Никитина Н.Н. МОУ "Лицей №47" г. Саратов. Урок по теме: "Химические свойства спиртов"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Никитина Надежда Николаевна

Урок по теме  " Химические  свойства спиртов" - для учащихся профильного класса.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока химии (2 часа)

           Химические свойства одноатомных  спиртов .

Урок открытия новых знаний и построения системы знаний

Класс 10 (профильный)

Никитина Н.Н ,

учитель химии высшей категории, Почетный работник РФ

    Цели урока:

  1. содержательная:

 - оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле  

   функциональной гидроксильной группы;

- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

-  расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей  

    реакции дегидрирования и дегидратации.

  1. деятельностная (формирование умений новых способов действий):
  1. формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  2. формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать  
  3. основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить  

        логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  1.  формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять    

          контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с  

          изменяющейся ситуацией,

  1. формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

         возможности по ее решению,

  1. формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  

         осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  1. формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к                              

         преодолению препятствий.

Задачи:

  1. обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,
  2. обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными      

         источниками информации

Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности  спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные  свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции  отщепления (элиминирования):  дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.

Дидактическое сопровождение урока:

ЦОР – одноатомные  спирты - строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования  для демонстрационных и лабораторных опытов.  Таблица - спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

Действия учеников

УУД, Планируемые результаты

Мотивационный

Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов.

Краткий экскурс в историю .

 

Анализ новой информации о спиртах.

Теоретическое обоснование возможных свойств  спиртов.

Информационные сообщения учащихся.


Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.

Постановка цели

Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения  по изучаемому вопросу .Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод .



Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов .


Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Оперирование знаниями и способами деятельности

в стандартных и нестандартных ситуациях

Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.



  1. Опыт1.  Растворение этанола  в    воде.



  1. Вопрос: Этанол горит, в результате реакции образуется…  Продолжите утверждение.





  1. Опыт: Взаимодействие этанола с    индикатором- универсальным зеленым.
  2. . Вопрос – измениться окраска индикатора?


Лекция:

  1. гипотеза – для одноатомных спиртов возможны  реакции отщепления (элиминирования)

     и нуклеофильного замещения.

 


  1.     введение новых терминов

 - алкоголяты

 - абсолютный спирт

 - реакция этерификации










  1. Спирты  могут взаимодействовать   с сильным

    окислителями – раствором  

    КМnО4,

    а так же нагретым СuО

  1. введение новых терминов

 - карбонильные соединения

-  альтернативное топливо

 - метаболизм


  1. . Вопрос – возможны ли реакция одновременного дегидрирования  дегидратации?
  2. Введение новых терминов

 - реакция Лебедева С.В.

 -  Правило Зайцева    

Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:







  1. наблюдают за демонстрацией опыта, делают вывод.




  1. Проводят лабораторный опыт – поджигают в фарфоровой чашке этанол.







  1. отвечают на вопрос.





Выдвигают идеи, экспериментально проверяют . Демонстрационный эксперимент ( взаимодействие этанола с металлическим натрием).

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с гидроксидом натрия (добавляя индикатор фенолфталеин)


Выдвигают идеи, экспериментально проверяют – демонстрационный эксперимент.


Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации.



Знакомятся с новым материалом.


Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО).





Учащиеся выдвигают свои суждения.

Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование.




Вывод: этанол хорошо растворяется в воде.


Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода.

( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород).

Этанол горит с выделением теплоты, значит,  его  можно использовать как альтернативное топливо.



Предположение - изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но…

Вывод: окраска индикатора не  изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства.




Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства


Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды.



Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.










Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха.




Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.

Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения.

Подведение итогов и формулирование выводов

Подведение итогов урока:

Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации.

 Домашнее задание с открытым ответом.
Обсудите на форуме:
http://old.internet-school.ru/demo/530732?page=7
Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве?

Альтернативное домашнее задание:

  1. составить цепочку химических превращений от предельных углеводородов до альдегидов;
  2. подготовить тест для одноклассников: химические свойства спиртов;
  3. опережающие задание – разработать опорный конспект по теме: Многоатомные спирты.



Анализируют и обобщают пройденный материал.













Обучающиеся работают с интернет ресурсами















Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его.

 

Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека.











Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе.















Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) –взаимопроверка

 На следующий урок






Рефлексия

Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы:

Что Вас сегодня удивило на уроке?

Что Вы открыли на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работал лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?


Обсуждают и анализируют свою работу на уроке


Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Используемая литература:

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.

2.Интернет - Телешкола - химия. Спирты.

3.Коллекция  Секреты химического мастерства  СГТУ. Энгельский технологический институт.

4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа; 2009. - 480 с.

5. Химия 10 класс – профильный  уровень\ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  – М.: Олма; 2010.

6.. ЦОР. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...

Урок по теме: «Химические свойства и применение этилена»

10 класс (БУП 1час в неделю)Цели урока: 1. ОбразовательнаяСоздать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме....

Презентация к уроку по теме "Химические свойства кислот"

Презентация содержит много опорных схем, используемых для быстрого запоминания учебного материала, и анимацию. Презентация рассчитана на 8 класс, но может быть использована для повторения материала и ...

Урок по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс

Урок,  по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс, с использованием технологии деятельностного метода....

Дистанционный урок по теме "Химические свойства алканов" (второй урок)

В нашу жизнь вошло дистанционное обучение. Вокруг него много споров. К нему можно по разному относиться. Но задача учителя, на мой взгляд, сделать предложенные обстоятельства катализатором своего проф...

Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"

Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...