Рабочая программа по химии 9 кл
рабочая программа (химия, 9 класс) по теме

Наривончик Наталья Михайловна

Рабочая программа по химии.9 класс.2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogr_po_himii_9_klass.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Согласовано                                                                                                                 Утверждаю

зам.директора по УВР                                                                                         директор школы

_________ М.И.Зарубина                                                                _______ Т.П.Большедонова

                                                                                                          Приказ от 01.09.  2012   № 61

Рабочая программа

по предмету

«Химия»

9 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составила

учитель химии  Н.М.Наривончик

2012 – 2013

учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа по химии для 9 класса разработана в соответствии с:

        1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об

            образовании»;

        2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об    

           утверждении федерального компонента государственных образовательных  

           стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  

           общего образования»;

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии;
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
  4. Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
  5.   Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;

 

    Настоящая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии 8 -11 классы к учебному комплексу для 8-11 классов (составитель О.С.Габриелян.-М.: Дрофа, 2010.- с. 59 – 105.

Учебно-методический комплект по химии издательства «Дрофа» (автор О.С.Габриелян) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской

Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по химии для 9 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из школьного компонента на изучение химии в 9 классе введён 1 час. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.

Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Рабочая программа по химии для 9 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Цели изучения химии:

  1. формирование знаний основ науки -  важнейших фактов, понятий, законов и теорий,  

            химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий    

            об основных принципах химического производства;

  1. развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в  

            природе, в лаборатории и в повседневной жизни;

  1. формирование  умений работать с веществами, выполнять несложные химические  

            опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические

            знания в общении с природой и в повседневной жизни;

  1. раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном

            природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей    

           среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

  1. развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений  

            и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Учебник:

 Габриелян О.С.  Химия. 9 класс. Учебник  для  общеобразовательных  учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

ТЕМА 1

Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) руды железа. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

ТЕМА 2

Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл»- «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

ТЕМА 3

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений 

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». 5. Экспериментальные задачи пот теме «Подгруппы азота и углерода»

ТЕМА 4

Органические соединения

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

АЛКАНЫ. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

АЛКЕНЫ. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

АЛКИНЫ. Ацетилен, Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие крахмала с иодом.

ТЕМА 5

Свойства неметаллов и их соединений

1. Получение и свойства этилена. 2.Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Требования к уровню подготовки обучающихся  8 класса

В результате изучения ученик  должен

 знать/понимать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);  виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей веществ;

- строение, свойства и практическое значение метана, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов уксусного альдегида и уксусной кислоты;

- понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации;

 уметь

- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

- выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

      Список литературы для обучающихся.

Габриелян О.С. Химия. 9класс.  Учебник для общеобразовательных      учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.

      Используемая  учебно-методическая литература  (учебники других авторов, сборники тестовых  

      заданий,    поурочное  планирование) и средства обучения.

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 8-9 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2006.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Мультимедийные:

  1. Ресурсы сети Интернет

Учебно - тематический план по химии,

9  класс,

 (2 часа  в неделю, всего 68 часов),  

УМК О.С. Габриеляна

№№

п\п


Наименование темы

Кол-во

час.

Из них

контр.

работ

1

Повторение. Общая характеристика химических элементов

2

Тема 1. Металлы

3

Тема 2. Неметаллы

4

Тема 3.  Свойства металлов и их соединений (химический практикум)

5

Тема 4. Органическая химия

6

Тема 5. Свойства неметаллов и их соединений (химический практикум)

7

Тема 6. Повторение курса химии за 9 класс

8

Резервное время

Итого

Календарно-тематическое  планирование

по химии

 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК  О.С.Габриеляна

Тема урока

Дата проведе

ния

Факти

ческая

дата

Повторение. Общая характеристика химических элементов

1

Повторение. Общая характеристика химического элемента. Периодический закон.

2

Периодический закон и периодическая система.

Характеристика элемента-неметалла на основании его положения в периодической системе

3

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов

4

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов.

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Тема I. Металлы

5-6

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства.

7-8

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

9

Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.

10-11

Щелочные металлы и их соединения.

12-13

Щелочноземельные металлы и их соединения.

14

Соединения кальция.

15-16

Алюминий и его соединения.

17-18

Железо и его соединения.

19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

20

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

21

Анализ контрольной работы.

Тема 2. Неметаллы

22

Общая характеристика неметаллов.

23

Водород, его физические и химические свойства.

24

Общая характеристика галогенов.

25

Соединения галогенов.

26

Кислород, его физические и химические свойства.

27

Сера, её физические и химические свойства.

28

Оксиды серы.

29-30

Серная кислота и её соли.

31

Азот, его физические и химические свойства.

32

Аммиак и его свойства.

33

Соли аммония.

34

Оксиды азота (II) и (IV).

35

Азотная кислота и её свойства.

36

Соли азотной кислоты.

37

Фосфор, его физические и химические свойства.

38

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

39

Углерод, его физические и химические свойства.

40

Оксиды углерода.

41

Угольная кислота и её соли.

42

Кремний и его соединения.

43

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

44

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

45

Анализ контрольной работы.

Тема 3. Свойства металлов и их соединений (химический практикум)

46

Практическая работа №1

Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств

47

Практическая работа №2

Получение аммиака и исследование его свойств

48

Практическая работа №3

Получение углекислого газа и исследование его свойств

49

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач

50

Практическая работа №5

Получение, собирание и распознавание газов

Тема 4. Органическая химия

51

Предмет органической химии.

52-53

Предельные углеводороды (метан, этан).

54

Непредельные углеводороды (этилен).

55

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

56

Спирты.

57

Карбоновые кислоты.

58-59

Белки. Жиры, Углеводы.

60

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органическая химия»

61

Повторение. Подготовка к контрольной работе

62

Контрольная работа № 3 по теме  «Органическая химия»

Тема 5. Свойства металлов и их соединений (химический практикум)

63

Практическая работа №6

Получение и свойства этилена

64

Практическая работа №7

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ

Тема 7. Повторение курса химии за 9 класс

65-66

Повторение курса химии за 9 класс

67-68

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....