Следствие ведут знатоки
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Погребняк Тамара Александровна

Урок - игра по химии. по теме "Сера и ее соединения" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sledstvie_vedut_znatoki.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе «Следствие ведут знатоки»

по теме «Сера и ее соединения»

В городе Элементарске по улице Периодической в доме №6 из квартир №8 и №16 исчезли жильцы. Никто из соседей их не видел уже неделю. В это же время на территории завода Автономных источников тока неизвестный преступник пытался ликвидировать зеленую зону вокруг завода, так необходимую химическому предприятию, превратив деревья в обуглившиеся головешки. Хотя работники предприятия пламени не видели, но дым наблюдали. Следствие по делу было поручено знатокам химии 9 класса. На место происшествия была выслана оперативная группа во главе с экспертом. Они должны быть с минуты на минуту. (Появляется группа учащихся - экспертов).

Главный эксперт рассказывает о результатах осмотра места происшествия: - По улице Периодической в доме №6 в квартире№8 никаких улик не обнаружено. В квартире № 16 мы нашли коробку спичек и кусок резины. На столе стояли чашки с недопитым чаем, сахарница, наполненная углем вместо сахара, бутылка минеральной воды и колба с неихвестным веществом. С места происшествия у предприятия доставлен образец обугленного дерева. Опрос соседей по дому из квартиры №7 Азота Азотовича Нитрогениума (показывает по таблице), из квартиры № 15 Фосфора Фосфорициди, а также из квартиры № 17 Хлора Хлоратовича Хлорини показал, что примерно часов в 8 вечера они услышали стук в квартире №16, увидели в окне синеватое пламя и почувствовали резкий удушливый запах. Позвонили «01». Пожарная команда приехала, но огня уже не было и жильцов тоже.

- Так что же произошло? – говорит учитель.

-Все сотрудники лаборатории криминального отдела должны подключиться к расследованию. Главные эксперты берут работу под строгий контроль. На расследование дела в виду его важности отводится 40 минут. На столах у вас неизвестное вещество, обнаруженное в квартире №16. Необходимо определить это вещество, его строение, свойства, расследовать все связи и области применения.

1. Учащиеся выполняют лабораторные опыты взаимодействия серной кислоты (разбавленной) с цинком, и хлоридом кальция, сделав предположения, что неизвестное вещество – серная кислота.

2. Составляют уравнения реакции на доске.

3. Поскольку учащиеся работали с разбавленным раствором, учитель демонстрирует свойства концентрированного раствора этого вещества: (обугливание древесины и сахара концентрированной серной кислотой). Далее следует запись уравнения реакций на доске и рассказы учащихся о применении солей серной кислоты.

4. Стук в дверь! (передается письмо). Комментарий главного эксперта: -Неизвестный решил помочь следствию и передал эту записку. Кто может прочитать ее? (Написано разбавленной серной кислотой, проявляется над огнем слово «хлеб», отвечают на вопросы , почему написано это слово).

5. Применение серной кислоты и ее солей. Приводятся  дополнительные сведения о пирите (история «огненного камня» - материал из книги Немчаниновой «Путешествие по IV группе»), о свойствах сероводорода, рассматривается применение серы. Демонстрируется горение дымного пороха.

6. Комментарии главного эксперта:

- Дело расследовано. Восстановим ход событий. Итак, по улице Периодической в доме № 6 в квартирах № 8 и № 16 проживали Кислород и Сера. (Снимает лист бумаги, закрывавший эти клетки в таблице периодической системы). Оба они принадлежат к одной группе, оба имеют по 6 электронов на внешнем слое и делить им нечего. Дружили Кислород с Серой, ходили друг к другу в гости, так было и в этот раз. Но зашел у них спор, кто важнее на земле. И Сера, весьма капризная особа, распалилась и сгорела в Кислороде синим пламенем. Образовался сернистый газ с резким, удушливым запахом. Его – то и почувствовали соседи. Затем оксидсеры – IVокислился воксид серы - VI, и, растворившись в воде, дал серную кислоту, которая проникла на завод Автономных источников тока, где за безобразное поведение была нейтрализована щелочью и превращена во вполне безобидную соль – сульфат калия.

- Следствие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра"Следствие ведут знатоки"

Учащимся 11-х классов предлагается деловая игра "Следствие ведут знатоки ЕГЭ", в которой задания части В представленны в игровой форме. Время: 45-60 минут. Учащимся предлагается решить практико-ориент...

Урок игра "Следствие ведут знатоки геометрии", четырехугольники. Презентация

Урок - игра по геометрии в 8 классе:  "Следствие ведут знатоки геометрии", тема "Четырехугольники"...

Урок-практикум "Следствие ведут знатоки"

урок русского языка в 5,6 классах .Правописание чередующихся гласных в корне слова....

Следствие ведут знатоки» по одному из направлений внеурочной деятельности учащихся

Разработка внеклассного мероприятия по литературе     «Следствие ведут знатоки» по одному из направлений внеурочной деятельности учащихся»...

методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"

Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий,  по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"...

Математическая игра для 8-9 класса "Следствие ведут знатоки"

Игра проводилась в рамках математической недели в школе....