Пособие для учителя по формированию системы знаний, умений о галогенах и их соединений.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Ваганова Анжелика Витальевна

 

Структура изучения раздела "Галогены"

по учебнику «Химия 9 класс», авторы: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galogeny.docx58.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие для учителя по формированию системы знаний, умений о

галогенах и их соединений.

Основные задачи при изучении темы можно сформулировать следующим образом: на основании периодического закона, основных закономерностей периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева вскрыть причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением галогенов.

Структура изучения раздела "Галогены"

по учебнику «Химия 9 класс», авторы: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.

Тема параграфа

Основные понятия темы параграфа

1.

Общая характеристика галогенов.

Галогены, физические свойства галогенов, возгонка, химические свойства галогенов и их соединений, атомы галогенов – восстановители, ионы галогенов – восстановители, галогеноводороды.

2.

Хлор.

Получение хлора, физические свойства хлора, химические свойства хлора, применение хлора.

3.

Хлороводород и соляная кислота.

Получение хлороводорода, физические свойства хлороводорода, физические свойства соляной кислоты, химические свойства соляной кислоты, окислительные и восстановительные свойства соляной кислоты, качественная реакция на хлорид – ион, применение соляной кислоты.

4.

Фтор. Бром. Иод.

Фтор, действие фтора на организм, иод, действие иода на организм.

Структура взаимосвязи понятий и умений:

Понятие

Умения

 Галогены

Находить атомы галогенов в ПСХЭ, объяснять строение атомов галогенов на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

Физические свойства галогенов, возгонка.

Характеризовать физические свойства галогенов: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде, органических растворителях. Объяснять понятие возгонка.

Химические свойства галогенов: атомы галогенов – окислители, ионы галогенов – восстановители.

Определять изменение окислительных и неметаллических свойств атомов галогенов в группе, определять степень окисления галогенов в соединениях. Записывать уравнения окислительно-восстановительных процессов с участием атомов, молекул или ионов галогенов; определять окислитель, восстановитель.

Получение хлора и хлороводорода.

Отличать промышленные способы получения хлора и хлороводорода от лабораторных способов получения хлора и хлороводорода.

Физические свойства хлора, хлороводорода, соляной кислоты.

Характеризовать физические свойства хлора, хлороводорода, соляной кислоты.

Химические свойства хлора.

Записывать уравнения химических реакций отражающих взаимодействие хлора с металлами, с неметаллами, со сложными веществами (водой, с солями брома и иода).

Химические свойства, соляной кислоты, окислительные и восстановительные свойства соляной кислоты, качественная реакция на хлорид – ион.

Составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов, предсказывать протекание процесса; записывать качественную реакцию на хлорид – ион.

Применение хлора, соляной кислоты.

Характеризовать области применения хлора, соляной кислоты, значение фтора, брома в жизни.

Типы заданий для учащихся при формировании, закреплении знаний и отработке умений по теме: «Общая характеристика галогенов»

№1. Укажите ряд, в котором записаны только галогены.

А.  F2, Fe, B, C.      Б. F2, Cl2, I2, Br2.           В. Cl2, I2, S, H2.

Верный ответ: Б.

№ 2. Установите соответствие между галогеном и характеристикой его физических свойств.

1. Хлор

А. Ядовитый, газ светло – зеленого цвета с самой низкой температурой кипения и плавления.

2. Бром

Б. Ядовитый газ красно- бурого цвета, хорошо растворимый в воде.

3. Иод

В.  Ядовитый, легко сжижающийся газ, желто- зеленый.

4. Фтор

Г. Твердое кристаллическое вещество, при нагревании переходит в пар фиолетового цвета.

Д. Токсичная тяжелая красно - бурая жидкость.

Верный ответ: 1-В; 2-Д; 3- Г; 4- А.

№ 3 .Распределите указанные галогены в порядке увеличения окислительных свойств:

 F2, Cl2, I2, Br2.           

Верный ответ: I2, Br2, Cl2, F2.           

№ 4. Допишите полуреакции, определите окислители, восстановители:

I20 + 2е-

2Сl-1 -2е-  

Br20 +2е-

Верный ответ:

 I20 + 2е- → 2I-1 окислитель

2Сl-1 -2е- → Cl2 восстановитель

Br20 +2е- → 2Br-1 окислитель

Типы заданий для учащихся при закреплении знаний, формировании и отработки умений

 по теме: «Хлор»

№ 1. Объясните в чём сходство и в чём различие атома хлора и иона хлора?

Верный ответ: в атоме хлора 17 электронов, а в ионе хлора 18 электронов.

№ 2. Из каких веществ получают хлор в лаборатории:

А.  HCl и FeO.      Б. NaCl.           В. HCl  и MnO2.

Верный ответ:  В.

№ 3. С какими из перечисленных веществ хлор не взаимодействует?

1.Водой;

2.раствором хлорида натрия;

3.раствором бромида натрия;

4.раствором щелочи.

Верный ответ: 2.

№ 4. Какой объём хлора выделится при взаимодействии 55 граммов оксида марганца (IV) с концентрированной соляной кислотой.

Верный ответ: 14,1 л.

№ 5. Массовая доля хлора наибольшая в соединении, формула которого:

А.  HCl      Б. КCl           В. HClО4 

Верный ответ: А.

Типы заданий для учащихся при закреплении знаний, формировании и отработки умений

по теме: «Хлороводород и соляная кислота»

№1. Закончите данные уравнения реакций? Для первого уравнения реакции запишите электронный баланс:

Al + HCl →

ZnO + HCl →

BaO + HCl →

NaOH + HCl →

Hg + HCl →

Верный ответ:  

2Al0 + 6H+1Cl-1 → 2Al+3Cl3-1 +3H20

Al0-3е-→ Al+3      3      2  восстановитель

2H+1 +2е- → H20    2      3  окислитель

ZnO + HCl → ZnCl2 + H2O

BaO + HCl → BaCl2 + H2O

NaOH + HCl → NaCl + HOH

Hg + HCl → реакция не идет

№ 2. Выберите верные утверждения:

А. Хлороводород бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.

Б. Хлороводород желто-зеленый газ, тяжелее воздуха.

Верный ответ: А.

Типы заданий для учащихся при закреплении знаний, формировании и отработки умений

по теме: «Фтор. Бром. Иод»

№ 1. В переводе с греч. фтор означает:

А. Зловонный     Б. Разрушающий            В. Фиолетвый

Верный ответ: Б.

№ 2. При сливании растворов иодида натрия и нитрата серебра образуется осадок

А.белого цвета;   Б.желтоватого цвета;

В.желтого цвета; Г.оранжевого цвета.

Верный ответ: Б.

№ 3. При сливании растворов бромида калия и нитрата серебра образуется осадок

А.белого цвета;     Б. желтоватого цвета;

В.желтого цвета;   Г. оранжевого цвета.

Верный ответ: Б.

Задания для самоконтроля.

 Вариант на отметку «удовлетворительно»:

1.   Напишите уравнения реакций по схеме: HCI→ CI2 → NaCI

2.   Определите степени окисления элементов в соединении FeF3

3.   Напишите электронное уравнение образования молекулы хлора.

Вариант на отметку « хорошо»:

1.   Напишите уравнения реакций по схеме: AICI3 → CI2 → HCI

2.   Определите степень окисления элементов в оксиде  Cl2O7

3.   Напишите электронное уравнение реакции образования молекулы брома

Вариант на отметку «отлично»:

1.  С какими из перечисленных веществ может реагировать хлор: H2, Zn, H2SO4, NaCI, KBr. Напишите уравнения реакций

2.   Определите степень окисления хлора в молекуле HCIO.

3.   Напишите электронное уравнение образования молекулы иода.

Итоговый тест для диагностики уровня освоения учебного материала (системы  знаний, умений) по теме раздела: «ГАЛОГЕНЫ»

Требования к уровню подготовки, выполнение которых проверяет

Код контролируемого

умения

Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями теста

Уметь определять (распознавать):

Г1

Атомы  и простые вещества галогенов.

Г2

Химическая связь в соединениях с галогенами.

Г3

Физические свойства галогенов, хлора, хлороводорода, соляной кислоты.

Г4

Изменение окислительных и неметаллических свойств атомов галогенов в группе определять степень окисления галогенов в соединениях.

Г5

Окислительно-восстановительных процессы с участием атомов, молекул или ионов галогенов.

Г6

Промышленные способы получения хлора и хлороводорода, лабораторные способы получения хлора и хлороводорода.

Г7

Химические свойства, отражающие взаимодействие хлора с металлами, с неметаллами, со сложными веществами (водой, с солями брома и иода).

Г8

Окислительно-восстановительные процессы с участием галогенов; предсказывать протекание процесса; качественную реакцию на хлорид – ион.

Г9

Находить массовую долю элемента в соединении, объём исходного вещества и продукта реакции.

Г10

Фтор, иод, действие иода и фтора на организм.

Распределение заданий по частям и уровню сложности

Части

работы

Число

заданий

Тип заданий и

уровень

сложности

Максимальный

балл

Часть 1

10

С выбором ответа, базового уровня сложности.

10

Часть 2

3

С кратким ответом, повышенного уровня

сложности.

8

Часть 3

1

Задания с развернутым ответом

5

Итого

14

23

Задания  с  выбором  ответа (часть 1)

Выполнение  заданий  с  выбором  ответа  предполагает  использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех вариантов ответа.

Задания с кратким ответом (часть 2)

Выполнение таких заданий предполагает:

а)  осуществление  большего  числа  учебных  действий,  чем  в  случае заданий с выбором ответа;

б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.

В тесте  предложены  следующие  разновидности заданий с кратким ответом:

–  задания  на  установление  соответствия  позиций,  представленных в двух множествах;

–  задание на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.

Задания с развернутым ответом (часть 3)

Задания с развернутым ответом в отличие от заданий двух предыдущих типов  предусматривают  комплексную  проверку  усвоения  нескольких (двух  и  более)  элементов  содержания  раздела «Галогены».

Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:

– осуществление цепочек превращений.

– составлять  уравнения окислительно-восстановительных реакций.

- рассчитывать объём исходного вещества галогена и продукта реакции галогена.

Распределение заданий

по видам проверяемых умений и способам действий

п/п

Основные умения и способы действий

Число заданий в частях работы/доля заданий в % от общего числа заданий теста

1

часть

2

часть

3

часть

определять (распознавать)

1.

степень  окисления  химических  элементов 1)

2/14,3

1/7,14

1/7,14

2.

окислительно-восстановительный процесс, отличать от других типов химических реакций (О2 )

2/14,3

3.

окислитель  и восстановитель 3 )

2/14,3

3/21,4

1/7,14

4.

процессы окисления  и  восстановления 4);

1/7,14

1/7,14

5.

элементы, (соединения, которые содержат элементы в промежуточной степени окисления), проявляющие окислительно-восстановительную двойственность 5);

1/7,14

6.

минимальную степень окисления, максимальную степень окисления, промежуточную степень окисления6);

2/14,3

7.

расставлять коэффициенты в уравнении ОВР методом электронного баланса 7);

1/7,14

8.

составлять  уравнения окислительно-восстановительных реакций 8).

1/7,14

Система  оценивания  отдельных  заданий  и  теста в целом.

Верное  выполнение  каждого  задания части 1  оценивается 1  баллом.

Задание  считается  выполненным  верно,   если указан номер  правильного  ответа.  За  выполнение  задания  ставится 0  баллов,  если:  

а) указан номер неправильного ответа;

б) указаны номера двух и более ответов, среди которых может быть и правильный;

в) ответ отсутствует.

В части 2 верное выполнение каждого из  заданий   оценивается 2 баллами. 1  балл - ставится,  если  в  ответе  допущена  одна  ошибка. 0 баллов - ставится, если: а) в ответе допущено более одной ошибки; б) ответ отсутствует.

Задание части 3 (с развернутым ответом) предусматривают проверку от 3 до 5  элементов  ответа.  Наличие  каждого  элемента  ответа  оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3  до 5  баллов.  

Время, отведённое на выполнение теста 40 минут.

Тест по теме «ОВР»

Вариант 1.

ЧАСТЬ 1.

Г1 № 1. Из перечисленных химических элементов наибольший радиус у атома:

А)  йода     Б)  брома       В) фтора     Г) хлора.

   

Г4 № 2. Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные окислительные свойства имеет:

А)   бром      Б) фтор         В) йод      Г) хлор.

 Г2 № 3 Тип химической связи в молекуле хлора:

А) ионная                       Б) ковалентная неполярная.

В) ковалентная полярная    Г) металлическая.

Г10 № 4. Спиртовой раствор этого галогена применяют для обработки ран:

А)   бром      Б)    фтор         В) йод       Г) хлор

Г7 № 5. Хлор  взаимодействует с веществом, формула которого:

А) NaF          Б) NaCl         В) H2          Г) О2

Г8 № 6.Определите,  какая из предложенных реакций является качественной на хлорид - ион:

А) 2НСl + ZnО = ZnСl22О

В) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2­ 

Б) NaСl + AgNO3= NaNO3+AgCl↓

Г) Н2 + Сl2= 2НСl

Г6 № 7. Какая схема отражает лабораторный способ получения хлороводорода?

А.) Н2 + С12 →;    Б.) NaCl + H2SO4 →;    В.) СН4+ Cl2 →

Г5  № 8. Полуреакция в которой ион галогена является восстановителем:

А.) 2Сl-1 -2е- → Cl20

В.) Br20 +2е- → 2Br-1

Б.) I20 + 2е- → 2I-1

Г.) Сl+7 +2е- → Cl+5

Г9  № 9. Массовая доля брома в FeBr3:

А.) 15%        В.) 77%

Б.) 34%                     Г.) 81%

Г4. 10. Укажите соединение, в котором хлор проявляет промежуточную степень окисления:

А) HCl         В) HClO4 

Б) HClO3         Г) NaCl


ЧАСТЬ 2  

Г6 1.Установите  соответствие  между  схемой  химической  реакции  и  продуктом реакции:

СХЕМА РЕАКЦИИ

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) HCl + MnO2 →

1) KBr + I2

Б) KI + Br2

2) FeCl2

В) Fe + Cl2

3)  MnCl2 + Cl2 + H2O

4) FeCl3

ОТВЕТ:

А

Б

В

 Г3  № 2. Установите  соответствие  между  веществом и его свойством:

ВЕЩЕСТВО

СВОЙСТВО

А) Хлороводород 

1) ядовитый газ, с резким запахом, желто – зеленого цвета.

Б) Соляная кислота

2) газ без цвета, с резким запахом, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде;

В) Хлор

3) бесцветная жидкость, с резким запахом, сильно дымящая на воздухе;

4) желтоватая жидкость, без запаха.

 

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г4, Г5. № 3. Для фтора верны следующие утверждения:

1)  проявляет только окислительные свойства  

2)  проявляет только восстановительные свойства

3)  характерная степень окисления -1

4) на последнем уровне атома фтора 6 электронов.

Ответ ___________.

ЧАСТЬ 3

  Г8  №1.Закончите окислительно - восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса :

 F2 + H2O →

Г7, Г8  № 2. Осуществите цепочку превращений:

 HCl → Cl2 → MgCl2→AgCl


Тест по теме «ОВР»

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

О2 1.Определите,  какая из предложенных реакций не является окислительно-восстановительной:

1) 2Na + Br2 = 2NaBr

3) Mg + 2HCl = ZnCl2 + H2­ 

 2) N2+ 3H2= 2NH3

4) NaOH+ HCl= NaCl+ HOH

О1  2.Укажите степень окисления серы в NaBO3:

1) -2                            

2) +3

3) +5                        

4) -2

О2  3.Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой соответствует номеру:

1) BaO + SO2 =BaSO3

3) Br2 + 2KI =2KBr + I2

2) CaCO3 + SiO2= CaSiO3 + CO2

4) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

О1  4. Какая схема превращения азота соответствует данному уравнению реакции:

2H2S+3O2 = 2SO2 + 2H2O

1) S0 → S+2                      3) S-2 → S+4

2) S-2 → S0                       4) S+4 → S+6

О5  5. Укажите, элемент, проявляющий окислительно – восстановительную двойственность:

1) медь                                 3) фтор                     

2) калий                          4) азот

О3  6. Фосфор является восстановителем в превращении, схема которого

1) Р+5 → Р0                               3) Р+3 → Р0                                        

2) Р0 → Р-3                                4) Р0 → Р+5           

О4  7. Какая схема превращения соответствует процессу восстановления:

1) S+2 → S0                          3) N0 → N+2

2) Si0 → Si+4                            4) Fe 0 → Fe +3                               

О6  8. Укажите максимальную степень окисления хлора:

1) +2           3) +1

2) +7           4) +5

О3  9. Вещество, которое  является только окислителем:

1) H2S;  2) H2SO4;  3) Na2SO3;  4) SO2

О6. 10. Укажите соединение, в котором хлор проявляет промежуточную степень окисления:

1) HCl         3) HClO3

2) HClO4        4) NaCl


ЧАСТЬ 2

 О3  1. Установите  соответствие  между  схемами  превращения  веществ  и изменениями степени окисления серы.  

СХЕМА РЕАКЦИИ

ВОССТАНОВИТЕЛЬ

А) H2S + O2 → SO2 + H2O  

1)  S+4 → S +6   

Б) H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O

2)  S +6 → S -2

В)  SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr  

3)  S +6 → S +4

4)  S -2 → S +6 

5)  S -2 → S +4

ОТВЕТ:

А

Б

В

 О3  2. Установите  соответствие  между  уравнением  реакции  и  свойством  азота, которое он проявляет в реакциях.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ        

СВОЙСТВО АЗОТА

А) NH4HCO3 = NH3 + H2O + CO2

1) I-1→ I0

Б) NH4Cl + KNO3 → KCl + N2O + H2O

2) N-3→N-3

В) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2 

3) I+1→ I0

4) N-3→N+1

5) N-0→N-3

ОТВЕТ:

А

Б

В

О1, О3. 3. Для натрия верны следующие утверждения:

1)  проявляет только окислительные свойства  

2)  проявляет только восстановительные свойства

3)  характерная степень окисления +1

4) на последнем уровне атома натрия  2 электрона.

Ответ ___________.

ЧАСТЬ 3

1. Закончите окислительно- восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

 Al + C →

 

Ответы к заданиям теста

Вариант № 1

   Часть 1

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

А

Б

Б

В

В

Б

Б

А

Г

Б

Часть 2

№ 1

ОТВЕТ:

А

Б

В

3

1

4

№ 2

 ОТВЕТ:

А

Б

В

2

3

1

№ 3      1, 3

Часть 3

№1. Закончите окислительно- восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса :

 F2 + H2O → HF + O2

             

F20  +2е     2F-1    2           2  окислитель, процесс восстановление

                                        4 

2O-2 -4е    O20     4           1 восстановитель, процесс окисление

2F2 + 2H2O → 4HF + O2

№ 2. Cl2 → HCl → MgCl2→AgCl

1. Cl2+ H2→ HCl

2. 2HCl + Mg→ H2+ MgCl2

3. MgCl2 +AgNO3→ AgCl↓ + Mg(NO3)2

Вариант № 2

Часть 1

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

3

3

3

4

4

1

2

2

3

 

Часть 2

№ 1

ОТВЕТ:

А

Б

В

5

2

1

№ 2

ОТВЕТ:

А

Б

В

2

4

1

№ 3         1, 3

 Часть 3

 1. Закончите окислительно- восстановительное уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

 Al + C → Al4C3

       

 Al 0  -3е     Al +3    3           4  восстановитель, процесс окисление

                                         12 

  С0   +4е      С-4      4           3  окислитель, процесс восстановление

4Al + 3C → Al4C3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Урок формирования новых знаний, умений и навыков.Тема:"Фразеология"

На уроке даётся научное определение понятию «фразеологизм»; формируется  умение  объяснять значения слов; развиваются навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной реч...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»

1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...

Формирование системы знаний по математике

Данная статья является частью творческого отчета по обобщению опыта работы    по теме самообразования "Систематизация и обобщение знаний учащихся в ходе изучения математики"...

Деятельность учителя по организации контроля знани, умений и навыков

К каждой изучаемой теме учитель ставит четкие, краткие и конкретные микроцели - это краткая запись основных знаний и умений, которыми должны овладеть ученики. Каждая микроцель должна быть диагнгостиру...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮ...

Формирование системы знаний в целях повышения качества знаний обучающихся

О системе знаний, способствующей повышению качества обученности...

Формирование системы знаний о пространстве и форме на примере математических задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда и его объема.

При решении представленных задач происходит овладение умениями, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту: решать задачи с применением простейших свойств фигур, задачи ...