Деятельность учителя по организации контроля знани, умений и навыков
статья по теме

Пиджакова Маргарита Григорьевна

К каждой изучаемой теме учитель ставит четкие, краткие и конкретные микроцели - это краткая запись основных знаний и умений, которыми должны овладеть ученики. Каждая микроцель должна быть диагнгостируема, т. е проверена, как усвоекна учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_uchitelya_po_organizatsii_kontrolya_znaniy.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ - систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков, предварительно планируемым.

Исходя из определения, процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты:

  • определение целей обучения (целеобразование);
  • задания-измерители, проверяющие достижение этих целей (диагностика);
  • отметку как выражение результатов проверки.

К каждой изучаемой теме учитель ставит четкие, краткие и конкретные микроцели - это краткая запись основных знаний и умений, которыми должны овладеть ученики. Каждая микроцель должна быть диагностируема, т. е. проверена, как усвоена учащимися.

ДИАГНОСТИКА - это система заданий по проверке усвоенных знаний. Для каждой микроцели составляется своя диагностика, т. е. проверочная работа. При составлении диагностики в классах коррекционно-развивающего обучения необходимо включать задания на уровне требований стандарта, а также задание на уровне повышенном. Задания на уровне требований стандарта носят репродуктивный характер. Задание на повышенном уровне должно быть связано с содержанием диагностируемой микроцели - это «зона ближайшего развития» ученика.

В качестве примера рассмотрим систему учебных целей по систематизатору Б. Блума к теме «Методика изучения многозначных чисел».

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
Уровни        Таксономия целей

I            Учащиеся должны знать:

УРОВЕНЬ           1.        Новые счетные и разрядные единицы.

ЗНАНИЯ           2.        Десятки, сотни тысяч.

   3.        Единицы миллионов.

П           1.  Знакомство с понятием класса единиц и класса тысяч.

УРОВЕНЬ

ПОНИМАНИЯ

Ш          1.  Анализ многозначных чисел по десятичному составу.

УРОВЕНЬ   2.  Составление числа по данным классам и разрядам (применение
ПРИМЕНЕНИЯ        ранее усвоенных знаний для решения новых задач).

  3.  Выделение в числе классов и разрядов. Объяснение, аргументация ответа.

АНАЛИЗ      

СИНТЕЗ            В коррекционно-развивающем обучении нет.

ОЦЕНКА

Для более надежной оценки результатов обучения используется в работе таксономия педагогических целей Б. Блума (Приложение № 5).

 ТАКСОНОМИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:

  1. Сконцентрировать   усилия   на   главном,   конкретизировать   цели,   упорядочить   их;
    определить первоочередные задачи.
  2. Вносить в совместную работу учителя и учащихся ясность и гласность. Конкретные учебные цели дают учителю возможность разъяснить учащимся ориентиры в их учебной работе.
  3. Создать эталоны оценки результатов обучения.        

Для оценки когнитивной (познавательной) области хорошо использовать таксономию когнитивной требовательности учебных задач по Д. Толлингеровой (Приложение 6). Для учащихся с задержкой психического развития набор учебных задач составляется в основном из задач, требующих мнемического воспроизведения данных, задач, требующих простых мыслительных операций (уровень понимания), а также из задач, требующих более сложных мыслительных операций (задание на повышенном уровне).

По мере развития психических функций учащихся и их «выравнивания» учебные задачи постепенно усложняются. Вводятся задачи, требующие доказательства, аргументации, задачи по формированию вывода и др.

Организовать процесс познавательной учебной деятельности школьников без оценки вообще невозможно, так как оценка является необходимым компонентом деятельности, его регулятором.

Любопытное исследование провел Б. Блум. Он показал, что в средней школе ученик получает отметки до 2000 раз. С такой высокой частотой оценки человек не встречается больше никогда. Б. Блум придерживается мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становятся привилегированными.

Но другие дети становятся жертвами, они теряют всякий интерес к школе. К категории таких детей относятся и дети с задержкой психического развития. Эти дети, как отмечает ученый, деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их в безвыходное положение без шансов на успех, потому что порождает у них образ мышления неудачника.

Слишком частое оценивание учащихся не может не сказаться на их духовном и физическом здоровье.

При работе с детьми с задержкой психического развития учитель сам решает, как часто надлежит оценивать детей, при этом он учитывает целый ряд психолого-педагогических параметров: возраст учащихся, уровень их обученности, сложность учебного материла, состояние здоровья отдельных учащихся и др. В определенных случаях вообще следует воздержаться от выставления оценок, заменив их небольшими устными или письменными характеристиками выполненных заданий.

Текущая отметка для учителя и учащихся с задержкой психического развития - это только сигнал о качестве работы на определенном этапе обучения и не более. Учитель, работающий в классах выравнивания, может создать свою систему отметок, растягивая 5-балльную за счет выставления, например, «4» с минусом, плюсом, точкой и т.д.

Казалось бы, внешняя разница небольшая. А внутренняя? Для ребенка это движение вперед, успех маленький, но его успех, а за этим - уверенность в своих силах, желание взяться за более сложную работу.

Закон об образовании позволяет учебным заведениям самим создавать оценочные системы, а в классах выравнивания личностный критерий применения индивидуальных эталонов является необходимым и очень важным в работе учителя.

Эффект применения индивидуальных эталонов обусловлен созданием каждому обучаемому, независимо от его интеллектуальных способностей, ситуации успеха на уровне его сегодняшних возможностей, но с предвидением их развития.

При обучении математике важное место имеет проверка не только знаний, но и умений. Контролировать умения очень трудно, но с помощью тестов можно быстро выявить уровень овладения умениями сразу у многих учащихся. У учащихся с задержкой психического развития, прежде всего, необходимо контролировать умения, включенные в требования стандарта. Использование разнообразных заданий в классах коррекционно-развивающего обучения позволяет проверить не только уровень усвоения учащимися основного объема знаний, но и умений, выявить степень владения ими.

Как же учителю, работающему с детьми с задержкой психического развития, выразить результаты проверки знаний и умений, т. е. правильно поставить отметку?

Чтобы правильно подойти к оценке знаний в классах коррекционно-развивающего обучения, вспомним, какой оценочной шкалой мы пользуемся. На сегодня основным способом оценки знаний, умений, навыков является формально 5-балльная шкала оценок, принятая еще 29 февраля 1944 г. Пользоваться сегодня такой оценочной шкалой даже опытному (и добросовестному) учителю очень сложно, так как за одними и теми же оценками часто скрывается разная степень обученности учащихся как следствие 3-х разных уровней требования учителя к оценке знаний, умений, навыков. В основу контроля за эффективностью дидактического процесса положено пять последовательных показателей (уровней). Для удобства примем термин «степень обученности», а уровни ее обозначим римскими цифрами:

I ПОКАЗАТЕЛЬ

- различение ( или распознавание)

II  ПОКАЗАТЕЛЬ

-запоминание

III ПОКАЗАТЕЛЬ

- понимание

IV ПОКАЗАТЕЛЬ

-простейшие умения и навыки

V ПОКАЗАТЕЛЬ

-перенос знаний

Наглядное представление сказанного дает график (Приложение 7).

Характеристика показателей

I ПОКАЗАТЕЛЬ

РАЗЛИЧЕНИЕ, УЗНАВАНИЕ

Характеризует низкую степень обученности. Учащийся только отличает данный объект или действие от аналогов, показывая формальное знакомство с ним. Такой ученик находится на первой ступени учебно-познавательной деятельности. На вопросы учителя этот ученик дает только односложные ответы, пытаясь угадать правильный. В этом случае показатель СОУ = 4 %.

II  ПОКАЗАТЕЛЬ

ЗАПОМИНАНИЕ

Ученик может пересказать содержание определенного текста, правила, формулировки того или иного закона. Этот показатель в основном характеризует количество усвоенной информации, а смысловая сторона информации не всегда находит при этом адекватное отражение (т.е. на уровне зазубривания). Учащиеся, достигшие этой степени обученности, отвечают на вопросы только репродуктивного характера при определенной их последовательности, что соответствует СОУ = 12 %.

III ПОКАЗАТЕЛЬ

ПОНИМАНИЕ

Это наиболее важный и существенный показатель. Понимание предполагает нахождение существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие. При этой степени обученности ученик умеет воспроизвести, объяснить, привести примеры и не только из учебника, но и свои. Понимание характеризуется наличием собственного суждения, мнения о чем-либо. Показатель СОУ = 20 %

IV ПОКАЗАТЕЛЬ

ПРОСТЕЙШИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, вскрывает причинно-следственные связи, умеет теорию связать с практикой, с жизнью. Это показатель довольно высокой степени обученности СОУ = 28 %.

V ПОКАЗАТЕЛЬ

ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Учащиеся показывают наивысшую степень обученности, умеют обобщать, творчески применять полученные знания на практике, в новой нестандартной ситуации; переносить в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы. При этой степени обученности учащийся дает ответ на любой вопрос в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, находит новые оригинальные подходы к решению поставленной перед ним задачи. Учащийся, который достиг V уровня, будем считать обученным на 100 %.

Все учителя фактически работают на 3-х разных уровнях требований к оценке знаний, умений, навыков учащихся.

I УРОВЕНЬ

ТРЕБОВАНИЙ

(ВЫСШИЙ)

-«5» (отлично) выставляется за 100 %СОУ;

- «4» (хорошо) выставляется за 64 % СОУ;

- «3» (удовлетворительно) выставляется за 36 % СОУ.

Этот высший уровень требований к оценке предъявляется,

как правило, к учащимся гимназий, лицеев. 18 % учителей работают на этом уровне требований

II        УРОВЕНЬ

ТРЕБОВАНИЙ      

-     «5» (отлично) выставляется за 64 % СОУ (IV уровень);

- «4» (хорошо) выставляется за 36 % СОУ (III уровень);

-«3»   (удовлетворительно)   выставляется   за   16   %   СОУ   (II
уровень).

Около 60 % учителей общеобразовательных школ работают на II уровне требований.

Ш УРОВЕНЬ  

ТРЕБОВАНИЙ    

-     за верхний предел «отлично» берется понимание, т.е. 36 % СОУ;

  • -«хорошо» — за 16 % СОУ (запомнил, рассказал);
  • «удовлетворительно» - за 4 % СОУ (I уровень: узнавание,
    различение).

22 % учителей работают на третьем уровне требований.

 

Остановимся на Ш уровне требований выставления оценок. В идеале III (низший) уровень требований к оценке является показателем невысокой эффективности учебной деятельности. Однако это не так. Выставление оценок на Ш уровне требований может быть обусловлено рядом причин и объективных факторов даже при очень эффективной учебной деятельности. Прежде всего, при работе с учащимися с задержкой психического развития («трудными детьми»), с учащимися, которые долго и часто болеют в силу разных социальных причин (и в общеобразовательных классах).

Следовательно, можно сделать ВЫВОД, что учитель, работая в классах коррекционно-развивающего обучения, за верхний предел «отлично» должен брать показатель «понимание», т.е. работать на Ш уровне требования к оценке знаний, умений, навыков, что не может являться показателем невысокой эффективности учебной деятельности. Но в то же время постепенно, по мере развития учащихся повышать эти требования, проходя от Ш уровня ко II уровню развития. Оценка результатов деятельности учащихся в классах коррекционно-развивающего обучения отличается от общеобразовательных классов. В классах коррекционно-развивающего обучения содержание самого понятия «результат» иное. Шаг вперед - шаг назад. Результат! Два шага вперед и только шаг назад - результат! Но и этот результат может не случиться, если кто-нибудь нарушит привычный режим занятий.

В конце учебной четверти учащиеся обычных классов мобилизуются, «собираются с силами», чтобы «выложиться» на контрольных работах, зачетах. У детей с задержкой психического развития уровень тревожности такой, что предупреждать их о проверочных работах иногда и не стоит. Само слово «контрольная» угнетает их психику. Спасти положение может только размеренный ход занятий, систематическое проведение проверочных работ, чтобы учащиеся к ним привыкли. Контрольные работы проводить по следам выполненных упражнений. Предупреждать о предстоящем зачете в начале изучения темы.

Всякий контроль следует завершить за 1-2 недели до каникул!

Оценка знаний, умений, навыков в классах коррекционно-развивающего обучения должна (носить) отражать и ситуативный успех, и результат освоения материала целой темы (раздела). Оценка за работу на каждой ступеньке урока приучает, не отвлекаясь, следить за ходом урока, вовремя и аккуратно делать записи, под руководством учителя выполнять задания.

Оценивание в течение всего урока поддерживает внимание, активность, инициативу всех учащихся. Ученик сам осознает, насколько успешно он справляется с учебой: где удачно, где нет, почему ошибся, как надо действовать, чтобы достигнуть лучших результатов.

Оценка педагога воспринимается как доброжелательная и справедливая, не вызывает обиды, ученик знает, что ему помогут. Это приносит удовлетворение, радость учащимся, усиливает атмосферу доброжелательности, уверенности. Оценивание в классах коррекционно-развивающего обучения должно быть обязательно и количественное, и качественное (Молодец! Очень активен, хорошо рассказал и др.). Контроль знаний является как способом активизации деятельности, так и средством установления коммуникаций. Деятельность учителя по организации контроля на занятиях должна вестись с учетом рекомендаций, которые дает Г. Б. Скок.

Таблица 1

Деятельность учителя по организации контроля на занятиях

НЕПРОДУКТИВНО

ПРОДУКТИВНО

  1. целенаправленность контроля;
  2. результаты контроля не обсуждаются;
  3. необъективная     оценка     результатов
    деятельности      (завышение      оценок
    сильным, и занижение слабым);
  4. критерии       оценок   заранее       не
    сообщаются;
  5. негативная оценка личности;
  6. однообразие форм контроля
  7. полное    отсутствие    контролирующей
    деятельности;
  8. гипертрофия   функции   контроля    (в
    ущерб обучению);
  9. самооценка     и     самоконтроль     не
    практикуются и не поощряются;
  10. преобладание отрицательных оценок
     
  1. целенаправленность контроля;
  2. обсуждение результатов контроля;
  3. объективность   оценочных   суждений
    преподавателя;
  4. требования        к        выполнению
    контрольных заданий, критерии оценок
    сообщаются заранее;
  5. оценки результатов деятельности (а не
    личности);
  6. разнообразие форм контроля;   -
  7. индивидуализация контроля;
  8. передача функции контроля ЭВМ;
  9. преобладание обучающей функции над
    контролирующей;
  10. самооценка и самоконтроль;
  11. преобладание положительных оценок


Также важно создание положительного эмоционального комфорта на уроке. В этом случае полезно обратиться к рекомендациям тоже Г. Б. Скока.

Таблица 2

Деятельность учителя

по созданию положительного эмоционального настроя в учебном процессе и регуляции поведения на занятиях

НЕПРОДУКТИВНО

ПРОДУКТИВНО

  1. раздражение, неудовольствие;
  2. нотация;
  3. отсутствие похвалы;
  4. не эмоциональность         преподавателя,
    пассивность;
  5. подчеркнутая   эмоциональная   окраска
    всех высказываний;
  6. недобрая, снисходительная насмешка;
  7. замечание аудитории;
  8. частые  отступления,   не  связанные  с
    темой занятия;
  9. ограниченный репертуар воздействий на
    поведение, а число их велико;
  10. преобладание прямых воздействий на
    поведение;
  11. преобладание       негативных      оценок
    деятельности, поведения;
  12. негативная оценка личности;
  13. перерывы в работе не соблюдаются;
  14. организация     поведения     (в     ущерб
    деятельности)

  1. ободрение, похвала;
  2. юмор, шутка, улыбка;
  3. умеренные жесты, мимика;
  4. призыв работать лучше, быстрее;
  5. направленное формирование оценочных
    суждений;
  6. создание         обстановки        доверия,
    уверенности в успехе;
  7. замечания отдельным учащимся;
  8. отступление, связанное с темой занятия;
  9. число     воздействий     на    поведение
    невелико, а репертуар широк;
  10. косвенное  воздействие  на поведение
    (изменение ситуации);
  11. преобладание   положительных   оценок


(деятельности, результата);

  1. соблюдение перерывов в работе;
  2. организация деятельности     (а     не
    поведения)

   

От того, как происходит процедура оценивания учащихся в классах коррекционно-развивающего обучения, существенно зависит отношение их к учебной деятельности в целом. У этих детей особо выражена потребность в самоуважении, самоутверждении, в поддержании чувства собственного достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Моя работа содержит задачи и содержание проверки знаний, уроки диагностики знаний и умений. Акцент сделан на индивидуальный подход к системе проверке знаний в 5-6 классах. В приложении даны конкретные...

«Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках- тема по самообразованию"

Контроль знаний, умений и навыков должен быть полным и всесторонним. В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...