить его _______________,  

   (то, что требуется по условию задачи).

3) Задача:  вычислите массу оксида ниобия (V), количество  вещества которого составляет  

                       0,4 моль.     

4) Задача: какова масса 6,4 моль фторида сурьмы (Ш)?

Аналогично решаются и обратные  задачи  – задачи на нахождение  количества  вещества по его массе, которая известна. Но, в отличие от рассмотренных выше задач, в этом случае используется другая формула.

Задача-образец № 2:  Какое  количество  вещества составляет  63,51 г  оксида марганца (IV)? 

 

                 IV       II

Дано:  m (MnO2)  =  63,51   г            


Найти:  n(MnO2)



                Решение:  

1) n = m : M

  n(MnO2)  =  m(MnO2)  :  M(MnO2)


2) Мr (MnO2) = 1 55  +  2  16  = 87

     М (MnO2) =  87  г ∕ моль


3) n (MnO2) =63,51 г : 87г ∕ моль = 0,73

                                                         моль

                                     

                                 Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи? (Масса  оксида марганца  (IV)).

2) Что нужно найти по условию задачи? 

    (Количество вещества оксида марганца  (IV)).

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва  (по  валентности),   о  котором идет речь в условии задачи. 

                                   

                                   Рассуждения:

1) Так как найти нужно количество вещества по его массе, восполь-

     зуемся формулой   3)  (см. выше).


2) Масса оксида марганца  (IV) известна  по условию задачи, его

    молярную массу можно узнать, вычислив относительную  моле-

    кулярную массу.


3) Зная массу  и молярную массу оксида марганца (IV), можно вы-

    числить его количество вещества (то, что требуется по условию

    задачи).

                 

                                                                                             

Задача «с подсказкой»  № 2: Какое количество вещества соответствует 4,75 г иодида висмута (Ш)?

 

                  III      I

Дано: ___(Bi J )  =  _______

                      III      I

Найти:  ___ (Bi J)


                Решение:  

1)



2)



3)

                           

                                     Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи? (_________________________)

2) Что нужно найти по условию задачи? (__________________)

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва  (по  валентности),   о  котором идет речь в условии задачи. 

                                       

                                     Рассуждения:

1) Так как найти нужно _____________________________________

     вещества по его _______________,  воспользуемся ____________


2) _____________ иодида висмута (III)  известна по условию задачи,

    его ____________________________ можно узнать, вычислив

    _____________________________________________.

                                                           

 3) Зная ______________и ____________________________________

     иодида висмута (III) ,   можно вычислить его ______________,

     (то, что требуется по условию задачи).



5) Задача: имеется 1344 г бромида теллура (IV). Какое количество вещества это составляет?

6) Задача: сколько моль сульфида стронция в 0,48  г его?

                                             II.     Молярный объем газа. 

 8) а) Вставьте пропущенное:

         

          Нормальные условия  -  это ________________________________________________

         При нормальных условиях  объем любого газа, взятого  количеством вещества _________,

         приблизительно     ___________________  и  равен ___________________ .

         Молярный объем газа – это _____________________________ (формула 4) : ____________

     

 б)  Преобразуйте эту формулу таким образом, чтобы можно   было определить:

        -  объем газа (если известно его количество вещества)  (формула 5): _____________

        -   количество вещества (если известен объем газа)   (формула 6) : ______________ 

                                  З а д а ч и     в и д а :    n(А)   →   V(A)     и    V(A)  →   n (А)

       (определить  объем  вещества по известному  количеству  этого   вещества, а также

       обратная  задача – определить количество  вещества по его объему, который  известен)   

Задача-образец  № 3:  Какой объем займет оксид азота (I), взятый в   количестве   вещества

                                      0,8  моль (при н.у.)? 

 

                  I     II

Дано:   n (N2O) = 0,8  моль


Найти:  V (N2O)



                Решение:  

1) V =  n  Vm

    V (N2O) = n (N2O)   Vm


2) V (N2O) = 0,8 моль  22,4 л ∕ моль  =

                                                   =  17,92 л

   

                                       Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи?

    (Количество вещества оксида азота (I) ).

2) Что нужно найти по условию задачи? 

    (Объем оксида азота (I)).     

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва  (по  валентности),   о  котором идет речь в условии задачи. 

                                       Рассуждения:

1) Так как найти нужно объем газообразного вещества по его

     количеству, воспользуемся  формулой 5)  (см. выше).


2) Количество вещества оксида азота (I) известно по условию зада-

     чи, молярный  объем  любого газа при н.у. -  величина постоян-

     ная.  Подставив значения величин в формулу 5),  можно вычис-

     лить объем, который  займут   0,8 моль оксида азота (I).

Задача  «с подсказкой»  № 3:   Рассчитайте объем,  который займут  2,6 моль водорода  (при н.у.).

                 

Дано: __(H2)  =  _______

                     

Найти:  ___ (H2)



                Решение:  

1)




2)



                                       Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи? (_________________________)

2) Что нужно найти по условию задачи? (__________________)

3) Записываем краткое условие задачи. 

                                   

                                 

                                             Рассуждения:

1) Так как найти нужно ________________ вещества по его

     ___________________________,   воспользуемся  _____________.



2) _________________________ водорода  известно по условию

     задачи, __________________________  любого газа при н.у. -  

     величина  ____________________.  Подставив значения величин

    в формулу  ____),  можно вычислить  _____________ ,  который

    займут  __________ водорода

    .9) Задача: вычислите объем, который занимают 0,36 моль фтора.

    10) Задача: какой объем занимают  5,8 моль угарного газа (оксид  углерода (II)?

  Аналогично решаются и обратные  задачи  – задачи на нахождение  количества газообразного вещества по его объему, который известен. Но, в отличие от рассмотренных выше задач, в этом случае используется другая формула.

Задача-образец  № 4:  Какое количество вещества составляют (при н. у.)  163,52 л  азота?

                 

Дано:  V (N2) =  163,52 л            


Найти:  n (N2)



                Решение:  


1) n = V : Vm

     n (N2) = V (N2) : Vm


2) n (N2)=163,52 л :22,4 л ∕ моль = 7,3моль

     


                                       Рассуждения:

1) Что известно по условию задачи?     (Объем азота).

2) Что нужно найти по условию задачи? 

    (Количество вещества азота).

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва ,  о  котором идет речь в условии задачи. 

                                   

                                   Рассуждения:


1) Так как найти нужно количество газообразного вещества по его

    объему , воспользуемся  формулой   6)  (см. выше).


2) Объем азота известен по условию задачи, молярный объем  

    любого газа при н.у. -  величина постоянная.  Подставив значения

    величин в формулу 6),  можно вычислить количество вещества

    азота .

                                                             

Задача  «с подсказкой»  № 4:   Вычислите количество вещества  фторида азота (III), если известно,

                                                     что он занимает объем   10, 08 л (при н.у.).

           

                  III      

Дано: ___(NF )  =  _______

                      III      

Найти:  ___ (NF)


                Решение:  


1)





2)



                           

                             Рассуждения:


1) Что известно по условию задачи? (_________________________)

2) Что нужно найти по условию задачи? (__________________)

3) Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещест-

    ва  (по  валентности),   о  котором идет речь в условии задачи. 

                                       

                                     Рассуждения:


1) Так как найти нужно _______________________ вещества по его

     ______________________, воспользуемся _________________



2) ____________________    фторида азота (III) известен по условию

   задачи, _____________________________  любого газа при н.у. -  

   величина  _____________________.  Подставив значения  величин

   в формулу  ____),  можно вычислить _____________ ,  который

   займут  __________  фторида азота (III).

11) Задача: какое количество вещества составляют при нормальных условиях  2,016 л  

                     углекислого газа  (оксид углерода (IV))?        

12) Задача: вычислите количество вещества  кислорода, если известно, что  он занимает

                     объем   560 л (при н.у.).

   

13) Проверьте свои знания по разделу «Количество вещества»,   решите следующие задачи:

•  Определите количество вещества, которое составляет  1816,1  г  оксида селена (VI).

•  Какой объем занимают 12,5 моль аммиака (NH3) (при н.у.) ?

•  Рассчитайте массу фторида рения (VII), количеством вещества   0,85 моль.

•  Вычислите количество вещества оксида азота (II), если известно, что он занимает объем

   51,52 л  (при н.у.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист "Горные породы" 6 класс

Рабочий лист может быть использован в теме "Горные породы" при индивидуальной,групповой работе....

Рабочий лист для обучающихся 5 класса

Данный рабочий лист составлен для обучающихся 5 класса к уроку по теме "Солнечный свет на Земле" по учебнику А.И. Алексеева линии Полярная звезда в 5 классе...

Рабочие листы для учащихся 10 класса

Тема: "Взаимодействие природы и общества. Оценка мировых природных ресурсов"...

Рабочий лист "Предмет химии. Вещества и их свойства"

Химия 8 класс. Рабочий лист по теме "Предмет химии. Вещества и их свойства"...

Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"

Рабочий лист урока истории  для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...

Рабочий лист "Арабский халифат" 6 класс Всеобщая история

Тема: Арабский халифат и его распад.Цели урока:Образовательная:Сформировать у учащихся представление об условиях жизни арабских племен в VI-VII веках;Создать условия для осознания и понимания причин и...

Рабочий лист для учащихся 8 класса по географии по теме "Население лесных зон"

Учащиеся работают по плану, используя информацию учебника:Изучите информацию учебника стр 116-117Закрепите полученную информацию при помощи интернет-ресурса, используя ссылку, которую рекомендовал учи...