Контроль и оценка на уроках химии
статья по химии по теме

Криницына Ираида Валерьевна

Описание опыта работы по организации действий контроля и оценки на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_i_ocenka.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль и оценка на уроках химии.

Важнейшей задачей в современной школе является организация учебной деятельности школьников, когда  он мог бы успешно овладевать умениями, способами освоения различных научных знаний. Такая организация учебной деятельности предполагает постановку и решение учебных задач.                                                                При решении учебной задачи ребенок усваивает общий способ поиска в наборе задач определенного типа. Учебные задачи решаются при помощи особых учебных действий, к которым В.В. Давыдов относит:

  1. Преобразование условия задачи для обнаружения отношения изучаемого объекта;
  2. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
  3. Преобразование модели для изучения его свойств в чистом виде;
  4. Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  5. Контроль за выполнением предыдущих действий;
  6. Оценку усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Хочу обратить внимание на два последних учебных действия и их организацию на уроках.        Каждое учебное действие включает в себя определенный состав операций и содержит совместное выполнение их группой учащихся в различных видах совместной деятельности.                                                                                Осуществляя контроль, учащиеся соотносят свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, связывают качество этих результатов с уровнем и полнотой выполнения учебных действий.                                                Контроль может осуществляться как на основе анализа готовых результатов, полученных при выполнении определенных заданий, так и на основе предполагаемых результатов учебных действий, выполненных как бы про себя, устно в уме. Такая организация контроля позволяет сформировать у обучающихся навыки самоконтроля за усвоением материала.                                                                        Действие оценки фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения учебного материала требованиям учебной задачи, когда обучающиеся сами определяют, владеют они или нет общим способом решения, и анализируют причины, по которым им не удалось освоить данные способы решения.                                                        При выполнении действий контроля и оценки необходимо привлекать внимание обучающихся к содержанию собственных действий с точки зрения соответствия результата данной учебной задачи.                                                                Оценка как учебное действие осуществляется на основе рефлексии. Рефлексия как мыслительное действие состоит в рассмотрении собственных действий и их соответствия условиям учебной задачи, характеру ее цели и особенностям ее структуры.                Рефлексия в подростковом возрасте представляет собой явление, при котором происходят сопоставление ее условий и целей, выявление существующих в опыте ученика средств и способов преобразования объекта, определение их достаточности для разрешения цели, выработка пооперационных действий, учет и обработка информации, говорящей о соответствии каждого этапа решения целям задачи.                                Рефлексия как умственное действие, направленное на контроль за собственной мыслительной деятельностью обучающегося, может осуществляться в процессе решения учебных задач. Думаю, что решение учебных задач может хорошо удаваться на уроках химии, физики и других, где возможно создать условия для эксперимента, моделирования, выполнения различных преобразований учебного материала.                                Рефлексивный процесс на уроке, я чаще всего осуществляю, поставив обучающихся перед видимым противоречием в учебном материале, и предлагаю обсудить его с разных точек зрения. В ходе обсуждения выявляется незнание отдельных моментов, и это становится предметом анализа. В результате ученики выясняют, что их знаний и способов действий недостаточно для решения проблемы, и тогда возникает необходимость выработки общего способа действия для освоения нового. При этом всю координирующую работу провожу сама.                                                                Иногда рефлексию я провожу в малых группах, и тогда субъектом рефлексивной деятельности является совместный процесс работы.                                                При такой организации рефлексии появляется возможность выполнения действий самоконтроля и самооценки, когда через осмысление различных этапов действий у обучающихся осуществляется переход от незнания к знанию.                                                Считаю, что условием закрепления такого уровня рефлексии является организация коммуникативной деятельности обучающихся по разрешению учебных ситуаций, когда в процессе парной или групповой работы идет обсуждение, споры, анализ известных способов действия и поиск новых. Это формирует действие контроля, обеспечивающее необходимую полноту пошаговых действий и правильность их выполнения.                На своих уроках я использую различные виды контроля как учебного действия:                -итоговый контроль, где предметом действия служит результат учебного действия; - пооперационный контроль, при котором обучающиеся сравнивают состав операций учебного действия с характером учебной задачи;                                                        -планирующий контроль, при котором провожу учет и коррекцию результатов еще не осуществленных действий;                                                                                - рефлексивный контроль, когда осуществляется переход от одной учебной задачи к другой, от одного освоенного способа действия к поиску нового, соответствующего изменившимся условиям задачи.

Действие контроля тесно связано с оценкой, которая «позволяет определить усвоен или нет (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели – мотиву»  [2].                При организации текущего контроля я выбираю средства работы с учениками и определяю степень их подготовленности к этапному контролю, после чего идет проверка знаний и умений по отдельным блокам учебного материала. Таким образом, оценка, полученная в результате данных действий, характеризует уровень усвоения учебного материала учащимися. Осуществляя так контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности.                                                                Нужно всегда четко осознавать, что должен знать и уметь ученик после изучения конкретной темы: а) знание теоретического материала (умение дать формулировку основных понятий, законов, уметь определять их); б) знание фактического материала (состав, строение, свойства, применение химических веществ); в) знание химического языка; г) экспериментальные умения; д) умение решать расчетные задачи. На основании этого разрабатывается памятка учащимся. В этом случае чаще всего использую контрольную работу (письменно), либо зачет (устно).                                                        Часто содержание темы определяет форму контроля. Так, при изучении темы «Теория химического строения органических соединений» контроль лучше проводить в форме собеседования или теоретического  семинара, а при изучении темы «Электролиз» или «Гидролиз солей» оптимальной формой контроля будет практикум или эксперимент.         Чтобы проверить знания учащихся на уровне ознакомления с новым материалом после урока-лекции – диктант либо теоретический семинар или контрольные и самостоятельные работы; на уровне отработки умений – тренинг, тестовые задания разного уровня сложности.                                                                                 Хорошим отражением системы знаний и умений каждого ученика служит индивидуально-тематический учет. Он включает в себя список класса и перечень основных контрольных показателей знаний и умений по химии. Эта работа очень кропотлива и требует дополнительной затраты времени, но при этом хорошо прослеживается уровень каждого ученика в отдельности и класса в целом, а  результат не заставит себя ждать.

Фамилия имя

Знание теории

Умение решать задачи (тип)

Владение химическим языком

Экспериментальные умения

Составление уравнений реакций

Итоговая оценка

Петров Иван

Иванов Петр

Итоговая оценка по теме складывается из оценок по каждому показателю. Считаю, что  такой вариант контроля носит развивающий характер, делая ученика активным участником процесса обучения, творческого его преобразования.

Литература.

  1. В.В. Давыдов, «Проблемы развивающего обучения», М.: Педагогика, 1986.                
  2. В.В. Давыдов, А.У. Варданян, «Учебная деятельность и моделирование», Ереван: Луйс,  1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировка и выработка устойчивых навыков работы с тестами при контроле и оценке знаний обучающихсяна уроках химии и биологиис целью подготовки учащихся к ЕГЭ"

Данная презентация может оказать методическую помощь при подготовке обучающего семинара по вопросу использования тестовой технологии...

Информационно – коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии

Сообщение на МО естественно - математического цикла.- Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и  умений учащихся.- Компьютерные тесты являются достаточно мощным ...

Виды контроля знаний учащихся на уроках химии

Данный материал представляет обобщение по теме контроль знаний. В статье указаны виды контроля, на каких этапах урока лучше проводить тот или иной вид контроля. Преимущества тестового контроля для быс...

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование»....

Оценка и контроль качества знаний учащихся по химии

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения....

Информационно- коммуникационные технологии в системе контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии.

Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличи...