УРОК-ИГРА «АМИНОКИСЛОТЫ»
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Урок, который повышает интерес у учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_urok-igra_aminokisloty.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА «АМИНОКИСЛОТЫ» ПО ХИМИИ

Н. Р. Паршкова, МГОУ, ГОУ СОШ № 227, Москва, batkovna@mail.ru

Работать в школе в XXI века сложно, но интересно. Меняется законодательная и нормативная база, условия и техническое оснащение урока, дети и деятельность учителей.

Сегодня главной задачей учителя является не научить, а направить и заинтересовать учащегося к самостоятельному получению знаний, к пониманию,  зачем и где в дальнейшем могут пригодиться приобретенные знания. Все это приводят к тому, что многим учителям приходится перестраиваться, менять направленность урока, искать и использовать новые методы и подходы обучения.

Все мы прекрасно понимаем, одному учителю тяжело с этим справиться, поэтому учителя приходят на помощь друг другу.

Работая в обычной общеобразовательной школе,  видишь учащихся с разным уровнем мотивации, поэтому приходиться строить урок так, чтобы по мере возможности работали все учащиеся.

Тема «Аминокислоты» изучается в конце 10 класса в курсе «Органической химии». Эта тема не является изучением нового материала, так как учащиеся уже знакомились с аминокислотами в курсе «Общей биологии» в 9 классе и начале 10 классе, при изучении темы «Химический состав клетки». Выше сказанное дает нам право изменить цель урока в химии. Цель будет не «сформировать представления о новом классе органических веществ», а «продолжить формировать умение описывать органические вещества».

Урок-игра начинается с выбора учащимися «ведущего-специалиста» и он занимает место за кафедрой. «Ведущему-специалисту» выдается папка со всеми определениями, правильными и полными ответами, а так же палочки трех цветов (вместо палочек, могут быть любые геометрические фигуры, вырезанные из бумаги). Это необходимо для того, чтобы ведущий оценивал ответы учащихся: красная палочка – полный, правильный ответ; зеленая палочка – за не полный ответ; желтая палочка – за правильный ход мысли, но не четкую формулировку. В конце урока «ведущий-специалист» подсчитывает палочки и озвучивает результаты учителю, который и выставляет оценки за урок в журнал и дневники. Это метод оценивания помогает учащимся научиться полно, четко и правильно формулировать свои ответы.

После выбора «ведущего-специалиста». класс по «лотереи» делиться на две группы. «Лотерея»: по числу учащихся в коробочку кладутся листочки, сложенные пополам, на первом «Знаток книги», на втором «Профессиональный пользователь интернета». Каждый ученик подходит и выбирает листочек. Учащиеся первой группы «Знаток книги», берут на столе у учителя дополнительную учебную литературу, приготовленную учителем заранее, и занимают место в классе. Дополнительная учебная литература любая, содержащая в себе тему урока «Аминокислоты». Вторая группа «Профессиональный пользователь интернета», будет пользоваться Интернетом, доступ может выть как свой, в мобильном телефоне, так и школьный. Книги и интернет необходим для быстрого, дополнительного источника информации. Такая работа способствует, развитию навыков, поиска нужного материала, из большого объема информации в короткий срок времени.

 Когда все учащиеся заняли свои места, приступаем к актуализации знаний. Вопросы актуализации: Какие вещества называются аминокислотами? Для каких еще классов органических веществ характерна карбоксильная группа и амино- группа? Какое число аминокислот вам известно? Как вы считаете, как будут, строится названия аминокислот согласно международной номенклатуре? А какие тривиальные (исторические) названия аминокислот вы помните? 

После актуализации знаний, начинается этап умения применять уже имеющиеся знания, с параллельным познанием нового. Учащиеся знают, что при изучении любого класса органических веществ необходимо дать характеристику этому классу, т.е. рассмотреть строение, классификацию, изомерию, свойства, получение, применение. Так как строение и номенклатура были озвучены в актуализации, начнем с классификации аминокислот: на доске записываются три аминокислоты – глицин, лизин и глутаминовая кислота и перед учащимися ставиться задача, как можно классифицировать аминокислоты?

Получение аминокислот учащиеся находят в своих источниках информации, и один или несколько учеников, объясняют этот материал всему классу.

Переходим к изучению свойств аминокислот. Задание на скорость является поиск информации о физических свойствах.

Изучение химических свойств начинаем с опытов по действию индикаторов на аминокислоты, так как в работе учувствуют две группы, то распределение опытов будут такими: учитель показывает действие лакмуса на глицин, после этого одна группа проводит опыт действие лакмуса на лизин, и вторая группа действие лакмуса на глутаминовую кислоту.  При выполнении опыта учащимися, учитель записывает на доске задачу опыта. По окончанию опыта группы делятся своими результатами. Анализируя полученные данные учащиеся, приходят к выводу, что среда раствора зависит от соотношения карбоксильных групп и аминогрупп в молекуле.

Второй опыт, так же проводимый по группам, это взаимодействие аминокислот с неорганическими кислотами и основаниями. После опытов учащиеся записывают уравнения реакции, делятся результатами и все вмести приходят к выводу аминокислоты → амфотерные соединения.

Последняя задача урока это образование пептидной связи при взаимодействии аминокислот между собой. Для решения этого задания учащиеся могут воспользоваться своими источниками информации, первый из правильно ответивших учеников, записывает реакцию на доске.

На закрепляющем этапе урока «Ведущий-специалист» просит подвести итоги урока, ответить на вопросы:  Какому новому классу веществ вы дали характеристику? Почему аминокислоты являются амфотерными соединениями? Почему аминокислоты играют важную роль в природе? Какова тема следующего урока? Что узнали нового? Где полученные знания смогут пригодиться в учебной и повседневной деятельности?

В рамках рефлексии можно рекомендовать учащимся записать в тетрадь сое мнение об уроке.

Домашние задание индивидуальное, по применению каждой аминокислоты и ее роли в организме.

Роль учителя на этом уроке направляющая. Учитель озвучивает задачу к каждому разделу темы, следит за методикой выполнения опытов. Какие-то задачи могут быть записаны на доске, какие-то, например, на скорость могут, выданы отдельно каждой группе.

По моему опыту учащимся нравятся такие исследовательские уроки, это повышает уровень знаний,  причем дух соревнований поднимает интерес к изучаемому материалу, дает возможность реализовать себя всем учащимся на уроке, дети начинают оценивать себя со стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок-игра "Аминокислоты", обобщение и систематизация.

Обобщающий урок-игра  по теме «Аминокислоты.»Данный урок проводится как завершающее занятие, закрепляющее знания о химии аминокислот. Он предполагает обобщение и закрепление, коррекци...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...