Игровые технологии. Урок-игра "Следствие ведут знатоки" (повторение темы "Имя числительное").
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Театрализованный урок, содержащий конкурсную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 12

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

        

Адрес:  446023, Самарская область г. Сызрань, ул. Декабристов, 436, тел. 995708

УРОК-ИГРА
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»

(ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

 6 КЛАСС).


Автор методической разработки

Ившина Тамара Александровна,

            учитель русского языка и литера-

 туры ГБОУ СОШ№12 г.Сызрани

 г.Сызрань, ул.Декабристов, д.159, кв.8

   Урок задуман в нетрадиционной форме – форме игры. Тема объявляется заранее, так как уроку предшествует большая подготовительная работа, привлекаются учащиеся  старших классов.

   Урок запланирован как повторительный по теме «Имя числительное». Тема довольно трудна для шестиклассников, мотивация к обучению невысока, поэтому выбрана форма урока-игры.

   Цель урока:

  • Выявить способность учащихся к универсальным учебным действиям:

1)выдвижение и обоснование гипотезы;

2)нахождение путей доказательства гипотезы(проблемы), проверка правильности её решения;

  • умение осуществлять логические операции;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • проверить знания учащихся по данной теме.

ХОД УРОКА.

Звучит фонограмма песни «Дважды два – четыре».

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Хочу вам сообщить, что традиционный  урок русского языка отменяется. Сегодня от вас потребуется умение отгадывать, сопоставлять, вспоминать, размышлять, словом – вести следствие, а помогут вам в этом знатоки. Разрешите мне представить их.

- Шерлок Холмс и доктор Ватсон!

- Эркюль Пуаро и его верный друг Гастингс!

- Знаменитый сыщик Мегрэ!

Итак, с помощью знатоков сегодня ведут следствие команды: (идет представление команд).

   Теперь осталось выяснить, что же будет предметом нашего исследования? Об этом вам расскажут ребята.

   Выступление детей (об имени числительном).

1-ый.

    Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел немыслима                             наука и сама жизнь так же, как и без слов, обозначающих эти числа.

2-ой.

   Знаете ли вы, что большую роль в жизни человека играют слова, называющие числа первого десятка? Всем известно, например, слово два, которое приносит немалое огорчение ученикам. Ведь именно от него образованы слова двойка и двоечник.

3-ий.

   А я знал, что когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово «тьма», а иногда приговаривают «тьма тьущая», но не догадывался, что это слово на древнем языке обозначало десять тысяч.

4-ый.

   А когда мне было пять лет, я недоумевал, почему было четыре года, а стало пять лет? Откуда взялось слово лет и почему пропало слово года? Совсем недавно я узнал об этом, когда изучал одну из частей речи. Читайте!

Учащиеся читают тему на доске: «Имя числительное».

Слово учителя.

   Ребята, знатоки подготовили для вас вопросы, требующие немалых знаний об имени числительном. Ваши ответы будут оцениваться жетонами. Все данные вам задания проецируются на доске.

Задание 1.

Эркюль Пуаро.

   Для начала я хочу проверить внимательность игроков команд. В самом начале игры звучала песня. Вспомните слова этой песни, а также имена числительные, которые там упоминаются. А вы что скажете, Гастингс?

Гастингс.

    А я попрошу написать эти числительные, найти слова с орфограммой и проверить их.

Ответ: два, четыре (четверть), пять, шесть, девять (девятка), двадцать пять, три, семь.

   Команды приступают к выполнению задания (на выполнение заданий даётся две минуты).

Задание 2.

Мегрэ.

   Моё задание куда сложнее! Попрошу вас вспомнить имена числительные, которые пишутся с удвоенными согласными.

Ответ: одиннадцать, миллион, миллиард.

Задание 3.

Шерлок Холмс.

   А я давал домашнее задание командам – подобрать пословицы, проговорки, крылатые выражения, содержащие имена числительные. Сейчас проведём перекличку. На чьей команде остановимся, та и победила!

Ответ: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Один в поле не воин. Не имей сто рублей, а имей сто друзей и т.д.

Задание 4.

Гастингс.

   Для моего задания нужны помощники!

Выходят помощники: буква А, Ь, Ъ.

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.-

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак мягкий твердому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как сучковатый дуб,

Давным-давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

- Друзья! – наш разговор – никчемные слова,-

Услыша этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

Вы догадались, что речь пойдёт о знаках? Мой вопрос: «Какой знак употребляется в именах числительных? В каком падеже числительное может содержать два и даже три знака? Приведите примеры».

Ответ: Мягкий знак. Творительный падеж (семьюдесятью пятью и т.д.)

Задание 5.

Доктор Ватсон.

   Я предлагаю игрокам исправить ошибки в употреблении имен числительных:

1.Летом в нашем лагере работают трое студенток.

2.В городе открыто сорок семеро детских садов.

3.По обоим сторонам дороги возвышались горы.

Ответ:

1.Летом в нашем лагере работают три студентки.

2.В городе открыто сорок семь детских садов.

3.По обеим сторонам дороги возвышались горы.

Задание 6.

Мегрэ.

   Моё задание на сообразительность. Вот оно! Вы видите, что в некоторых словах пропущены буквы. Командам нужно найти по одному числительному, которые надо поставить вместо точек тогда без труда прочтете стихи. Победит та команда, которая быстрее сможет прочитать текст!        

Текст1.

Есть у нас … сес…цы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи…ться

Рассказать о троих.

У одной, что в С…жове,

Над окошком жил с…ж.

С…чь она мастерица,

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Ус…цах,

Никаких ус…ц нет,

Но зато осе…ну

Подают на обед.

А у третьей в Быс…це,

Быс…на на реке

И резвятся …тоны

По ночам на песке.

Текст2.

У про…го …рожа

Непро…рный дом.

Ча… в нем …ножка

Бродит под …лом.

Дорожит …ножка

Чи…тою ног

И …личной ваксой

Чистит … сапог.

Вме… двух непро…

Вычистить все …

Сразу …лько обуви

Не носил никто.

У про…й …ножки

…ит по…ять

И у той …ножки

Опыт перенять!

Ответ: три, сто.

Подведение итогов урока.

   Урок завершается подсчетом жетонов у каждой команды, выявляется и награждается победитель. Дети под музыку покидают класс.